Игровые технологии как способы воспитания и развития современного подростка
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Игровые технологии и их значение в развитии и воспитании современного подростка 8
1.1. Феномен игры: теоретико-культурологический анализ 8
1.2. Игра как современная образовательная технология 22
1.3. Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста 30
2 глава: Разработка комплекса игровых образовательных технологий в системе подросткового летнего отдыха 41
2.1. Методическое обеспечение организации летнего отдыха подростка 41
2.2. Анализ авторских образовательных программ по организации летнего отдыха 48
2.3. Опытно-поисковая работа по внедрению игровой технологии в системе летнего
отдыха 61
Заключение 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Приложение № 1 88
Приложение № 2 94
Глава 1. Игровые технологии и их значение в развитии и воспитании современного подростка 8
1.1. Феномен игры: теоретико-культурологический анализ 8
1.2. Игра как современная образовательная технология 22
1.3. Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста 30
2 глава: Разработка комплекса игровых образовательных технологий в системе подросткового летнего отдыха 41
2.1. Методическое обеспечение организации летнего отдыха подростка 41
2.2. Анализ авторских образовательных программ по организации летнего отдыха 48
2.3. Опытно-поисковая работа по внедрению игровой технологии в системе летнего
отдыха 61
Заключение 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Приложение № 1 88
Приложение № 2 94
Современный социум столкнулся с проблемой дефицита духовности и нравственности в образовательном пространстве. Значительная роль в воспитании подрастающего поколения на разных этапах образования принадлежит семье, школе и другим образовательным организациям. Сегодня остро стоит вопрос о недостатке духовных и моральных качеств у подрастающего поколения. Воспитание - это важная и неотъемлемая часть деятельности родителей, некоторые даже находят в этом смысл жизни. Для этого нужны крепкие нервы и непреодолимо желание, так как этот процесс довольно сложный. Воспитание детей и подростков осуществляется как дома, так и в школе. Родители и педагоги работают сообща, современное образовательная система призывает использовать как можно больше возможностей и ресурсов для эффективной воспитательной и образовательной деятельности.
Современное общество нуждается в здоровых, позитивных, энергичных и творческих людях, которые нравственны по отношению и к себе, и к другим людям.
Данная задача должна быть выполнена. Для этого необходимо обеспечить достойный досуг подрастающему поколению, а также выбрать интересную деятельность для достижения цели. Игровая деятельность является таковой.
Игру каждый определяет и понимает по-своему. Игрой называют занятие ребенка или взрослого человека в условиях, имитирующих реальные ситуации, в которых игрок полностью или частично отражает сферу деятельности, в которой занят, также способствует приобщению к культуре и познанию действительности. Значимость игры - в самом процессе. Не обязательно в ней победить, и не так плохо, если проиграешь - важна сама деятельность. Игра помогает разрядиться психологически, снять стресс. Игрой можно назвать феноменальное исключение человеческой цивилизации. Играя в игры человек, не важно ребенок или взрослый, пытается полностью вжиться в роль, которую он получил в игре, и выявляет непривычные для него самого новые способности. А.С. Макаренко придавал игре огромное значение, особенно когда это касалось ребенка, он сравнивал профессиональную деятельность взрослого с ребенком, который в игре. А.С. Макаренко идентифицировал взрослого и ребенка и предполагал, что поведение ребенка в игре будет таким в его будущей работе 1. Над этим вопросом размышляли многие исследователи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Некоторые считали игру огромным окном во внутренний мир ребенка, через которое поступает все новое и неизведанное. Именно игра способствует любознательности и сильному интересу к окружающему миру . От опыта и мастерства педагога, проводившего игру, зависит многое, а особенно воспитательная функция игры. Так же педагогу необходимо учитывать психологию ребенка, возраст, личные особенности. Внедрение игровых технологий в образовательный процесс будет положительно влиять и на учителя, и на ученика. Игра способствует демонстрации своей индивидуальности, своих умений. Игра показывает характер, положительные и отрицательные качества ребенка.
Актуальность нашей проблемы связана с потребностью психолого-педагогического воздействия на личность подростка с целью развить в нем познавательную активность, коммуникативные навыки и нравственные качества. Изучив актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему, над которой будем работать: «Игровые технологии как способы воспитания и развития современного подростка». В связи с определением проблемы и актуальности темы мы сформулировали достаточно конкретно цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования - теоретическое подтверждение эффективности применения игровых технологий в процессе воспитания и развития современного подростка.
Объект исследования - игровые технологии в процессе воспитания и развития.
Предмет исследования - применение игровых технологий как одна из наиболее эффективных технологий воспитания и развития.
