Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОДРАМЫ

Работа №74246

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы129
Год сдачи2018
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития самосознания личности студентов 9
1.1. Проблема самосознания личности студентов в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2. Психодрама как метод развития самосознания личности 19
1.3. Структурные компоненты, формы, особенности и процесс построения
психодрматических занятий 24
Глава 2. Развитие самосознания личности студентов-психологов в процессе психодрамы 32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 32
2.2. Изучение компонентов самосознания личности студентов-
психологов 36
2.3. Разработка и реализация программы психодраматических занятий со
студентами-психологами 46
2.4. Динамика развития компонентов самосознания личности студентов-
психологов 53
Заключение 57
Список источников 62
Приложения

Актуальность исследования. Период студенчества является важным этапом в жизни каждого человека. Ведущей жизненной интенцией данного возрастного этапа выступает экзистенциальное стремление к самоопределению. Это стремление задает феноменологию индивидуального опыта в качестве ведущего жизненного смысла, определяет содержание и динамику развития личности. Молодой человек принимает решение о том, кем он хочет стать в жизни, но еще не осознает, в полной мере, каким он хочет быть для себя самого. Главной задачей периода студенчества является процесс созидания, формирования себя самого как личности.
Процесс вступления личности в самостоятельную, социальную и трудовую деятельность порою приобретает драматический характер и, следовательно, нуждается в личностно-ориентированном психологическом сопровождении. Центральным адресатом этой помощи является сфера самосознания личности студента.
Большинство исследователей данной сферы опираются на положение о тесной связи развития самосознания и характера активности личности в социальной жизни. Процесс развития самосознания связывают со степенью осознанности активности личности, которая понимается как общее динамическое состояние человека, реализующаяся на разных уровнях его функционирования, имеет широкое содержание (от предметно-практической деятельности до смыслообразующей) и направленность (на себя и вовне). В этой связи, самосознание представляется внутренним ценностно-смысловым планом активности в адрес «Я», которая опосредована социокультурной ситуацией развития.
Развитие самосознания выступает внутренне-синтезирующей стороной становления важных сфер личности ее жизнедеятельности (установок, мотивов, убеждений, жизненных ориентаций, ценностно-смысловых образований), отражает пристрастные отношения человека к себе, способу своего существования в мире в контексте жизненного пути, представляя сущностные характеристики личности как субъекта.
Основатель метода психодрамы, Я. Морено [42], характеризовал самосознание с точки зрения ролей. Он считал, что не роли рождаются из собственного Я, а собственное Я рождается из ролей. Морено опирался на внутреннюю модель поведения, являющуюся неотъемлемой частью личности. Наш интерес к данной теме обусловлен исследованием возможностей и условий развития самосознания личности в психодраматической работе со студентами-психологами.
Вопрос развития самосознания личности представляется одним из ключевых в современной психологии. Он рассматривается в рамках как отечественных, так и зарубежных психологических исследований. Процесс, характеристики и свойства самосознания, как неотъемлемая сущность человека, рассмотрена в трудах: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева. Вопросы познания и самоотношения в процессе социокультурного становления рассмотрены в работах К.А. Альбухановой-Славской, И.С Кона, В.С. Мухиной, С.Р. Пантелеева, В.А. Петровского, В.В. Столина. Вопросы становления самосознания в контексте более общей проблемы развития личности проанализированы в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой. Вклад в разработку социометрического статуса внесли такие ученые как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Р.Л.Кричевский Я.Л. Морено, Р.В. Овчарова, А.П. Петровский, А.А. Реан, В.Е. Семенов. Й. Бурмайстер, М. Зуретти, Д. Киппер, Р. Марино, Я. Морено, П. Питцеле, Д. Сакс, И. Хегберг, П. Холмс выделили психодраму в число приоритетных практик в работе с юношеским возрастом.
