НОРМАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Педагогические аспекты процесса урегулирования конфликтов в образовательных учреждениях 7
1.1. Определение участников и причин возникновения конфликтной ситуации 7
1.2. Общие меры (основания) применяемые педагогическим коллективом для стабилизации спорных ситуаций 10
1.3. Значение психологической службы образовательного учреждения в улучшении микроклимата коллектива и профилактике конфликтов 16
2. Нормативные' основания предупреждения школьных конфликтов
2.1. Определение понятия нормативности и соотнесения её с правом 22
2.2. Правовой статус субъектов образовательных отношений в российском и международном законодательстве 25
2.3. Роль комиссии по урегулированию споров между субъектами образовательных
отношений в защите прав и законных интересов человека и общества 60
3. Формы и методы предупреждения конфликтов в образовательной среде
3.1. Служба медиации образовательного учреждения — как метод разрешения и
предупреждения конфликтов 68
3.2. Деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как инструмент по предотвращению конфликтов в образовании 79
3.3. Зарубежный опыт профилактики конфликтов в сфере образования 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
1. Педагогические аспекты процесса урегулирования конфликтов в образовательных учреждениях 7
1.1. Определение участников и причин возникновения конфликтной ситуации 7
1.2. Общие меры (основания) применяемые педагогическим коллективом для стабилизации спорных ситуаций 10
1.3. Значение психологической службы образовательного учреждения в улучшении микроклимата коллектива и профилактике конфликтов 16
2. Нормативные' основания предупреждения школьных конфликтов
2.1. Определение понятия нормативности и соотнесения её с правом 22
2.2. Правовой статус субъектов образовательных отношений в российском и международном законодательстве 25
2.3. Роль комиссии по урегулированию споров между субъектами образовательных
отношений в защите прав и законных интересов человека и общества 60
3. Формы и методы предупреждения конфликтов в образовательной среде
3.1. Служба медиации образовательного учреждения — как метод разрешения и
предупреждения конфликтов 68
3.2. Деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как инструмент по предотвращению конфликтов в образовании 79
3.3. Зарубежный опыт профилактики конфликтов в сфере образования 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
Цивилизации, государства, народы и отдельные культуры, а также человек в своём развитии непрерывно сталкиваются с конфликтами. Является ли конфликт безусловным злом, с которым необходимо бороться или нет — зависит от контекста ситуации. Безусловно южным рассмотреть само понятие конфликта, как его следует понимать, в чем конфликт схож с кризисом, насколько велика возможность получить положительный результат в ходе конфликтной ситуации.
КОНФЛИКТ, -а; м. [лат. conflictus] 1. Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие, острый спор. Семейный к. Вступить в к. с окружающими. Уладить к. Избежать конфликта. Социальные' конфликты. 2. Осложнение в международных отношениях. Военный к. Пограничный к. Вооружённый к. Урегулирование международных конфликтов. 3. Противоречие, противоборство между изображёнными в художественном произведении характерами и обстоятельствами, служащее основой развития, действия. Художественный к. Драматический к. '-Конфликтный, -ая, -ое. К-ые отношения. К-ая ситуация. К. вопрос. К-ая комиссия (комиссия для разрешения конфликтов между администрацией и работниками предприятия, учреждения и т.п.) .
Необходимо понимание природы конфликта как явления, чтобы управлять им, и если потребуется - погасить. Кроме того, школа, институт, колледж, клуб по месту жительства в силу своих функций обязаны обеспечивать безопасность участникам образовательных отношений, в то самое время когда в силу своей специфики (разновозрастного, этнического, гендерного и образовательного составов) являются лицами носящими разные точки зрения, темпераменты, взгляды—всё это почва для возникновения столкновений интересов.
Актуальность темы вытекает из указанных выше факторов.
Не секрет что, в ряде случаев вместо урегулирования уже имеющейся неблагоприятной ситуации, гораздо проще прибегнуть к профилактике тех или иных явлений.
