Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДКОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №96347

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы125
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «Межличностное общение», его компоненты 6
1.2. Характеристика межличностных отношений в педколлективе
ДОО 18
1.3. Управление педколлективом ДОО для гармонизации
межличностных отношений 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ПЕДКОЛЛЕКТИВЕ ДОО 38
2.1. Описание диагностических методик и показателей
диагностического мониторинга межличностных отношений в педколлективе ДОО 38
2.2. Анализ результатов диагностического мониторинга
межличностных отношений в педколлективе ДОО 44
2.3. Описание хода работы по формированию межличностных
отношений в педколлективе ДОО 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107

Актуальность исследования. Межличностное общение выступают необходимым условием жизни человека, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Межличностное общение реализуется, проявляется и формируется в общении и совместной деятельности. Эффективность совместной деятельности людей зависит от уровня их компетентности в области межличностных отношений.
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовать взаимодействие не только с детьми, но и с коллегами. Данная проблема определяется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической компетентности педагога и усложнением психической жизни людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Вопросы формирования межличностных отношений были изучены ведущими специалистами в этой области, такими как Б.Г. Ананьев,
A. А. Бодалев, А.И. Донцов, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, Р.Л. Кричевский,
B. А. Крутецкий, М.И. Лисина, Н.А. Лосева, А.К. Маркова, Дж. Мид, А.В. Мудрик, В.Г. Мясищев, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, В.А. Ядов и др.
На формирование межличностных отношений могут влиять различные факторы. На наш взгляд, большую роль в формировании межличностных отношений играет руководитель, его стиль управления педколлективом.
Необходимость модернизации содержания дошкольного образования требует от руководителей дошкольных образовательных учреждений изменения мышления. Только обновленное мышление позволит заведующему ДОО перестроить учебно-воспитательный процесс в рамках новой модели образования.
Однако, система образовательного управления, сложившаяся в период централизованной командно-административной системы, ориентированная в большей степени на педагогический процесс, нуждается в существенном обновлении и совершенствовании. Между тем анализ практической деятельности образовательных учреждений показывает, что управление педколлективом основном остается традиционным.
Решением данной проблемы является поиск эффективных средств по формированию благоприятных межличностных отношений в педколлективе ДОО, построенных на принятии, доверии, умении разрешить конфликты.
Таким образом, существует противоречие: между необходимостью формировать межличностное общение в педколлективе ДОО и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенного противоречия, анализа психолого­педагогической литературы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высший уровень формирования межличностных отношений в педколлективе ДОО.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование межличностных отношений в педколлективе дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: формирование межличностных отношений в педколлективе ДОО.
Предмет исследования: управление педколлективом ДОО в
формировании межличностных отношений.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании эффективных средств формирования межличностных отношений в управлении педколлективом ДОО.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему формирования межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностического мониторинга межличностных отношений и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику уровня сформированности
межличностных отношений в педколлективе ДОО, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий и рекомендации для оптимизации межличностных отношений в дпедколлективе ДОО.
Для достижения цели диагностического мониторинга и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, социометрия).
Практическая база исследования: муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 208 города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 18 педагогов образовательного учреждения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 69 источников и 2 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Межличностное общение в педколлективе - это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений, где основная функция межличностных отношений - это познание людьми друг друга, формирование и развитие взаимодействия.
Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы выявили, что межличностное общение - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общение. Это система установок, ориентаций, ожиданий и пр., через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Межличностное общение включают: когнитивный компонент - восприятие и понимание людьми друг друга; эмоциональный компонент - переживание чувства удовлетворенности общением в педколлективе, удовлетворенность работой, переживание эмпатии по отношению к другим людям, эмоциональное благополучие и групповая организованность; поведенческий компонент - отношение к другим, выражающееся как вербально, так и не вербально; психологический климат; стиль руководства.
Межличностное общение в педагогическом педколлективе имеют свои специфические особенности, такие как многофункциональность,
самоуправляемость, коллективный характер труда и ответственность за результаты деятельности, отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда, организованность, стремление педагогов к самосовершенствованию, саморазвитию, женский состав педагогического педколлектива, который отличается эмоциональностью, конфликтностью, гибкостью и др.
Руководитель ДОО должен обладать определенными качествами в области междуличностных отношений - эмоциональной устойчивостью, волевыми качествами, контактностью, доминантностью, проявлять в большинстве ситуаций демократический стиль управления.
Эффективность деятельности педагогических педколлективов зависит от уровня сформированности межличностных отношений, а именно - от уровня организованности педколлектива, степени удовлетворенности работой, психологического климата, стиля управления педколлективом.
По улучшению межличностных отношений в педколлективе руководителю нужно решать следующие задачи: систематически
отслеживать психолого-педагогический статус педагога; снимать психоэмоциональное напряжение педагогов; создавать специальные условия и организовывать занятия в рамках социально-психологической Т-группы; осуществлять помощь воспитателям в целях повышения уровня профессионального и личностного саморазвития.
В данной работе мы остановили свое внимание только на двух компонентах межличностных отношений - эмоциональном и поведенческом.
Для диагностического мониторинга межличностных отношений мы выбрали следующие показатели межличностных отношений: групповая организованность, удовлетворенность работой, психологический климат, стиль управления педколлективом.
Для диагностического мониторинга групповой организованности мы использовали методику К.Э. Сишора и социометрический тест Дж. Морено; для оценки удовлетворенности работой была выбрана методика В.А. Ядова; для диагностического мониторинга психологического климата в педколлективе применялась методика В.Н. Панфарова; для определения стиля руководства трудовым педколлективом, была использована методика, разработанная В.П. Захаровым.
В ходе диагностического мониторинга было установлено, что уровень формирования междуличностных отношений педагогов ДОО оказался не высший. Большинство педагогов, а это 67%, имеют оптимальный уровень развития междуличностных отношений в педколлективе ДОО. По двум показателям «Групповая организованность» и «Удовлетворенность работой» выявлен оптимальный уровень развития. По показателю «Психологический климат в педколлективе» выявлен уровень развития высший - так считают 62% педагогов. Педагоги дали высокую оценку деловым, нравственным и творческим качествам членов группы. Климат характеризуется как доброжелательный, сплоченный. Коллеги отличаются ответственностью, честностью, деловитостью, оптимистичностью, увлеченностью.
Большинство педагогов оценили стиль руководства заведующего ДОО как директивный, авторитарный.
Полученные результаты в ходе диагностического мониторинга определили необходимость осуществления целенаправленной
систематической работы по формированию межличностных отношений, а именно: по повышению уровня организованности педколлектива, социометрического статуса некоторых педагогов, удовлетворенности работой в плане взаимоотношений с руководителем и коллегами, возможностью профессионального роста и саморазвития, а также оптимизация стиля руководства педколлективом ДОО.
Для формирования более благоприятных межличностных отношений важно провести работу как с руководителем ДОО, так и с педагогическим педколлективом. Но главная роль отводится заведующему ДОО, который должен спланировать и создать необходимые условия для решения обозначенных задач.
Руководитель ДОО в целях оптимизации межличностных отношений в педколлективе организует работу по 2-м направлениям:
• первое направление связано с саморазвитием заведующего, а именно с оптимизацией его стиля руководства;
• второе направление - работа с педагогами по сплочению педколлектива и повышению психологической компетентности.
Нами был составлен комплекс занятий по формированию междуличностных отношений в педколлективе с помощью социально­психологической Т-группы.
Задачи Т-группы: обогащение психолого-педагогической культуры педагога; развитие способности всестороннего и адекватного познания себя и других, самопринятия и самопонимания; развитие самооценки и повышение уверенности в себе; развитие эмпатии, умения принимать окружающих людей; сплочение педколлектива, обучения навыкам эффективного взаимодействия.
Т-группа состоит из девяти блоков, тематика которых направлена на развитие позитивного общение к себе и к жизни, на развитие поддержки и эмпатии, на работу с самооценкой педагога, на эмоциональную саморегуляцию.
Руководителю ДОО мы дали рекомендации по формированию межличностных отношений в педколлективе и разработали семинар на тему «Стили управления» для того, чтобы оптимизировать взаимодействие с подчиненными.
В результате мероприятий по формированию межличностных отношений в педколлективе ДОО педагоги обогатятся психолого­-педагогическими знаниями; овладеют навыками всестороннего и адекватного познания себя и других, самопринятия и самопонимания; научатся принимать окружающих людей; самооценка педагогов станет более адекватной и повысится уверенность в себе; педагоги будут более эмпатичными; педколлектив будет более сплоченным, педагоги будут эффективно использовать навыки эффективного общение.
Цель и задачи, поставленные в начале исследования, достигнуты.


