ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА 11
1.1. Возрастные психолого-педагогические характеристики обучающихся
педагогического колледжа 11
1.2. Особенности развития личности студента педагогического колледжа 18
1.3. Театр как инструмент развития личности студента педагогического
колледжа 29
2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА 45
2.1. Программа по дисциплине "Основы сценического мастерства" для специальности "Коррекционная педагогика в начальном образовании"... 45
2.2. Практическая деятельность по реализации программы дисциплины "Основы сценического мастерства" для специальности "Коррекционная педагогика в
начальном образовании" 66
2.3. Мониторинг результатов исследования 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Каждый новый этап развития общества выдвигает новые актуальные цели и задачи образования, соответствующие требованию времени, интересам личности и общества в целом.
В данный исторический период российское общество находится на переломном этапе своего развития, которое характеризуется происходящими в стране преобразованиями, связанными с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами и потребностями. Соответственно, меняется отношение к образованию, культуре, науке, воспитанию и развитию человека в целом. Сегодня в центре внимания ученых находятся проблемы, связанные с гуманизацией образования, которое рассматривается как важнейший педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции функционирования системы образования. Гуманизация должна стать ключевым элементом нового педагогического мышления, сущностные изменения которого должны отразиться не только в сознании педагога, но и в его деятельности.
Данный подход предполагает изменения и в обучении будущих педагогов, так как именно учитель является проводником новых педагогических идей. Ориентация на углублённое изучение гуманистических ценностей и системное внедрение их в образовательную теорию и практику является важным условием для развития нового типа личности педагога, педагога-гуманиста. Подобная переориентация повлекла за собой переосмысления многих позиций во всём образовательном процессе подготовки будущих специалистов системы среднего и высшего профессионального образования. Национальная программа по подготовке кадров и Закон «Об образовании» ориентируют на подготовку кадров на основе приоритета личности, гуманизации образования (раскрытие способностей человека и удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, обеспечения приоритетности национальных и общечеловеческих ценностей, гуманизации отношений личности, общества и окружающей среды) и гуманитаризации (формирование у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления). Новые ориентиры в подготовке учителей к профессиональной деятельности также отображены в тезисах государственных документов федерального и регионального значения: национальной доктрине формирования сферы образования до 2025 года, национальном проекте «Образование», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», а так же в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
В этой связи в профессиональных колледжах с целью подготовки будущих преподавателей стала создаваться новая действенная система развития личности студента через внедрение в образовательный процесс усовершенствованного содержания, прогрессивных духовно-нравственных, культурно-исторических, национальных и общечеловеческих ценностей: в процессе изучения педагогических дисциплин актуализируется развитие ценностно-смысловой сферы личности, в учебные планы многих педагогических учреждений вводятся отдельные гуманитарные дисциплины, реализуется активность студентов в культурно-образовательном пространстве учреждения; происходит вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность и т.д. Можно констатировать, что в настоящее время в среднем педагогическом образовании происходит переход от традиционной педагогической парадигмы - «знание и ясное изложение предмета; знание и следование методике» к парадигме личностно-ориентированного образования, обеспечивающая развитие и саморазвитие студента, его самоопределение и самореализацию.
При этом, в учреждениях среднего профессионального образования, продолжается доминирование гностического подхода, нацеленного на развитие интеллекта, на эффективность процесса мышления, на проведение и анализ логических операций, где со всей очевидностью остаётся недостаточно места всему творческому, образному, аффективному, неоднозначному и непредсказуемому. Прямолинейность, формализм, схематизация, абстрактный характер образовательного процесса, невостребованость личного творческого потенциала приводят к ослаблению внутренней мотивации студентов на саморазвитие и самообразование.
Отчётливо выражаются противоречия между современными запросами к обучению будущих педагогов и степенью готовности преподавателей педагогических учебных заведений соответствовать этим запросам; между стандартной системой подготовки учителя и творческим характером его деятельности.
Для подготовки современного учителя нужна такая технология профессионального обучения, которая способствовала бы развитию не только его познавательной сферы, но и эмоциональной-творческой, поскольку такие качества не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. Такой технологией во многом может являться театр, ведь его главными чертами является глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческих взаимоотношений.
