ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 9
1.1. Сущность и роль инноваций в развитии системы общего образования .... 9
1.2. Инновационная деятельность в системе общего образования как объект
управления 17
1.3. Определяющие факторы и приоритетные направления развития ДОУ в
условиях модернизации образования 25
1.4. Теоретическая модель управления инновационной деятельностью
коллектива ДОУ в условиях введения ФГОС нового поколения 30
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОЛЛЕКТИВА ФИЛИАЛАМ ДОУ ДЕТСКИЙ САД «ДЕТСТВО» Д/С № 536 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 48
2.1. Оценка действующих условий реализации педагогической модели
управления инновационной деятельностью в филиале МБДОУ Детский сад «Детство» д/с № 536 48
2.2. Анализ опыта и эффективности инновационной педагогической
деятельности в д/с № 536, методики отбора инновационных проектов и системы управления инновациями в МБДОУ «Детство» 62
2.3. Направления повышения эффективности управления инновационной
деятельностью коллектива ДОУ и совершенствования организационно-педагогических условий инновационной активности коллектива ДОУ 81
Выводы по главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 98
Актуальность исследования проблем управления инновационной деятельностью коллективов дошкольных образовательных организаций в настоящее время определяется несколькими факторами.
Прежде всего, в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 одними из важнейших составляющих деятельности образовательных организаций в России были названы экспериментальная и инновационная деятельность.
Как закреплено в п.1 ст.20 закона, целью осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования является обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования.
Инновационная педагогическая деятельность в ДОУ должна сегодня рассматриваться не только как актуальный тренд системы образования в стране, но и как важнейший инструмент обновления этой системы, ее модернизации, приведения в соответствие с актуальными тенденциями развития сферы образования в мире.
Детализируя особенности инновационной деятельности в сфере образования, закон № 273 определяет, что подобная деятельность может вестись в форме реализации инновационных проектов и программ. При этом в осуществлении инновационной педагогической деятельности в сфере образования могут принимать участие любые организациями, осуществляющие образовательную деятельность и их объединения (п.3 ст. 20 закона).
В соответствии с п.4 ст. 20 закона предусматривается возможность получения образовательными организациями России (в том числе дошкольными) особого статуса - федеральных и региональных инновационных площадок. Целью присвоения такого статуса ДОУ может выступать необходимость поддержки реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования той или иной территории.
Во-вторых, в России недавно были приняты Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в т.ч. ФГОС дошкольного образования. Само по себе внедрение положений нового ФГОС ДО представляет собой инновационный процесс. Кроме того, ФГОС ДО нового поколения предполагает разнонаправленную модернизацию дошкольного образования, включая в том числе внедрение инноваций в содержание образования, т.е. в образовательные программы; реализацию инноваций во внутренней организации деятельности образовательного учреждения (в управляющей системе, в организации образовательного процесса); осуществление инноваций в сфере взаимодействиях педагогов и детей, педагогов и родителей и т.д. Помимо этого, ФГОС ДО нового поколения ориентирован на постоянное осуществление педагогических инноваций в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах образовательного процесса в ДОУ. Таким образом, идеи инноватики и ценности инновационной деятельности пронизывают собой насквозь текст ФГОС ДО нового поколения.
Современный ФГОС ДО ориентирует инновационную педагогическую деятельность в дошкольных образовательных организациях на улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.
Анализ показывает, что в настоящее время актуальность поиска путей эффективного управления инновационной деятельностью коллективов дошкольных образовательных организаций является очевидной, исходя из изменившихся требований федерального закона «Об образовании в РФ» и принятого ФГОС ДО нового поколения.
В то же время существующая практика работы дошкольных образовательных организаций России является противоречивой. С одной стороны, все активнее складывается понимание значимости и необходимости педагогических инноваций в ДОУ. С другой стороны, многие дошкольные образовательные организации еще не готовы к эффективной управленческой работе в данной сфере, не овладели необходимыми механизмами управления инновациями, работают по старым схемам и моделям, что не позволяет в полной мере раскрыть инновационный потенциал как педагогов ДОУ, так и в целом коллективов детских садов.
Объектом исследования в диссертационной работе является инновационная деятельность в дошкольных образовательных организациях России в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения.
