Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией

Работа №96399

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие «готовность к обучению грамоте» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
- 10 возраста с дизартрией
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у
- 14
детей с ОНР III уровня
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 18
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 18
2.2. Результаты обследования моторной сферы 20
2.3. Результаты обследования звукопроизношения 29
2.4. Результаты обследования фонематических процессов 34
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С ОНР III
УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 40
3.1. Анализ научно-методической литературы 40
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 45
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИВОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 86


Подготовка ребенка к школе считается одной из главнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. На сегодняшний день к начальному обучению требования поднимаются, более актуальными становятся ряд психолого-педагогических задач, которые опираются на подготовку детей к школе. Ребенок будет намного успешней в обучении, если будет готов по всем параметрам. Для старших дошкольников с речевым недоразвитием решение данной проблемы имеет особый смысл, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптацией. На современном этапе многие исследователи отмечают резкий подъём речевой патологии из-за множества негативных биологических и социальных причин. Одним из наиболее тяжелых по структуре речевого дефекта является общее недоразвитие речи (ОНР). При данной речевой патологии нарушены все компоненты речевой системы, но слух и интеллект сохранны.
Изучение детей с третьим уровнем речевого недоразвития и дизартрией показало, что они не достаточно готовы к обучению грамоте, так как у них недостаточно развиты компоненты языковой системы (фонематические процессы, звукопроизношение, лексико-грамматический строй).
Дошкольники данной группы не дифференциацируют звуки, искажают их из-за неустойчивой артикуляции, также встречаются замены и смешения звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается у детей при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук [26].
Многие авторы занимались изучением проблем, связанных с подготовкой к обучению грамоте дошкольников с ОНР, такие как: Н. В. Нижегородцева [30], Т. А. Ткаченко [38], Т. Б. Филичева [42], Г. В. Чиркина [49] и другие. В своих работах они обосновывают, что фонематический слух - это необходимое условие для усвоения детьми грамоты. Обучение грамоте, в свою очередь, помогает уточнению представлений о звуковом составе языка, способствует усвоению навыков звукового анализа и синтеза слова. Не смотря на достаточно большое количество исследований, связанных разработкой методов и приемов преодоления фонетико-фонематического, лексико-грамматического недоразвития и формирования связной речи, проблема готовности к обучению детей грамоте, диагностика и система коррекции являются актуальными.
Объект исследования: изучение уровеня сформированности готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Предмет исследования: определение направлений и содержания работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Цель исследования: на теоретическом уровне доказать, раскрыть исходное состояние готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР III уровня и сформировать в ходе коррекционной работы компоненты готовности, требуемые для овладения навыками чтения и письма.
В соответствии с целью нами были сформулированы задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу согласно вопросу о формировании готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией;
2) Провести констатирующий эксперимент, направленный на готовность детей к обучению грамоте и проанализировать результаты;
3) Спланировать и провести обучающий эксперимент, направленный на формирование готовности к усвоению грамоте;
4) Проанализировать результаты проведенной работы в ходе контрольного эксперимента.
Методы исследования: эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), количественная и качественная обработка полученных результатов исследования.
Методологическая основа:
1. Теоретические основы по подготовке к обучению грамоте
дошкольников (П. Н. Анохин, В. М. Бехетерев, Е. В. Гурьянов,
М. М. Кольцова, А. Н. Леонтьев, П. Ф. Лесгафт, А. Р. Лурия,
И. Н. Садовникова, К. Д. Ушинский, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.)
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего, обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ результатов.
4. Сравнительный метод - сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Базой исследования является МБДОУ - Детский сад компенсирующего вида №452, г. Екатеринбург, ул. Электриков, 18А.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашей работы были решены все поставленные задачи, а именно, была изучена научно-методическая литература по проблеме исследования (П. Н. Анохин, А. Н. Леонтьев, И. Н. Садовникова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие), рассмотрен вопрос о формировании готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией, также была изучена психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией, рассмотрены особенности произносительной стороны речи и фонематических процессов у детей с ОНР III уровня. Был проведен констатирующий эксперимент, который направлен на изучение сформированности функций, которые являются базой для обучения грамоте.