Но, несмотря на множество исследований, проблема развития самосознания студентов-психологов в процессе психодрамы, на наш взгляд, не получила достаточного освещения и необходимой практической разработки. Именно это и вызвало наш интерес к данной теме исследования.
Проблема исследования: каковы условия и особенности развития самосознания личности студентов-психологов в процессе психодрамы?
Объект исследования. Самосознание личности студентов- психологов.
Предмет исследования. Особенности динамики и условия развития самосознания студентов-психологов в процессе психодрамы.
Цель исследования. Выявить условия и особенности развития самосознания личности студентов-психологов в процессе психодрамы.
Гипотеза исследования. Развитие самосознания личности в психодраме обеспечивается динамикой работы группы, направленной на формирование устойчивого положительного опыта спонтанного самопереживания и самопознания.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы развития самосознания личности студентов-психологов в психодраме.
2. Определить актуальный уровень развития самосознания личности студентов-психологов.
3. Разработать и реализовать программу психодраматических занятий, способствующих развитию самосознания личности студентов-психологов.
4. Выявить динамику развития самосознания студентов в процессе специально организованных психодраматических занятий.
Теоретической основой работы послужили:
- концепция актуалгенеза самосознания В.В. Столина, рассматривающая образование личностного смысла «Я» в ситуации поступка; а также модель строения самосознания, как структурного единства процессов самопознания и самоотношения, отличных по генетическим, функциональным и содержательным характеристикам, и связывающихся причинно и результативно процессом самореализации;
- философско-антропологические взгляды Я. Морено о роли спонтанности в развитии личности, теория ролей, социометрический подход к представлению межличностных и внутриличностых процессов.
Методы исследования. В работе использован комплекс методов исследования, который представлен следующими группами. Теоретические методы: обобщение и интерпретация литературы, связанной с различными аспектами рассматриваемой проблемы. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, самоотчеты участников. Экспериментальный метод организации и построения психодраматического процесса. Для статистической обработки результатов эмпирического исследования использовались следующие методы математической статистики: абсолютная и относительная частота (проценты); коэффициент корреляции Пирсона. Обработка количественных данных проводилась с помощью программы вычисления IBM SPSS Statistics19.
Для проверки исходных предположений использовались взаимодополняющие методики:
- Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев);
- «Самоактуализационный тест» - САТ (Э. Шостром);
- «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
- Опросник исследования самоотношения (МИС).
- Методика исследования самооценки (С.А. Будасси);
База и выборка исследования. Эмпирическое исследование было проведено на базе НИУ «БелГУ», педагогического института, факультета психологии. Выборка испытуемых состояла из 33 студентов старших курсов: 29 девушек и 4 юношей, в возрасте от 19 до 24 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Развитие самосознания личности студента-психолога рассматривается как процесс формирования положительного ценностного отношения к разным аспектам «Я» и как внутренний личностный опыт спонтанного самопознания и самопереживания, который может быть приобретен в процессе специально организованной психодраматической практики. Психодрама используется как метод изучения и развития процесса самосознания личности студента-психолога.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике сопровождения личности студентов в рамках психологической службы вуза. В исследовании представлены техники, приемы, и содержание психодраматических занятий, направленных на развитие механизмов самосознания, что в последующем может быть использовано для решения различных практических задач в системе высшего образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие самосознания личности в психодраме является сложным динамичным процессом специально-организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и актуализируются значимые Я- ситуации.
2. Потенциал развития основных компонентов самосознания личности обеспечивается построением психодраматического занятия, направленного на формирование осознанного опыта самопознания, самопринятия и самоуважения.
