Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №96345

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ
ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 7
1.1. Характеристика мышления как психического процесса 7
1.2. Особенности развития логических приемов мышления в старшем
дошкольном возрасте 14
1.3. Возможности использования дидактических игр в процессе развития
логического мышления 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1. Характеристика уровней развития логических приемов
мышления 31
2.2. Исследование начального уровня развития логического
мышления 33
2.3. Реализация в педагогическом процессе ДОУ комплекса дидактических игр, направленных на развитие логических приемов
мышления 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему. Потребность в целенаправленном формировании приёмов мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами [32].
Сегодня остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития мышления. В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операции ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразовательного характера [32].
Развитие мышления ребенка необходимо изучать в его отношении к чувственному познанию, к языку, к практике. Ребенок мыслит, действуя с предметами и воспринимая предметы.
В познавательную деятельность ребенка очень рано включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться и логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление - это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений [33].
Переход к логическому мышлению определяется появлением условной внутренней позиции. Развитие логического мышления у детей происходит как минимум в два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. А на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений [32].
Именно этот вид мышления позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества в целом. Благодаря этому виду мышления, ребенку удается наиболее абстрактно решать мыслительные задачи.
Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему работы «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр» актуальной.
Объектом исследования является процесс развития логических приемов мышления дошкольников.
Предмет - комплекс дидактических игр, направленных на развитие логических приемов мышления дошкольников.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логических приемов мышления дошкольников, и доказать его эффективность.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявить особенности развития логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и доказать эффективность комплекса дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логических приемов мышления, и систематизировать игры по уровням сложности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, беседы.
Теоретическую основу исследования составили общенаучные принципы личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.И. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Б.М. Теплов и др.); теоретическое обоснование дошкольного возраста как сензитивного периода в формировании и развитии личности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
A. В. Запорожц, А.И. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн,
B. А. Смирнов, Д.Б. Эльконин); теоретические положения о ведущей роли обучения в зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); разработки в области методики развития мышления детей дошкольного возраста (В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, О.К. Тихомиров).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования методических разработок в процессе совершенствования процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
База экспериментального исследования. Работа проводилась в ДОУ № города Екатеринбурга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, результаты опытно-поисковой работы подтверждают нашу гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Логическое мышление - это совокупность операций , направленных на выполнение любого логического действия: анализа , синтеза, сравнения , обобщения, классификации.
2. Особенностью развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста является то, что оно должно осуществляться своевременно , упущения трудно восполняемы , т.к. Основные логические структуры формируются в 5-11 лет. Логическое мышление неотъемлемо связано с развитием речи.
3. Дидактические игры и упражнения представленные в программах «Развитие», «Из детства - в отрочество», «Детство» , являются одним из средства реализации идей современных программ развития детей дошкольного возраста. Основным видом деятельности дошкольника является игра. Среди различных детских игр особое место занимают дидактические игры. Они дают возможность ребенку проявлять творческую активность, расширяют его кругозор, развивают такие психические процессы как память , воображение, речь, мышление, дают возможность проявить находчивость, смекалку, пробуждают интерес к знаниям. Все эти факторы в совокупности дают ребенку логически мыслить.
4. Мы разработали комплекс занятий, включающий задания на развитие всех логических приемов мышления, который оказал эффективное влияние на повышение уровня логического мышления дошкольников из экспериментальной группы, что подтверждают позитивные изменения, произошедшие в развитии мыслительной деятельности детей к концу учебного года. Изменения в развитии детей контрольной группы незначительные, однако у некоторых детей повысились показатели по отдельным параметрам.
5. Мы разработали методические рекомендации для родителей, направленные на совершенствование процесса развития логического мышления дошкольников в условиях семейного воспитания.
6. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования методических разработок - комплекса игр, методических рекомендаций и диагностических методик - в процессе совершенствования процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста.


1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова; под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. - 366 с.
2. Акимова, М.К., Борисова Е.М., Горбачева Е.И. Введение в психодиагностику [Текст] / М.К. Акимова: учебное пособие для студентов педагогических заведений // Под ред.К.М. Гуревича. Издательский центр» Академия». 2008. - 215 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М: Просвещение, 2008. - 463 с.
4. Беженова, М.А. Веселая математика [Текст] / М.А. Беженова. - Донецк, 2007. - 322 с.
5. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников [Текст] /Н.В. Бабкина. - М.: Школьная пресса, 2006. - 24 с.
6. Баранов, С.П., Чиркова, Н.И. Развитие логики мышления младших школьников [Текст] / С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. - 2006. - №12. - с. 22-25.
7. Белошистая, А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника [Текст] /А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Начальная школа + До и после. - 2006. - №9. - с. 15-17
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2008. - 213 с.
9. Венгер, Л.А., Венгер, А.Л. Домашняя школа мышления [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 2006. - 198 с.
10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 2009, № 6. - С. 34-39.
11. Гоноболин, Ф.Н. Психология [Текст] / Ф.Н. Гоноболин; под ред. проф. Н.Ф.Добрынина. // Учебное пособие. М.: Просвещение, 2006. - 136 с.
12. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М.
Давыдова. - М.: Аквариум, 2007, - 123 с.
13. Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д. Обучение математике в детском
саду [Текст] / В.В. Данилова. - М.: Академия, 2010. - 437с.
14. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е. Психология [Текст] / И.В. Дубровина - М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 268 с.
15. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2001. - 464 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