Реализуя более полную представленность гуманистического подхода к обучению будущих педагогов, и в связи с внедрением новых образовательных стандартов, в учебный план Каменск-Уральского педагогического колледжа была введена новая дисциплина «Основы сценического мастерства» (для студентов 2 курса специальностей «Дошкольное образование» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании») и разработан профессиональный модуль «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования». В рамках данного модуля реализуется обучение по многим разделам и один их них: «Методика работы с творческим объединением: основы театрального искусства с практикумом» (для студентов 4 курса специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»).
И это закономерно, ведь средства театрального искусства помогают обогатить студента целым комплексом профессионально-личностных качеств и способностей, позволяющим будущему педагогу расширить представление о профессиональных возможностях роли учителя, глубже постигнуть суть воспитательного взаимодействия, осознать позицию «Я - учитель», основанную на постоянном самоанализе, самоконтроле, самокоррекции и саморазвитии. Роль театра можно определить как корректирующую, обогащающую, усиливающую личностные качества будущего педагога.
Учитывая особую значимость и важность рассматриваемой проблемы, была избрана следующая тема исследования «Развитие личности студента педагогического колледжа средствами театра».
Большой опыт в этом направлении накоплен театральной педагогикой (К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхолъд, М.А. Чехов, М.О. Кнебель, Г.А. Товстоногов и др.), которая является методологической основой русской театральной школы; достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние средств драматического искусства на развитие личности исследованиями отечественных психологов Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым и пр. Потенциалу искусства в развитии социально-значимых качеств личности, ценностных ориентаций посвящены ряд исследовательских работ Т.Ф. Брайченко, И. А. Скворцовой, М. А. Верба, Г.А. Петровой и пр.
В отечественной педагогике сложилось особое направление, посвящённое разработке теории и практики воспитания средствами театра в общеобразовательной школе (О.А. Антонова, П.М. Ершов, Ю.И. Рубина, А.П. Ершова, В.М. Букатов и т.д.).
Идея использования арсенала театрального искусства в подготовке учителя разрабатывалась в трудах О.С. Задориной, О.С. Булатовой, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, А.П. Ершовой и др.
Проблема применения театральных средств в развитии личности студентов педагогического колледжа не рассматривается так объёмно в отечественной научной теории, хотя происходит повышение количества трудов, посвященных данной проблеме: работы Ю.В. Своротовой, А.Б. Никитиной, Г.Л. Нестребовой, И.А. Горбуновой, Т.Ю. Ломакиной, С.А. Смирнова, Т.Г. Горячевой.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы развития личности будущих педагогов средствами театра.
Объект исследования - процесс развития личности студента педагогического колледжа.
Предмет исследования - процесс развития личности студента педагогического колледжа средствами театра.
Исходя из цели, объекта и предмета работы были сформулированы следующие задачи:
1) исследовать возрастные психолого-педагогические особенности студентов педагогического колледжа;
2) изучить особенности развития личности студента педагогического колледжа;
3) раскрыть содержание, методы и формы театрального искусства как инструмента развития личности студента;
4) разработать программу дисциплины «Основы сценического мастерства» для специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»;
5) рассмотреть педагогическое содержание практической
деятельности по реализации программы «Основы сценического мастерства» для специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»;
6) оценить эффективность обучения студентов специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» в процессе поэтапной реализации программы по «Основам сценического мастерства».
Теоретическое исследование проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, согласно которой процесс обучения педагога средствами театра позволит добиться важных качественных изменений в личности студентов педагогического колледжа, соответствующих требованиям, предъявляемым к современному учителю.
Методологической основой исследования являются культурологический, компетентностный, контекстный подходы в образовании; принципы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования; общенаучные положения театральной педагогики.
Целью, задачей и спецификой предмета исследования определены предпочтение комплекса теоретических и эмпирических методов. Основные методы: исследование и синтез научной литературы и документации, теоретическое моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов педагогической деятельности; педагогическое наблюдение; индивидуальные и групповые беседы, интервьюирование, анкетирование, опытно-экспериментальная работа.
