Управление социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20 г. Кушва
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ
КЛИМАТОМ В МАОУ СОШ № 20 7
1.1 Характеристика МАОУ СОШ № 20 7
1.2 Анализ системы управления персоналом МАОУ СОШ № 20 15
1.3 Анализ управления социально-психологическим климатом
трудового коллектива МАОУ СОШ № 20 23
29 Вывод по главе 1
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ТРУДОВОГО 31 КОЛЛЕКТИВА МАОУ СОШ № 20
31
2.1 Мероприятия по управлению социально-психологическим климатом
трудового коллектива МАОУ СОШ № 20
2.2 Нормативно-правовое обоснование мероприятий по управлению 36
социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20
2.3 Социально-экономическая эффективность мероприятий по 41 управлению социально-психологическим климатом трудового 47
коллектива МАОУ СОШ № 20 49
52
Вывод по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ
КЛИМАТОМ В МАОУ СОШ № 20 7
1.1 Характеристика МАОУ СОШ № 20 7
1.2 Анализ системы управления персоналом МАОУ СОШ № 20 15
1.3 Анализ управления социально-психологическим климатом
трудового коллектива МАОУ СОШ № 20 23
29 Вывод по главе 1
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ТРУДОВОГО 31 КОЛЛЕКТИВА МАОУ СОШ № 20
31
2.1 Мероприятия по управлению социально-психологическим климатом
трудового коллектива МАОУ СОШ № 20
2.2 Нормативно-правовое обоснование мероприятий по управлению 36
социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20
2.3 Социально-экономическая эффективность мероприятий по 41 управлению социально-психологическим климатом трудового 47
коллектива МАОУ СОШ № 20 49
52
Вывод по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Взаимодействия внутри трудового коллектива являются существенной областью в пространстве социальных отношений в организации. Поэтому тема социально-психологического климата трудового коллектива - актуальна и диктуется требованиями практики, определенными характером деятельности и проблемами эффективного управления персоналом, регуляции взаимоотношений между людьми. Взаимоотношения в трудовом коллективе, которые характеризуются тем, насколько социальнопсихологический климат благоприятен, могут существенно сказываться на достижениях как каждого участника в отдельности, так и в целом всей группы.
Социально-психологический климат очень важен и непосредственно для сотрудника, т.к. занимает важное место в формировании психологического комфорта в профессиональной деятельности человека. От социально-психологического климата в коллективе во многом зависит отношение сотрудников к своей работе, эмоциональный настрой, и, в конечном итоге, удовлетворенность работой. Поэтому управление социально-психологическим климатом имеет важное значение и для работника.
Значимость анализа и управления социально-психологическим климатом трудового коллектива школы подчеркивается тем, что профессия педагога подвержена такому неблагоприятному фактору как чрезмерное нервно-психическое напряжение, поскольку педагог - одна из самых массовых и социально значимых профессий, а высокая экспрессивность заложена в самой специфике педагогического труда, предполагающего интенсивное личностное общение с большим количеством людей при повышенной ответственности за его качество. Неблагоприятные условия в данном плане могут негативно сказываться на социально-психологическом климате трудового коллектива.
Все это обусловило высокую актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы.
В МАОУ СОШ № 20 требуется разработка мероприятий по
управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива с целью снижения уровня текучести кадров, снижения числа конфликтов, и для повышения эффективности деятельности организации в целом.
Противоречие состоит между необходимостью обеспечения высокого уровня эффективности системы управления персоналом в организации и существенными недостатками управления социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20, которые негативно влияют на такие показатели как уровень текучести кадров и количество конфликтных ситуаций. В связи с этим выявлена проблема исследования, которая заключается в неэффективности управления социальнопсихологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20.
Цель исследования - анализ системы управления персоналом и разработка мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ источников по теме социальнопсихологического климата трудового коллектива;
2) проанализировать систему управления персоналом организации;
3) проанализировать управление социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20;
4) разработать соответствующие мероприятия по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20;
5) обосновать нормативно-правовые аспекты и определить социальноэкономическую эффективность мероприятий по управлению социально - психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20.
Объект исследования - социально-психологический климат трудового коллектива.
Предмет исследования - управление социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20.
В работе применялись методы исследования: теоретические - изучение литературных источников и нормативных документов, описание, обобщение; практические - сбор данных, анализ кадровой документации организации, анкетирование.