1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 356 с.
2. Агеев, В. В. Межгрупповое взаимодействие: социально­
психологические проблемы [Текст] / В. В. Агеев. - М. : «Академия», 2000. - 220 с.
3. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] : Учебник для ВУЗов / М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - М. : «Питер», 2007. - 211 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Издательство «Питер», 2010. - 288 с.
5. Анцупов, А. Я., Шишов, А. И. Конфликтология: теория, история, библиография [Текст] : Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шишов. - М. : ЮНИТИ, 2001. - 551 с.
6. Аралова, М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение [Текст] / М. А. Аралова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 197 с.
7. Ахмеджанов, Э. Р. Психологически тесты [Текст] / Э. Р.
Ахмеджанов. - М. : Изд-во «Лист», 1996. - 320 с.
8. Баныкина, С. В. Конфликтологическая компетентность педагога [Текст] / С. В. Баныкина. - Астрахань : Издательский дом «Новь», 2004. - 124 с.
9. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М., 2006. - 320 с.
10. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика. 1983. - 272 с.
11. Большаков, В. Ю. Психотренинг, социодинамика, упражнения, игры [Текст] / В. Ю. Большаков. - СПб., 1996.
12. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 800 с.
13. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов пед. институтов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский. - М. : Просвещение, 2009. - 386 с.
14. Дмитриева, Л. В. Делегирование, мотивирование, стимулирование в управлении ДОУ [Текст] / Л. В. Дмитриева // Управление ДОУ. - № 4. - 2003. - 24 с.
15. Донцов, А. И. Психология коллектива [Текст] / А. И. Донцов. - М. : Изд-во МГУ, 1984...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