Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Работа №96395

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Лингвистический анализ предикативной лексики 7
1.2. Особенности развития предикативной лексики у детей старшего
дошкольного возраста в онтогенезе 10
1.3. Характеристика формирования предикативной лексики у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ.. 18
2.1. Организация констатирующего эксперимента 18
2.2. Методики логопедического обследования предикативного словаря
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи... 21
2.3. Анализ результатов обследования предикативного словаря у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 35
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 35
3.2. Содержание логопедической работы, направленной на
формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 37
3.3. Результаты формирующего эксперимента 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 93

Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена состоянию формирования предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Актуальность исследования. В настоящее время на этапе развития педагогики наблюдается дефицит методик по формированию предикативной лексики у обучающихся с общим недоразвитием речи, а также недостаток комплексных методик по ее исследованию. В имеющихся диагностических методиках (Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, Н. В. Серебряковой Н. В. Нищевой и др.) в состав лексико-грамматического строя входит предикативная лексика. Следовательно, ее исследованию отводится небольшой объем заданий, что исключает возможность выявить полноту усвоения предикативной лексики детьми дошкольного возраста.
Нарушения в развитии предикативной лексики влекут за собой нарушения лексической системы языка, что значительно затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности, задерживает формирование как устной, так и письменной речи.
Зарубежные и отечественные лингвисты отводят предикату главное место в организации синтаксических единиц, которые составляют основу речевой коммуникации (Ю. Д. Апресян, В. В. Виноградов, А. А. Пешковский и др.).
По мнению специалистов (Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова,
С. Н. Шаховская и др.), развитие лексико-грамматической стороны речи у обучающихися с общим недоразвитием речи является основным направлением коррекционной работы Логопедическая работа направлена на овладение семантически целым высказыванием, механизм которого связан с формированием предикативных структур. Методика формирования предикативной лексики должна осуществляться дифференцированно для детей с общим недоразвитием речи в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к коррекционной работе в дошкольных организациях, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии.
Актуальность работы подтверждается следующими положениями:
1. Общее недоразвитие речи является достаточно распространенным нарушением у обучающихся дошкольного возраста.
2. Исследование направлено на изучение состояния предикативной лексики, а также на оказание логопедической помощи обучающимся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Логопедическая работа по формированию предикативной лексики обеспечивает основу для развития связной речи.
Анализ актуальности исследования позволил сформулировать тему дипломной работы: «Логопедическая работа по формированию
предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Объект исследования - состояние предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по формированию предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования -обосновать теоретически, разработать
экспериментально и проверить эффективность логопедической работы по формированию предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной нами были выделены следующие задачи:
1. Провести научно-теоретический анализ изучения и формирования предикативной лексики, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить лингвистические, методические и педагогические основы, формирования предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Провести обследование сформированности предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определить динамику в формировании предикативной лексики у обучающихся после экспериментальной работы.
Экспериментальная база исследования. Исследовательская работа осуществлялась на базе МАДОУ «Детский сад № 3» г. Североуральск. Контингент испытуемых представлен старшими дошкольниками в количестве 12 человек, имеющие логопедическое заключение о наличии общего недоразвития речи.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 71 источника, и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование по формированию предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, позволило придти к следующим выводам:
1. Анализ научно-теоретических основ изучения и формирования предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показал, что предикативная лексика, с семантической позиции, представляет собой сложно структурированную организацию, основу которой составляют глагольные, а также признаковые предикаты. Формирование предикативной лексики проходит длительное время и во многом зависит от речевой и социальной среды, окружающей ребенка.
2. Анализ основ теоретического и методологического изучения развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи свидетельствует о существенных отклонениях, именно у данной категории детей отмечаются специфические трудности в овладении предикативной лексикой. На специфику аграмматичного построения высказывания и несформированность предикативной лексики данной категории детей влияет не только уровень речевого развития, но и форма речевой патологии.
3. Анализ результатов сформированности предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показал, что у 100 % участников исследования предикативная лексика сформирована недостаточно. На констатирующем этапе работы итоговый средний балл по всем заданиям из обследования предикативной лексики составляет 2,4 балла. На основе полученных данных, нами было подобрано содержание логопедической работы по формированию предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. По завершении формирующего эксперимента исследовательской работы нами было проведено контрольное исследование, целью которого являлось определение эффективности логопедической работы, направленной на формирование предикативной лексики. На контрольном этапе итоговый средний балл обучающихся по всем заданиям из обследования составил 3 балла. Данные результаты позволяют сделать вывод о динамике в формировании предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи после экспериментальной работы.


1. Агошкова, О. В. Дифференцированный подход в контексте личностно-ориентированного образования [Текст] /О. В. Агошкова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 5. - С. 17-21.
2. Ахманова, Т. В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Т. В. Ахманова. - М. : Советская энциклопедия, 1969. - 607 с.
3. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Изд-во МИГУ, 1989. - 63 с.
4. Барменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Т. Д. Барменкова. - М. : Изд-во МИГУ, 1997. - 182 с.
5. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М. : МОДЭК, 2001. - С. 7-14.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
7. Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений [Текст] / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова. - М. : Изд-во МПГУ, 2010. - 200с.
8. Васильев, Л. М. Семантика русского глагола [Текст] / Л. М. Васильев. - М. : Просвещение, 1986. - 152 с.
9. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. М. Вершинина // Логопед.
- 2004. - № 1. - С. 34 - 40.
10. Виноградов, В. В. Вопросы современного русского словообразования [Текст] / В. В. Виноградов // Русский язык в школе. - 1951.
- № 2. - С. 1-10.
11. Виноградова, Н. А. Дошкольное образование: Словарь терминов [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, С. Н. Толстикова. - М. : Айрис- Пресс, 2005. - 400 с.
12. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов , кн. V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 480 с.
13. Волковская, Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования [Текст] / Т. Н. Волковская. - М. : Издательский дом образование плюс, 2009. - 103 с.
14. Воробьева, В. К. Ошибки в использовании глаголов детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М. : Просвещение,
1967. - 220 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - №2. - С. 110 - 114.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