Предмет исследования - особенности управления инновационной деятельностью коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения.
Целью исследования стала разработка механизмов повышения эффективности управления инновационной педагогической деятельности коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения .
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические основы управления инновационными процессами ДОУ в условиях введения ФГОС нового поколения;
2) оценить условия, опыт реализации и эффективность педагогической модели управления инновационной деятельностью в филиале МБДОУ Детский сад «Детство» - д/с №536;
3) разработать мероприятия по повышению эффективности управления инновационной деятельностью коллектива ДОУ и осуществить их практическую проверку.
Гипотеза исследования состоит в том, что управление инновационной деятельностью коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения будет эффективной, если:
- в дошкольной образовательной организации будут разработаны и приняты необходимые локальные правовые акты, регулирующие инновационную деятельность внутри ДОУ;
- в дошкольной образовательной организации разработана индивидуализированная модель управления инновационной деятельностью с учетом ее функционирования в рамках сетевых образовательных структур;
- система материального стимулирования в дошкольной образовательной организации будет среди прочего зависеть и от показателей инновационной активности и показателей эффективности инновационной педагогической деятельности коллектива ДОУ.
Теоретическую основу исследования составили разработки зарубежных и отечественных ученых в области инноватики, особенностей осуществления инновационной педагогической деятельности в системе дошкольного образования России, научно-практические разработки ученых- практиков, касающиеся внедрения отдельных механизмов, инструментов, технологий управления инновационной деятельностью в ДОУ.
Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования России нового поколения, а также локальные нормативные правовые акты МБДОУ Детский сад «Детство».
Методологической базой исследования стали такие методы научного исследования, как: метод анализа документов, описательный метод, нормативный метод, сравнительно-типологический метод, метод моделирования, статистический метод, графический метод, табличный метод.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании современных подходов к комплексному и многоуровневому управлению инновационной педагогической деятельности коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в обобщении теоретических взглядов современных исследователей на проблемы управления инновационной деятельностью дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения ФГОС ДО нового поколения.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что по результатам исследования опыта управления инновационной деятельностью МБДОУ Детский сад «Детство» выявлены проблемы, нуждающиеся в решении, и предложены инструменты улучшения модели управления инновационной деятельностью ДОУ в условиях ФГОС ДО нового поколения.
Положения, выносимые на защиту:
- определена сущность инновационной деятельности в системе дошкольного образования; выявлено, что она представляет собой особый вид педагогической деятельности, творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования, как социально - педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога; инновационная деятельность в ДОУ - это целостный процесс, который развивается по этапам и позволяет ДОУ перейти на более качественную ступень своего развития в процессе создания, разработки, освоения, использования и распространения педагогических инноваций;
- обосновано, что управление инновационной деятельностью в ДОУ носит уровневый характер (при этом выделяется четыре основных уровней управления инновациями);
- предложена разработка локального нормативно-правового акта для управления инновационной деятельностью в сетевом объединении детских садов «Детство» - Положения об инновационной деятельности МБДОУ - детский сад «Детство»;
- разработана и обоснована модифицированная модель поэтапного управления инновационной деятельностью с учетом особенностей сетевого взаимодействия входящих в сеть МБДОУ - детский сад «Детство» детских садов-филиалов;
- представлены и обоснованы рекомендации по включению в существующую модель стимулирования труда коллективов ДОУ критериев, связанных с инновационной активностью ДОУ и разработкой инновационных проектов.
Исследовательской базой работы стало Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Детство» (МБДОУ «Детство») - детский сад № 536.
Магистерская работа содержит введение, две главы основной части, заключение и список литературы из 45 источников. Текст работы проиллюстрирован 8 рисунками и 7 таблицами.
Итак, в магистерской работе было проведено исследование теоретических основ и практического опыта управления инновационной деятельностью коллектива дошкольной образовательной организации в условиях реализации федеральных образовательных стандартов дошкольного образования нового поколения. По итогам исследования можно сделать ряд выводов.
