Управление инновационной деятельностью коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС нового поколения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 9
1.1. Сущность и роль инноваций в развитии системы общего образования .... 9
1.2. Инновационная деятельность в системе общего образования как объект
управления 17
1.3. Определяющие факторы и приоритетные направления развития ДОУ в
условиях модернизации образования 25
1.4. Теоретическая модель управления инновационной деятельностью
коллектива ДОУ в условиях введения ФГОС нового поколения 30
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОЛЛЕКТИВА ФИЛИАЛАМ ДОУ ДЕТСКИЙ САД «ДЕТСТВО» Д/С № 536 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 48
2.1. Оценка действующих условий реализации педагогической модели
управления инновационной деятельностью в филиале МБДОУ Детский сад «Детство» д/с № 536 48
2.2. Анализ опыта и эффективности инновационной педагогической
деятельности в д/с № 536, методики отбора инновационных проектов и системы управления инновациями в МБДОУ «Детство» 62
2.3. Направления повышения эффективности управления инновационной
деятельностью коллектива ДОУ и совершенствования организационно-педагогических условий инновационной активности коллектива ДОУ 81
Выводы по главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 98
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 9
1.1. Сущность и роль инноваций в развитии системы общего образования .... 9
1.2. Инновационная деятельность в системе общего образования как объект
управления 17
1.3. Определяющие факторы и приоритетные направления развития ДОУ в
условиях модернизации образования 25
1.4. Теоретическая модель управления инновационной деятельностью
коллектива ДОУ в условиях введения ФГОС нового поколения 30
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОЛЛЕКТИВА ФИЛИАЛАМ ДОУ ДЕТСКИЙ САД «ДЕТСТВО» Д/С № 536 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 48
2.1. Оценка действующих условий реализации педагогической модели
управления инновационной деятельностью в филиале МБДОУ Детский сад «Детство» д/с № 536 48
2.2. Анализ опыта и эффективности инновационной педагогической
деятельности в д/с № 536, методики отбора инновационных проектов и системы управления инновациями в МБДОУ «Детство» 62
2.3. Направления повышения эффективности управления инновационной
деятельностью коллектива ДОУ и совершенствования организационно-педагогических условий инновационной активности коллектива ДОУ 81
Выводы по главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 98
Актуальность исследования проблем управления инновационной деятельностью коллективов дошкольных образовательных организаций в настоящее время определяется несколькими факторами.
Прежде всего, в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 одними из важнейших составляющих деятельности образовательных организаций в России были названы экспериментальная и инновационная деятельность.
Как закреплено в п.1 ст.20 закона, целью осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования является обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования.
Инновационная педагогическая деятельность в ДОУ должна сегодня рассматриваться не только как актуальный тренд системы образования в стране, но и как важнейший инструмент обновления этой системы, ее модернизации, приведения в соответствие с актуальными тенденциями развития сферы образования в мире.
Детализируя особенности инновационной деятельности в сфере образования, закон № 273 определяет, что подобная деятельность может вестись в форме реализации инновационных проектов и программ. При этом в осуществлении инновационной педагогической деятельности в сфере образования могут принимать участие любые организациями, осуществляющие образовательную деятельность и их объединения (п.3 ст. 20 закона).
В соответствии с п.4 ст. 20 закона предусматривается возможность получения образовательными организациями России (в том числе дошкольными) особого статуса - федеральных и региональных инновационных площадок. Целью присвоения такого статуса ДОУ может выступать необходимость поддержки реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования той или иной территории.
Во-вторых, в России недавно были приняты Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в т.ч. ФГОС дошкольного образования. Само по себе внедрение положений нового ФГОС ДО представляет собой инновационный процесс. Кроме того, ФГОС ДО нового поколения предполагает разнонаправленную модернизацию дошкольного образования, включая в том числе внедрение инноваций в содержание образования, т.е. в образовательные программы; реализацию инноваций во внутренней организации деятельности образовательного учреждения (в управляющей системе, в организации образовательного процесса); осуществление инноваций в сфере взаимодействиях педагогов и детей, педагогов и родителей и т.д. Помимо этого, ФГОС ДО нового поколения ориентирован на постоянное осуществление педагогических инноваций в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах образовательного процесса в ДОУ. Таким образом, идеи инноватики и ценности инновационной деятельности пронизывают собой насквозь текст ФГОС ДО нового поколения.
Современный ФГОС ДО ориентирует инновационную педагогическую деятельность в дошкольных образовательных организациях на улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.
