Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (в процессе художественно-творческой деятельности)

Работа №96351

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Социальное развитие детей дошкольного возраста как психолого -
педагогическое явление 8
1.2. Виды художественно-творческой деятельности детей дошкольного
возраста 20
1.3. Педагогические условия социального развития детей в дошкольной
образовательной организации в процессе художественно-творческой деятельности 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1 Изучение уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности 40
2.2. Рекомендации по социальному развитию детей в процессе
художественно-творческой деятельности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100

Современный этап развития системы дошкольного образования характеризуется значительными изменениями, связанными с
инновационными процессами, которые происходят в обществе, стандартизацией и модернизацией всей системы образования. Проблема социального развития детей дошкольного возраста в процессе их взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на данном возрастном этапе, так как основные структуры личности закладываются в этом возрасте, что возлагает на семью и дошкольную образовательную организацию ответственность за воспитание детей, формирование необходимых личностных качеств. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» социальный государственный заказ заключается в подготовке социально адаптированной личности, способной к планированию своих действий, обладающей развитыми личностными качествами, общей культурой [85]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также отражена необходимость приобщения ребенка к социокультурным нормам, традициям государства и общества, традициям семьи [84]. В соответствии с этим необходимо существенное обновление содержания взаимодействия с детьми в дошкольной образовательной организации, качественное переосмысление содержательной стороны, условий и форм социального развития ребенка, в которых оно осуществляется.
Одним из эффективных средств социального развития детей дошкольного возраста является участие их в различных видах деятельности. Эту возможность в условиях дошкольной образовательной организации предоставляет детям дошкольного возраста художественно-творческая деятельность, которая синтезирует такие виды деятельности как изобразительная деятельность и театрализованная деятельность, приобщая детей к миру культуры, способствуя их творческому развитию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [84] отмечается, что в области обучения изобразительному искусству формируются основы духовно-нравственных ценностей личности. Это определяет значение изобразительной деятельности детей как одной из значимых в становлении социальной стороны личности ребенка. В области театрального искусства, которое представляет собой комплексную систему выразительных средств, у ребенка формируется опыт социальных навыков поведения, т.к. любое литературное произведение для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (доброта, дружба, взаимопомощь и т.д.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку преодолеть в себе неуверенность, робость, застенчивость. Она учит ребенка видеть прекрасное в людях и жизни, самому нести доброе и прекрасное, т.е. театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию ребенка.
Таким образом, актуальность данного исследования на социально­педагогическом уровне определена необходимостью развития социально ответственной и активной личности, которая способна преобразовать окружающий мир; способна к сотрудничеству с окружающими людьми, к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности, приобщению к социокультурным нормам, традициям, государства, общества и семьи; на научно-методическом уровне актуальность определяется потребностью в разработке методического обеспечения художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста для организации педагогического процесса социального развития в условиях дошкольной образовательной организации.
Проблема социального развития детей дошкольного возраста представляет собой интегрированную область знаний философии, социологии, культурологии, педагогики, психологии. В частности, в русле этих наук имеются работы, посвященные непосредственно социальному развитию ребенка дошкольного возраста, таких авторов как Т.М. Бабуновой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко, Н.М. Комарова, А.Н. Леонтьева, Т.Д. Марциновской, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, О.В. Солодянкиной, Л.В. Трубайчук, А.Р. Уразовой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина [3, 12, 66, 31, 34, 39, 48, 59, 58, 70, 76, 80, 81, 87]. В области изобразительной деятельности большое значение имеют исследования В.С. Мухиной, связанные с процессами усвоения социального опыта детьми как системы знаковой коммуникации [59, 60].
В области дошкольного образования значительная роль отводится эстетическому воспитанию, которое составляет часть социального развития детей, это отмечали в своих работах Т.С. Комарова, В.С. Мухина, И.В. Недрышкин, Е.А. Флерина [37, 60, 61, 88]. В трудах С.В. Батуевой, Т.Н. Дороновой, Е.И. Игнатьева, И.А. Карповой, Г.И. Малаховой, Л.Г. Миланович, Н.Ф. Сорокиной, Э.Г. Чуриловой [3, 19, 26, 30, 51, 77, 92] раскрыты психолого-педагогические аспекты социального развития детей в различных видах художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Однако по-прежнему существует необходимость в комплексных тематических планах, отражающих содержание деятельности по социальному развитию детей в дошкольной образовательной организации в процессе художественно-творческой деятельности.
Несмотря на достаточно широкое освещение в научной и методической литературе проблемы социального развития детей не получили отражения такие вопросы как специфика художественно-творческой деятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации и организационно­педагогическое сопровождение этой деятельности в рамках социального развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс социального развития детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации в процессе художественно-творческой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
рекомендации по социальному развитию детей в дошкольной образовательной организации в процессе художественно-творческой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать виды художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации .
3. Выявить педагогические условия социального развития детей в дошкольной образовательной организации в процессе художественно­творческой деятельности.
3. Определить сущностную характеристику критериев, показателей и уровней социального развития детей среднего дошкольного возраста.
4. Проанализировать уровень социального развития детей среднего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория развития личности ребенка дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, С.В. Батуева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Л.В. Трубайчук, Д.Б. Эльконин и др. [2, 4, 12, 49,80, 94]); теория социального развития (С.А. Козлова,
Л.В. Коломийченко, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, В.М. Мухина,
Л.В. Трубайчук, Д.И. Фельдштейн [32, 35, 49, 58, 60, 80, 87].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов, понятийно-категориальный анализ, синтез, сравнение;
- эмпирические - наблюдение, беседа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольной образовательной организации по социальному развитию детей. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий с элементами художественно-творческой деятельности, которые могут быть использованы педагогами дополнительного образования и рекомендованы родителям.
База исследования: МАДОУ Детский сад №133 г. Екатеринбург
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время существует необходимость в существенном обновлении работы по социальному развитию детей в дошкольной образовательной организации, качественного переосмысления
содержательной стороны социального развития ребенка и недостаточной теоретико-методологической и научно-методической разработанностью вопросов социального развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
Решение изучаемой проблемы требует осознанного отношения педагогов к необходимости развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, умений ориентироваться их в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других, а также методической разработанности данного процесса в практике дошкольной образовательной организации.
Целью исследования было теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по социальному развитию детей в дошкольной образовательной организации в процессе художественно-творческой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать виды художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации.
3. Выявить педагогические условия социального развития детей в дошкольной образовательной организации в процессе художественно­творческой деятельности.
3. Определить сущностную характеристику критериев, показателей и уровней социального развития детей среднего дошкольного возраста.
4. Проанализировать уровень социального развития детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать содержание деятельности по социальному развитию детей в дошкольной образовательной организации в процессе художественно-творческой деятельности.
Теоретическое и практическое исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Социальное развитие - это многоаспектный, последовательный процесс и результат социализации и индивидуализации, в ходе которых осуществляется приобщение личности к «всеобщему социальному», открытие и утверждение себя субъектом социальной культуры.
2. К основным видам художественно-творческой деятельности детей относятся:
• изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, конструируют, делают аппликации и лепят;
• художественно-речевая деятельность предусматривает чтение детьми стихов, пересказ рассказов, сказок, сочинение рассказов и стихов, выдумывание загадок. Дети обмениваются впечатлениями об услышанном или увиденном, обсуждают иллюстрации в книгах и другое;
• музыкальная деятельность (музыкально-ритмическая,
музыкально-игровая), в ходе которой дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на музыкальных инструментах, придумывают музыкальные спектакли;
• театрализованная деятельность реализуется в игре детей в кукольном, пальчиковом, теневом, плоскостном театре, участие в играх- драматизациях, использование фланелеграфа для показа игры.
3. Педагогические условия социального развития детей в процессе художественно-творческой деятельности, включают: конкретизацию цели процесса социального развития; определение форм и методов социального развития в художественно-творческой деятельности; проектирование и реализацию художественно-творческой деятельности в режимных моментах детского сада; компоненты социального развития детей (социально - познавательный, деятельностно-творческий, эмоционально-поведенческий).
4. Критериями социального развития детей дошкольного возраста являются социальная компетентность, социальная активность, социальное поведение.
5. Результаты исследования уровня социального развития показали, что только 25% детей имеют высокий уровень, у 70% детей в группе средний, 5% детей имеют низкий уровень социального развития.
6. Нами был составлен и реализован -тематический план комплекса занятий по социальному развитию дошкольников в процессе художественно­творческой деятельности, которая состояла из двух взаимосвязанных блоков: изобразительная деятельность и театрализованная деятельность.
Таким образом, задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, выполнены, а цель - достигнута.
Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с организацией работы педагогов по социальному развитию детей дошкольного возраста и предполагает дальнейшую работу в направлении повышения уровня социального развития.