3. Особенности развития самосознания студентов-психологов в психодраматическом процессе обусловлены его непосредственным влиянием на эмоциональный план самопознания личности, что опосредует перестройку когнитивного плана самосознания и тем самым приводит к преобразованию всей сферы самосознания личности студента-психолога.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на базе НИУ «БелГУ», педагогического института, факультета психологии. Разработанная психодраматическая программа развития самосознания студентов передана психологам студенческой психологической службы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения. Работа изложена на 79 страницах, имеет: 7 рисунков ,1 таблицу, 10 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Период студенчества является важным этапом в жизни каждого человека. Ведущей жизненной интенцией данного возрастного этапа выступает экзистенциальное стремление к самоопределению. Это стремление задает феноменологию индивидуального опыта в качестве ведущего жизненного смысла, определяет содержание и динамику развития личности. Молодой человек принимает решение о том, кем он хочет стать в жизни, но еще не осознает, в полной мере, каким он хочет быть для себя самого. Главной задачей периода студенчества является процесс созидания, формирования себя самого как личности.
Процесс вступления личности в самостоятельную, социальную и трудовую деятельность порою приобретает драматический характер и, следовательно, нуждается в личностно-ориентированном психологическом сопровождении. Центральным адресатом этой помощи является сфера самосознания личности студента.
Большинство исследователей данной сферы опираются на положение о тесной связи развития самосознания и характера активности личности в социальной жизни. Процесс развития самосознания связывают со степенью осознанности активности личности, которая понимается как общее динамическое состояние человека, реализующаяся на разных уровнях его функционирования, имеет широкое содержание (от предметно-практической деятельности до смыслообразующей) и направленность (на себя и вовне). В этой связи, самосознание представляется внутренним ценностно-смысловым планом активности в адрес «Я», которая опосредована социокультурной ситуацией развития.
Развитие самосознания выступает внутренне-синтезирующей стороной становления важных сфер личности ее жизнедеятельности (установок, мотивов, убеждений, жизненных ориентаций, ценностно-смысловых образований), отражает пристрастные отношения человека к себе, способу своего существования в мире в контексте жизненного пути, представляя сущностные характеристики личности как субъекта.
Основатель метода психодрамы, Я. Морено характеризовал самосознание с точки зрения ролей. Он считал, что не роли рождаются из собственного Я, а собственное Я рождается из ролей. Морено опирался на внутреннюю модель поведения, являющуюся неотъемлемой частью личности.
Современная психодрама - является как групповым, так и индивидуальным методом работы с личностью. В основе метода лежат принципы принятия «роли в воображении и воображаемый обмен ролями на эмоциональном уровне». В процессе ролевой динамики происходит последовательное формирование социальных, соматических, психических, и трансцендентных ролей.
Вопрос развития самосознания личности представляется одним из ключевых в современной психологии. Он рассматривается в рамках как отечественных, так и зарубежных психологических исследований. Процесс, характеристики и свойства самосознания, как неотъемлемая сущность человека, рассмотрена в трудах: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева. Вопросы познания и самоотношения в процессе социокультурного становления рассмотрены в работах К.А. Альбухановой-Славской, И.С Кона, В.С. Мухиной, С.Р. Пантелеева, В.А. Петровского, В.В. Столина. Вопросы становления самосознания в контексте более общей проблемы развития личности проанализированы в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой. Вклад в разработку социометрического статуса внесли такие ученые как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Р.Л. Кричевский Я.Л. Морено, Р.В. Овчарова, А.А. Реан, В.Е. Семенов.
Й. Бурмайстер, М. Зуретти, Д. Киппер, Р. Марино, Я. Морено, П. Питцеле, Д. Сакс, И. Хегберг, П. Холмс выделили психодраму в число приоритетных практик в работе с юношеским возрастом.
Но, несмотря на множество исследований, проблема развития самосознания студентов-психологов в процессе психодрамы, на наш взгляд, не получила достаточного освещения и необходимой практической разработки. Именно это и вызвало наш интерес к данной теме исследования.