Анализ показывает, что в настоящее время актуальность поиска путей эффективного управления инновационной деятельностью коллективов дошкольных образовательных организаций является очевидной, исходя из изменившихся требований федерального закона «Об образовании в РФ» и принятого ФГОС ДО нового поколения.
В то же время существующая практика работы дошкольных образовательных организаций России является противоречивой. С одной стороны, все активнее складывается понимание значимости и необходимости педагогических инноваций в ДОУ. С другой стороны, многие дошкольные образовательные организации еще не готовы к эффективной управленческой работе в данной сфере, не овладели необходимыми механизмами управления инновациями, работают по старым схемам и моделям, что не позволяет в полной мере раскрыть инновационный потенциал как педагогов ДОУ, так и в целом коллективов детских садов.
Объектом исследования в диссертационной работе является инновационная деятельность в дошкольных образовательных организациях России в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения.
Предмет исследования - особенности управления инновационной деятельностью коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения.
Целью исследования стала разработка механизмов повышения эффективности управления инновационной педагогической деятельности коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения .
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические основы управления инновационными процессами ДОУ в условиях введения ФГОС нового поколения;
2) оценить условия, опыт реализации и эффективность педагогической модели управления инновационной деятельностью в филиале МБДОУ Детский сад «Детство» - д/с №536;
3) разработать мероприятия по повышению эффективности управления инновационной деятельностью коллектива ДОУ и осуществить их практическую проверку.
Гипотеза исследования состоит в том, что управление инновационной деятельностью коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения будет эффективной, если:
- в дошкольной образовательной организации будут разработаны и приняты необходимые локальные правовые акты, регулирующие инновационную деятельность внутри ДОУ;
- в дошкольной образовательной организации разработана индивидуализированная модель управления инновационной деятельностью с учетом ее функционирования в рамках сетевых образовательных структур;
- система материального стимулирования в дошкольной образовательной организации будет среди прочего зависеть и от показателей инновационной активности и показателей эффективности инновационной педагогической деятельности коллектива ДОУ.
Теоретическую основу исследования составили разработки зарубежных и отечественных ученых в области инноватики, особенностей осуществления инновационной педагогической деятельности в системе дошкольного образования России, научно-практические разработки ученых- практиков, касающиеся внедрения отдельных механизмов, инструментов, технологий управления инновационной деятельностью в ДОУ.
Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования России нового поколения, а также локальные нормативные правовые акты МБДОУ Детский сад «Детство».
Методологической базой исследования стали такие методы научного исследования, как: метод анализа документов, описательный метод, нормативный метод, сравнительно-типологический метод, метод моделирования, статистический метод, графический метод, табличный метод.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании современных подходов к комплексному и многоуровневому управлению инновационной педагогической деятельности коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в обобщении теоретических взглядов современных исследователей на проблемы управления инновационной деятельностью дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения ФГОС ДО нового поколения.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что по результатам исследования опыта управления инновационной деятельностью МБДОУ Детский сад «Детство» выявлены проблемы, нуждающиеся в решении, и предложены инструменты улучшения модели управления инновационной деятельностью ДОУ в условиях ФГОС ДО нового поколения.
Положения, выносимые на защиту:
- определена сущность инновационной деятельности в системе дошкольного образования; выявлено, что она представляет собой особый вид педагогической деятельности, творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования, как социально - педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога; инновационная деятельность в ДОУ - это целостный процесс, который развивается по этапам и позволяет ДОУ перейти на более качественную ступень своего развития в процессе создания, разработки, освоения, использования и распространения педагогических инноваций;
- обосновано, что управление инновационной деятельностью в ДОУ носит уровневый характер (при этом выделяется четыре основных уровней управления инновациями);
- предложена разработка локального нормативно-правового акта для управления инновационной деятельностью в сетевом объединении детских садов «Детство» - Положения об инновационной деятельности МБДОУ - детский сад «Детство»;
- разработана и обоснована модифицированная модель поэтапного управления инновационной деятельностью с учетом особенностей сетевого взаимодействия входящих в сеть МБДОУ - детский сад «Детство» детских садов-филиалов;
- представлены и обоснованы рекомендации по включению в существующую модель стимулирования труда коллективов ДОУ критериев, связанных с инновационной активностью ДОУ и разработкой инновационных проектов.
Исследовательской базой работы стало Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Детство» (МБДОУ «Детство») - детский сад № 536.