1. Алмазова, Г. Театрализованная деятельность, как средство социализации дошкольников [Текст] / Г. Алмазова // Дошкольное воспитание.-2014.- №5.- С. 12-14.
2. Бабаева, Т. И. Программа «Детство» в аспекте исследований социально-личностного развития детей на кафедре дошкольной педагогики [Текст] / Т. И. Бабаева // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: сборник научных статей по материалам международной конференции. - СПб., 2013.- С. 14-20.
3. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Т. М. Бабунова.- М.: ТЦ Сфера. 2007. - 208 с.
4. Батуева, С. В. Социально-личностное развитие дошкольника в условиях детской театральной студии [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / С.В. Батуева ; УрГПУ. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : Кн. для воспитателя дет.сада /А. К. Бондаренко. - 3-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991.-160с. : ил.
6. Борев, Ю. Б. Энциклопедия эстетики теории литературы и теории искусства [Текст]/ Ю. Б. Борев. - М.: Фонд Исмаила Ахметова, 2015. - 784 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
А. М. Бородич.- М.: Просвещение , 1981. - 256 с.
8. Буренина, А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1 [Текст] / А. И. Буренина.- СПб.: Музыкальная палитра, 2002. - 114 с.
9. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] : Иллюстрированное руководство /А. Л. Венгер. -М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 160 с: ил.
10. Веракса, Н. Е. Комплексные занятия по изобразительной деятельности. Средняя группа. «От рождения до школы». ФГОС [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. - Волгоград: Учитель, 2016. - 110 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : Книга для учителя / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
12. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. - 512 с.
13. Выготский, Л. С. Эмоции и ее роль в психическом развитии ребенка. [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1986. - № 6 - С. 62-76.
14. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации : для работы с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 58 с.
15. Горбушина, Л. А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Горбушина, А. П. Николаичева.- М.: Просвещение, 2003. -144 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