Результаты первичного исследования показали, что что когнитивный компонент самосознания студентов характеризуется частым сравнением себя с другими людьми, собственной неуверенностью, нередким сопоставлением своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других; зависимостью от мнения окружающих; сформированным искаженным представлением о себе. Эмоционально-ценностный компонент самосознания характеризуется регулярным ожиданием отношения к себе других, то есть, это говорит о зависимости студентов от внешней оценки; респонденты со сниженным уровнем самоуважения, что свидетельствует о слабой вере в собственные силы и способности, они недооценивают свои возможности. По отношению к себе могут проявлять такие чувства, как раздражение, презрение, редкие издевки, вынесение самоприговора («и поделом тебе»). Регуляторный компонент самосознания характеризуется слабым представлением студентов о себе в деятельности; ситуативным управлением и контролем себя.
С целью развития компонентов самосознания, была разработана коррекционно-развивающая программа. Для ее реализации было предусмотрено 9 еженедельных занятий, продолжительностью 120 минут.
Проведенное исследование позволило выделить основной механизм психодраматического подхода к развитию самосознания личности, которым является комплексное проигрывание «Я-ситуаций» студентов с активным участием группы и построение разносторонней положительной обратной связи о продуктивных способах самопроявления личности. В результате происходит актуализация внутренних процессов самопознания и самопонимания, на основе которых выстраивается позитивное ценностное принятие личности себя в своей соотнесенности с миром.
Полученные результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике изменений в развитии самосознания студентов- психологов контрольной группы. Особо существенные изменения претерпевает эмоционально-ценностный и регулятивный компоненты, что свидетельствует о реализованном адекватном представление студентов о себе в деятельности и общении, они стали увереннее управлять своим поведением и контролировать себя, осознанно отвечают за каждый свой выбор, принимают на себя ответственность. Получая позитивный опыт самопереживания и самопознания в психодраме, более четко и ясно начинают оценивать свою жизнь как процесс, связывая в единую логику свое прошлое, настоящее и будущее.
Развитие самосознания личности в психодраме является сложным динамическим процессом специально-организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и актуализируются значимые Я- ситуации.
Потенциал развития основных компонентов самосознания личности обеспечивается построением психодраматического занятия, направленного на формирование осознанного опыта самопознания, самопринятия и самоуважения.
Особенности развития самосознания студентов-психологов в психодраматическом процессе обусловлены его непосредственным влиянием на эмоциональный план самопознания личности, что опосредует перестройку когнитивного плана самосознания и тем самым приводит к преобразованию всей сферы самосознания личности студента-психолога.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что в психодраме формируется позитивный опыт самоотношения студентов- психологов. Этот опыт складывается в сложном процессе, в котором «Я» личности получает возможность своего социального воплощения и, обретая индивидуально-ценностное содержание, вызывает к жизни внутреннюю активность.
Развитие самосознания личности студента-психолога рассматривается как процесс формирования положительного ценностного отношения к разным аспектам «Я» и как внутренний личностный опыт спонтанного самопознания и самопереживания, который может быть приобретен в процессе специально организованной психодраматической практики. Психодрама используется как метод изучения и развития процесса самосознания личности студента-психолога.
Результаты исследования могут быть использованы в практике сопровождения личности студента в рамках психологической службы вуза. В исследовании представлены техники, приемы, и содержание психодраматических занятий, направленных на развитие механизмов самосознания, что в последующем может быть использовано для решения различных практических задач в системе высшего образования.
Таким образом, в данном исследовании были решены все поставленные задачи, достигнута цель, гипотеза подтверждена.



1. Абдулина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О.А. Абдулина. - М.:1993. - 119 с.
2. Абульханова, К.А. Современная личность. Психологические исследования / К. А. Абульханова. - М.: ИП РАН, 2012. - 382 с.
3. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека/ А. Адлер./ М.:1997.- 254 с.
4. Абабков, В.А. Трансдраматическая психотерапия (методы и психологические механизмы) / В.А. Абабков, А.В. Васильев. - СПб: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2016. - 35с.
5. Агафонов, А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем/ А.Ю. Агафонов. - Казань, 2000. - 24 с.
