ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО - ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ 8
1.1. Социально-исторические аспекты становления государственно -
общественного управления образованием в дореволюционной России 8
1.2. Становление государственно-общественного управления
образованием в современной России 17
1.3. Анализ современного состояния государственно-общественного управления образованием в Уральском регионе 26
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В МАОУ СОШ № 9 С. БАЛТЫМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 34
2.1. Моделирование процесса государственно - общественного
управления в современных условиях на базе МАОУ СОШ № 9 с. Балтым Свердловской области 34
2.2. Опытно-экспериментальная проверка модели государственно-общественного управления образованием на базе МАОУ СОШ № 9 47
2.3. Методические рекомендации педагогическому коллективу МАОУ
СОШ № 9 по совершенствованию модели государственно-общественного управления образованием 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Актуальность исследования. На современном этапе система образования в Российской Федерации претерпевает значительные и динамические изменений (рост количества новых педагогических концепций, разрабатываются и внедряются новые модели образовательных организаций, пересматриваются ценностные ориентиры в системе образования, формируются новые парадигмы, которые основываются на интеграции учебной, производственной и научно-исследовательской деятельности, направленной на личность, на гуманизацию учебного процесса, на использование современных информационных технологий, идет рост роли общественной составляющей в управлении образованием. Необходимо искать действенные пути преобразования управления развитием системы образования в направлении демократизации, вовлекая общественность к этому процессу.
Зарубежные и российские ученые начали рассматривать вопрос привлечения общественности к управлению образованием в начале XX века. Это можно проследить в работах И. Кэндла, П. Монро, Г. Бередея (США), Дж. Лоуэриса, Н. Ханса (Англия), Ф. Шнайдера, Ф. Хилькера (Германия), П. Россела (Швейцария), А.Д. Алферова, В.П. Вахтерова, В.А. Герда, Я.Я. Гуревича, Я.И. Душечкина, С.А. Золотарева, В.А. Зеленко, Н.Н. Иорданского, С.О. Серополко, В.И. Чарнолуского, Н.В. Чехова и др. (Россия). Во второй половине ХХ века вопросами развития государственно-общественного управления образованием занимались следующие ученые- исследователи: Дж. Браун, В. Маллинсон (США), Э. Николай, Б. Холмс (Англия), А. Векслиар, М. Дебесс (Франция), В. Миттер, Ю. Шрайвер (Германия), Ю.С. Алферов, В.П. Борисенков, В.И. Бочкарев, Б.Л. Вульфсон, A. Н. Джуринский, И.М. Ильинский, Ю.А. Конаржевский, И.М. Курдюмова, B. П. Лапчинская, В.М Лизинский, З.А. Малькова, И.Б. Марцинковский, Н.Д. Никандров, В.Я. Пилиповский, М.М. Поташников, К.И. Салимова, С.А. Тангянов, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова, Т.Ф. Яркина (Россия) и др.
На современном этапе вопросами развития государственно-общественного управления образованием занимались таким учеными, как: Ю.С. Алферовов, В.П. Борисенков, В.И. Бочкарев, Б.Л. Вульфсон, A. Н. Джуринский, И.М. Ильинский, Ю.А. Конаржевский, И.М. Курдюмова, B. П. Лапчинская, В.М Лизинский, З.А. Малькова, И.Б. Марцинковский, Н.Д. Никандров, В.Я. Пилиповский, М.М. Поташник, К.И. Салимова,. А. Тангян, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова, Т.Ф. Яркина и др.
Изучение проблемы государственно-общественного управления позволило выявить ряд противоречий между:
- потребностью расширенного участия общества в управлении образованием и незнанием общественности условий влияния на процесс управления образованием;
- необходимостью повышения эффективности управления образовательными системами на всех уровнях государственно-общественного управления образованием и отсутствием структурированных условий управления образованием.
Тема государственно-общественного управления образовательной организацией разработана в теории, однако в практике применения встречаются проблемы ее внедрения, так как это зависит от компетентности руководителей образовательных организаций, условий, созданных в коллективе и желания общественности влиять на процесс управления образовательной организацией, поэтому тема исследования «Условия государственно-общественного управления образовательной организацией» является весьма актуальной.
Объект исследования: процесс государственно-общественного управления образованием в современной России.