Магистерская работа содержит введение, две главы основной части, заключение и список литературы из 45 источников. Текст работы проиллюстрирован 8 рисунками и 7 таблицами.
Прежде всего, в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 одними из важнейших составляющих деятельности образовательных организаций в России были названы экспериментальная и инновационная деятельность.
Как закреплено в п.1 ст.20 закона, целью осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования является обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования.
Инновационная педагогическая деятельность в ДОУ должна сегодня рассматриваться не только как актуальный тренд системы образования в стране, но и как важнейший инструмент обновления этой системы, ее модернизации, приведения в соответствие с актуальными тенденциями развития сферы образования в мире.
Детализируя особенности инновационной деятельности в сфере образования, закон № 273 определяет, что подобная деятельность может вестись в форме реализации инновационных проектов и программ. При этом в осуществлении инновационной педагогической деятельности в сфере образования могут принимать участие любые организациями, осуществляющие образовательную деятельность и их объединения (п.3 ст. 20 закона).
В соответствии с п.4 ст. 20 закона предусматривается возможность получения образовательными организациями России (в том числе дошкольными) особого статуса - федеральных и региональных инновационных площадок. Целью присвоения такого статуса ДОУ может выступать необходимость поддержки реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования той или иной территории.
Во-вторых, в России недавно были приняты Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в т.ч. ФГОС дошкольного образования. Само по себе внедрение положений нового ФГОС ДО представляет собой инновационный процесс. Кроме того, ФГОС ДО нового поколения предполагает разнонаправленную модернизацию дошкольного образования, включая в том числе внедрение инноваций в содержание образования, т.е. в образовательные программы; реализацию инноваций во внутренней организации деятельности образовательного учреждения (в управляющей системе, в организации образовательного процесса); осуществление инноваций в сфере взаимодействиях педагогов и детей, педагогов и родителей и т.д. Помимо этого, ФГОС ДО нового поколения ориентирован на постоянное осуществление педагогических инноваций в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах образовательного процесса в ДОУ. Таким образом, идеи инноватики и ценности инновационной деятельности пронизывают собой насквозь текст ФГОС ДО нового поколения.
Современный ФГОС ДО ориентирует инновационную педагогическую деятельность в дошкольных образовательных организациях на улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.
Анализ показывает, что в настоящее время актуальность поиска путей эффективного управления инновационной деятельностью коллективов дошкольных образовательных организаций является очевидной, исходя из изменившихся требований федерального закона «Об образовании в РФ» и принятого ФГОС ДО нового поколения.
В то же время существующая практика работы дошкольных образовательных организаций России является противоречивой. С одной стороны, все активнее складывается понимание значимости и необходимости педагогических инноваций в ДОУ. С другой стороны, многие дошкольные образовательные организации еще не готовы к эффективной управленческой работе в данной сфере, не овладели необходимыми механизмами управления инновациями, работают по старым схемам и моделям, что не позволяет в полной мере раскрыть инновационный потенциал как педагогов ДОУ, так и в целом коллективов детских садов.
Объектом исследования в диссертационной работе является инновационная деятельность в дошкольных образовательных организациях России в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения.
Предмет исследования - особенности управления инновационной деятельностью коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения.
Целью исследования стала разработка механизмов повышения эффективности управления инновационной педагогической деятельности коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения .
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические основы управления инновационными процессами ДОУ в условиях введения ФГОС нового поколения;
2) оценить условия, опыт реализации и эффективность педагогической модели управления инновационной деятельностью в филиале МБДОУ Детский сад «Детство» - д/с №536;
3) разработать мероприятия по повышению эффективности управления инновационной деятельностью коллектива ДОУ и осуществить их практическую проверку.
Гипотеза исследования состоит в том, что управление инновационной деятельностью коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения будет эффективной, если:
- в дошкольной образовательной организации будут разработаны и приняты необходимые локальные правовые акты, регулирующие инновационную деятельность внутри ДОУ;
- в дошкольной образовательной организации разработана индивидуализированная модель управления инновационной деятельностью с учетом ее функционирования в рамках сетевых образовательных структур;
- система материального стимулирования в дошкольной образовательной организации будет среди прочего зависеть и от показателей инновационной активности и показателей эффективности инновационной педагогической деятельности коллектива ДОУ.
