Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Работа №67255

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И ТЕАТРА В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Театральная деятельность в школьном образовании XVIII - XIX вв 11
1.2. Школьный театр и театральная педагогика в школьном образовании XX -
начала XXI вв 21
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА 31
2.1. Педагогическое мастерство учителя: сущность, структура, функции 31
2.2. Роль театральной педагогики в формировании педагогического мастерства 46
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 58
3.1. Исследование потребностей студентов педагогического вуза во включении элементов театральной педагогики в процесс их профессиональной подготовки
58
3.2. Проект рабочей программы дисциплины по выбору «Театр одного учителя», направленной на формирование педагогического мастерства
средствами театральной педагогики 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81


По мнению большинства отечественных учёных-педагогов, главная задача школы - раскрыть в каждом ребёнке творца. Творческие способности формируются разными способами, в процессе и исследовательской, и художественной, и коммуникативной деятельности. Но не случайно понятие «творчество» очень тесно связано с искусством: занятия искусством обладают, возможно, наиболее мощным потенциалом пробуждения творческих сил ребёнка. Но этот потенциал раскрывается в общении со столь же творческим, разносторонне одарённым учителем, обладающим не просто педагогическом техникой, но целостным педагогическим мастерством, которое во многих аспектах близко мастерству театральному.
Сегодня, когда современные федеральные государственные
образовательные стандарты ориентируют на широкое использование инновационных форм и средств обучения, образовательный процесс выводится из исключительно знаниевой парадигмы и ориентируют на диалог, субъект- субъектное взаимодействие, реализацию интерактивных технологий обучения, и без того большая роль педагога возрастает. Ребёнок, как, впрочем, и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Педагог должен уметь быть интересен ребёнку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание культуры, которое педагог передаёт ребёнку, будет последнему неинтересно. Одним из путей к личностно-ориентированному образованию является включение в подготовку учителя элементов театральной педагогики. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, осуществление подлинного педагогического творчества возможно и без преподавания студентам театральной педагогики, однако в этом случае путь педагога к мастерству будет труден и долог, может сформировать негативный опыт преподавания и педагогического общения, в результате чего может существенно сократиться и количество студентов, которые связывают свою жизнь с педагогической деятельностью, и количество педагогов, остающихся в профессии.
Проблемы формирования педагогического мастерства подробно изучались такими отечественными педагогами, как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сластёнин, И. А. Зязюн и др.
Педагогические системы, ориентированные на подготовку артистов, были созданы и развивались К. С. Станиславским, В. Э. Мейерхольдом, Ю. Бонди, Е. Б. Вахтанговым, М. Чеховым.
Большинство авторов, исследующих проблему становления педагогического мастерства, подчёркивают значимую роль театральной педагогики в этом процессе. Удивительно тесно связаны деятельность артиста и педагога. При очевидном наличии существенных различий между ними, присутствует много точек соприкосновения.
Взаимодействие театральной педагогики и школьного образования рассматривалось ещё в трудах педагогов XIX века: Н. И. Пирогова, С. А. Рачинского, К. Д. Ушинского. Значительный вклад в осмысление возможностей театральной педагогики в образовании внесли А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, Н. Ф. Бунаков, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. М. Ершов и другие.
Эффективность применения театральной педагогики в
профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:
• вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого в основе содержания любого учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения;
• профессия учителя имеет много общего с профессиями артиста, драматурга и режиссёра. Публичность - специфика работы как учителя, так и артиста. Как артист, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей - учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя могут обеспечить ему успех. Как режиссёр в процессе репетиций, так и учитель на уроке должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актёров или учеников. Учитель, как и драматург перед уроком выстраивает композицию всего занятия, определяет основные события, подбирает «выразительные средства», которые будут оправданы содержанием предмета. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Драматург также выстраивает структурную логику будущего спектакля.
Однако на сегодняшний день в образовательных программах педагогических вузов и колледжей театральное мастерство представлено недостаточно ярко. Более того, единство драматургической, режиссёрской и актёрской функций учителя даже теоретически почти не разработано. Большинство спецкурсов, кружковых занятий для студентов, направленных на освоение элементов театрального мастерства, акцентируют артистическую составляющую; работы по драматургии урока существуют отдельно от «педагогико-артистических» исследований и практики; а режиссура урока и школьной жизни в целом в настоящее время вообще не очень активно исследуется. Указанное противоречие обусловило выбор темы исследования.