Результаты констатирующего эксперимента были проанализированы качественно и количественно. Определялись направления и содержание логопедической работы на совершенствование моторной сферы, устранение нарушений произношения, фонематических процессов, которые являются основными компонентами для обучения грамоте. Для проверки эффективности составленной коррекционо-логопедической работы был проведён обучающий эксперимент.
Анализ научно-методической литературы позволяет считать, что успешность в обучении грамоте у ребенка полностью зависит от высокого уровня физической, психической и речевой готовности . Поэтому ребенку с дошкольного возраста необходимо всестороннее развиваться. Дети с ОНР III уровня значительно отстают от нормально развивающихся сверстников. Для данной категории детей свойственно нарушение всех компонентов речевой системы. При дизартрии негативное влияние дефектного звукопроизношения проявляется в несформированности фонематических процессов. Дети искажают звуки, заменяют и смешивают их.
По итогам констатирующего эксперимента у всех детей наблюлась несформированность моторной сферы, нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, недоразвитие грамматических навыков. Совокупность данных нарушений затрудняет процесс овладения письмом и чтением на последующих этапах обучения ребенка. Таким образом, нами была спланирована коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня и дизартрией, направленная на формирование готовности к усвоению грамоты.
Работа по улучшению состояния готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР III уровня велось при помощи специальных игр и упражнений.
Для оценки эффективности проведенного коррекционного обучения был проведен контрольный эксперимент с использованием тех же методических приемов и параметров оценки. Контрольный эксперимент по сравнению с констатирующим экспериментом, показал положительную динамику, улучшились показатели в развитии речи. Итоги проведенного эксперимента показали более успешные результаты по совершенствованию моторной сферы, а также коррекции звукопроизношения и фонематического слуха на сонорные и шипящие звуки. Проведенная коррекционная работа по повышению уровня готовности к обучению грамоте предполагала индивидуальный подход с учётом особенностей развития каждого ребенка.
Подготавливая ребёнка к обучению грамоте нужно помнить, что это трудный процесс, который включает в себя множество компонентов. Наличие сформированности звукопроизношения, фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи будет считаться основой для овладения письма и чтения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что те трудности, с которыми ребёнок дошкольного возраста с ОНР III уровня и дизартрией сталкивается в период обучения грамоте, возможно предотвратить лишь при систематической коррекционной работе в течении длительного времени.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 319 с.
2. Безруких, М. М. Как научить ребенка писать красиво [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Дидакт, 1995. - 89 с.
3. Бельтюков, В. И. Пути исследования механизма речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Астрель,1984. - 170 с.
4. Ванюхина, Г. А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий [Текст] / Г. А. Ванюхина. - М. : Астрель, 2007. - 180 с.
5. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха [Текст] / Н. С. Варенцова, Е. М. Колесникова. - М. : Просвещение, - 2004. - 109 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, 2006. - 141 с.
7. Воеводина, Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте [Текст] / Е. С. Воеводина. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 44 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] : Учебно-методическое пособие. / Г. А. Волкова. - Спб. : «Детство - Пресс», 2005. - 144 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для педвузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Владос, 2012. - 364 с.
10. Волоскова, Н. Н. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Н. Н. Волоскова, Л. И. Белякова. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Владос, 2009. - 265 с.
12. Глаголева, Е. А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму [Текст] / Е. А. Глаголева // Журнал воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №4. - С. 87-103.
13. Г орова, Л. А. Развиваем мышление. Моторика, логика, речь. Детям от 5 лет [Текст] / Л. А. Горова. - Спб. : «Оникс», 2004. - 16 с.
14. Дубровина, Т. И. Раннее выявление предпосылок к нарушению чтения у младших школьников [Текст] / Т. И. Дубровина, А. П. Бондаренко // Журнал школьный логопед. - 2006. - №1. - С. 45-57.
15. Еромыгина, М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика [Текст] / М. В. Еромыгина.
- СПб. : Издательство «Детство-пресс», 2017. - 64 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