ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ИСКУССТВА 3
1.1. Анализ литературы по проблеме духовно-нравственного
воспитания детей 11
1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания детей
младшего школьного возраста 19
1.3. Потенциал искусства в духовно-нравственном воспитании
детей младшего школьного возраста 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ИСКУССТВА 41
2.1. Диагностическое исследование по духовно-нравственному
воспитанию детей младшего школьного возраста на начальном этапе 41
2.2. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию
детей младшего школьного возраста на материале искусства 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современный период общественного развития общества, в образовании взят курс на формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. В связи с этим, в государственной образовательной политике в сфере воспитания выделяется особое место приобщению к отечественной культуре, знакомству с самыми лучшими образцами изобразительного, музыкального искусства, классической и житийной литературой, как гаранту формирования здорового культурного общества.
Современное общество находится в периоде трансформации, который сопровождается кризисными явлениями в социально-экономической и духовной сферах жизни общества. Состояние общества часто характеризуют на обыденном уровне как состояние «падения нравов». Сохраняется высокий уровень детской преступности (на фоне некоторого снижения уровня преступности в целом), происходит рост числа самоубийств - все это опосредовано атмосферой духовно-нравственного регресса человечества, связанного со стремительным формированием потребительского общества, выхода стандартов потребления на первый план в устремлениях современного человека. С последствиями кризиса духовной сферы наиболее травматично сталкивается подрастающее поколение, являющееся наименее защищенной частью населения. Представляется очевидным, что без возрождения общества на основе традиционных представлений о Добре, Красоте, Правде и Справедливости преодоление духовного кризиса невозможно.
Общественные проблемы прямо преломляются на уровне общеобразовательных учреждений - лицеев, гимназий, школ, в которых совершенно необходимо, чтобы взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса строились на основе подлинной красоты и высочайшей нравственности. В Российской Федерации довольно продолжительное время (с конца 80-х гг. до 2000-х) недостаточно внимания уделялось развитию духовно-нравственных ценностей в школах и внешкольных детских учреждениях. Не случайно поэтому сегодняшний духовный и нравственный уровень родителей и детей не может не вызывать тревогу.
Следует отметить, говоря об актуальности темы выпускной квалификационной работы, что феномен духовности в педагогике применительно к современным реалиям исследован недостаточно, требуется его адекватное педагогическое осмысление. На протяжении длительного времени педагогика решала проблемы формирования духовности и нравственности, не употребляя самого термина «духовность» (в советский период развития нашей страны это слово вообще не входило в словарь официальных педагогических исследований). Но уже древнегреческая теория воспитания мыслила процесс обучения не только как воздействие на ученика, а рассматривала его в качестве глубоко личного, духовного общения. Вместе с древнегреческими этическими учениями в историю педагогики вошла идея духовного совершенствования человека. С самого «детства человечества» (термин А.Ф. Лосева) основополагающий характер для педагогики приобрели сократовские вопросы о смысле жизни и смерти, о добре, красоте, истине; большое значение имели идеи Платона о духовном как о высшем в сравнении с чувственным, телесным; мысли Аристотеля о том, что же составляет истинное содержание человеческой жизни (духовное в противовес материальному).
В отечественной педагогической литературе термину «духовное воспитание» в основном придают два значения:
• «духовное» как относящееся к той или иной религиозной конфессии, то есть равное понятию и термину «религиозное» - применительно к воспитанию;
• «духовное воспитание» как тождественное понятию «нравственное воспитание».
Такая неопределенность и размытость в терминах обусловливается многообразием трактовки термина «дух» в философской литературе. Педагог, который исследует эту проблему, и учитель-практик, который работает над вопросами формирования и совершенствования духовного мира своих учеников, должны определиться, в русле какой философской традиции развивается их мысль и деятельность.
Нам близки те философские учения, которые рассматривают духовную жизнь человека в качестве особого мира, своеобразной реальности, глубоко связанной с божественным бытием (учения русских религиозных философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского и др.). В духовности этими и исследователями усматривалась и основа бытия человека, и результат человеческого совершенства.