Теоретическую основу исследования составили разработки зарубежных и отечественных ученых в области инноватики, особенностей осуществления инновационной педагогической деятельности в системе дошкольного образования России, научно-практические разработки ученых- практиков, касающиеся внедрения отдельных механизмов, инструментов, технологий управления инновационной деятельностью в ДОУ.
Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования России нового поколения, а также локальные нормативные правовые акты МБДОУ Детский сад «Детство».
Методологической базой исследования стали такие методы научного исследования, как: метод анализа документов, описательный метод, нормативный метод, сравнительно-типологический метод, метод моделирования, статистический метод, графический метод, табличный метод.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании современных подходов к комплексному и многоуровневому управлению инновационной педагогической деятельности коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в обобщении теоретических взглядов современных исследователей на проблемы управления инновационной деятельностью дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения ФГОС ДО нового поколения.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что по результатам исследования опыта управления инновационной деятельностью МБДОУ Детский сад «Детство» выявлены проблемы, нуждающиеся в решении, и предложены инструменты улучшения модели управления инновационной деятельностью ДОУ в условиях ФГОС ДО нового поколения.
Положения, выносимые на защиту:
- определена сущность инновационной деятельности в системе дошкольного образования; выявлено, что она представляет собой особый вид педагогической деятельности, творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования, как социально - педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога; инновационная деятельность в ДОУ - это целостный процесс, который развивается по этапам и позволяет ДОУ перейти на более качественную ступень своего развития в процессе создания, разработки, освоения, использования и распространения педагогических инноваций;
- обосновано, что управление инновационной деятельностью в ДОУ носит уровневый характер (при этом выделяется четыре основных уровней управления инновациями);
- предложена разработка локального нормативно-правового акта для управления инновационной деятельностью в сетевом объединении детских садов «Детство» - Положения об инновационной деятельности МБДОУ - детский сад «Детство»;
- разработана и обоснована модифицированная модель поэтапного управления инновационной деятельностью с учетом особенностей сетевого взаимодействия входящих в сеть МБДОУ - детский сад «Детство» детских садов-филиалов;
- представлены и обоснованы рекомендации по включению в существующую модель стимулирования труда коллективов ДОУ критериев, связанных с инновационной активностью ДОУ и разработкой инновационных проектов.
Исследовательской базой работы стало Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Детство» (МБДОУ «Детство») - детский сад № 536.
Магистерская работа содержит введение, две главы основной части, заключение и список литературы из 45 источников. Текст работы проиллюстрирован 8 рисунками и 7 таблицами.
Итак, в магистерской работе было проведено исследование теоретических основ и практического опыта управления инновационной деятельностью коллектива дошкольной образовательной организации в условиях реализации федеральных образовательных стандартов дошкольного образования нового поколения. По итогам исследования можно сделать ряд выводов.
Инновации сегодня - неотъемлемый элемент системы дошкольного образования России. Потребность в педагогической инноватике в системе дошкольного образования обусловлена модернизацией всей социально - экономической жизни страны и общества, а также новыми требованиями современного образовательного законодательства, в частности, требованиями ФГОС ДО нового поколения.
Инновации в дошкольном образовании делятся на две большие группы - научно-технические и социальные. Главная роль в ДОУ отводится социальным инновациям, специфика которых состоит в том, что они предполагают не просто осуществление значимых изменений в тех или иных звеньях, но и закрепление новых социокультурных норм и образцов в сознании и поведении человека (учащегося, педагога, управленца).
Разработка, внедрение и использование инноваций сегодня в ДОУ России являются не единичными действиями. Они носят системный и регулярный характер. Поэтому специалисты говорят об инновационной деятельности ДОУ.
Инновационная деятельность в системе дошкольного образования представляет собой особый вид педагогической деятельности, творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования, как социально - педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Инновационная деятельность в ДОУ сегодня осуществляется по различным направлениям. Это могут быть технико -технологические, организационно-управленческие или содержательные инновации. Как правило, сегодня ДОУ идут сразу по нескольким путям, что позволяет сделать инновационную деятельность комплексной и разнонаправленной.
Управление инновационной деятельностью в ДОУ носит уровневый характер (выделяется 4 основных уровней управления инновациями).
Инновационная деятельность дошкольной образовательной организации представляет собой не единичный акт, а целостный процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет ДОУ перейти на более качественную ступень своего развития в процессе создания, разработки, освоения, использования и распространения педагогических инноваций (новых технологий, методов, методик ведения педагогической деятельности, освоения программ и т.д.).