Гипотеза исследования: формирование педагогического мастерства студентов педагогических вузов будет наиболее эффективным при условии применения элементов театральной педагогики и, в частности, при осуществлении подготовки в области не только артистической, но и драматургической, и режиссёрской деятельности.
Объект исследования: педагогическое мастерство учителя.
Предмет исследования: формирование педагогического мастерства педагога средствами театральной педагогики.
Цель: исследовать традиции и современное осмысление возможностей театральной педагогики в процессе формирования педагогического мастерства; разработать методические материалы по формированию педагогического мастерства студентов педагогического вуза средствами театральной педагогики.
Задачи:
• изучить историю взаимодействия школы и театра в отечественном образовании;
• определить сущность и структуру педагогического мастерства;
• определить возможности театральной педагогики в деле формирования педагогического мастерства;
• выявить наиболее значимые для педагогического мастерства элементы театральной педагогики и определить возможности их освоения студентами педагогического вуза;
• на основе использования элементов театральной педагогики создать методические материалы, способствующие формированию педагогического мастерства учителя.
Методологической основой исследования стали труды научного коллектива под руководством В. А. Сластёнина, исследовавшего профессиональное становление педагога с позиций применения театральной техники для формирования культуры речи, эмпатии, двигательной свободы и др.
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение и систематизация выводов и результатов, моделирование, анкетирование, статистическая обработка результатов анкетирования.
Теоретическая значимость работы состоит в акцентировании единства драматургической, режиссёрской и артистической функций учителя в процессе его подготовки с помощью элементов театральной педагогики.
Практическая значимость работы заключается в возможности построения на основе разработанных методических материалов целостного и системного учебного курса по формированию педагогического мастерства студентов педагогического вуза средствами театральной педагогики.
База эмпирического исследования: Педагогический институт ВлГУ (студенты 1-5 курса и магистратуры).
ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На протяжении трёх столетий происходило развитие театральной деятельности и театра в России, что положило начало для возникновения школьного театра, а несколько позже и театральной педагогики. Отношение к театральной деятельности школьников в разные годы было довольно противоречивым. Наряду с одобрительными мыслями, утверждениями о пользе театра как для духовного, так и для творческого развития учащихся существовали мнения о пагубном влиянии театра на школьников. Но по мере развития школьного театра и театральной жизни России в целом нельзя было отрицать пользы, которую несёт в себе включение учащихся в театральную и драматическую жизнь. В 19-20 столетии все больше учёных-педагогов обращается к вопросам синтеза театральной и педагогической деятельности, и отмечает пользу такой совокупной работы не только в сфере влияния на развитие личности учеников, но и в сфере повышения уровня профессионального мастерства педагогов. Вопрос развития педагогического мастерства преподавателей существует на протяжении многих веков. В разное время учёные в понятие профессионального или педагогического мастерства вкладывали разное содержание, которое обуславливало сущность данного понятия. Даже в настоящее время нет единого подхода к определению педагогического мастерства. Правильнее определять его как высший уровень творческой деятельности учителя, однако многие отечественные педагоги описывали педагогическое мастерство как комплекс определённых свойств личности.
В настоящее время проблема формирования педагогического мастерства стоит достаточно остро. К педагогу предъявляются новые требования, которые направлены не только на профессиональные знания, но и на творчество, на креативность, на развитие.
В Педагогическом институте ВлГУ было проведено анкетирование студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Физико-математическое образование» (N = 30). В ходе проведения опроса были выявлены проблемы подготовки студентов педагогического вуза, которые впоследствии могут осложнить процесс выбора дальнейшего места работы, ведь если у студентов наблюдаются сложности с публичными выступлениями, с техникой речи, и другими элементами педагогической техники, возможно возникновение страхов перед работой учителем.
Основными проблемами, согласно данным анкетирования, оказались:
1. низкая активность большей части студентов в плане участия в публичных выступлениях;
2. дискомфортное состояние при публичных выступлениях основной части студентов, физическая и эмоциональная скованность, которую они не могут самостоятельно преодолеть;
3. средний уровень владения техникой речи, в основном проблемы с артикуляцией.