Гипотеза исследования - образовательный процесс школьников будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями. В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
• познакомиться с понятием «игра», рассмотреть ее историю, найти классификацию игр;
• рассмотреть понятие «педагогическая технология», сравнить понятия «педагогическая технология» и игровая технология;
• изучить психологические особенности и возрастные потребности подростков для более эффективного применения игровых технологий;
• рассмотреть методическое обеспечение детских оздоровительных лагерей;
• проанализировать авторские образовательные программы;
• разработать игровую технологию в системе детского оздоровительного лагеря.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Методы теоретического исследования: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, философской, исторической, культурологической и методической литературы; социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий).
Методы эмпирического исследования: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся); метод самооценки, и даже педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Систематизированы теория и методология игровых технологий в методике обучения истории (философия, психология, педагогика и методика игры).
2. Предложена теоретическая педагогическая технология, определяющая сущность и виды игровых технологий, способствующих личностному развитию подростков.
В параграфе 1.1. мы рассматриваем понятие «игра», происхождение слова, происхождение самой игры, затем в 1.2. мы раскрываем «понятие игровая технология», описываем ее сущность. В параграфе 1.3. мы обращаемся к возрастным особенностям подростков. Во второй главе мы предоставляем нормативно-правовую базу летнего лагеря, затем в 2.2. анализируем авторские программы, а в 2.3. предоставляем свою игровую технологию.
Она заключается в создании фильма на тему «Благородный ты». Подростки приходят на дополнительные 2 занятия, которые длятся около 4-х часов, делятся на группы, распределяют роли, много дискутируют, затем снимают фильм. После монтажа фильмы смотрят в специально- оборудованной аудитории. Выявляются недочеты, обсуждается поведение всех игроков. В конце занятия проводится рефлексия.
Результаты нашего исследования опубликованы: статья Вологиной М.Д. «Игровые технологии и их значение в развитии и воспитании современного подростка» (в печати) // Международный научно-практический электронный журнал «Форум молодых ученых» (принята к публикации 21.10.2018)., статья Вологиной М.Д. «Игровые образовательные технологии в системе подросткового летнего отдыха» Сборн. ХП Междунар.науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы в науке и практике», 12 ноября 2018 г. (принята к публикации).
Современное общество нуждается в здоровых, позитивных, энергичных и творческих людях, которые нравственны по отношению и к себе, и к другим людям.
Данная задача должна быть выполнена. Для этого необходимо обеспечить достойный досуг подрастающему поколению, а также выбрать интересную деятельность для достижения цели. Игровая деятельность является таковой.
Игру каждый определяет и понимает по-своему. Игрой называют занятие ребенка или взрослого человека в условиях, имитирующих реальные ситуации, в которых игрок полностью или частично отражает сферу деятельности, в которой занят, также способствует приобщению к культуре и познанию действительности. Значимость игры - в самом процессе. Не обязательно в ней победить, и не так плохо, если проиграешь - важна сама деятельность. Игра помогает разрядиться психологически, снять стресс. Игрой можно назвать феноменальное исключение человеческой цивилизации. Играя в игры человек, не важно ребенок или взрослый, пытается полностью вжиться в роль, которую он получил в игре, и выявляет непривычные для него самого новые способности. А.С. Макаренко придавал игре огромное значение, особенно когда это касалось ребенка, он сравнивал профессиональную деятельность взрослого с ребенком, который в игре. А.С. Макаренко идентифицировал взрослого и ребенка и предполагал, что поведение ребенка в игре будет таким в его будущей работе 1. Над этим вопросом размышляли многие исследователи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Некоторые считали игру огромным окном во внутренний мир ребенка, через которое поступает все новое и неизведанное. Именно игра способствует любознательности и сильному интересу к окружающему миру . От опыта и мастерства педагога, проводившего игру, зависит многое, а особенно воспитательная функция игры. Так же педагогу необходимо учитывать психологию ребенка, возраст, личные особенности. Внедрение игровых технологий в образовательный процесс будет положительно влиять и на учителя, и на ученика. Игра способствует демонстрации своей индивидуальности, своих умений. Игра показывает характер, положительные и отрицательные качества ребенка.
Актуальность нашей проблемы связана с потребностью психолого-педагогического воздействия на личность подростка с целью развить в нем познавательную активность, коммуникативные навыки и нравственные качества. Изучив актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему, над которой будем работать: «Игровые технологии как способы воспитания и развития современного подростка». В связи с определением проблемы и актуальности темы мы сформулировали достаточно конкретно цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования - теоретическое подтверждение эффективности применения игровых технологий в процессе воспитания и развития современного подростка.
Объект исследования - игровые технологии в процессе воспитания и развития.
Предмет исследования - применение игровых технологий как одна из наиболее эффективных технологий воспитания и развития.
