Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №96330

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности социального развития детей дошкольного возраста... 6
1.2. Формы и методы социального развития детей в дошкольной
образовательной организации 14
1.3. Создание предметно-пространственной развивающей среды в
дошкольной образовательной организации 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 33
2.1. Анализ практики социального развития детей в дошкольной образовательной организации 33
2.2. Анализ предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации в аспекте социального развития 44
2.3. Рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации в аспекте
социального развития воспитанников 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84

В образовательной политике современной России ярко проявляются тенденции поиска новых средств социального развития детей на всех возрастных ступенях. Начальный этап в образовании человека как представителя и носителя культуры приходится на дошкольное детство.
Приобщение ребенка дошкольного возраста к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с давних времен. В настоящее время социальная ситуация развития ребенка изменилась, что связано с новыми условиями взросления современных детей, с ограниченностью детских контактов, ослаблением интереса к литературе и искусству, общением не в реальном, а в виртуальном пространстве. Эти факторы оказывают влияние на достижение дошкольниками возрастных норм социального развития.
Все это и вызывает усиленное внимание общества, педагогов к социальному развитию детей, что отражено в содержании нормативных документов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве одного из приоритетных направлений социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое связывается с активным взаимодействием детей со взрослыми и сверстниками, соблюдением норм поведения в различных видах деятельности, формированием навыков сотрудничества и взаимодействия и т.д. [61].
Проблемами социального развития подрастающего поколения занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн [7, 8, 35, 36, 53, 62] и другие. В настоящее время различные аспекты социального развития детей дошкольного возраста затрагиваются в работах О.В. Дыбиной, М.А. Иваненко, А.Ю. Кабушко, С.А. Козловой,
Л.В. Коломийченко, Г.Н. Соломатиной, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичевой [7, 18, 19, 25, 26, 27, 28, 29, 55, 56, 57, 63] и др.
Все исследователи говорят о ключевом значении среды в социальном развитии детей. Социализирующая функция среды (предметной, пространственной, природной, социальной) изучалась такими учеными как В.А. Караковский, А.В. Мудрик, В.Я. Ясвин [22, 36, 66] и др.
Теоретические основы организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации заложены В.И. Логиновой, С.Л. Новоселовой, Е.И. Тихеевой [11, 37, 54] и др.
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации изучают: О.В. Дыбина, Н.Д. Епанчинцева, О.А. Карабанова, Л.В. Коломийченко, О.В. Крежевских, М.Н. Полякова, О.Р. Радионова [14, 15, 16, 21, 29, 33, 40, 41, 47] и др.
Однако в практике дошкольных образовательных организаций возможности предметно-пространственной среды для социального развития детей не всегда используются в полной мере. Это объясняется недостаточной разработанностью процесса социального развития детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Возникает противоречие между необходимостью социального развития детей в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации и недостаточной методической разработанностью этого процесса.
Данное противоречие определило проблему исследования: как организовать предметно-пространственную развивающую среду дошкольной образовательной организации для успешного социального развития детей.
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Социальное развитие детей в условиях предметно­
пространственной среды дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс социального развития детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста в условиях предметно­пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности социального развития детей дошкольного возраста.
2. Определить формы и методы социального развития детей в дошкольной образовательной организации.
3. Выявить особенности создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
4. Провести анализ практики социального развития детей в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических - анализ и обобщение педагогической литературы и эмпирических - наблюдение, беседа, проективные методики, анализ документов.
База исследования: МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 44 «Серебряное копытце» городского округа Сухой Лог Свердловской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (66 источников), 6 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы позволил сформулировать определение основного понятия и выявить особенности социального развития детей дошкольного возраста. Социальное развитие детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс и результат изменений, происходящих в личности ребенка под влиянием ценностей социальной культуры, которые обеспечивают овладение способами поведения, основанными на нормах и традициях, творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах детской деятельности. Количественные и качественные изменения, происходящие в процессе социального развития, затрагивают три сферы: когнитивную, эмоционально-чувственную и поведенческую и
заключается в расширении представлений и понятий детей о ценностях социальной культуры, развитии эмоций, социальных чувств, эмпатийных переживаний и формировании способов поведения, взаимодействия, соответствующих ценностям. Социальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах деятельности.
Методы социального развития детей дошкольного возраста по-разному классифицируются исследователями. К основным методам социального развития относятся: беседа, рассказ; чтение и обсуждение литературных произведений; просмотр иллюстраций, тематических альбом, демонстрация фильмов и слайдов; сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные игры, проблемные ситуации; организация трудовой, музыкальной и изобразительной деятельности, метод проектов. Среди организационных форм работы по социальному развитию дошкольников выделяются фронтальные (прогулки, развлечения, встречи, занятия и т.д.), групповые (экскурсии, кружки, клубы, занятия, беседы, игры и др.) и индивидуальные (беседы, игры и др.).
Исследователи отмечают необходимость организации предметно- пространственной развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение дошкольников к социальному миру.
Предметно-пространственная развивающая среда рассматривается разными авторами как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Она выполняет ряд важных функций в обучении и воспитании детей дошкольного возраста и создается в соответствии с Программой и с учетом возрастных особенностей детей. Для эффективного социального развития дошкольников в содержании предметной среды должны отражаться основные элементы социальной культуры. Также основные объекты среды должны включаться в различные виды деятельности детей, обеспечивая их самостоятельность, творчество, активное взаимодействие.
Изучение практики социального развития детей в условиях предметно­пространственной среды дошкольной образовательной организации проводилось на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 44 «Серебряное копытце» городского округа Сухой Лог Свердловской области.
Для исследования уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста были подобраны диагностические методики, определены компоненты и уровневые показатели. Для диагностики были использованы следующие методики: проективная методика «Картинки» О.Е. Смирновой, методика изучения способности детей дошкольного возраста к распознаванию эмоциональных состояний, разработанная Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой; методика «Одень куклу» О.Е. Смирновой.
Результаты диагностики показали, что большая часть детей группы находится на низком и среднем уровне социального развития. Дети имеют
достаточно широкие представления о социальных нормах и правилах, могут делать умозаключения на основании собственного опыта. Однако они мало проявляют социальных чувств по отношению к людям, не умеют сотрудничать, не проявляют доброжелательности к сверстникам, не готовы помогать товарищу, мало проявляют активности и самостоятельности в деятельности.
Недостаточно высокий уровень социального развития детей дошкольного возраста дал основание предположить, что возможности предметно-пространственной среды в детском саду используются не в полной мере.
При анализе предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации выяснилось, что в целом предметно­пространственная развивающая среда детского сада направлена на социальное развитие детей: имеются центры сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, дидактических игр, безопасности, творческой деятельности; книжный и исследовательский центры, книжный уголок и др. Их оборудование удовлетворяет требованиям к предметно­пространственной среде в аспекте социального развития. В них представлены разнообразные элементы социальной культуры, объекты среды включаются в различные виды детской деятельности, обеспечивая детям возможности для самостоятельности и творчества.
При этом воспитательный потенциал предметно-пространственной среды детского сада не был использован в полной мере.
В соответствии с выявленными проблемами были разработаны рекомендации по организации предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, выполнение которых поможет повысить уровень социального развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены.