Инновации сегодня - неотъемлемый элемент системы дошкольного образования России. Потребность в педагогической инноватике в системе дошкольного образования обусловлена модернизацией всей социально - экономической жизни страны и общества, а также новыми требованиями современного образовательного законодательства, в частности, требованиями ФГОС ДО нового поколения.
Инновации в дошкольном образовании делятся на две большие группы - научно-технические и социальные. Главная роль в ДОУ отводится социальным инновациям, специфика которых состоит в том, что они предполагают не просто осуществление значимых изменений в тех или иных звеньях, но и закрепление новых социокультурных норм и образцов в сознании и поведении человека (учащегося, педагога, управленца).
Разработка, внедрение и использование инноваций сегодня в ДОУ России являются не единичными действиями. Они носят системный и регулярный характер. Поэтому специалисты говорят об инновационной деятельности ДОУ.
Инновационная деятельность в системе дошкольного образования представляет собой особый вид педагогической деятельности, творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования, как социально - педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Инновационная деятельность в ДОУ сегодня осуществляется по различным направлениям. Это могут быть технико -технологические, организационно-управленческие или содержательные инновации. Как правило, сегодня ДОУ идут сразу по нескольким путям, что позволяет сделать инновационную деятельность комплексной и разнонаправленной.
Управление инновационной деятельностью в ДОУ носит уровневый характер (выделяется 4 основных уровней управления инновациями).
Инновационная деятельность дошкольной образовательной организации представляет собой не единичный акт, а целостный процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет ДОУ перейти на более качественную ступень своего развития в процессе создания, разработки, освоения, использования и распространения педагогических инноваций (новых технологий, методов, методик ведения педагогической деятельности, освоения программ и т.д.).
Опытно-поисковой площадкой для проведения исследования в магистерской работе стал МБДОУ Детский сад «Детство» - д/с №536.
Анализ работы ДОУ показал, что в нем созданы хорошие условия для развития инновационной деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения. Функционирование учреждения в рамках сетевого объединения МБДОУ «Детство», грамотно организованная структура управления учреждениями сети, хороший кадровый состав, успешный опыт разработки и внедрения педагогических инноваций позитивно влияют на инновационный потенциал учреждения. Однако есть слабые стороны, прежде всего, связанные со старением материально-технической базы учреждения, недостаточной оснащенностью ДОУ современными технологиями, в т.ч. ИКТ, недостаточной долей специалистов с высшим педагогическим образованием в учреждении и иные факторы, которые создают риски снижения инновационного потенциала д/с № 536.
Анализ выявил, что актуальной задачей учреждения является формирование современных организационно-педагогических условий повышения инновационной активности педагогического коллектива ДОУ и выработки актуальной модели управления инновационной деятельностью учреждений на уровне всей сети МБДОУ «Детство».
Проведенная оценка инновационной педагогической деятельности МБДОУ Детский сад «Детство» - д/с №536 показала ее активность. Выявлено, что основной формой реализации инновационной деятельности являются педагогические проекты. Каждый проект претворяется в жизнь ДОУ, как правило, с задействованием в нем всех субъектов образовательного процесса - детей, педагогов и родителей. Апробация инновационных педагогических проектов осуществляется в течение одного или нескольких календарных периодов, после чего проводится оценка их эффективности и результатов. Все результаты инновационной деятельности доводятся до внутренней общественности детского сада, до педагогического сообщества внутри объединения МБДОУ «Детства», а далее - презентуются в рамках районных, городских, областных и иных мероприятий. Успешные инновационные проекты подразумевают обмен педагогическим опытом, проведение мастер-классов для специалистов других ДОУ, выдвигаются на конкурсы и пр.
Управленческий анализ выявил, что в МБДОУ «Детство» сложилась уровневая система управления инновационной педагогической деятельностью. Она осложнена сетевым форматом работы МБДОУ. В анализе выявлена эффективность управления инновационной деятельностью педагогов в МБДОУ Детский сад «Детство» в условиях сетевого взаимодействия и реализации ФГОС ДО нового поколения. Однако при этом были определены недостатки существующей управленческой модели, требующие решения.