Предмет исследования: условия развития государственно-общественного управления образованием в образовательной организации на современном этапе.
Цель исследования: разработать и внедрить модель развития государственно-общественного управления образованием на базе МАОУ СОШ № 9 с. Балтым Свердловской области и выработать методические рекомендации педколлективу и общественности по реализации условий управления образовательной организацией.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения литературных источников выявить положительный опыт в деятельности государственных органов управления образованием и общественных организаций и определить основные причины, сдерживающие развитие государственно - общественного управления образованием России на современном этапе.
2. Выявить организационно - педагогические условия реализации модели государственно - общественного управления образованием в России в современных условиях.
3. Разработать модель развития государственно-общественного управления образованием в образовательной организации и выработать методические рекомендации педагогическому коллективу МАОУ СОШ № 9 села Балтым Свердловской области по внедрению модели государственно-общественного управления образованием.
Практическая значимость заключается в том, что предложенная модель государственно-общественного управления образованием с ее индикаторами, показателями и уровнями для самоаттестации может быть внедрена в работу образовательных организаций.
База исследования: МАОУ СОШ № 9 с. Балтым Свердловской области.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определены противоречие, цель, задачи, предмет, объект исследования, описана актуальность изучаемой проблематики.
В первой главе «Теоретические основы исследования проблемы государственно-общественного управления образованием» проанализированы социально-исторические аспекты становления государственно - общественного управления образованием, рассмотрены государственно-общественное управление образованием как понятие, феномен, объект исследования и проектирования, изучено становление государственно-общественного управления образованием в России и в Уральском регионе.
Во второй главе «Условия развития государственно-общественного управления образованием в образовательной организации» описана модель процесса государственно - общественного управления в современных условиях на базе МАОУ СОШ № 9 с. Балтым Свердловской области, произведена опытно-экспериментальная проверка модели государственно- общественного управления образованием на базе МАОУ СОШ № 9.
В заключении представлены выводы по теоретической и практической части экспериментального исследования.
Список литературы содержит 51 источник.
В приложении описан опросник, раскрыты функции структурных элементов системы соуправления образовательной организации, описана структура государственно-общественного управления, даны: примерное положение об управляющем совете общеобразовательного учреждения, примерное положение о школьном ученическом самоуправлении, регламент управляющего совета.
Исследование реформ образования в России XIX - начала ХХ веков подтверждают основные мысли данного исследования о том, что произошло частичное разгосударствление образования, всесословности и расширение доступности государственного образования, что позволило продолжить начатые реформы образования в России на протяжении ХХ века.
Понятие «государственно-общественное управление образованием» появилось в конце 80-х гг. ХХ века. На протяжении почти всего XX века управление образованием имеет государственное направление. Это обуславливается тем, что в дореволюционный период России образование развивалось как государственная структура, которая имеет единое иерархическое управление. Практика государственного управления была сохранена и в советский период, которая претерпела изменения в 2012 году, в связи со вступлением в силу ФЗ «Об образовании в РФ». Данная редакция закона основывается на демократическом принципе, который относится к государственно-общественному характеру управления образованием. В законе говорится о конкретных правах и обязанностях, к которым относятся обучающиеся, педагогические работник, родители, работодатели, общественные объединения по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы местного государственно-общественного управления образованием вкладывают большие силы и возможности в развитие образовательной организации Посредством распространения эффективных моделей государственно-общественного управления создаются условия координации взаимодействия родителей и педагогов, укрепления связей семьи и школы, совершенствования материально-технической базы образовательной организации, повышения качества образования, что в совокупности способствует переводу образовательной организации в режим развития.
За основу исследования деятельности образовательной организацией выбрана модель государственно-общественного управления, установлена система требований к модели управления образовательной организацией. На основе этой модели определены приоритетные условия развития государственно-общественного управления образовательной организацией: наличие коллегиальных органов управления, информационная открытость, публичная отчетность и система общественного наблюдения.
На основании перечисленных условий разработаны авторские критерии, показатели и индикаторы внедрения государственно-общественного управления образовательной организацией, состоятельность которых проверена на примере деятельности педагогического коллектива МАОУ СОШ № 9 с. Балтым Свердловской области.