Научная новизна исследования состоит в выявлении функции включения средств театра в процесс становления личности студента педагогического колледжа, которые не получили широкого рассмотрения в педагогической науке, а также вовлечение в исследовательскую деятельность педагогический колледж на основе которого проводилась практическая работа с последующим изучением и анализом результатов педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в полном рассмотрении содержания деятельности, направленной на разработку методов обучения посредством театра, расширении научных положений о театральном искусстве, характеристики его видов и принципов, согласно современным представлениям общества, а также объяснение необходимости привлечения театрального искусства к воспитанию личности студента педагогического колледжа.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по использованию средств театра в процессе воспитания студентов педагогического колледжа на основе анализа современных положений и динамики развития процесса образования. Содержащиеся в работе выводы и положения по вопросам использования средств театра могут быть использованы в процессе обучения студентов педагогических и психологических направлений, для разработки новых методик обучения и воспитания, могут быть использованы во время проведения научных конференций и исследований, касающихся вопроса исследования.
Структура исследования включает в себя введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение и список литературы.
В первой главе «Теоретические основы развитие личности студента педагогического колледжа средствами театра» решаются первые три из поставленных выше задач, а именно: исследуются основные психолого-педагогические особенности возраста студентов педагогического колледжа; рассматриваются общие и профессиональные компетенции, обеспечивающие готовность студентов к педагогической деятельности; раскрывается сущность театра как инструмента развития личности будущего педагога.
Во второй главе «Опытно-поисковая работа по развитию личности студента педагогического колледжа средствами театра» представлена программа по дисциплине «Основы сценического мастерства» для специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», описывается опытно-поисковая работа по реализации данной программы, проводится мониторинг эффективности организации практической деятельности с обучающимися специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании». В заключении делаются основные выводы по проделанной работе.
Экспериментальная база исследования - государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Каменск-Уральский педагогический колледж». Результатом практической деятельности стала программа по дисциплине «Основы сценического мастерства» для студентов 2 курса специальности «Коррекционная педагогика в начальной школе» (глава 2, параграф 1), и рабочая программа для специальности «Дошкольное образование» (Приложение №1).
По теме диссертации был сделан ряд публикаций:
1) Слободчикова Ф. А. Замысел как технологическая основа написания сценария // Сборник VIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Диалоги о культуре и искусстве», 18 октября 2018 г. (в печати);
2) Слободчикова Ф.А. Средства театрального искусства в формировании эмоциональной компетентности будущих педагогов// Сборник Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Педагогическая деятельность как творческий процесс», 17 октября 2018 г. (в печати).
Готовность современного педагога выйти на высокий уровень мастерства, должна сочетать в себе мировоззренческую, содержательную и технологическую стороны готовности. Включение театрального искусства в процесс развития и становления личности будущего учителя, является важным звеном формирования его педагогической техники, владение которой позволит педагогу работать в особом творческом режиме.
Применение театральной методологии и практики формирует в педагоге определённый комплекс свойств, личностных качеств, которые формируют в итоге творческую самобытную личность педагога, его индивидуальный неповторимый педагогический стиль работы. Театральное искусство и его средства являются не только теоретическим, но и практическим инструментом, с помощью которых в оптимальные сроки, наиболее эффективно можно овладеть умениями и знаниями, позволяющими сквозь призму творчества осмыслить профессиональные особенности деятельности педагога, понять сущность воспитательного взаимодействия, создать условия для формирования важнейшей позиции студента — «Я — учитель», позиции, основанной на самоанализе, самоконтроле, автокоррекции, саморазвитии.