В магистерской диссертации по итогам анализа предложены следующие мероприятия по повышению эффективности управления инновационной деятельностью коллектива ДОУ с учетом выявленных проблем:
- разработать внутреннюю нормативно-правовую базу для осуществления инновационной педагогической деятельности в МБДОУ, для этого принять локальный акт - Положение об инновационной деятельности МБДОУ Детский сад «Детство»;
- закрепить в документации МБДОУ модифицированную модель поэтапного управления инновационной деятельностью с учетом особенностей сетевого взаимодействия входящих в сеть МБДОУ «Детство» детских садов-филиалов;
- включение в существующую модель стимулирования труда коллективов ДОУ критериев, связанных с инновационной активностью ДОУ и разработкой инновационных проектов.
Как ожидается, реализация системы предложенных мероприятий позволят комплексно усовершенствовать организационно -педагогические условия ведения инновационной педагогической деятельности в сетевом объединении МБДОУ «Детство», повысить инновационную активность коллективов детских садов, входящих в сеть.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Режим доступа: [Консультант плюс].
2. Положение о Комиссии по распределению стимулирующих
выплат работникам Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Детства» от 09.01.2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
https://538.tvoysadik.ru/files/ts538_new/f1660d4cebe3fba13eb308840433e090.pdf(дата обращения: 10.09.2018).
3. Положение о филиале муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения - детского сада «Детство» Детского сада № 536 [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
https://538.tvoysadik.ru/files/ts538_new/d9930ae23de3bfa0af0d4e4f50a038b8.pdf(дата обращения: 10.09.2018).
4. Лицензия на право ведения образовательной деятельности №13648 от 02.03.2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://538.tvoysadik.ru/images/ts538_new/NR542a93bdfc3fd8caa2e5f74a1b4261 72jpeg (дата обращения: 10.09.2018).
5. Устав муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения - детского сада «Детство» (новая редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
https://538.tvoysadik.ru/files/ts538_new/f8081eb686def0742dfde3c6d8fb6b97.pdf(дата обращения: 10.09.2018).
6. Артамонова Е.И. Инновационные идеи в развитии дошкольного отечественного образования // Инновации в управлении дошкольным образовательным учреждением (из опыта работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №111» г. Сыктывкара) // Вестник Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар». 2013. №2.С. 4-9.
7. Ахунзянова З.Т. Инновации в дошкольном образовании посредством электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://edu.tatar.ru/upload/images/files(дата обращения: 10.09.2018).
8. Баранчеев В.П. Управление инновациями. М.: Академия, 2014. 34 с.
9. Бареев Т.Ф. Сущность и границы использования понятия «инновация» // Экономические науки. 2012. №8. С. 17-19.
10. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. М. : Сфера, 2005. С. 24-29.
11. Белкина В.Н. Традиции и инновации в дошкольном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2016. №6. С.25-28.
12. Березина Г.А. Инновационная деятельность ДОУ в условиях
ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://romashka-
mdou3.ru/doc/innovacionnye-podhody.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
13. Бондаренко Г.П. Организация инновационной деятельности в
ДОУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http:// oskoliro.ru/static/metod/ mmo/21dou/05st_vosp/vpomuch/vystuplenie.pdf (дата обращения: 10.09.2018).
14. Венский В.Л. Инновации: сущность, содержание и
классификация // Вестник БГУ. 2008. Серия 3. №2.
15. Витвинова Е.А. Инновации в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://росмедаль.рф/publication-files/516.pdf (дата обращения: 10.09.2018).
16. Ган Н.Ю. Инновации, как путь повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением [Электронный
ресурс]. - Режим доступа : http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/
2017/3_35/18.pdf (дата обращения: 10.09.2018).
17. Гилемханова Г.Ю., Гимадеева Н.П., Гужвий Л.М. Инновации в дошкольной образовательной организации // Инновации в дошкольной образовательной организации: материалы Международной заочной учебно-методической конференции. 23 июля 2015 г. / Гл. ред. М.П. Нечаев. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2015. 154с.
18. Гоголева Л.А. Модернизация российского образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://solncesvet.ru/modernizatsiya- rossiyskogo-obrazovani(дата обращения: 10.08.2018).
19. Гончарова Е.В., Телегина И.С. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гос. ун-та, 2013. 126 с.
20. Григорьева С.Г. К проблеме инновационной деятельности педагога в современных условиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/12/20/1270386070/9-12.pdf.
