Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения младших школьников на уроках технологии

Работа №96319

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения учащихся младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности развития воображения детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Педагогические условия развития воображения учащихся
младшего школьного возраста средствами аппликации на уроках технологии 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 37
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
воображения младших школьников на констатирующем этапе 37
2.2. Содержание работы по развитию воображения младших
школьников на уроках технологии 44
2.3. Сравнительная характеристика результатов опытно-поисковой
работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77

Развитие личности на сегодняшний день является наиважнейшей задачей современного образования. Для общества требуется проявление у человека различных социально значимых качеств, таких как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать жизненные задачи в нестандартных ситуациях. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду в соответствии своим потребностям.
Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных стандартов и создание условий для творческого развития ребенка.
В стандарте начального образования задачи творческого развития учащихся обозначены во всех образовательных областях. Как отмечено в стандарте: «Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной». Поэтому особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Как отмечают отечественные педагоги и психологи, наиболее благоприятная возможность развития личности детей создается на занятиях по технологии, таких его видах как занятия лепка, вышивка, вырезывание, аппликация. Особыми возможностями в развитии воображения у детей обладают занятия аппликацией, представляющие собой способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из разного материала и нанесенных разным способом на соответствующий фон, в котором он может проявить творческую инициативу, развить фантазию и воображение.
Можно отметить, что государственная образовательная политика, реализуемая через ФГОС, настоятельно требует стимулирования воображения учащихся младших классов, поиска новых путей, средств его развития без ущерба здоровью, психике ребенка. Однако, на практике, несмотря на достаточно обширный арсенал техник, применяемых при обучении детей созданию аппликаций, педагоги нередко не обладают достаточными знаниями психолого-педагогического характера,
позволяющими эти техники применять своевременно и с учетом детского возраста. Вместе с тем, научные исследования таких известных ученых как Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, А.Н. Котко, В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков и др. убедительно доказывают, что младший школьный возраст сензитивен для развития творческих способностей и мышления. В связи с этим поиск путей и средств развития воображения младшего школьника становится актуальной проблемой.
Таким образом, становятся очевидными противоречия:
• между требованиями общества в людях, способных решать творческие задачи в нестандартных ситуациях и недостаточным вниманием общего образования к развитию творческих компонентов деятельности;
• между необходимостью, особенно в периферийных учебных учреждениях, в методических рекомендациях по использованию эффективных средств и методов обучения детей разным видам и типам организации уроков творчества.
Из вышеуказанного противоречия вытекает проблема исследования: какие педагогические условия способствуют развитию воображения младших школьников на уроках технологии.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие воображения младших школьников на уроках технологии».
Объект исследования: процесс развития воображения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий аппликацией на уроках технологии, способствующие развитию воображения учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность занятия аппликацией направленных на развитие воображения детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач: -проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения на уроках технологии в начальных классах;
-выделить педагогические средства, используемые в обучении учащихся для развития воображения;
-определить содержание и разработать комплекс уроков, включающих разные формы организации детской деятельности, увлекательные исторические сведения, специальные творческие задания, игры, способствующие развитию воображения;
-проверить эффективность выделенных средств в опытно-поисковой работе с учащимися начальных классов.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов:
-теоретический анализ педагогической и психологической и специальной литературы по проблеме;
-педагогическое наблюдение;
-педагогический эксперимент, анализ работ учащихся.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №45 г. Тюмени. В опытно-поисковой работе приняли участие 19 учащихся 4 класса.
Практическая значимость работы:
1. Выделены содержание, формы и средства организации обучения детей начальных классов, способствующие развитию воображения у детей;
2. Разработана система занятий по аппликации, направленных на развитие воображения у учащихся начальных классов, которые можно использовать в практике преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях.
Краткая структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая вышеизложенный материал, мы пришли к следующим выводам. В определении понятия воображение мы опираемся на данное Л. С. Выготским - «Воображение - это творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий путём комбинации, творческой переработки элементов прежнего опыта».
В процессе творческой деятельности человек создает нечто новое, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира, созданной творческой деятельностью, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Таким образом, на занятиях аппликацией человек строит нечто новое, преобразует увиденное, создает невиданные образы. Такая деятельность не возможна без творческого воображения. В тоже время здесь не обойтись и без воссоздающего воображения. На начальных этапах освоения основ аппликации ученик должен научиться копировать действия мастера, «отшлифовывать» на образцах свои умения и навыки. Поэтому для организации уроков по аппликации необходимо развивать оба вида воображения - воссоздающее, на начальных этапах обучения и творческое - для выполнения творческих работ.
Исследования психологии творчества позволили нам выбрать показатели воображения и определить уровни развития творческого воображения учащихся 4 класса. К показателям творческого воображения мы относим беглость, гибкость, оригинальность, разработанность творческим процессом.
Важными условиями для воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии - планирование труда, предвидение предполагаемых результатов, продолжительное погружение в проблему. Не менее важными условиями являются: создание творческой атмосферы, компетенция самого учителя, особый подход к организации творческих уроков, подбор методов, средств обучения учащихся и объектов творчества.
Следовательно, для развития творческого воображения учащихся начальных классов необходимо выбирать разнообразные технологии преобразования действительности и начинать освоение с малого, доступного, постепенно переходя к более сложным техникам. Наиболее приемлемым для детей 4 классов, на наш взгляд, является материал доступной техники- аппликации.
Исследования констатирующего этапа опытно-поисковой работы в нашей группе учеников, показали, что дети слабо владеют техническими умениями и навыками работы с бумагой, воображение учащихся соответствовало почти во всей группе воссоздающему уровню, т.е. дети могли выполнить на практике образцы, показанные учителем, а задачи на собственное конструирование детьми решались на низком уровне.
Анализ методической литературы позволил нам выбрать методы и средства развития творчества детей, тем самым мы проектировали подготовить учащихся к выполнению творческих работ в разных техниках аппликации, а для этого необходимо было найти приемы и средства развития воображения.
В качестве таких мы использовали приемы развития воображения, которые описаны в исследованиях Т. Рибо, Ж. Пиаже, А.Г. Маклакова, Р.С. Немова, И.В. Дубровиной, Н.Н. Палагиной. Авторы выделяют следующие приемы творческого воображения: комбинирование,
расчленение, акцентирование, схематизация, реконструкция, типизация.
В качестве средств нами были выбраны различные творческие задания игры, практические упражнения по обработке бумаги для изготовления изделий в разных техниках аппликаций. Эти задания мы давали детям на разных этапах занятия, органично вплетая их в логику процесса обучения.
Параллельно шла работа по накоплению опыта работы с бумагой, изучения основ моделирования изделий из бумаги. На заключительных занятиях дети выполняли творческий проект.
При разработке уроков использовались материалы пособий Л.Т. Охитиной [46], Н.М. Конышевой [34, 35], а также специальная
литература по аппликации И. Агаповой [1], М.А. Гусаковой [17], Н.В. Дубровской [23], подборка игр и творческих заданий осуществлялась с использование методической литературы Т.Ф. Агарковой [2], С.А. Шмакова [70].
Работы детей показали, что уровень практических навыков по работе с бумагой значительно повысился, видимые результаты произошли и в развитии воображения учащихся. Не смотря на то, что в целом группа осталась на среднем уровне развития воображения, но очевидным является факт продвижения детей в сторону повышения по количеству набранных баллов. Проведенные за время работы с детьми уроки не позволили повысить уровень развития воображения всей группы до высокого уровня. Это является задачей будущего цикла обучения. Заслугой является то, что дети заинтересовались данным видом техники, у них появилась потребность в дальнейшем обучении аппликации. Это означает, что у детей накопился определенный потенциал для развития творческого воображения.
Таким образом, поставленная нами цель и задачи опытно поисковой работы выполнены.