Универсальность подхода К. Станиславского, который опирается в своих исследованиях на природные, психологические закономерности взаимодействия человека с окружающим миром, позволяет говорить о том, что элементы театральной техники должны присутствовать в процессе педагогического воздействия в обстоятельствах обучения. Они помогут ему в общении с воспитанниками производить впечатление не только на ум, но и на чувства обучающихся, наиболее полно передавая им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Принцип единства педагогического и театрального процессов и позволит реализовать переход к универсальным знаниям как уникальную возможность образования человека в человеке, поиска и нахождения человеком самого себя. Органичное сочетание подходов и методов театрального искусства будет стимулировать развитие творческих способностей учителя, умения сочетать логическое и образное во внутреннем мире и педагогических действиях, умения выразительно осуществлять систему коммуникации, преодолевать неблагоприятные условия публичного творчества. Процесс обучения пройдет более интенсивно, если будет сформировано понимание студентом своих индивидуальных особенностей и потребность в самосовершенствовании и творчестве, осознание важности художественных компонентов деятельности.
Педагогическому творчеству может быть дана характеристика как эффективному применению логики художественного воздействия при решении профессиональных задач через систему эмоционально-образных механизмов, эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении.
Проведенный теоретический анализ проблемы исследования позволил сделать следующие выводы: ФГОС требует от учителя постоянного профессионального роста и совершенствования личностных качеств, ибо учитель будущего - это высоко - профессиональная, владеющая всеми современными информационными и педагогическими технологиями, интересная личность, имеющая высокую степень стрессоустойчивости, защищенный от жизненных мелочей, уделяющий большое внимание воспитательному процессу посредством собственного активного действия. Влияние учителя будет проявляться тем сильнее, чем ярче и самобытнее его индивидуальность.
Использование театральных средств в развитии и становлении личности будущего учителя:
1. Обеспечивает приоритет деятельностного подхода в развитии обучающихся;
2. Способствует демократизации взаимоотношений в процессе творческой деятельности;
3. Способствует формированию мотивационно-ценностного отношения студентов к содержанию образования;
4. Обеспечивает владение широким спектром возможностей
театральной технологии для более целостного восприятия педагогической деятельности и развития комплекса личностных качеств и способностей.
Таким образом, театральные практики, способствуют развитию у будущих педагогов следующих ключевых компетенций: коммуникативной, автономизационной, социальной, духовно-нравственной, художественно-эстетической; компетенций по видам деятельности: коммуникативной, игровой, досуговой; компетенций по сферам общественной жизни: в искусстве, в культурно-досуговой деятельности, в образовании; компетенций, составляющих психологическую сферу: этической, социальной, поведенческой; компетенций в области способностей: творческой, художественной, педагогической, психологической и социальной.
Совокупность и согласованность данных компонентов отражает в итоге подготовленность студентов к сознательному и самостоятельному становлению как специалиста в профессиональной деятельности педагога, способствует успешному вхождению в профессию.
Результаты эксперимента доказали, что развитие личности педагога средствами театра нуждается в специальном внимании. Атмосфера и характер творчества способствуют образованию устойчивой направленности в профессиональном и личностном совершенствовании. Организация
экспериментального обучения с применением форм и методов театрального искусства показали их высокую эффективность в процессе формирования структурных компонентов личности студента. Содержательная разработка эксперимента состояла и во внесении соответствующих изменений в планирование учебного процесса. Особое значение для практической реализации идей предпринятого исследования имела детальная разработка содержания подготовки, выбор адекватных форм и методов поэтапного формирования личности будущего учителя.
Результаты педагогического эксперимента на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Каменск-Уральский педагогический колледж» позволяют сделать вывод о том, что средства театра, органично включённые в образовательный процесс, представляют собой универсальное и эффективное средство развития личности будущего педагога и могут быть использованы на предметах профессиональной подготовки будущих учителей любой направленности в различных звеньях педагогического образования.
