СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности социального развития детей дошкольного возраста... 6
1.2. Формы и методы социального развития детей в дошкольной
образовательной организации 14
1.3. Создание предметно-пространственной развивающей среды в
дошкольной образовательной организации 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 33
2.1. Анализ практики социального развития детей в дошкольной образовательной организации 33
2.2. Анализ предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации в аспекте социального развития 44
2.3. Рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации в аспекте
социального развития воспитанников 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности социального развития детей дошкольного возраста... 6
1.2. Формы и методы социального развития детей в дошкольной
образовательной организации 14
1.3. Создание предметно-пространственной развивающей среды в
дошкольной образовательной организации 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 33
2.1. Анализ практики социального развития детей в дошкольной образовательной организации 33
2.2. Анализ предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации в аспекте социального развития 44
2.3. Рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации в аспекте
социального развития воспитанников 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
В образовательной политике современной России ярко проявляются тенденции поиска новых средств социального развития детей на всех возрастных ступенях. Начальный этап в образовании человека как представителя и носителя культуры приходится на дошкольное детство.
Приобщение ребенка дошкольного возраста к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с давних времен. В настоящее время социальная ситуация развития ребенка изменилась, что связано с новыми условиями взросления современных детей, с ограниченностью детских контактов, ослаблением интереса к литературе и искусству, общением не в реальном, а в виртуальном пространстве. Эти факторы оказывают влияние на достижение дошкольниками возрастных норм социального развития.
Все это и вызывает усиленное внимание общества, педагогов к социальному развитию детей, что отражено в содержании нормативных документов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве одного из приоритетных направлений социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое связывается с активным взаимодействием детей со взрослыми и сверстниками, соблюдением норм поведения в различных видах деятельности, формированием навыков сотрудничества и взаимодействия и т.д. [61].
Проблемами социального развития подрастающего поколения занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн [7, 8, 35, 36, 53, 62] и другие. В настоящее время различные аспекты социального развития детей дошкольного возраста затрагиваются в работах О.В. Дыбиной, М.А. Иваненко, А.Ю. Кабушко, С.А. Козловой,
Л.В. Коломийченко, Г.Н. Соломатиной, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичевой [7, 18, 19, 25, 26, 27, 28, 29, 55, 56, 57, 63] и др.
Все исследователи говорят о ключевом значении среды в социальном развитии детей. Социализирующая функция среды (предметной, пространственной, природной, социальной) изучалась такими учеными как В.А. Караковский, А.В. Мудрик, В.Я. Ясвин [22, 36, 66] и др.
Теоретические основы организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации заложены В.И. Логиновой, С.Л. Новоселовой, Е.И. Тихеевой [11, 37, 54] и др.
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации изучают: О.В. Дыбина, Н.Д. Епанчинцева, О.А. Карабанова, Л.В. Коломийченко, О.В. Крежевских, М.Н. Полякова, О.Р. Радионова [14, 15, 16, 21, 29, 33, 40, 41, 47] и др.
Однако в практике дошкольных образовательных организаций возможности предметно-пространственной среды для социального развития детей не всегда используются в полной мере. Это объясняется недостаточной разработанностью процесса социального развития детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Возникает противоречие между необходимостью социального развития детей в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации и недостаточной методической разработанностью этого процесса.
Данное противоречие определило проблему исследования: как организовать предметно-пространственную развивающую среду дошкольной образовательной организации для успешного социального развития детей.
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Социальное развитие детей в условиях предметно
пространственной среды дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс социального развития детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста в условиях предметнопространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности социального развития детей дошкольного возраста.
2. Определить формы и методы социального развития детей в дошкольной образовательной организации.
3. Выявить особенности создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
4. Провести анализ практики социального развития детей в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических - анализ и обобщение педагогической литературы и эмпирических - наблюдение, беседа, проективные методики, анализ документов.
База исследования: МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 44 «Серебряное копытце» городского округа Сухой Лог Свердловской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (66 источников), 6 приложений.
Приобщение ребенка дошкольного возраста к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с давних времен. В настоящее время социальная ситуация развития ребенка изменилась, что связано с новыми условиями взросления современных детей, с ограниченностью детских контактов, ослаблением интереса к литературе и искусству, общением не в реальном, а в виртуальном пространстве. Эти факторы оказывают влияние на достижение дошкольниками возрастных норм социального развития.
Все это и вызывает усиленное внимание общества, педагогов к социальному развитию детей, что отражено в содержании нормативных документов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве одного из приоритетных направлений социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое связывается с активным взаимодействием детей со взрослыми и сверстниками, соблюдением норм поведения в различных видах деятельности, формированием навыков сотрудничества и взаимодействия и т.д. [61].