1. Агапова, И. Аппликация / И. Агапова, И. Давыдова, И. - М.: 2009. - 77 с.
2. Агаркова, Т. Ф. Дидактические игры на уроках трудового обучения // Начальная школа / Т. Ф. Агаркова - 2013. - 92-94 с.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. (Методические основы) / Ю. К. Бабанский - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества. [Электронный ресурс] // Ростов. 1983. - 176с. URL:
https://psibook.com/scholarly/psihologicheskie-osnovy-intellektualnoy- aktivnosti.html (дата обращения: 20.09.2017).
5. Большой психологический словарь сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм - Еврознак: Олам - Пресс, 2004. - 672 с.
6. Берклинбит, М. Б. Фантазия и реальность / M. Б. Берклинбит, А.В Петров - М.: Политиздат, 1968. - 128 с.
7. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. - 173 с
8. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов начального образования / И. С. Бухарова,Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 106с.
9. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей // Наши дети / М. Э. Ванник- 2005.
10. Веккер, Л. М. Психические процессы. Воображение / Л. М. Веккер - М.: Смысл, 2005.
11. Ветлугина, Н. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание / Н. О. Ветлугина - 2005. - №7. - С. 13-15
12. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству / И. П. Волков - М.: Просвещение, 1982. - 117 с.
13. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие младших школьников: Учебное пособие / В. И. Волынкин - М.: Феникс, 2007. - 78 с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский - СПб., 1997. - C. 150-178
15. Выготский, Л. С. Психология творчества / Л. С. Выготский - М.: Наука, 1997. - C. 10-69...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