Использование средств театра в обучении, развитии и воспитании будущего педагога способствует формированию личности, способной к культурной самоидентификации; развивает потребность творчества; ведёт к осознанию значимости театральной деятельности в становлении своей профессиональной компетентности. Знания, умения, навыки, полученные обучающимися педагогического колледжа в процессе обучения по дисциплине «Основы сценического мастерства» позволят им в будущей профессиональной деятельности средствами театра:
- реализовывать воспитательные задачи;
- гармонично объединять обучение и воспитание учащихся;
- формировать общую культуру личности ребёнка;
-развивать его эмоционально-ценностную сферу (культуру переживаний и ценностные ориентации);
-развивать у обучающихся познавательную активность,
самостоятельность, инициативность, творческие способности;
- развивать речевую культуру обучающихся;
- формировать метапредметные и универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения;
-осуществлять в практической работе деятельностный и культурологический подходы;
- создавать позитивный психологический климат и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
- обеспечивать вариативность организационных форм образования и воспитания с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Анализ апробации программы «Основы сценического мастерства» для специальности «Коррекционная педагогика в начальной школе» позволяет утверждать, что благодаря целесообразному применению средств театрального искусства, деятельность учителя становится художественно-информативной, диалогичной, субъективно-уникальной, личностно-значимой, и, тем самым, способствует достижению духовной общности субъектов взаимодействия.
В процессе апробации и внедрения материалов данной диссертационной работы нами выявлены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы формирования творческих навыков педагогического мастерства средствами театрального искусства
Развитие личности будущего педагога средствами театра формирует новый образ специалиста нестандартно осуществляющего свою педагогическую деятельность; способного к самоуправлению, самоконтролю и самосовершенствованию; к культуросозидательной деятельности.
В этой связи можно полагать, что данное научное исследование будет способствовать развитию основ педагогического мастерства на начальном этапе становления личности учителя.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000
г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации". - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант
Плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 2 марта 2016 г). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы". - Режим доступа: http:// base.garant.ru/70643472/
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение [сайт]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70810642/
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Бернс, Р.В. Развитие «Я-концепции» и воспитание // Р.В. Бернс. - М., 1986.
8. Булатова О.С. Педагогический артистизм М.: Академия, 2001.
9. Булатова О.С. Искусство современного урока // - М.: Издательский
центр «Академия», 2008.
10. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Тюмень, 1998.
11. Вартанова В.В. Потенциал театральной педагогики в становление личности учителя. Журнал «Современные науки: актуальные проблемы теории и практики». Серия Гуманитарные науки.№8 август 2017.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Педагогика, 1987.
13. Вэскер А.Б. Темпоритм педагогического воздействия //Открывая занавес урока. Учебно-методическое пособие. - М., 2004.
14. Вэскер А.Б. «Формирование эмоционально-творческих способностей будущего учителя (на основе педагогического наследия К.С.Станиславского)» : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 166 с. РГБ ОД, 61:01-13/176-2.
15. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств //. - Москва : АСТ, 2010. - (Золотой фонд актерского мастерства).
16. Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология. - М., 1972.
17. Ершов П.М., Ершова А.П, Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя.- Изд. 2-е, перераб и доп.- М.,1998.
18. Жабровец М.В. Тренинг фантазии и воображения. Методическое пособие //. - Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008.
19. Жемухова, Л.З. Формирование профессиональной успешности учителя в
системе повышения квалификации: дис.канд.пед.наук: 13.00.08 //¬
Владикавказ, 2013.
20. Задорина О.С. Педагогическая режиссура (с тренингом публичного выступления). Учебное пособие. Тюмень, 2013.
21.Задорина О.С. Имидж современного педагога//Инновации в науке, образовании и производстве. Сб. научных статей. Тюмень: ГОУ ВПО ТюмГУ, ИДПО, 2010.
22.Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Искусство. 1969.
23.Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства.//- М.: Просвещение, 1989.
24. Ильев, В. Режиссура школьного урока [электронный ресурс] // Режим доступа. http://www. rusnauka. com.
25. Ильев, В. Когда урок волнует: театральная технология в педагогическом творчестве // Учитель. - 2006. - N 1. - С. 18-21.
26. Исаев Е. И. Педагогическая психология; Юрайт - Москва, 2012.
27. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. - Владимир, 1972.
28. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чеч. - Инг. Изд-во, 1976.
29. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
30. Кан-Калик В.А. и др. Педагогическая импровизация и педагогическое открытие. - Грозный, 1971.
31. Каюмова, Н.А. Развитие творческого потенциала студентов
педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности: Автореферат диссертации // Магнитогорский государственный
университет;- Магнитогорск, 2003.
32. Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером //- Москва : АСТ, 2010. (Золотой фонд актерского мастерства).
