Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Работа №96331

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Патриотическое воспитание дошкольников: исторический обзор 7
проблемы в нашей стране и за рубежом
1.2. Особенности патриотического воспитания дошкольников 17
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания в ДОУ и 27
семье
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ 38
2.1. Изучение начального уровня патриотической воспитанности 38
дошкольников
2.2. Работа по формированию чувства патриотизма у детей 6-7 лет.... 54
2.3. Анализ результатов исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуальность исследования. В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь - в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, отзывчивость, гуманность, справедливость, честность, патриотизм. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
На наших глазах растет поколение людей, лишенных чувства национального достоинства, гордости, которому насаждается бескультурье, в которых нивелируется совесть, деградируют мораль, честь, справедливость.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям других стран и национальностей.
Одной из важнейших педагогических задач, определенных Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» - является воспитание у детей любви к Родине, уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным ценностям русского народа.
Базовый компонент дошкольного образования, как государственный стандарт, определяющий ознакомление детей с понятиями «государство»; «народ»; «человечество», с правами и обязанностями граждан России.
Согласно Концепции дошкольного воспитания, ее программой предусматривается развитие у детей национальной культуры, которая является вкладом в общечеловеческие достояния демократичности, гуманизма, совести, чести, достоинства, гражданственности; воспитание детей на историческом прошлом, которое формирует в них патриотизм. Именно в детские годы зарождается национальное самосознание личности, любовь к родному краю, чувства преданности Родине.
Сегодня многие авторы прямо и косвенно рассматривают сущность патриотического воспитания. Анализ исторической, философской, педагогической литературы свидетельствует, что проблема патриотического воспитания детей всегда занимала ведущее место. Суть патриотизма раскрыта в трудах В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и др. Необходимость теоретического осмысления новых подходов к осуществлению патриотического воспитания ребенка в современных условиях актуализирует изучение трудов В.И. Бойко, А.Н. Васютина, и В. Вишневского, Л.А. Бублика, П. Игнатенко, В.И. Лутовинова, Т. Завгородней, М.А. Терентия, Н. Косаревой, Л. Крицкой, Ю. Руденкои др. Почти во всех научных работах, публицистических статьях авторы придерживаются мнения, что патриотическое воспитание - это процесс, формирующий осознание своей причастности к истории, традициям, культуре своего народа, любовь к своей Родине, переживание за судьбу своего народа, его будущее. Результатом эффективного патриотического воспитания является формирование патриотизма, патриотических чувств, функция которых заключается в позитивном отношении к своему народу, Родине.
Отдельные исследователи отмечают, что человеку, который с детства не чувствует неразрывной связи со своим народом, трудно определиться, достичь успеха, реализоваться в жизни. Первоначальные представления образуются уже в раннем детстве, пополняются и уточняются в последующие годы; они не растворяются во времени, не исчезают, хотя без должного осознания могут быть вытесненными в подсознание. К концу дошкольного возраста через представление уже четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня ее духовно- национального развития.
Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывает на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостную систему работы в данном направлении. Сложность решения этой задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, они находятся на стадии начального становления. Тем не менее, практически все нравственные качества (гуманизм, патриотизм, коллективизм, чувство собственного достоинства) берут начало в дошкольном возрасте. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию, к нему относятся ответственность, желание и умение работать для Родины, гамма эстетических чувств и др.
Возникает проблема выбора средств и методов воспитания в ребенке такое сложное, многообразное чувство, как любовь к Родине. Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение, в котором они живут, поэтому наиболее важная роль в патриотическом воспитании дошкольников отводится дошкольным учреждениям и семье.
Таким образом, указанные обстоятельства подчеркивают актуальность изучения патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования - сформулировать и обосновать педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы патриотического воспитания детей в психолого-педагогической литературе.
2. Определить критерии патриотического воспитания, подобрать диагностические методики и провести диагностику детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
3. Разработать программу по патриотическому воспитанию «Воспитание патриотизма ребенка и реализовать ее на практике.