Проблемами социального развития подрастающего поколения занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн [7, 8, 35, 36, 53, 62] и другие. В настоящее время различные аспекты социального развития детей дошкольного возраста затрагиваются в работах О.В. Дыбиной, М.А. Иваненко, А.Ю. Кабушко, С.А. Козловой,
Л.В. Коломийченко, Г.Н. Соломатиной, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичевой [7, 18, 19, 25, 26, 27, 28, 29, 55, 56, 57, 63] и др.
Все исследователи говорят о ключевом значении среды в социальном развитии детей. Социализирующая функция среды (предметной, пространственной, природной, социальной) изучалась такими учеными как В.А. Караковский, А.В. Мудрик, В.Я. Ясвин [22, 36, 66] и др.
Теоретические основы организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации заложены В.И. Логиновой, С.Л. Новоселовой, Е.И. Тихеевой [11, 37, 54] и др.
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации изучают: О.В. Дыбина, Н.Д. Епанчинцева, О.А. Карабанова, Л.В. Коломийченко, О.В. Крежевских, М.Н. Полякова, О.Р. Радионова [14, 15, 16, 21, 29, 33, 40, 41, 47] и др.
Однако в практике дошкольных образовательных организаций возможности предметно-пространственной среды для социального развития детей не всегда используются в полной мере. Это объясняется недостаточной разработанностью процесса социального развития детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Возникает противоречие между необходимостью социального развития детей в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации и недостаточной методической разработанностью этого процесса.
Данное противоречие определило проблему исследования: как организовать предметно-пространственную развивающую среду дошкольной образовательной организации для успешного социального развития детей.
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Социальное развитие детей в условиях предметно
пространственной среды дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс социального развития детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста в условиях предметнопространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности социального развития детей дошкольного возраста.
2. Определить формы и методы социального развития детей в дошкольной образовательной организации.
3. Выявить особенности создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
4. Провести анализ практики социального развития детей в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических - анализ и обобщение педагогической литературы и эмпирических - наблюдение, беседа, проективные методики, анализ документов.
База исследования: МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 44 «Серебряное копытце» городского округа Сухой Лог Свердловской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (66 источников), 6 приложений.
Анализ литературы позволил сформулировать определение основного понятия и выявить особенности социального развития детей дошкольного возраста. Социальное развитие детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс и результат изменений, происходящих в личности ребенка под влиянием ценностей социальной культуры, которые обеспечивают овладение способами поведения, основанными на нормах и традициях, творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах детской деятельности. Количественные и качественные изменения, происходящие в процессе социального развития, затрагивают три сферы: когнитивную, эмоционально-чувственную и поведенческую и
заключается в расширении представлений и понятий детей о ценностях социальной культуры, развитии эмоций, социальных чувств, эмпатийных переживаний и формировании способов поведения, взаимодействия, соответствующих ценностям. Социальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах деятельности.
Методы социального развития детей дошкольного возраста по-разному классифицируются исследователями. К основным методам социального развития относятся: беседа, рассказ; чтение и обсуждение литературных произведений; просмотр иллюстраций, тематических альбом, демонстрация фильмов и слайдов; сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные игры, проблемные ситуации; организация трудовой, музыкальной и изобразительной деятельности, метод проектов. Среди организационных форм работы по социальному развитию дошкольников выделяются фронтальные (прогулки, развлечения, встречи, занятия и т.д.), групповые (экскурсии, кружки, клубы, занятия, беседы, игры и др.) и индивидуальные (беседы, игры и др.).
Исследователи отмечают необходимость организации предметно- пространственной развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение дошкольников к социальному миру.
Предметно-пространственная развивающая среда рассматривается разными авторами как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Она выполняет ряд важных функций в обучении и воспитании детей дошкольного возраста и создается в соответствии с Программой и с учетом возрастных особенностей детей. Для эффективного социального развития дошкольников в содержании предметной среды должны отражаться основные элементы социальной культуры. Также основные объекты среды должны включаться в различные виды деятельности детей, обеспечивая их самостоятельность, творчество, активное взаимодействие.
Изучение практики социального развития детей в условиях предметнопространственной среды дошкольной образовательной организации проводилось на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 44 «Серебряное копытце» городского округа Сухой Лог Свердловской области.
Для исследования уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста были подобраны диагностические методики, определены компоненты и уровневые показатели. Для диагностики были использованы следующие методики: проективная методика «Картинки» О.Е. Смирновой, методика изучения способности детей дошкольного возраста к распознаванию эмоциональных состояний, разработанная Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой; методика «Одень куклу» О.Е. Смирновой.