6. Алешин, В.Н. Психодрама как интерактивный метод в
образовательном процессе/ В.Н. Алешин. - СПб: СПб АЛЛА, 2015. - С.6-11.
7. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев. - Л.: Истоки, 1974. - 254 с.
8. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - М., 1984.
9. Асмолов, А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.
10. Аркаева, Н.И. Исследование профессиональной идентичности студентов педагогического вуза и колледж/ Н. И. Аркаева, Э.Ф. Ибрагимова. - СПб.: Питер. - С. 126-130.
11. Баклушинский, С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений/ С.А. Баклушинский. - М., 1996. - 119 с.
12. Барабанова, В.В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения / В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова. - М.: Психологическая наука и образование, 2002. - № 2. - С. 28-41.
13. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 474 с.
14. Беляев, В.В. Путешествие в психодраму и социологию/ В.В. Беляев. - М.: Красанд, 2015. - 184с.
15. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
16. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. - М.: Эксмо, 2017. - 352 с.
17. Боброва, Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педагогического вуза / Е.М. Боброва. - М., 1989.
18. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
19. Вачков, И.В. Психологический тренинг как средство профессионального самосознания педагогов/ И. В. Вачков. - М.: Школа здоровья, 1995. - № 3. - С. 73-84.
20. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 432с.
21. Губин, В.А., Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности обучающегося / В. А. Губин, Г. Ю. Авдиенко. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - Вып. №2. - С.26¬32.
22. Гуревич, П.С. Психологический словарь / П.С. Гуревич. - М.: Изд-ва Олма Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2007. - 800с.
23. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. - Флинта, 2014. - 512 с.
24. Завалишина, Д.Н. Способы идентификации человека с профессией / Д. Н. Завалишина Психология субъекта профессиональной деятельности / под ред. А. В. Карпова. - М.; Ярославль: ЯрГУ, 2001. - С. 104¬128.
25. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В Захарова. - Минск, 1993. - 100 с.
26. Изард, К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - Спб.: Питер, 2010. - 464 с.
27. Карцева, Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен / Т.Б. Карцева. - М.; 1989. - 25 с.
28. Келлерман, П. Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов / П. Келлерман. - Л., 1988. - 235 с.
29. Кипер, Д. Клинические ролевые игры и психодрама/ Д.Киппер.- Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 192 с.
30. Кипнис, М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения/ М. Кипнис / Мастера психологии, 1 -е издание - М.: Ось, 2009. - 464 с.
31. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М., 1984. - 335 с.
32. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / Психологический журнал / И.С. Кон. - 1981. - Т. 2, № 3. - С.25-37.
33. Криницина, А.В. Активизация самопознания у подростков в процессе применения театральных и психодраматических технологий / А.В. Криницина // Научный поиск. - 2016. - №4.1. - С.28-30.
34. Курбатова, Т.Н. Проективная методика исследования личности «НапбТест». Методическое руководство / Т.Н. Курбатова, О.И. Муляр. - СПб.: ИМАТОН, 2010.
35. Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Г. Лейтц.- 2-е издание. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
36. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
37. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /
A. Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 352 с.
38. Логинова, Г. П. Роль эмпирического и теоретического мышления в процессе обучения практических психологов/ Г.П. Логинова,
B. В. Пономарева. // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 1. - С. 41-46.
39. Марголис, А.А. Соотношение процессов подготовки психолога и особенностей профессиональной деятельности / А.А. Марголис. // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 5-10.
40. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996.
41. Морено, 3.Т. Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома // Эволюция психотерапии / З.Т. Морен. - М.: Класс. - Т. 3. - С. 256-279.
42. Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б.И. Хасан / Дж. Морено. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993.
43. Морено, Я.Л. Психодрама / Пер. с англ.Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. / Я.Л. Морено. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
44. Мокшанцев, Р.И. Социальная психология / под ред. Р.И. Мокшанцева. - М.: Инфра-М, 2001. - 408 с.
45. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 456 с.