В образовательной организации МАОУ СОШ № 9 с. Балтым Свердловской области созданы коллегиальные органы управления, которые наделены комплексом управленческих полномочий, что зафиксировано в локальных нормативных документах образовательной организации, что способствует расширению демократических начал в сфере образования. Созданные органы не всегда влияют на управление и принятие управленческих решений. В настоящее время в системе школьного управления они, в основном, выполняют функции прямой и обратной связи с различными группами общественности. Законодательно ответственность за состояние дел в школе за коллегиальными органами не закреплена.
Педагоги и общественные представители активно, но периодически участвуют в работе коллегиальных органов государственно общественного управления.
Анализируя модель государственно-общественного управления образованием в МАОУ СОШ № 9, с точки зрения показателя «Коллегиальные органы управления», установлено, что функционирование самой модели во многом определяется позицией администрации образовательного учреждения, личностью директора школы. Проведя исследование, выяснено, что директор тяготеет к директивному стилю принятия решений. Из этого следует, что установление паритетного характера взаимодействия субъектов государственно-общественного управления образовательной организацией затруднено.
Анализируя показатели «Информационная открытость», «Публичная отчетность», «Системы общественного наблюдения» сделан вывод о том, что образовательная организация не уделяет должного внимания данным вопросам.
Опытно-экспериментальная проверка модели государственно - общественного управления образованием на базе образовательной организации позволила сделать вывод о недооценке миссии государственно-общественного управления образовательной организацией как средства построения гражданского общества, развития и соразвития всех субъектов образования (детей и взрослых).
Выявленные в ходе исследования показатели модели государственного общественного управления образованием в МАОУ СОШ № 9 села Балтым Свердловской области позволили сформулировать рекомендации педагогическому коллективу.
Для того чтобы образовательная организация находилась в режиме развития, необходимо, чтобы весь педагогический коллектив положительно, активно и целенаправленно стремился к развитию образовательной организации.
Основными направлениями деятельности ОО должны стать:
1. Новые цели и приоритетные задачи современного российского образования, поиск форм по расширению участия общественности в жизнедеятельности и управлении образовательной организации.
2. Помимо традиционных форм включения педагогов, родителей, обучающихся в процесс жизнедеятельности и управления образовательной организацией в практику работы образовательной организации внедрять новые формы взаимодействия участников образовательного процесса и развивать коллегиальные органы управления. В частности:
- организовать деятельность попечительского совета;
- создать и развивать деятельность управляющего совета;
- создать и развивать органы обеспечивающие внутришкольное управление;
- развивать партнерские отношения с родителями;
- создать ассоциацию выпускников;
- организовать службу примирения;
- инициировать временные объединения;
- совершенствовать формы информационной открытости;
- совершенствовать систему ежегодной публичной отчетности;
- совершенствовать систему общественного наблюдения.
1. Архангельская, Т. Ю. Вариативные модели обучения
представителей государственно - общественного управления образованием [Текст] / Т. Ю. Архангельская // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 10. - С. 8 - 10.
1. Баранов, П.А. Государственно-общественное управление как ресурс развития системы образования Санкт-Петербурга [Текст] / П.А. Баранов // Управление качеством образования. - 2007. - №2. - С.84-90.
2. Болотова, Е. Б. Правовое обеспечение государственно-общественного управления школой [Текст] / Е. Б. Болотова // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 15 - 21.
3. Борытко Н.М. Управление образовательными системами [Текст] Н.М. Борытко, И.А. Соловцова. - Волгоград : ВГИПК РО, - 2006. - 48 с.
4. Бочкарев, В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? [Текст] / В.И. Бочкарев // Педагогика. - 2001. - № 2. - С. 9-13.
5. Брэддик У. Менеджмент в организации [Текст] / У. Брэддик. - М. : Инфра-М. - 1997. - 344 с.
6. Васин, С. М. Особенности методологии исследования управления общеобразовательным учреждением [Текст] / С.М. Васин, И.А. Бареева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. - № 4 (43). - С. 83-87.
7. Гайнуллин И.А. Государственно-общественное управление образованием в контексте повышения качества образовательной деятельности образовательных организаций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=21917(дата обращения: 13.03.2018).
8. Гевлич, И.К. Модель системы управления развитием общеобразовательного учреждения [Текст] / И.К. Гевлич, А.А. Захаров, И.М. Ткаченко // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2010. Т. 4. - № 2. - С. 145-149.