На основании ориентиров, выявленных в процессе опроса, а также на основании анализа существующих рабочих программ по сходной тематике был разработан проект рабочей программы «Театр одного учителя», реализация которой будет способствовать системному формированию профессионального мастерства будущих учителей с позиции театральной педагогики: учитель как драматург, режиссёр и артист. В соответствии с этим замыслом в системном виде представлены лекционные и практические занятия для формирования педагогического мастерства студентов.
Материалы данной работы могут быть использованы при разработке и реализации программ курсов по выбору, кружков, модулей курсов «Педагогика», «Психология» для студентов педагогических вузов.



1. Адрианова-Перетц, В. П. Новые материалы по истории русского
школьного театра XVIII в. // Электронные публикации института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН [Электронный ресурс]. URL :
http: //lib2 .pushkinskij dom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/04_tom/Adrianova- Peretc_207/Adrianova-Peretc_207.pdf (дата обращения 15.10.2018).
2. Азаров, Ю. П. Чувство, техника, мастерство / Ю.П. Азаров. - М.: Знание, 1982. - 32 с.
3. Алексеев, А. А. Воспоминания артиста императорских театров / А. А.
Алексеева // Литмир [Электронный ресурс]. URL :
https://www.litmir.me/bd/7bM28205. (дата обращения 27.10.2018).
4. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т. 2 / П. П. Блонский. - М. : Педагогика, 1979. - 400 с.
5. Булатова, О. С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 240 с.
6. Бунаков, Н. Ф. Моя жизнь // Научная педагогическая электронная
библиотека [Электронный ресурс]. URL:
http: //el ib. gnpbu.ru/text/bunakov_zapiski-bunakova_1909/go,306; fs,0/ (дата
обращения 12.11.2018).
7. Висковатов, А. В Кадетство. Воспоминания выпускников военных училищ XIX века / А. В. Висковатов, М. Я. Ольшевский, Н. С. Леской. - М. : Родина, 2018. - 480 с. ISBN 978-5-907024-37-3.
8. Вятское Духовное училище // Официальный сайт Вятского духовного училища [Электронный ресурс]. URL : http://vdschool.ru/istoriya (дата обращения 18.10.2018).
9. Гамезо, М. В. Атлас по психологии : информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. - ISBN 5-93134-126-9.
10. Гребенкин А. Театральная педагогика вчера и сегодня // Театр «111» им. П. М. Ершова [Электронный ресурс]. URL : http://theater111.ru/science03.php (дата обращения 20.02.2019).
11. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.
12. Ершов, П. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя / П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 366 с. - ISBN 5¬89502-010-0, 5-8939-051-7.
13. Ефремова, Н. Истоки драматургии С. Полоцкого и первая русская трагедия «О Навходоносоре царе, о теле злата и о триех отроцех, в пещи не сожженных» / Н. Ефремова // Вопросы театра. - 2016. - № 1 - 2. - С. 179 - 200.
14. Ефремова, Н. Первый спектакль «школьного» театра славяно-греко¬латинской академии // Н. Ефремова // Вопросы театра. - 2015. - № 1 - 2. - С. 189 - 211.
15. Задорина, О. С. Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании. Монография / О. С. Задорина. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 246 с.
16. Зязюн, И. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич; под ред. И. А. Зязюна. - М. : Просвещение, 1989. - 302 с.
17. Занина, Л. В. Основы педагогического мастерства. Серия «Учебники,учебные пособия» / Л. В. Занина, В.П. Меньшикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 288 с. - ISBN 5-222-03701-0.
18. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. - М. : Педагогика, 1982. - 704 с.
19. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки : Теория образования / П.Ф. Каптерев. - 2-е изд., перераб. и расшир. — Пг. : Земля, 1915. - 434 с.
20. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967. - 183 с.
21. Макаренко, А. С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В. С. Хемелендик. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1988. - 256 с. - ISBN 5-250-00137-8.
22. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 8-ми т. Т. 3 / Сост. : М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. - М. : Педагогика, 1984. - 508 с.
23. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 8-ми т. Т. 4 / Сост. : М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. - М. : Педагогика, 1984. - 400 с.
24. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. : в 7 т Т. 5 / А. С. Макаренко. - М. : АПН РСФСР, 1958. - 558 с.
25. Маркова, А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с. - ISBN 5-09-003639-X.