Результаты диагностики показали, что большая часть детей группы находится на низком и среднем уровне социального развития. Дети имеют
достаточно широкие представления о социальных нормах и правилах, могут делать умозаключения на основании собственного опыта. Однако они мало проявляют социальных чувств по отношению к людям, не умеют сотрудничать, не проявляют доброжелательности к сверстникам, не готовы помогать товарищу, мало проявляют активности и самостоятельности в деятельности.
Недостаточно высокий уровень социального развития детей дошкольного возраста дал основание предположить, что возможности предметно-пространственной среды в детском саду используются не в полной мере.
При анализе предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации выяснилось, что в целом предметнопространственная развивающая среда детского сада направлена на социальное развитие детей: имеются центры сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, дидактических игр, безопасности, творческой деятельности; книжный и исследовательский центры, книжный уголок и др. Их оборудование удовлетворяет требованиям к предметнопространственной среде в аспекте социального развития. В них представлены разнообразные элементы социальной культуры, объекты среды включаются в различные виды детской деятельности, обеспечивая детям возможности для самостоятельности и творчества.
При этом воспитательный потенциал предметно-пространственной среды детского сада не был использован в полной мере.
В соответствии с выявленными проблемами были разработаны рекомендации по организации предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, выполнение которых поможет повысить уровень социального развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены.
заключается в расширении представлений и понятий детей о ценностях социальной культуры, развитии эмоций, социальных чувств, эмпатийных переживаний и формировании способов поведения, взаимодействия, соответствующих ценностям. Социальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах деятельности.
Методы социального развития детей дошкольного возраста по-разному классифицируются исследователями. К основным методам социального развития относятся: беседа, рассказ; чтение и обсуждение литературных произведений; просмотр иллюстраций, тематических альбом, демонстрация фильмов и слайдов; сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные игры, проблемные ситуации; организация трудовой, музыкальной и изобразительной деятельности, метод проектов. Среди организационных форм работы по социальному развитию дошкольников выделяются фронтальные (прогулки, развлечения, встречи, занятия и т.д.), групповые (экскурсии, кружки, клубы, занятия, беседы, игры и др.) и индивидуальные (беседы, игры и др.).
Исследователи отмечают необходимость организации предметно- пространственной развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение дошкольников к социальному миру.
Предметно-пространственная развивающая среда рассматривается разными авторами как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Она выполняет ряд важных функций в обучении и воспитании детей дошкольного возраста и создается в соответствии с Программой и с учетом возрастных особенностей детей. Для эффективного социального развития дошкольников в содержании предметной среды должны отражаться основные элементы социальной культуры. Также основные объекты среды должны включаться в различные виды деятельности детей, обеспечивая их самостоятельность, творчество, активное взаимодействие.
Изучение практики социального развития детей в условиях предметнопространственной среды дошкольной образовательной организации проводилось на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 44 «Серебряное копытце» городского округа Сухой Лог Свердловской области.
Для исследования уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста были подобраны диагностические методики, определены компоненты и уровневые показатели. Для диагностики были использованы следующие методики: проективная методика «Картинки» О.Е. Смирновой, методика изучения способности детей дошкольного возраста к распознаванию эмоциональных состояний, разработанная Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой; методика «Одень куклу» О.Е. Смирновой.
Результаты диагностики показали, что большая часть детей группы находится на низком и среднем уровне социального развития. Дети имеют
достаточно широкие представления о социальных нормах и правилах, могут делать умозаключения на основании собственного опыта. Однако они мало проявляют социальных чувств по отношению к людям, не умеют сотрудничать, не проявляют доброжелательности к сверстникам, не готовы помогать товарищу, мало проявляют активности и самостоятельности в деятельности.
Недостаточно высокий уровень социального развития детей дошкольного возраста дал основание предположить, что возможности предметно-пространственной среды в детском саду используются не в полной мере.
При анализе предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации выяснилось, что в целом предметнопространственная развивающая среда детского сада направлена на социальное развитие детей: имеются центры сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, дидактических игр, безопасности, творческой деятельности; книжный и исследовательский центры, книжный уголок и др. Их оборудование удовлетворяет требованиям к предметнопространственной среде в аспекте социального развития. В них представлены разнообразные элементы социальной культуры, объекты среды включаются в различные виды детской деятельности, обеспечивая детям возможности для самостоятельности и творчества.
При этом воспитательный потенциал предметно-пространственной среды детского сада не был использован в полной мере.
В соответствии с выявленными проблемами были разработаны рекомендации по организации предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, выполнение которых поможет повысить уровень социального развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации как фактор развития детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование развивающей предметно-пространственной
среды в дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Методические рекомендации по организации взаимодействия воспитателя и детей в развивающей предметно-пространственной среде участка дошкольного образовательного учреждения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2018 - Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018