9. Гончаров М.А. Государственно-общественное управление педагогическим образованием в России в XVIII-начале XX века [Текст] / М. А. Гончаров. - М. : "Московский пед. гос. ун-т". - 2013. - 399 с.
10. Гончарова, Л.В. Публичный доклад как средство обеспечения информационной открытости школы [Текст] / Л.В.Гончарова, Е.Н.Пугачева, Л.В.Морозова // Национальный проект «Образование». - 2009.- №4. - С. 35¬38.
11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы: утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 295 // Российская газета. - 2014. - 24 апр.
12. Государственно-общественное управление в области
образования: дайджест [Текст] / сост. Е. В. Шутько. - Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», - 2015. - 131 с.
13. Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной школы (Методические материалы) [Текст] / И.М. Гриневич. - Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 143 с.
14. Груздев, М.В. Государственно-общественное управление образованием: может ли миф стать реальностью? [Текст] / М.В. Груздев // Управление качеством образования. - 2007. - №1. - С. 9-13.
15. Гусаров, В.И. Государственно-общественное образование [Текст] / В.И. Гусаров. - Самара : Изд-во «НТЦ», - 2006. - 496 с.
16. Давыдова, Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения [Текст] / Н.Н. Давыдова // Образование и наука. - 2010. - № 11 (79). - С. 23-32.
17. Информационная поддержка оценки качества образования в Свердловской области [Электронный ресурс]. - Екатеринбург, 2017. URL.: http://ege.midural.ru/nsoko.html(дата обращения: 13.02.2018).
18. История С.-Петербургского комитета грамотности, состоявшего при Вольном экономическом обществе (1861-1895 гг.) [Текст] / сост. Д.Д. Протопопов. - Санкт-Петербург : Вольн. экон. о-во, - 1898. - 370 с.
19. Каспржак, А. Г. Галерея директоров российских школ вкоролевстве кривых зеркал [Текст] / А. Г. Каспржак, Д. Е. Фишбейн, Н. В. Бысик // Директор школы. - 2014. - № 9. - С. 63-74.
20. Коновальчук, И.И. Модели, структура и факторы продуктивности инновационных процессов в общеобразовательных учебных заведениях [Текст] / И.И. Ковальчук // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 3 (3). - C. 71-75.
21. Коростелев, А. А. Особенности «пирамиды целей» в управлении образовательным учреждением [Текст] / А.А. Коростелев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 67-71.
22. Лазарев, В.С. Обобщенная модель инновационного процесса [Текст] / В.С. Лазарев // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009.- № 3. - С. 22-28.
23. Любченко, О.А. Моделирование системы управления современной общеобразовательной школой с позиций системного подхода [Текст] / О.А. Любченко, С.И. Карпова // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 7 (111). - С. 197-203.
24. Мерцалова, Т. Н. Информационная открытость системы образования: вопросы эффективности государственной политики [Текст] / Т.Н. Мерцалова // Вопросы образования. - 2015. - № 2. - С. 40-75.
25. Методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. М. : Министерство образования и науки, 2017. URL.: https://xn80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B C%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/6560/%D 1 %84%D0%B0%D0%B9%D 0%BB/5611/41d58c34bbc915e49ec5.pdf (дата обращения: 10.12.2017).
26. Переславцева, Е. В. Развитие государственно-общественного управления образованием в России в современных условиях [Текст]:
автореф. дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е.В.
Переславцева.; Московск. гос. пед. ун.-т. - Москва, 2006. - 201 с.
27. Шамонова Т.И. Показатели оценки качества знаний и эффективности учебных занятий [Электронный ресурс] // Менеджмент, 2017. URL.: https://www.kazedu.kz/referat/179362/3(дата обращения: 03.02.2018).
28. Положение о Наблюдательном совете муниципального
автономного учреждения Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9». [Электронный ресурс]. URL.: http://балтым-сош9.рф/images/stories/school9/documents/l
ocal act/struct/ Положение%20о%20наблюдагельном%20совете^Г(дата обращения: 07.05.2017).
29. Положение об Общем собрании работников образовательной организации. [Электронный ресурс] // Менеджмент, 2017. URL.: http://балтымсош9.рф/images/stories/school9/documents/local act/stшct/Общее%20собрание%20работников%20образовательной%20организации^Г(дата обращения: 07.06.2017).