Опытно-поисковой площадкой для проведения исследования в магистерской работе стал МБДОУ Детский сад «Детство» - д/с №536.
Анализ работы ДОУ показал, что в нем созданы хорошие условия для развития инновационной деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения. Функционирование учреждения в рамках сетевого объединения МБДОУ «Детство», грамотно организованная структура управления учреждениями сети, хороший кадровый состав, успешный опыт разработки и внедрения педагогических инноваций позитивно влияют на инновационный потенциал учреждения. Однако есть слабые стороны, прежде всего, связанные со старением материально-технической базы учреждения, недостаточной оснащенностью ДОУ современными технологиями, в т.ч. ИКТ, недостаточной долей специалистов с высшим педагогическим образованием в учреждении и иные факторы, которые создают риски снижения инновационного потенциала д/с № 536.
Анализ выявил, что актуальной задачей учреждения является формирование современных организационно-педагогических условий повышения инновационной активности педагогического коллектива ДОУ и выработки актуальной модели управления инновационной деятельностью учреждений на уровне всей сети МБДОУ «Детство».
Проведенная оценка инновационной педагогической деятельности МБДОУ Детский сад «Детство» - д/с №536 показала ее активность. Выявлено, что основной формой реализации инновационной деятельности являются педагогические проекты. Каждый проект претворяется в жизнь ДОУ, как правило, с задействованием в нем всех субъектов образовательного процесса - детей, педагогов и родителей. Апробация инновационных педагогических проектов осуществляется в течение одного или нескольких календарных периодов, после чего проводится оценка их эффективности и результатов. Все результаты инновационной деятельности доводятся до внутренней общественности детского сада, до педагогического сообщества внутри объединения МБДОУ «Детства», а далее - презентуются в рамках районных, городских, областных и иных мероприятий. Успешные инновационные проекты подразумевают обмен педагогическим опытом, проведение мастер-классов для специалистов других ДОУ, выдвигаются на конкурсы и пр.
Управленческий анализ выявил, что в МБДОУ «Детство» сложилась уровневая система управления инновационной педагогической деятельностью. Она осложнена сетевым форматом работы МБДОУ. В анализе выявлена эффективность управления инновационной деятельностью педагогов в МБДОУ Детский сад «Детство» в условиях сетевого взаимодействия и реализации ФГОС ДО нового поколения. Однако при этом были определены недостатки существующей управленческой модели, требующие решения.
В магистерской диссертации по итогам анализа предложены следующие мероприятия по повышению эффективности управления инновационной деятельностью коллектива ДОУ с учетом выявленных проблем:
- разработать внутреннюю нормативно-правовую базу для осуществления инновационной педагогической деятельности в МБДОУ, для этого принять локальный акт - Положение об инновационной деятельности МБДОУ Детский сад «Детство»;
- закрепить в документации МБДОУ модифицированную модель поэтапного управления инновационной деятельностью с учетом особенностей сетевого взаимодействия входящих в сеть МБДОУ «Детство» детских садов-филиалов;
- включение в существующую модель стимулирования труда коллективов ДОУ критериев, связанных с инновационной активностью ДОУ и разработкой инновационных проектов.
Как ожидается, реализация системы предложенных мероприятий позволят комплексно усовершенствовать организационно -педагогические условия ведения инновационной педагогической деятельности в сетевом объединении МБДОУ «Детство», повысить инновационную активность коллективов детских садов, входящих в сеть.
Инновации сегодня - неотъемлемый элемент системы дошкольного образования России. Потребность в педагогической инноватике в системе дошкольного образования обусловлена модернизацией всей социально - экономической жизни страны и общества, а также новыми требованиями современного образовательного законодательства, в частности, требованиями ФГОС ДО нового поколения.
Инновации в дошкольном образовании делятся на две большие группы - научно-технические и социальные. Главная роль в ДОУ отводится социальным инновациям, специфика которых состоит в том, что они предполагают не просто осуществление значимых изменений в тех или иных звеньях, но и закрепление новых социокультурных норм и образцов в сознании и поведении человека (учащегося, педагога, управленца).
Разработка, внедрение и использование инноваций сегодня в ДОУ России являются не единичными действиями. Они носят системный и регулярный характер. Поэтому специалисты говорят об инновационной деятельности ДОУ.