4. Провести повторную диагностику и сравнить результаты с
первоначальной. Сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Теоретическая основа исследования: Проблема патриотического
воспитания разрабатывалась в трудах отечественных педагогов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко.
Е.Е. Казаевой, Л.Л. Кондрыкинской. Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой,
Е.П. Арнаутовой, С.А. Козловой, О.А. Князевой, О.А. Артамоновой, М.В. Крулехт, А.П. Усовой, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой, И.Д. Власовой, С.А. Котляровой, С. Македонской, Н.М. Крыловой, Р.И. Жуковской и др.
Методы исследования: анализ педагогической, исторической
литературы, наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности, опытно-педагогическая работа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБ ДОУ «Сказка» (Ханты-Мансийский автономный округ, Кондинский район, п. Междуреченский). В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы: 6 девочек и 4 мальчика в возрасте 6-7 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ научных источников позволяет сделать вывод, что среди ученых нет единства относительно трактовки сущности патриотического воспитания. Однако большинство авторов едины во мнении о том, что патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования различных патриотических качеств личности.
Патриотическое воспитание - это обобщенное понятие, которое охватывает различные сферы (политическую, учебно-воспитательную, разрешительную) организованного и целенаправленного воздействия на личность со стороны государства, народа, этнической группы, коллектива, семьи, педагога, отдельного человека с целью создания для нее условий и путей формирования патриотизма (любовь к родному, самоидентификация себя среди других народов мира, чувства любви и ответственности за судьбу родины и тому подобное) как интегративного качества личности, которое позволяет ей самоутверждаться социально, культурно, духовно, информационно и эмоционально.
Актуальность изучения патриотического воспитания дошкольников заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Задача ДОУ - приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.
Изучив начальный уровень патриотической воспитанности старших дошкольников МБДОУ детский сад «Сказка» п. Междуреченский Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа посредством беседы с ними, мы получили такие результаты: из десяти детей, участвовавших в беседе, высокий уровень сформированности представлений о родном округе показал 1 ребёнок (10%), который продемонстрировал знания о родном поселке, его основателе, достопримечательностях. Также показал хорошие знания символики районного центра и своего поселка. Восемь детей (80 %) показали средний уровень. В ответах детей были допущены ошибки и неточности. Один ребенок (10 %) показал низкий уровень. По данным проведенного опроса мы выяснили, что воспитанники, показавшие средний и высокий уровень знаний о родном поселке, районе, проявляют достаточно высокий интерес к уникальной истории своего поселка, бывают вместе со своими родителями на различных выставках, праздничных мероприятиях. Анкетирование родителей (принимали участие 22 респондента - 5 пап и 17 мам) показало, что родители не придают серьезного значения патриотическому воспитанию своих детей в условиях семьи, если и есть в семье патриотическое воспитание, то оно организовано ситуативно, бессистемно, без предварительно поставленной цели, результатом чего становится, по оценкам самих родителей, недостаточная привязанность детей старшего дошкольного возраста к малой родине и к Родине - России.
По результатам проведенного исследования нами была разработана программа по формированию чувства патриотизма у детей 6-7 лет. При воспитании у детей, посещающих дошкольное учреждение, чувства любви к родному городскому поселку, мы старались подвести их к пониманию, что их поселок - часть их большой Родины. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну мы сочетаем с формированием толерантного отношения к ценностям и культуре, в том числе традиционной, других народов, к каждому человеку в отдельности. Работая с детьми, мы одновременно проводили работу с родителями, стараясь их заинтересовать историей родного края. Для них также был разработан план работы, который направлен на обогащение представлений родителей об истории родного края и вовлечению их в активную совместную работу с детьми. Мы увидели, что проводимые мероприятия объединили педагогов-воспитателей, родителей, принимавших активное участие в организации экскурсий, создании фотовыставок, альбомов, других иллюстративных материалов, рассказывающих об истории семьи, рода, поселка, района, автономного округа, обогатили ребят знаниями об истории своей малой и большой Родины.
