Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с дизартрией

Работа №96393

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы134
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1 . Определение основных понятий темы 6
1.2. Онтогенез становления лексико-грамматических средств языка у
детей 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших
дошкольников с дизартрией 17
1.4. Характеристика лексико-грамматических средств языка у детей с
дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Организация констатирующего эксперимента и логопедические методики обследования лексико-грамматических средств языка у
29 старших дошкольников с дизартрией 29
2.2. Характеристика нарушений лексико-грамматических средств
языка у старших дошкольников с дизартрией на основании результатов констатирующего эксперимента 38
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 52
3.1. Теоретическое обоснование и содержание формирующего
эксперимента 52
3.2. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 130


Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Речь является специфическим человеческим способом формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Так же, речь является одним из главных показателей развития ребенка [21].
Одним из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи является дизартрия. Это расстройство представляет значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции, так как ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения [4].
В настоящее время накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии и симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при дизартрии. Е. Н. Винарская и Л. Б. Литвак изучали локально-диагностические проявления дизартрических расстройств. Изучением дизартрии занимались ученые: О. О. Правдина, Е. М. Мастюкова, К. А. Семёнова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова и другие. Однако вопросы формирования лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с указанным речевым расстройством, остаются недостаточно изученными.
Проблема исследования - поиск научно обоснованных путей формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью особенностей лексической и грамматической сторон речи, необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с дизартрией.
Объект исследования - состояние лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с дизартрией.
Цель исследования - определение путей формирования лексико-грамматических средств языка в процессе логопедической работы со старшими дошкольниками, имеющими дизартрию.
Задачи:
1) изучить и теоретически обосновать формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией;
2) провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией;
3) провести формирующий эксперимент, направленный на формирование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с дизартрией;
4) провести контрольный эксперимент, с целью изучения эффективности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с дизартрией.
При написании выпускной квалификационной работы использовались теоретические и эмпирические методы научного исследования:
- теоретический анализ литературы;
- констатирующий эксперимент;
- формирующий эксперимент;
- контрольный эксперимент.
База исследования - МБДОУ детский сад №392 г. Екатеринбурга.
Структура и объем работы: введение, три главы, заключение, список источников информации, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие правильной речи у ребенка - процесс, требующий теоретических знаний в ряде областей, таких как медицина, психология, педагогика и других. Для формирования лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников необходимо пройти определенный алгоритм действий. В первую очередь проводится комплексное обследование ребенка специалистами, включая невролога и логопеда. После этого формулируется логопедическое заключение. Исходя из заключения и индивидуальных особенностей ребенка, строится перспективный план коррекционной работы. Логопед выбирает доступные для ребенка методы и приемы работы, которые осуществляются в игровой форме. Работа по формированию лексико¬грамматических средств языка у старших дошкольников с дизартрией не проводится изолированно, она включена в комплексный подход, реализуется параллельно с развитием моторной базы речи и фонематических процессов.
Целью работы было определение путей формирования лексико-грамматических средств языка в процессе логопедической работы со старшими дошкольниками, имеющими дизартрию. В соответствии с целью были решены следующие задачи:
1) Изучено и теоретически обосновано формирование лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с дизартрией с помощью трудов Архиповой, А. Н. Гвоздева, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой.
2) Проведен констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с дизартрией. Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада №392 г. Екатеринбурга. Результаты, полученные в ходе эксперимента, анализировались количественно и качественно. В итоге всем детям были поставлены логопедические заключения.
3) Проведен формирующий эксперимент, направленный на формирование лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с дизартрией. Эксперимент проходил в течение 6 недель, в нем принимали участие 10 детей, в возрасте 5 - 6 лет, с диагнозом общее недоразвитие речи третьего уровня, псевдобульбарная дизартрия легкой и средней степени тяжести. Было проведено 60 подгрупповых и 6 фронтальных занятий.
4) Проведен контрольный эксперимент, результаты которого подтвердили эффективность подобранной логопедической работы.
Дети старшего дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в систематической специальной логопедической работе по формированию лексико-грамматических средств языка. Организация и содержание этой работы будут отличаться от традиционных методов логопедической помощи, так как будут включать в себя дополнительные направления, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Логопеду следует опираться на основные принципы и требования при работе с детьми с дизартрией. При составлении плана занятий необходимо учитывать особенности каждого ребенка, структуру дефекта и компенсаторные возможности.
В ходе работы были не только получены новые знания по проблеме формирования лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с дизартрией, но и автоматизированы умение работать с литературными и электронными источниками, умение обследования детей, умение планировать и реализовывать логопедическую работу, навыки взаимодействия с детьми, родителями и воспитателями.



1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 331 с.
3. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Л. И. Беляковой. - М. : Книголюб, 2004. - 56 с.
6. Буланин, Л. Л. Фонетика современного русского языка [Текст] / Л. Л. Буланин - М. : Либроком, 2011. - 208 с.
7. Бурлак, С. А. Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы [Текст] / С. А. Бурлак. - М. : Астрель, 2012. - 297 с.
8. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ: Астрель Хранитель, 2006. - 141 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2006 - 703 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - С. 51. - 2 Т.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - Спб. : Издательство «Детство-Пресс», 2007. - 472 с.
13. Горецкий, В. Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / В. Г. Горецкий, М. Р. Львов, О. В. Сосновская. - М. : Академия, 2007. - 464 с.
14. Гуровец, Г. В. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии. Изучение и коррекция речевых расстройств [Текст] / Г. В. Гуровец, Л. Р. Давидович, С. И. Маевская. - Л., 1986. - 179 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст] / Л. Н. Ефменкова. - М. ; Просвещение, 1985. - 112 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