30. Об осуществлении мониторинга системы образования [Электронный ресурс]: постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 г. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
31. Рудник, С.Н. Великие реформы в России 1860 - 1870 годов: Эпоха и люди [Текст] / С.Н. Рудник. - СПб. : РГГМУ, 2013. - 176 с.
32. Седельников, А. А. Интегральная модель систем государственно¬
общественного управления образованием [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / А.А. Седельников; Ин-т упр.
образованием М-ва образования РФ. - Москва, 2011. - 27 с.
33. Совершенствование институциональных механизмов управления образованием. Развитие форм государственно-общественного управления. Формы публичной отчетности: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. - М. : АПК и ППРО, 2007. - 96 с.
34. Старцева, А.Г. Совершенствование системы управления образованием путём внедрения разнообразных моделей государственно- общественного управления, расширения сотрудничества с общественными организациями [Электронный ресурс]. М. : Альманах, 2017. URL.: http: //www.den-za-dnem.ru(дата обращения: 07.05.2017).
35. Управляющий совет в образовательных организациях дошкольного и общего образования [Текст] / под ред. Е.Л. Болотова.- М. : Арсенал образования, 2013. - 256 с.
36. Фархатдинов Н. Г. Модели управления общеобразовательной
организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа
[Электронный ресурс]. М. : Альманах, 2017. URL.: https://vo.hse.ru/2015-- 2/152233643.html(дата обращения: 12.05.2017).
37. Федеральная программа: Развитие образования на 2013 - 2020
годы [Электронный ресурс]. М. : Альманах, 2017. URL.:
http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/2(дата обращения: 12.05.2017).
38. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. - М. : Эксмо, 2018. - 144 с. - (Законы и кодексы).
39. Федеральный закон об образовании в вопросах и ответах [Текст] / А.И. Вавилов, А.А. Вавилова, И.В. Ванюков [и др.]; под. ред. Лукашевич М.Б., Рожкова А.И. - М. : Издательская фирма «Сентябрь», 2014. - 192 с.
40. Федорова, Н.М. Историко-педагогическая характеристика этапов становленияа государственно-общественного управленияа школьным образованием в России [Текст] / Н.М. Федорова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: Научный журнал. - 2009. - №94. - С.44 - 50.
41. Федорова, Н.М. Исторические аспекты участияа государства и обществаа в становлении российской школы [Текст] / Н.М.Федорова // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена: Научный журнал. - СПб.: 2009. - № 113. - С.69 - 76.
42. Федорова, Н.М. Опыт государственно-общественного управления советской школой (1918 - 1922гг.) [Текст] / Н.М. Федорова // Наука и школа. - 2009. - №2. - С.56 - 58.
43. Федорова, Н.М. Отражение государственно-общественного управления российским образованием в фондах Музея истории РГПУ им.А.И. Герцена и историко-педагогических дисциплинах [Текст] / Н.М. Федорова // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена: Научный журнал. - 2009. - №98. - С.34 - 42.
44. Федорова, Н.М. Самоуправлениеа в советской школе (20-е-30-е годы XX века) [Текст] / Н.М. Федорова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал. - 2008.- №10 (52) - С. 109 - 116.
45. Федорова, Н.М. Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России [Текст] : монография / Н.М. Федорова. - СПб. : Лема, - 2010. - 264 с.
46. Филонович, С. Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы [Текст] / С.Р. Филонович // Российский журнал менеджмента. - 2003. - № 2. - С.3-24.
47. Шестопалов, А.П. Великие реформы 1860-1870 гг. в России [Текст] / А.П. Шестопалов // Основы государства и права. - 1998. - № 6. - С. 60-61.
48. Шимутина, Е.Н. Управляющие Советы: проблемы, перспективы, возможности для органа управления образованием [Текст] / Е.Н. Шимутина // Журнал руководителя управления образованием. - 2013. - № 2(29). - С. 4¬10.
49. Шкуров, А. Ю. Проблемы организации и оптимизации государственно-общественного управления на уровне общеобразовательного учреждения [Текст] / А. Ю. Шкуров // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Сер. Общественные науки. - 2012. - № 28. - С. 1125 - 1128.
50. Bradfort D. L., Cohen A. R. 1998. Power Up: Transforming Organizations Through Shared Leadership. Jossey-Bass: San-Francisco