1. Алиева, Т. И. Конструирование образовательной среды в формальном и неформальном образовании [Текст] / Т. И. Алиева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 12. - С.4-10.
2. Антонова, Т. В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели развития и методы выявления [Текст] / Т. В. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. ^ C. 54-69.
3. Бабаева, Т. И. Образовательная область «Социально­
коммуникативное развитие» [Текст] / Т. И. Бабаева, В. А. Деркунская, Л. С. Римашевская. - СПб. : Детство-Пресс, 2017. - 384 с.
4. Бабунова, Е. С. Методика становления этнокультурной образованности детей предшкольного возраста [Текст] / Е. С. Бабунова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 8. - С. 4-9.
5. Барышникова, Е. В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации [Текст] : учебное пособие / Е. В. Барышникова. - Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 183 с.
6. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М. : Перспектива, 2011. - 208 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
8. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] : учебное пособие / Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.
9. Громова, О. Е. Ознакомление дошкольников с социальным миром [Текст] : метод. пособие / О. Е. Громова, А. Ю. Кабушко, Г. Н. Соломатина. - М. : Сфера, 2012. - 224 с.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
11. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1988. - 256 с.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для вузов / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
13. Дыбина, О. В. Моделирование развивающей. предметно­пространственной среды в детском саду [Текст] : методическое пособие / О. В. Дыбина, Л. А. Пенькова, Н. П. Рахманова. - М. : Сфера, 2017. - 128 с.
14. Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир [Текст] : программа и методические рекомендации / О. В. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 80 с.
15. Епанчинцева, Н. Д. Диагностика организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н. Д. Епанчинцева // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - № 4. - С. 5-11...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