Использованы литературные источники следующих авторов:
• в области организационной психологии - учебное пособие Л. Джуэлл, в котором представлено четкое и полное описание психологических основ теории организации, в т.ч. социально-психологическом климате трудового коллектива,
• в области управления персоналом - А.Я. Кибанов, Ю.А. Шибалкин, учебники указанных авторов применялись в данной работе в т.ч. в ходе анализа системы управления персоналом, учебное пособие Ю.А. Шибалкина было полезным для изучения поведения персонала в организации,
• в области социальной психологии - М.Ю. Кондратьев, чья работа использована, т.к. посвящена основным категориям социальной психологии, в т.ч. психологию поведения человека в социальной среде, межличностные отношения,
• в области изучения социально-психологического климата коллектива - Б.Д. Парыгин (основы социально-психологической теории, включая социально-психологический климат),
• в области психологии управления - А.А. Урбанович, чье учебное пособие помогло раскрыть теоретические основы психологии управленческой деятельности, основы делового взаимодействия .
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка источников и литературы (из 51 наименования), глоссария, приложения. Работа проиллюстрирована таблицами (7) и рисунками (3).
Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрыты цель, задачи, объект, предмет, методы и структура исследования.
В первой главе проведен теоретический анализ литературных источников; представлены результаты анализа деятельности МАОУ СОШ № 20, в т.ч. цели деятельности, структура управления, подсистемы управления, финансовые показатели деятельности. Представлены результаты анализа системы управления персоналом организации, в т.ч. регулирование трудовых отношений, распределение функций управления персоналом, основные кадровые показатели. Представлены результаты анализа управления социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20, в т.ч. статистика возникновения конфликтных ситуаций внутри
коллектива.
Во второй главе содержится описание соответствующих мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20, направленных на устранение выявленных проблем и недостатков; а также обоснованы нормативно-правовые аспекты мероприятий и определены показатели их социально-экономической эффективности.
В заключении содержатся ключевые выводы по результатам проведенного исследования.
Социально-психологический климат очень важен и непосредственно для сотрудника, т.к. занимает важное место в формировании психологического комфорта в профессиональной деятельности человека. От социально-психологического климата в коллективе во многом зависит отношение сотрудников к своей работе, эмоциональный настрой, и, в конечном итоге, удовлетворенность работой. Поэтому управление социально-психологическим климатом имеет важное значение и для работника.
Значимость анализа и управления социально-психологическим климатом трудового коллектива школы подчеркивается тем, что профессия педагога подвержена такому неблагоприятному фактору как чрезмерное нервно-психическое напряжение, поскольку педагог - одна из самых массовых и социально значимых профессий, а высокая экспрессивность заложена в самой специфике педагогического труда, предполагающего интенсивное личностное общение с большим количеством людей при повышенной ответственности за его качество. Неблагоприятные условия в данном плане могут негативно сказываться на социально-психологическом климате трудового коллектива.
Все это обусловило высокую актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы.
В МАОУ СОШ № 20 требуется разработка мероприятий по
управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива с целью снижения уровня текучести кадров, снижения числа конфликтов, и для повышения эффективности деятельности организации в целом.
Противоречие состоит между необходимостью обеспечения высокого уровня эффективности системы управления персоналом в организации и существенными недостатками управления социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20, которые негативно влияют на такие показатели как уровень текучести кадров и количество конфликтных ситуаций. В связи с этим выявлена проблема исследования, которая заключается в неэффективности управления социальнопсихологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20.
Цель исследования - анализ системы управления персоналом и разработка мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ источников по теме социальнопсихологического климата трудового коллектива;
2) проанализировать систему управления персоналом организации;
3) проанализировать управление социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20;
4) разработать соответствующие мероприятия по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20;
5) обосновать нормативно-правовые аспекты и определить социальноэкономическую эффективность мероприятий по управлению социально - психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20.
Объект исследования - социально-психологический климат трудового коллектива.
Предмет исследования - управление социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20.
В работе применялись методы исследования: теоретические - изучение литературных источников и нормативных документов, описание, обобщение; практические - сбор данных, анализ кадровой документации организации, анкетирование.
Использованы литературные источники следующих авторов:
• в области организационной психологии - учебное пособие Л. Джуэлл, в котором представлено четкое и полное описание психологических основ теории организации, в т.ч. социально-психологическом климате трудового коллектива,
• в области управления персоналом - А.Я. Кибанов, Ю.А. Шибалкин, учебники указанных авторов применялись в данной работе в т.ч. в ходе анализа системы управления персоналом, учебное пособие Ю.А. Шибалкина было полезным для изучения поведения персонала в организации,
• в области социальной психологии - М.Ю. Кондратьев, чья работа использована, т.к. посвящена основным категориям социальной психологии, в т.ч. психологию поведения человека в социальной среде, межличностные отношения,
• в области изучения социально-психологического климата коллектива - Б.Д. Парыгин (основы социально-психологической теории, включая социально-психологический климат),
• в области психологии управления - А.А. Урбанович, чье учебное пособие помогло раскрыть теоретические основы психологии управленческой деятельности, основы делового взаимодействия .