21. Данилин П., Крышталь Н. Инновационный путь России. М.: Европа, 2008. 213с.
22. Докторович А.Б. Социальные инновации и развитие трудового потенциала стран СНГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://iee. org.ua/ files/alushta/40-doktorovich-soc_innov_i_razv.pdf.
23. Дошкольное образование в современном мире: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Санкт- Петербург, 10 июня 2014 г.) / Под ред. В. И. Ребровой. СПб., 2014. 172 с.
24. Дошкольное образование: инновации, перспективы развития / Под науч. ред. Л.В. Трубайчук. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 269 с.
25. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента. М.: АСТ, 2014. 47 с.
26. Зейналов Г.Г.О., Костина Р.Г. Современное образование и инновационное развитие России // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1. С. 46-49.
27. Ильясов Д. Ф. Управленческое содействие педагогам в осуществлении инновационной деятельности / Д. Ф. Ильясов, Г. В. Яковлева. Челябинск : Образование, 2004. С. 42-49.
28. Инновации в дошкольной образовательной организации: Материалы Международной заочной учебно-методической конференции. 23 июля 2015 г. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2015. 224 с.
29. Инновации в дошкольном образовании - веление времени! [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ds156.detsad.tver.ru/wp- content/uploads(дата обращения: 10.09.2018).
30. Инновации в образовании: опыт реализации. Инновации в
управлении. Инновации в воспитательной и внеурочной деятельности. Использование инновационных технологий в ОО: материалы VII
межрегиональной заочной научно-практической конференции г. Кемерово, февраль 2016 года. Кемерово: МБОУ ДПО «Научно -методический центр», 2016. 363 с.
31. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных
учреждениях: Материалы VI Международной научно-практической
конференции / Под общ. ред. Г.П. Новиковой. Ярославль; М.: Издательство «Канцлер», 2013. 243с.
32. Инновационные процессы в дошкольном образовании:
совершенствование практики сетевого взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mdou39lk.lbihost.ru/wp-
content/uploads/sites/656/2017/11/инновационные -процессы -в-дошкольном- образовании^Ь (дата обращения: 10.09.2018).
33. Инновационные технологии в ДОУ [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://7sad.ru/wp-content/uploads/2017/03/Innovatsionnye-
tehnologii-v-DOU.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
34. Князев А.А. Феномен инновации: сущность и формы проявления // Вестник СамГУ. 2011. №10 (91).
35. Коммерческая оценка инвестиций / Под общ. ред. д. э. н. В.Е. Есипова. М.: Кнорус, 2012. 698 с.
36. Коржова Т.С. Опыт работы «Инновационные подходы в развитии
познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://zaozerskdou4.com.ru/wp-content/uploads/2016/03/(дата обращения: 10.09.2018).
37. Котлярова И. О. Инновации в образовательных учреждениях. Челябинск : Образование, 1998. С. 32-45.
38. Котлярова И. О. Систематизация управления инновациями в образовательном учреждении / Под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1998. 145с.
39. Кузовенко Е.С. Инновационная деятельность в ДОУ
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://edu.mari.ru/mouo-
yoshkarola/dou11/DocLib23 (дата обращения: 10.09.2018).
40. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4.
41. Лазарев В.С. О готовности педагога ДОУ к инновационной деятельности // Инновации в управлении дошкольным образовательным учреждением (из опыта работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №111» г. Сыктывкара) // Вестник Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар». 2013. №2. С. 9-13.
42. Лебедева Н.М., Ясин Е.Г. Культура и инновации: к постановке проблемы // Форсайт. 2009. №2(10).
43. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. СПб., 2005. С. 32-39.
44. Линник Н.М. Инновационная деятельность ДОУ в контексте Федеральных государственных требований // Дошкольная педагогика. 2011. №10. С. 14-16.
45. МБДОУ «Детство». Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dsdetstvo.ucoz.ru/index/rukovodstvo_pedagogicheskij_nauchno_pedagogicheskij_sostav/0-41 (дата обращения: 10.09.2018).