Духовность русскими религиозными философами связывалась преимущественно с нравственным развитием человека и его совершенствованием. Под нравственностью как личностным качеством подразумевается доброе, справедливое, подлинно гуманное отношение одного человека к другому, то есть речь идет о сопричастности человека человеку. Проявление нравственности связано с согласованностью чувств, действий, стремлений одного человека с чувствами, действиями и стремлениями другого. Духовность следует понимать в качестве сопричастности человека миру - во всех его проявлениях. То есть духовностью называем интегративное качество, которое характеризует высший уровень развития самосознания человека, поскольку духовному человеку присуще достаточно полное и глубокое осознание своего единства с миром.
Значительная роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит, безусловно, культуре, в которой выражаются все формы духовной жизни социума (мыслительная, религиозная, этическая формы). Культура в данном аспекте должна быть понята в качестве высшего стремления человечества к утверждению смысла внутреннего бытия. Один из элементов духовной культуры общества - искусство, несущее в своем содержании духовные ценности и нравственные идеалы, которые предстают в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Под духовно-нравственным развитием понимается процесс постижения личностью общечеловеческих ценностей, запечатленных в произведениях искусства.
Искусству свойственная способность к преображению человека, происходящему на интуитивном, сверхсознательном уровне, к очищению его сознания от эгоистических импульсов, которые сохраняются как пережитки животной эволюции человека. О значении ценностно-ориентированных функций искусства писал Л.С. Выготский, верно утверждавший, что искусство есть способ установления равновесия человека и мира в самые критические и ответственные моменты человеческой жизни; искусство является основой организации поведения личности, установкой, своего рода требование, которое, даже не будучи осуществленным, заставляет человека стремиться к постижению смысла жизни и бытию вне грубо материального содержания...
На основании теоретико-методологической базы исследования по проблеме духовно-нравственного воспитания детей была проведена исследовательская работа, результаты исследования позволили сделать следующие выводы, представим выводы в тезисах:
1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста представляет собой процесс педагогического взаимодействия учащих и учащихся в рамках единого ценностно-смыслового пространства на основе духовных ценностей (религиозных), результатом которого является сформированность у детей духовно-нравственных представлений, качеств, которые проявляются в деятельности и поведении (по Е.Н. Бородиной).
Результат духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста - духовно-нравственная воспитанность в триединстве трех критериев и их показателей, которые можно выделить, опираясь на классификацию О.Ю. Федосеевой и характеристику показателей, данную Е.Н. Бородиной, это:
Когнитивный критерий и его показатели - полнота и объем знаний о нравственных ценностях, качествах, законах, а также ценностное отношение к познанию духовно-нравственной проблематики, нравственная мотивация в деятельности, ценностное отношение к себе, близким людям и окружающим (ближние); наличие эмоционально-образного тезауруса, который воплощает нравственные ценности в художественных образах классического искусства.
Эмоциональный критерий. Его показателями являются следующие: показатели степени развития эмоционального отклика к духовнонравственно значимым ценностям, эмоционально-ценностного отношения к семье, способности к нравственной рефлексии и самооценке; эмоциональной отзывчивости на художественные образы - носители нравственных ценностей (сопереживание героям произведений, выражение к ним своего отношения, стремление подражать им); сформированность интереса к произведениям искусства с нравственной проблематикой на основе соотнесения содержания художественных произведений с событиями своей семьи, своей жизни.
Поведенческий критерий характеризуется следующими признаками: наличием практического опыта следования принятым нравственными правилами и нормами поведения на основе руководствования
нравственными ценностями; наличием собственных оценочных суждений в соответствии нравственным ценностям; стремлением к духовно - нравственному совершенствованию; способностью к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений с духовно-нравственной проблематикой.
2. Возрастной период младшего школьного детства характеризуется значительными новообразованиями во всех сферах личностного развития ребенка. В младшем школьном возрасте происходит существенный рост нравственного сознания, от чего напрямую зависит и поведение, и нравственный выбор в любой жизненной ситуации.