Гипотеза исследования - образовательный процесс школьников будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями. В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
• познакомиться с понятием «игра», рассмотреть ее историю, найти классификацию игр;
• рассмотреть понятие «педагогическая технология», сравнить понятия «педагогическая технология» и игровая технология;
• изучить психологические особенности и возрастные потребности подростков для более эффективного применения игровых технологий;
• рассмотреть методическое обеспечение детских оздоровительных лагерей;
• проанализировать авторские образовательные программы;
• разработать игровую технологию в системе детского оздоровительного лагеря.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Методы теоретического исследования: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, философской, исторической, культурологической и методической литературы; социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий).
Методы эмпирического исследования: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся); метод самооценки, и даже педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Систематизированы теория и методология игровых технологий в методике обучения истории (философия, психология, педагогика и методика игры).
2. Предложена теоретическая педагогическая технология, определяющая сущность и виды игровых технологий, способствующих личностному развитию подростков.
В параграфе 1.1. мы рассматриваем понятие «игра», происхождение слова, происхождение самой игры, затем в 1.2. мы раскрываем «понятие игровая технология», описываем ее сущность. В параграфе 1.3. мы обращаемся к возрастным особенностям подростков. Во второй главе мы предоставляем нормативно-правовую базу летнего лагеря, затем в 2.2. анализируем авторские программы, а в 2.3. предоставляем свою игровую технологию.
Она заключается в создании фильма на тему «Благородный ты». Подростки приходят на дополнительные 2 занятия, которые длятся около 4-х часов, делятся на группы, распределяют роли, много дискутируют, затем снимают фильм. После монтажа фильмы смотрят в специально- оборудованной аудитории. Выявляются недочеты, обсуждается поведение всех игроков. В конце занятия проводится рефлексия.
Результаты нашего исследования опубликованы: статья Вологиной М.Д. «Игровые технологии и их значение в развитии и воспитании современного подростка» (в печати) // Международный научно-практический электронный журнал «Форум молодых ученых» (принята к публикации 21.10.2018)., статья Вологиной М.Д. «Игровые образовательные технологии в системе подросткового летнего отдыха» Сборн. ХП Междунар.науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы в науке и практике», 12 ноября 2018 г. (принята к публикации).
В ходе проделанной работы мы выяснили, что игра обладает большим потенциалом. Также с помощью игры можно воздействовать на детей и подростков. Личность ребенка развивается с помощью игры. Посредством применения игровых технологий мы добились поставленной цели. Уровень коммуникативных навыков и нравственных способностей повысился, пусть даже не значительно. Данный факт теоретически подтвержден.
Мы познакомились с понятием «игра», рассмотреть ее историю, найти классификацию игр; рассмотрели понятие «педагогическая технология», сравнить понятия «педагогическая технология» и игровая технология; изучили психологические особенности и возрастные потребности подростков для более эффективного применения игровых технологий; рассмотрели методическое обеспечение детских оздоровительных лагерей, проанализировали авторские образовательные программы, разработали игровую технологию.
Игра формирует положительные качества для межличностных отношений, является сильным стимулятором активной деятельности детей и подростков. Они рассчитаны на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Ребенок в игре овладевает нравственными нормами и правилами поведения. Игра так же является довольно эффективным средством для обучения, она облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала, гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.
Таким образом, наша гипотеза, выдвинутая в начале работы: образовательный процесс подростков, будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями, подтвердилась с помощью решения задач, которые были поставлены для достижения наших целей. В ходе работы мы предположили, что игровые технологии эффективно влияют на процесс обучения и воспитания.
Мы сумеем предоставить современному обществу здоровых, позитивных, энергичных и творческих людей, которые нравственны по отношению и к себе, и к другим людям.
Мы познакомились с понятием «игра», рассмотреть ее историю, найти классификацию игр; рассмотрели понятие «педагогическая технология», сравнить понятия «педагогическая технология» и игровая технология; изучили психологические особенности и возрастные потребности подростков для более эффективного применения игровых технологий; рассмотрели методическое обеспечение детских оздоровительных лагерей, проанализировали авторские образовательные программы, разработали игровую технологию.
Игра формирует положительные качества для межличностных отношений, является сильным стимулятором активной деятельности детей и подростков. Они рассчитаны на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Ребенок в игре овладевает нравственными нормами и правилами поведения. Игра так же является довольно эффективным средством для обучения, она облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала, гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.
Таким образом, наша гипотеза, выдвинутая в начале работы: образовательный процесс подростков, будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями, подтвердилась с помощью решения задач, которые были поставлены для достижения наших целей. В ходе работы мы предположили, что игровые технологии эффективно влияют на процесс обучения и воспитания.
Мы сумеем предоставить современному обществу здоровых, позитивных, энергичных и творческих людей, которые нравственны по отношению и к себе, и к другим людям.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Игровые технологии как средство повышения качества коммуникативной компетенции школьников на среднем этапе обучения иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Интерактивные педагогические технологии как фактор воспитания толерантности у обучающихся на уроках английского языка в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - Технология формирования лексических навыков учащихся
средней школы
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