46. Митрачкова М.В. Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oer.ds83fr-spb.caduk.ru/DswMedia/mitrachkovamvinnovacionnayadeyatel- nost-vdou.pdf(дата обращения: 20.08.2018).
47. Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред. Э.Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 265с.
48. Молчанов С. Г. Организация инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении / С. Г. Молчанов, Г. В. Яковлева. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2005. С. 146-159.
49. Молчанов С. Г. Условия организации самообразования педагогов инновационного дошкольных образовательных учреждений / С. Г. Молчанов, Г. В. Яковлева. Челябинск : ИУМЦ «Образование», 2005. 324с.
50. Назарова В.М. Управление инновационными процессами в ДОУ // Управление ДОУ. 2005. № 6. С. 55-59.
51. Найденова З.Г. Развитие инновационных процессов в региональной системе образования // Человек и образование. 2009. С.24-29.
52. Найн А. Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. обл.; Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995. 131с.
53. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М. : Академия, 2010. С. 122-129.
54. Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Детство» детского сада № 536 за 2017 год [Электронный ресурс]. - Режим
доступа : https://538.tvoysadik.ru/sveden/document (дата обращения:
10.09.2018).
55. Портер М. Конкуренция. М.: Право, 2016. 158 с.
56. Проект «Мотивирование и стимулирование профессионального роста педагогов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://infourok.ru/proekt-modelirovanie-i-stimulirovanie-professionalnogo-rosta- pedagogov-1576135.html(дата обращения: 10.09.2018).
57. Сечина Л.П. Инновационная деятельность ДОО как ресурс
повышения качества дошкольного образования в рамках ФГОС ДО [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://wiki.stavcdo.ru/images/8/85/Sechina4konf.pdf (дата обращения:
10.09.2018).
58. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. 245с.
59. Соловьева Т. В. Проектный подход к созданию механизма
внебюджетного финансирования дошкольного учреждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-
dou/2012/07/24/proektnyy-podkhod-k-sozdaniyu-mekhanizma-vnebyudzhetnogo (дата обращения: 10.09.2018).
60. Стакнева Н.Г. Эффективный менеджмент по созданию мотивации труда педагогов ДОУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://наше-подмосковье.рф.html/archive/2017/projects/7370 (дата обращения: 10.09.2018).
61. Стахова И.В. Инновационные формы работы с детьми младшей группы // Инновации в дошкольной образовательной организации: материалы Международной заочной учебно-методической конференции. 23 июля 2015 г. / Гл. ред. М.П. Нечаев. Чебоксары: Экспертно -методический центр, 2015. С. 13-21.
62. Тагирова Ш.В. Инновационное развитие образования в России // Власть. 2009. № 4. С. 106-108.
63. Традиции и инновации в педагогическом образовании : сборник научных трудов III Международного круглого стола (Екатеринбург, 8 апреля 2017 г.) / Науч. ред. Ю. Н. Галагузова. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т,2017. 272 с.
64. Традиции, задачи и перспективы развития дошкольного образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 2-4 июня 2011 г. / Под ред. М.Н. Дементьевой, О.С. Ушаковой, Е.В. Савушкиной. Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. Есенина, 2011. 336 с.
65. Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. М., 2003. С. 39-41.
66. Управление инновациями в современном дошкольном образовательном учреждении / Г. В. Яковлева, Г. А. Сапожникова, О. Н. Мирошниченко, Л. И. Филиппова, И. А. Мальцева. Челябинск: Цицеро, 2013. С. 4-9.
67. Филиал МБДОУ - Детского сада «Детство» Детский сад № 536. Сведения об образовательной организации. Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://538.tvoysadik.ru/sveden/employees(дата обращения: 10.09.2018).
68. Хомерики О.Г., Поташник, М.М., Лоренсов, А.В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 2007. 267с.
69. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Педагогика, 2008. С. 56-59.
70. Шамсуллина М. Н. Инновации в дошкольном образовании // Педагогические науки. 2015. № 3. 167с.
71. Яковлева Г. В. Управление инновациями в современном дошкольном образовательном учреждении / Г. В. Яковлева, Г. А. Сапожникова, О. Н. Мирошниченко, Л. И. Филиппова, И. А. Мальцева. Челябинск : Цицеро, 2013. С. 35-36.