Анализируя результаты контрольного исследования с применением тех же методов беседы и анкетирования, мы видим, что проделанная работа по повышению уровня осведомленности самих родителей, активное привлечение их в качестве помощников при организации патриотически- направленных мероприятий для их детей, при разработке иллюстративного и другого методического материала, при проведении информационного родительского собрания «Патриотическое воспитание в семье» дала свои результаты. В беседе с дошкольниками высокий уровень сформированности представлений о родном крае показали 3 ребёнка (30%), а первоначально было 10% (1 ребенок). Семь детей (70 %) показали средний уровень. В ответах детей все еще были допущены ошибки и неточности, однако низкого уровня в знаниях и представлениях детей не обнаружено (первоначально было 10% - один ребенок). Результаты анкетирования также показали, что знания и представления родителей о патриотическом воспитании значительно возросли. Уже подавляющее большинство родителей считают важным воспитание у своего ребенка патриотизма как личностного качества, прививают ему чувство гордости за свою страну, уважение к историческому прошлому своей страны, развивают бережное отношение к культурным традициям своей страны и интерес к человеку как защитнику Родины. Средний балл, поставленный родителями себе же за организацию патриотического воспитания в семье, повысился с «6» баллов до «7».
Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности проведенных мероприятий с родителями, а также о необходимости дальнейшей воспитательной работы со старшими дошкольниками и их родителями в области патриотического воспитания.
Подводя итоги исследования, можно утверждать, что любовь к Отечеству у дошкольников, в том числе, начинается с их теплых чувств по отношению к собственной малой Родине - месту рождения человека. Следовательно, серьезное значение приобретает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с индивидуальностью и своеобразием их родного края - историческим, культурным, национальным, географическим - это, безусловно, будет стимулировать рождение чувства гордости за то место, где родился и живешь. Знакомясь поближе с родным городским поселком, районом, округом, их историей, дети учатся ассоциировать себя с другими людьми, живущими в настоящий период времени, в определённых этнокультурных, доставшихся нам как дар от наших предков.
Таким добразом, мы видим, что поставленная цель достигнута и все задачи решены. Гипотеза о том, что разработка и реализация программы «Воспитание патриотизма ребенка» на базе дошкольного образовательного учреждения способна повысить уровень патриотизма у детей дошкольного возраста - подтвердилась.


1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников
[Текст]/ Н.В. Алешина. -М.: ЦГЛ, 2005. -256с.
2. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст]/ Н.Ф. Андреева // Управление дошкольным образованием. -2005. -№1. -С.16-21
3. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]/ В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
4. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие [Текст]/ О.Н. Баранникова. - М.: АРКТИ, 2007.-144 с.
5. Бездухов, В.П. Гуманизация образования в меняющемся мире [Текст]/ В.П. Бездухов. - Самара: СГПУ, 2002. -С.22-66.
6. Бережная, Л.Н. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/ Л.Н. Бережная // Наука и образование: новое время. - 2014. -№ 3. -С. 116-118.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование [Текст]/ Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 1968.-464 с.
8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]/ Л.Р. Болотина. - М.: Академический проект; Культура, 2005. -345с.
9. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]/ Н.В. Бордовская. - Спб.: Питер, 2001. -304 с.
10. Валиева, З.И. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст]/ З.И.Валиева // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. -2013. №6. -С. 22-27.
11. Виноградова, Н.Ф.Моя страна Россия: пособие для детей старшего школьного и младшего школьного возраста [Текст]/ Н.Ф. Виноградова. -М.: Просвещение, 2007. -95 с.
12. Вишневская, В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» [Текст]/ В.Н. Вишневская. -М.: АРКТИ, 2004. -112 с.
13. Воспитательная деятельность педагога [Текст]/ И.А. Колесникова. - М.: Академия, 2005. -352 с.
14. Воспитательная система «Маленькие россияне» [Текст]/ Т.И. Оверчук. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. -632с.
15. Данилина, Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» [Текст]/ Г.Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2005. -184 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