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка источников и литературы (из 51 наименования), глоссария, приложения. Работа проиллюстрирована таблицами (7) и рисунками (3).
Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрыты цель, задачи, объект, предмет, методы и структура исследования.
В первой главе проведен теоретический анализ литературных источников; представлены результаты анализа деятельности МАОУ СОШ № 20, в т.ч. цели деятельности, структура управления, подсистемы управления, финансовые показатели деятельности. Представлены результаты анализа системы управления персоналом организации, в т.ч. регулирование трудовых отношений, распределение функций управления персоналом, основные кадровые показатели. Представлены результаты анализа управления социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20, в т.ч. статистика возникновения конфликтных ситуаций внутри
коллектива.
Во второй главе содержится описание соответствующих мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20, направленных на устранение выявленных проблем и недостатков; а также обоснованы нормативно-правовые аспекты мероприятий и определены показатели их социально-экономической эффективности.
В заключении содержатся ключевые выводы по результатам проведенного исследования.
Целью работы было разработать мероприятия по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива.
В рамках первой задачи исследования проведен теоретический анализ литературных источников. Сделан вывод, что социально-психологический климат характеризует качественную сторону межличностных отношений в трудовом коллективе, которые проявляются в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности.
Социально-психологический климат является целостной характеристикой трудового коллектива, проявляется в межличностных отношениях, в отношениях к трудовой ситуации, а также оказывает влияние на результаты производственной деятельности, самочувствие, активность личности. От оптимальной реализации личностных и групповых возможностей во многом зависит эффективность коллективной деятельности. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на ее результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
В рамках второй задачи исследования проанализирована деятельность МАОУ СОШ № 20 и система управления персоналом организации.
Основной целью деятельности МАОУ СОШ № 20 является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. МАОУ СОШ № 20 в соответствии с законодательством об образовании реализует также дополнительные общеобразовательные программы.
Выявлено, что система управления персоналом МАОУ СОШ № 20 в целом соответствует потребностям организации. Однако, выявлены недостатки в ее функционировании. В частности, следствием этого является то, что уровень текучести кадров МАОУ СОШ № 20 высокий (в целом по учреждению 16,9% в 2018 г.), к тому же по отношению к 2015 г. он вырос на 6,3%, что указывает на недостатки в функционировании системы управления персоналом. Самый высокий уровень текучести наблюдается среди рабочих (7% в 2018 г.) и среди педагогического персонала (7% в 2018 г.).
В рамках третьей задачи исследования проанализировано управление социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20. Выявлено, что конкретными проблемами в части управления
социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20 являются: отсутствие сплоченности коллектива; проявления конфликтогенности; негативный характер взаимоотношений в группе; отсутствие локальных нормативно-правовых актов по управлению социально-психологическим климатом.
С учетом выявленных проблем, а также на основе выявленных показателей (уровень и причины текучести кадров, статистика конфликтных ситуаций внутри трудового коллектива МАОУ СОШ № 20), определено, что в учреждении требуется разработка мероприятий по управлению социальнопсихологическим климатом трудового коллектива с целью снижения уровня текучести кадров, снижения числа конфликтов для повышения эффективности деятельности организации в целом.
В рамках четвертой задачи исследования разработаны соответствующие мероприятия по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20, среди которых:
проведение мероприятий, направленных на объединение сотрудников, повышение их сплоченности: ежегодный турслет среди работников школы, корпоративные мероприятия, КВН учителей, организация спортивных соревнований по волейболу, баскетболу, поход в бассейн: ежегодное соревнование по заплыву среди работников, участие в секции настольного тенниса; а также назначение ответственных должностных лиц, что позволит закрепить в структуре управления организацией ответственность за выполнение мероприятий; проведение диагностики существующего социально-психологического климата, прогнозирование его развития; разработка локальных нормативных актов по управлению социально-психологическим климатом; назначение премирования ответственного за внедрение мероприятий по управлению социально-психологическим климатом педагога-психолога; проведение мониторинга социальнопсихологического климата (повторной диагностики). Разработанные мероприятия по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20 включают все функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
В рамках пятой задачи обоснованы нормативно-правовые аспекты и определена социально-экономическая эффективность мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20. Рассмотрено нормативно-правовое обеспечение
мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20.
С точки зрения социально-экономической эффективности внедрение мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20 необходимо и оправдано. Мы можем предположить, если в случае выполнения предложенных мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20 с января-февраля 2019 года, то к концу этого года можно предположить, что конфликтогенность снизится, количество увольнений персонала по причинам, относящимся к
неблагоприятному социально-психологическому климату, сократится. Затраты на мероприятия не являются высокими (13 500 руб.), при этом экономический эффект положительный и составит 20 700 руб.
Поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
В рамках первой задачи исследования проведен теоретический анализ литературных источников. Сделан вывод, что социально-психологический климат характеризует качественную сторону межличностных отношений в трудовом коллективе, которые проявляются в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности.
Социально-психологический климат является целостной характеристикой трудового коллектива, проявляется в межличностных отношениях, в отношениях к трудовой ситуации, а также оказывает влияние на результаты производственной деятельности, самочувствие, активность личности. От оптимальной реализации личностных и групповых возможностей во многом зависит эффективность коллективной деятельности. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на ее результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
В рамках второй задачи исследования проанализирована деятельность МАОУ СОШ № 20 и система управления персоналом организации.
Основной целью деятельности МАОУ СОШ № 20 является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. МАОУ СОШ № 20 в соответствии с законодательством об образовании реализует также дополнительные общеобразовательные программы.
Выявлено, что система управления персоналом МАОУ СОШ № 20 в целом соответствует потребностям организации. Однако, выявлены недостатки в ее функционировании. В частности, следствием этого является то, что уровень текучести кадров МАОУ СОШ № 20 высокий (в целом по учреждению 16,9% в 2018 г.), к тому же по отношению к 2015 г. он вырос на 6,3%, что указывает на недостатки в функционировании системы управления персоналом. Самый высокий уровень текучести наблюдается среди рабочих (7% в 2018 г.) и среди педагогического персонала (7% в 2018 г.).
В рамках третьей задачи исследования проанализировано управление социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20. Выявлено, что конкретными проблемами в части управления
социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20 являются: отсутствие сплоченности коллектива; проявления конфликтогенности; негативный характер взаимоотношений в группе; отсутствие локальных нормативно-правовых актов по управлению социально-психологическим климатом.
С учетом выявленных проблем, а также на основе выявленных показателей (уровень и причины текучести кадров, статистика конфликтных ситуаций внутри трудового коллектива МАОУ СОШ № 20), определено, что в учреждении требуется разработка мероприятий по управлению социальнопсихологическим климатом трудового коллектива с целью снижения уровня текучести кадров, снижения числа конфликтов для повышения эффективности деятельности организации в целом.
В рамках четвертой задачи исследования разработаны соответствующие мероприятия по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20, среди которых:
проведение мероприятий, направленных на объединение сотрудников, повышение их сплоченности: ежегодный турслет среди работников школы, корпоративные мероприятия, КВН учителей, организация спортивных соревнований по волейболу, баскетболу, поход в бассейн: ежегодное соревнование по заплыву среди работников, участие в секции настольного тенниса; а также назначение ответственных должностных лиц, что позволит закрепить в структуре управления организацией ответственность за выполнение мероприятий; проведение диагностики существующего социально-психологического климата, прогнозирование его развития; разработка локальных нормативных актов по управлению социально-психологическим климатом; назначение премирования ответственного за внедрение мероприятий по управлению социально-психологическим климатом педагога-психолога; проведение мониторинга социальнопсихологического климата (повторной диагностики). Разработанные мероприятия по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20 включают все функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
В рамках пятой задачи обоснованы нормативно-правовые аспекты и определена социально-экономическая эффективность мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20. Рассмотрено нормативно-правовое обеспечение
мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20.
С точки зрения социально-экономической эффективности внедрение мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20 необходимо и оправдано. Мы можем предположить, если в случае выполнения предложенных мероприятий по управлению социально-психологическим климатом трудового коллектива МАОУ СОШ № 20 с января-февраля 2019 года, то к концу этого года можно предположить, что конфликтогенность снизится, количество увольнений персонала по причинам, относящимся к
неблагоприятному социально-психологическому климату, сократится. Затраты на мероприятия не являются высокими (13 500 руб.), при этом экономический эффект положительный и составит 20 700 руб.
Поставленные задачи выполнены, цель достигнута.