Младший школьный возраст следует рассматривать в качестве классического времени для оформления личностно принятых нравственных норм и правил. Поэтому в этом возрасте чрезвычайно важны грамотное педагогическое воздействие на ребенка и сопровождение его опытным воспитателем в «духовно-нравственный мир», который формируется в том числе на уроках по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики».
3. Духовно-нравственная воспитанность, как результат воспитания (когнитивная, ценностно-смысловая, эмоционально-чувственная и деятельностно-поведенческая сферы ребенка) во многом зависят от правильно выбранных воспитательных средств. Так, искусство является эффективным средством воспитания, благодаря своей образности и содержательности. Именно признание последнего и обусловило наш научный интерес к искусству как способу развития духовности и нравственности личности ребенка.
Обращение к искусству позволяет активизировать мыслительную деятельность ребенка в процессе понимания и восприятия произведений искусства, ребенок всматривается и вдумывается, у ребенка возникают эмоционально-чувственные сопереживания главным героям произведений искусства (восторг, заинтересованность, уважение, умиление, сопереживание, чувство доброты и т.д.). Через чувственное сближение ребенка с персонажами произведений на основе эмоционального отклика, укрепляется эмоционально-чувственная и духовно-нравственная сфера личности ребенка.
4. Результаты диагностического исследования на начальном этапе исследовательской работы показали следующие обобщенные результаты по уровню духовно-нравственной воспитанности с учетом выделенных критериев и показателей: высокий уровень оказался у 5 детей, это составило (33 %), средний уровень - у 7 детей (47 %), низкий уровень показали 3 ребенка (20%).
5. разработан и методически описан комплекс мероприятий «Христианская мораль» на материале искусства направленный на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. В процессе понимания и восприятия произведений живописи ребенок выражает эмоционально-чувственные сопереживания главным героям произведений искусства (восторг, заинтересованность, уважение, умиление, сопереживание, чувство доброты и т.д.) ориентирует ребенка на нравственный выбор, и нравственную оценку.
Искусство выступает благоприятным средством духовно - нравственного воспитания детей, через чувственное сближение ребенка с персонажами произведений на основе эмоционального отклика, укрепляется эмоционально-чувственная и нравственная сфера личности ребенка . Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на материале искусства происходит за счет применения игровых приемов, таких как прием «вхождения» в картину, игровая импровизация, «диалог персонажей», метод музыкального сопровождения. Основным приемом духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на материале искусства выступает искусствоведческий рассказ педагога.
По тематике занятий нами были подобраны произведения русских и зарубежных художников таких как: Б.М. Кустодиев, Ю.П. Кугач, В.М. Васнецов, В.И. Суриков и других, изображение икон, а так же музыкальные произведения русских композиторов П.И. Чайковского, А.П. Бородина и других, подобраны по тематике литературные тексты, разработана рабочая тетрадь и рекомендации для родителей в направлении духовно- нравственного воспитания.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - 6-е изд. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. С. 515.
2. Ананьев, Б.Г. Нравственное воспитание школьников [Текст]: практическое пособие / Б.Г. Ананьев. М.: АРКТИ, 2010.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология : Учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Е. В. Андриенко; Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Academia, 2000. - 262, [1] с. : ил.; 22 см. - (Высшее образование).
4. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление [Текст] / С. Ф. Анисимов. - М. : Мысль, 1988.
5. Арзямова, Г.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства / Г.В. Арзямова // Начальная школа. - 1982.- № 11.
6. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры: Энциклопедический словарь педагога: Екатеринбург, 2000 - 937 с.
7. Белкин, А.С. Возрастная педагогика: книга для учителей, родителей, и студ. высш. и сред. обр. учреждений. Екатеринбург: УрГПУ, 2008. - 173 с.
8. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. с 35-36.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 208 с.
10. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст]: моногр. / Е.Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». Екатеринбург, 2015. 176 с.
11. В помощь педагогу музыкальной школы. Авторские программы / Составители: И. Е. Домогацкая, И. Э. Манукян, Г. А. Ушпикова. - М.: «ПРЕСС-СОЛО», 1998. - 75 с.
12. Веккер, Л. М. Психические процессы: В З т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
13. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
15. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР. - 1991. - 294 с...