26. Машевская, С. М. Исторя школьного театра : монография / С. М. Машевская. - Шуя : Издательство ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. - 155 с. ISBN 978-5-86229-275-6.
27. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. - М.: Просвещение, 2006. - 320 с.
28. Мусаев, Р. Репертуарная политика первого детского театра России // Богодицк - тульский Петергоф [Электронный ресурс]. URL : http://www.bogoroditsk.ru/articles/index.php?t=1&art=163 (дата обращения 20.10.2018).
29. Педагогическая энциклопедия : в 4-х т. Т 2 / ред. Каиров И. А., Петров Ф. Н. - М. : Сов. Энциклопедия, 1965. - 911 с.
30. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / Сост. : В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М. : Педагогика, 1988. - с. 416. - ISBN 5-7155-0164-4.
31. Пирогов, Н. И. Быть и казаться // Библиотека по педагогике
[Электронный ресурс]. URL : http://pedagogic.ru/books/item/fO0/s00/
z0000052/st017.shtml (Дата обращения 28.10.2018).
32. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. А. И. Пискунов. - 2-е изд. перераб. - М. : Просвещение, 1981. - 528 с.
33. Помелов, В. Б. Просветительская деятельность епископа Лаврентия (Горки) на Вятской земле / В. Б. Помелов, Л. Г. Сахарова, В. А. Сахаров // Элпис. - 2017. - № 19. - С. 127 - 131.
34. Психология личности учителя. Специфика и структура
педагогических способностей. Психологические вопросы педагогического такта // indbooks [Электронный ресурс]. URL :
http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=364921 (дата обращения 05.03.2019).
35. Рачинский, С. А. Сельская школа: сб. статей / С. А. Рачинский, сост. Л. Ю. Стрелкова. - М. : Педагогика, 1991. 176 с. - ISBN 5-7155-0399-X.
36. Русская драматургия XVIII века / Сост. Г. И. Моисеева. - М. : Современник, 1986. - 541 с.
37. Сац, Н. И. Новеллы моей жизни : в 2 т. Т. 1 / Н. И. Сац. - 2-е изд., испр., и доп. - М. : Искусство, 1984. - 648 с.
38. Скакун, В. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / В. А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М , 2008 - 208 с. - ISBN 978-5-91134-207¬
4.
39. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 12-е изд. стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 608 с. - ISBN 978-5-4468-1450-3.
40. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы
41. Современные проблемы театрально-творческого развития детей : сборник научных трудов / Сост. : Е. К. Чухман, А. П. Ершова. - М. : АПН СССР, 1989. - 126 с.
42. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Часть I / К. С.
Станиславский - М. : Искусство, 1954. - 424 с. - (Собрание сочинений : в 8 т. /
К. С. Станиславский; Т. 2).
43. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Часть II / К. С.
Станиславский - М. : Искусство, 1954. - 504 с. - (Собрание сочинений : в 8 т. /
К. С. Станиславский; Т. 3).
44. Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой
личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - Киев : Радянська школа, 1979. - 687 с. - (Избранные
произведения : в 5-ти т. / В. А. Сухомлинский; Т. 1).
45. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев : Радянська школа, 1974. - 288 с.
46. Театр при царе Алексее Михайловиче // Российский
общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. URL :
http://www.school.edu.ru/collections/collectionitem/11846 (дата обращения
13.09.2018).
47. Ушинский, К. Д. Педагогические статьи 1857-1861 гг. / К. Д. Ушинский. - М. : Издание академии педагогических наук, 1948. - 655 с. - (Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский; Т. 2).
48. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. - М. : Издание академии педагогических наук, 1950. - 778 с. - (Собрание сочитений : в 11 т. / К. Д. Ушинский; Т. 8).
49. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологи / К. Д. Ушинский. - М. : Дрофа, 2005. - 560 с. - (Избранные труды : в 4 кн. / К. Д. Ушинский ; кн. 3). - ISBN 5-7107-8998-4, 5-7107-9559-3.
50. Харламов, И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве / И. Ф. Харламов // Педагогика. - М. : ООО «Педагогика», 1992. - № 7 - 8. - С. 41 - 46.
51. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.
52. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития : учебное пособие/ С. Д. Якушева. - 3-е изд. - М. : Неолит, 2017. - 408 с. - ISBN 978-5-9906768-3-1.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