ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Особенности развития творческих способностей детей
дошкольного возраста 6
1.2. Анализ образовательных программ по развитию творческих
способностей детей дошкольного возраста 15
1.3. Формы и методы развития творческих способностей детей
дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 25
2.1. Анализ опыта развития творческих способностей детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.. 25
2.2. Изучение уровня развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 29
2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей детей
дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Происходящие в обществе преобразования порождают новые требования для развития дошкольников в дошкольных образовательных организациях. Одним из них является развитие творческих способностей у дошкольников, которое реализуется путем решения задач: создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъект отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст является чувствительным, наиболее благоприятным для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, который составляет основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества является одной из основных задач образования.
Развитие творческих способностей у детей является сложным и длительным процессом, поэтому с самого раннего возраста ребенку
необходимо развивать чувство красоты. Дети получают первые
художественные впечатления, присоединяются к искусству, осваивают различные виды художественной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает разработку предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, визуального), мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему нас миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; поощрение сочувствия к персонажам в произведениях искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная и др.) [47].
Учебный процесс в образовательном учреждении должен включать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность дошкольников. Воспитатель должен уметь организовывать как эту, так и другую деятельность. Практически все образовательные программы для дошкольников содержат раздел о развитии творческих способностей детей.
Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Сегодня нашему обществу нужны нестандартные, разносторонние личности. Нам нужны не только знающие, но и люди, способные к творческой деятельности. Поэтому развитие творческих способностей детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: изучить теоретические основы развития
творческих способностей детей дошкольного возраста и разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей у дошкольников.
2. Проанализировать образовательные программы по развитию творческих способностей дошкольников.
3. Рассмотреть формы и методы развития творческих способностей дошкольников в дошкольной образовательной организации.
4. Изучить уровень развития творческих способностей дошкольников.
Теоретические основы исследования: в области дошкольного
образования вопросы творчества и его развития исследовали такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и другие. В своих работах они указывали на необходимость развития творческих способностей детей [14, 10,21,24].
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
обобщение;
• эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка», пгт. Междуреченский, Тюменская область.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52 источника), приложений (9).
Данная работа посвящена теоретическому и практическому исследованию проблемы развития творческих способностей детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в теоретической части исследования были проанализированы и систематизированы психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Творчество - это индивидуальные особенности людей, определяющие успешность осуществления творческой деятельности различного рода. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для формирования творческих способностей детей. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих областях, улучшаются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и способности.
Анализ современных образовательных программ показал наличие многих технологий творческого развития детей в дошкольной образовательной организации.
Развитие творческих способностей дошкольников может быть организовано с помощью различных методов и приемов. В основе развития творческой активности детей дошкольного возраста является совместная деятельность педагога и ребенка в развитии его творческих способностей к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среды.
Анализ педагогического опыта развития творческих способностей детей дошкольного возраста, которая была проведена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Красная Шапочка», позволило прийти к выводу, что педагоги дошкольных образовательных организаций понимают необходимость развития творческих способностей детей, но на занятиях по изобразительной деятельности и недостаточной подготовкой учащихся нетрадиционные техники рисования, моделирования и применения. Использование неэффективных методов также является препятствием для развития творческих способностей детей. Для изучения уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста были использованы методы кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. Приложение 1-4). Каждый из методов позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и фактические уровни их формирования у ребенка. Полученные результаты представлены в таблицах № 3-6.
По результатам проведенного опроса родителей было выявлено, что не всегда в современных семьях должное внимание уделяется развитию творческого потенциала детей.
Таким образом, на основе вышеизложенного для воспитателей и родителей предложены методические рекомендации по эффективному развитию творческих способностей детей в дошкольном и домашнем возрасте.
Дети должны совершенствовать свои творческие способности не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. Благодаря этому он вырастет интересным человеком, который с легкостью преодолеет трудности, возникающие на его пути.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 624 с.
2. Акуненок, Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. [Текст] / Т. С. Акуненок // Дошкольное образование. - 2010. № 18.
3. Альтшуллер, Г. С Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г. С. Альтшуллер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.- 400 с.
4. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии [Текст] / Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
5. Бабаева, Т. И. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и [др.] - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
6. Богат, В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст] / В. Богат, В. Нюкалов // Дошкольное воспитание. - 1994. № 1. - С. 17-19.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
8. Венгер, Л. А. Психология [Текст] : Учебное пособие для педагогических училищ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : «Просвещение», 1988. - 336 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2010. - 536 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1997. - 93 с.
11. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. М. : Искусство, 1986. - 576 с.
12. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : ИЦ «Академия», 2004. - 288 с.
13. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М. : Издательство «Скрипторий», 2003. - 86 с.
14. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - М. : .Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996 . -197 с.
15. Жукова, Р. А. Нестандартные занятия. Старшая группа [Текст] / Р. А. Жукова. - Волгоград: Корифей, 2010. - 96 с..