33. Кипнис, М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга // - Москва : АСТ, 2009. - 288 с. - (Золотой фонд актерского мастерства).
34. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения // М.: Академия, 2012.
35. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - Москва : ГИТИС, 2005.
36. Кнебель М.О. Поэзия педагогики 2-е изд. - М.: Всерос. Театр. Об-во, 1984.
37. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. - М.: Просвещение, 1985.
38. Лоза, О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды // - Москва : АСТ, 2009. - 192 с. - (Золотой фонд актерского мастерства).
39. Ломакина, Т.Ю. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях// - М.: Academia, 2008.
40. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985.
41. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
42. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма речи, беседы, ч.1,ч.2. Режим доступа: http: krispen.ru/knigi/knigi. php
43. Ненашева, Л. А. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе // Проблемы средней специальной школы : обзор информ. - Вып. 2. - М. : Просвещение - 1989.
44. Никитина А.Б.Ведущие концепции современной театральной педагогики в школе и их авторы. Детский театральный журнал №1, 2012
45. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.
46. Панова Н. В. Личностно-профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути: монография. СПб.: СПб А1111О, 2009.
47. Подгорная А.К. Театральная педагогика в развитии профессионально-творческих способностей студентов педагогического колледжа : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 1997.
48. Полищук В.Б. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд // - Москва : АСТ, 2010. - 224 с. - (Золотой фонд актерского мастерства).
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 4-издание,С.-П.: «Питер», 2004.
50. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологи // - М.: Просвещение, 1976.
51. Савкова З.В. Искусство оратора : [учеб. пособие] //- 2-е изд., доп. - СПб.: [Знание], 2003.
52. Савкова З.В. Техника звучащего слова. - М., 1988.
53. Сарабьян Э.А. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь.
Слова. Голос // - Москва: АСТ, 2010. - (Золотой фонд актерского
мастерства).
54. Сарабьян Э.А. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова // - Москва : АСТ, 2010. - 320 с. - (Золотой фонд актерского мастерства).
55. Своротова Ю. В. Социокультурная среда педагогического колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: диссертация кандидата Педагогических наук: 13.00.01 // 2017.
56. Своротова, Ю.В. Педагогическое обеспечение формирования профессионально-личностной успешности в образовательном процессе колледжа // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2015 . - №3.
57. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2009.
58. Станиславский, К. К. Работа актера над ролью // К.К. Станиславский. - М.: Нобель Пресс, 2015.
59. Станиславский, тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе
переживания. - Москва : АСТ, 2009. - (Золотой фонд актерского
мастерства).
60. Статкевич Е.Е.«Формирование социально-профессиональной компетенций средствами театрального искусства».- Режим доступа:https://elibrary.ru
61. Столяренко Л.Д. Основы психологии //- 6-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
62. Товстоногов Г. Беседы с коллегами (Попытка осмысления режиссерского опыта). М., СТД РСФСР, 1988.
63. Товстоногов Г. Зеркало сцены. В двух томах. Л., «Искусство», 1984.
64. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад. URL: http://eidos. ru.
65.Чехов М. О технике актёра. Режим доступа: http: krispen.ru
66. Яковлюк С.М. Педагогическая система формирования артистизма
современного учителя [Текст]. Монография; Информ.-изд. упр. МГОУ, 2016.
67. Яковлюк С.М. Образовательные технологии в формировании артистизма учителя // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5.
68. Яковлюк С.М. Профессионализм современного учителя в контексте театральной педагогики. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2012, Том 188.
69. Яковлюк С.М. Методы и приёмы актёрского мастерства в подготовке учителя 21 века. Вестник МГУ. Серия «Педагогика». №2/12
70. Яковлюк С.М. Критерии и показатели сформированности артистизма в подготовке учителя. Журнал «Высшее образование сегодня» 2017, №1.
71. Яковлюк С.М., Крившенко Л.П. Профессионализм и мастерство современного учителя в ходе освоения театральной педагогики. Вестник МГОУ. Серия «Педагогика».№4/12.
72. Яковлюк С.М. Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника. // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2.