46. Мюнстерберг, Г. Психология и учитель / Г. Мюнстерберг. - М.: Совершенство, 1997. - 400 с.
47. Никуленко, Т.Г. Возрастная физиология и психология / Т.Г. Никуленко. - Ростов н /Д.: Феникс, 2007. - 410 с.
48. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебное пособие
для студентов педагогических институтов /Л.Ф. Обухова. - М.:
«Просвещение», 1971. - 321 с.
49. Оллпорт, Г. Становление личности: Избранные труды/ Г. Олпорт.
- М.: Смысл, 2006. - 462 с.
50. Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.
51. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.
52. Першина, Л.А. Возрастная психология / Л.А. Першина. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2005. - 256 с.
53. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский. - М.:
Издательский центр Академия, 2002. - 258 с.
54. Петровский, А.В. Общая психология / А. В. Петровский. М.: Просвещение, 1986. - 349 с.
55. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание
профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
56. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М., 1983.
57. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М”, 2002. - 464 с.
58. Ребрикова, А.И. Сериков Г.В. Социально-психологический тренинг и психодрама - точки пересечения/ А.И. Ребрикова, Г.В. Сериков. - СПб, 2015. - С. 39-41.
59. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерпию / К. Роджерс. - М.: Просвещение, 2016. - 349 с.
60. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 1999. - 713 с.
61. Саврасов, В.П. Особенности развития профессионального самосознания молодого учителя / В. П. Саврасов. - Л., 1986.
62. Семенов А., Психодрама. Способ решать, а не жаловаться / А. Семенов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 576 с.
63. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в
психологии. / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350с.
64. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл / Б.А. Сосновский. - М.: Прометей, 1993. - 199 с.
65. Ситаров, В.А. Условия самореализации современной молодежи в процессе обучения в вузе / Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. - 2007. - № 4. - С. 313-326.
66. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М., 1972.
67. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: МГУ, 1983. - 299 с.
68. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 385 с.
69. Столин. В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
70. Титаренко, А.И. Структура нравственного сознания / А.И Титаренко. - М., 1974.
71. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособ. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
72. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. - Минск: Попурри, 2003. - 573 с.
73. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы - М.: АСТ, 2006. - 254 с.
74. Холмс, П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрам / П. Холмс. - М., 2003. - 456 с.
75. Хорни, К. Самоанализ/ К.Хорни. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002.
76 Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977. - 142 с.
77. Шандриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шандриков. - М.: Логос, 1994. - 320 с.
78. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. - М.: Наука, 1998. - 335 с.
79. Шутенко, А.И. Проблема становления самосознания личности в процессе высшего образования / А.И. Шутенко //Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №3. - С.73-93.
80. Шутенко, А.И. Особенности «Я- концепции» студентов в контексте самореализации в процессе вузовского обучения / А.И. Шутенко, Е.Н. Шутенко // Научные труды Московского гуманитарного университета. - Вып. 65. - М., 2007. - С.102-106.
81. Шутенко, А.И. Развитие самосознания личности как задача социальной работы / А.И. Шутенко, Е.Н. Шутенко. - Белгород: Кооперативное образование, 2003. - 182с.
82. Шутенко, А.И. Кризис высшей школы: испытание
постмодернизмом / А.И Шутенко // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - №5. - С.197-203.
83. Эксакусто Т.В. Групповая психокоррекция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального роста/ Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 256 с.
84. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. - 416 с.
85. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.
86. Ясперс, К. Т. Общая психопатология / К. Т. Ясперс. / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. - Москва: Практика, 1997. - 1056 с.
87. Kipper, D.A. (1983). Book Review. Group Psychotherapy,
Psychodrama & Socio-metry, 36, 123-125.
88. Kipper, D.A. (1986). Psychotherapy Through Clinical Role Playing. New York: Brunner/Mazel. (Русский перевод: Киппер Д. “Клинические ролевые игры и психодрама”, Москва, «Класс», 1993).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