Инновационная деятельность в системе дошкольного образования представляет собой особый вид педагогической деятельности, творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования, как социально - педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Инновационная деятельность в ДОУ сегодня осуществляется по различным направлениям. Это могут быть технико -технологические, организационно-управленческие или содержательные инновации. Как правило, сегодня ДОУ идут сразу по нескольким путям, что позволяет сделать инновационную деятельность комплексной и разнонаправленной.
Управление инновационной деятельностью в ДОУ носит уровневый характер (выделяется 4 основных уровней управления инновациями).
Инновационная деятельность дошкольной образовательной организации представляет собой не единичный акт, а целостный процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет ДОУ перейти на более качественную ступень своего развития в процессе создания, разработки, освоения, использования и распространения педагогических инноваций (новых технологий, методов, методик ведения педагогической деятельности, освоения программ и т.д.).
Опытно-поисковой площадкой для проведения исследования в магистерской работе стал МБДОУ Детский сад «Детство» - д/с №536.
Анализ работы ДОУ показал, что в нем созданы хорошие условия для развития инновационной деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения. Функционирование учреждения в рамках сетевого объединения МБДОУ «Детство», грамотно организованная структура управления учреждениями сети, хороший кадровый состав, успешный опыт разработки и внедрения педагогических инноваций позитивно влияют на инновационный потенциал учреждения. Однако есть слабые стороны, прежде всего, связанные со старением материально-технической базы учреждения, недостаточной оснащенностью ДОУ современными технологиями, в т.ч. ИКТ, недостаточной долей специалистов с высшим педагогическим образованием в учреждении и иные факторы, которые создают риски снижения инновационного потенциала д/с № 536.
Анализ выявил, что актуальной задачей учреждения является формирование современных организационно-педагогических условий повышения инновационной активности педагогического коллектива ДОУ и выработки актуальной модели управления инновационной деятельностью учреждений на уровне всей сети МБДОУ «Детство».
Проведенная оценка инновационной педагогической деятельности МБДОУ Детский сад «Детство» - д/с №536 показала ее активность. Выявлено, что основной формой реализации инновационной деятельности являются педагогические проекты. Каждый проект претворяется в жизнь ДОУ, как правило, с задействованием в нем всех субъектов образовательного процесса - детей, педагогов и родителей. Апробация инновационных педагогических проектов осуществляется в течение одного или нескольких календарных периодов, после чего проводится оценка их эффективности и результатов. Все результаты инновационной деятельности доводятся до внутренней общественности детского сада, до педагогического сообщества внутри объединения МБДОУ «Детства», а далее - презентуются в рамках районных, городских, областных и иных мероприятий. Успешные инновационные проекты подразумевают обмен педагогическим опытом, проведение мастер-классов для специалистов других ДОУ, выдвигаются на конкурсы и пр.
Управленческий анализ выявил, что в МБДОУ «Детство» сложилась уровневая система управления инновационной педагогической деятельностью. Она осложнена сетевым форматом работы МБДОУ. В анализе выявлена эффективность управления инновационной деятельностью педагогов в МБДОУ Детский сад «Детство» в условиях сетевого взаимодействия и реализации ФГОС ДО нового поколения. Однако при этом были определены недостатки существующей управленческой модели, требующие решения.
В магистерской диссертации по итогам анализа предложены следующие мероприятия по повышению эффективности управления инновационной деятельностью коллектива ДОУ с учетом выявленных проблем:
- разработать внутреннюю нормативно-правовую базу для осуществления инновационной педагогической деятельности в МБДОУ, для этого принять локальный акт - Положение об инновационной деятельности МБДОУ Детский сад «Детство»;
- закрепить в документации МБДОУ модифицированную модель поэтапного управления инновационной деятельностью с учетом особенностей сетевого взаимодействия входящих в сеть МБДОУ «Детство» детских садов-филиалов;
- включение в существующую модель стимулирования труда коллективов ДОУ критериев, связанных с инновационной активностью ДОУ и разработкой инновационных проектов.
Как ожидается, реализация системы предложенных мероприятий позволят комплексно усовершенствовать организационно -педагогические условия ведения инновационной педагогической деятельности в сетевом объединении МБДОУ «Детство», повысить инновационную активность коллективов детских садов, входящих в сеть.
Подобные работы
- Управление инновационной деятельностью по организации процесса ознакомления детей с природой в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Управление профессиональным развитием педагога в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация инноваций (на материалах МБДОУ №245)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 36 Г.УССУРИЙСКА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО
РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - Организация взаимодействия педагогов школы при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - «Музейная ночь» как форма внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016