В настоящее время российской правовой наукой накоплен достаточный опыт в области профилактики преступности и противоправного поведения несовершеннолетних, но можно констатировать, что в ряде случаев существующее законодательство в этой области носит противоречивый характер, и требует доработки, создания действительно цельного механизма влияющего на улучшение всего российского общества.
Некоторое время назад, нам казалось, что мы нашли тот самый секрет, с помощью которого возможно будет действовать универсально, и почти всегда добиваться поставленных результатов. Разумеется речь идет о медиации.
Процедура медиации является альтернативной процедурой урегулирования споров и регулируется федеральным законом №193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Важнейшей особенностью медиации является возможность урегулировать спор до суда и закрепить свои договоренности в медиативном соглашении. В суде предусмотрены весьма ограниченные варианты разрешения конфликта и на практике они, как правило, не удовлетворяют стороны. Судебное решения является принудительной формой разрешения конфликта и всегда в какой-то мере ущемляет интерес обоих сторон и по этому судебные акты исполняются долго и неэффективно. Медиация существенно расширяет возможности договориться. Исполнимость медиативных соглашений составляет 90-96%. Высокая эффектность медиации объясняется тем, что стороны добровольно принимают для себя достигнутые договоренности, так как они удовлетворяют их взаимный интерес. Следовательно каждая из сторон заинтересована в добровольном выполнении медиативного соглашения.
Медиативное соглашение - это юридический документ, который медиатор проверяет на исполнимость. В случае если какие-то из его положений юридически не исполнимы и не способствуют урегулированию досудебного спора, он предупреждает об этом стороны и помогает им выработать более приемлемые варианты.
После подписания медиативного соглашения процедура медиации завершается. В последующем стороны могут обращаться к медиатору за консультацией по поводу исполнения соглашения, а при необходимости уточнить его содержание.
На сегодняшний день медиация широко используется наиболее хспелиными организациями для разрешения разнообразных конфликтов, а также обычными людьми ценящими свое время и деньги. Процедура медиации дает возможность за короткое время с минимальными финансовыми затратами и максимальным эффектом преодолеть практически любую сложную ситуацию.
Решение конфликта с помощью медиации имеет ряд преимуществ для обеих сторон:
• в ходе медиации возможно сохранить партнерские отношения между сторонами, избежать испорченной репутации;
• исключается эмоциональная и необъективная составляющая в интерпретации условий сотрудничества и взаимоотношений;
• как правило, решение спора проходит на максимально выгодных условиях для всех участников конфликта.
Медиация применяется в различных правовых областях, особенно там, где присутствует эмоциональная составляющая.
Однако в области уголовного, уголовно-процессуального права субъекты действуют в строгом соответствии с нормами УК и УПК РФ, где нет указаний на медиацию даже в случае если будут задеты интересы несовершеннолетних, а также их законных представителей.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения возникающие в сфере образования, (между участниками данного процесса детьми и их родителями, преподавателем, законодателем, органами исполнительной власти реализующими функцию контроля и управления, учреждениями оказывающими услуги в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации», педагогическим коллективом, органов системы профилактики, а также руководителями задействованных в решении конфликтных ситуаций).
Предмет данной работы составляют именно создание (рассмотрение) нормативных механизмов по предупреждению конфликтов в учреждениях системы образования.
В ходе рассмотрения поставленного перед нами вопроса планируется достигнуть цели: оценить существующие возможности предупреждения конфликтов исходя из объективной реальности, оценки современного российского законодательства, последних достижений педагогической науки, а также психологии и социальной философии.
Задачи:
- изучение степени конфликтности между участниками в образовательных учреждениях в России;
комплексный анализ российского и международного законодательства;
оценка разных научных подходов к решению данной проблемы (по отраслям);
прогнозирование развития событий «до и после» внедрения технологии профилактики возникновения конфликтов;
анализ зарубежного опыта;
создание действующей системы в рамках конкретной школы (колледжа) или высшего учебного заведения.
КОНФЛИКТ, -а; м. [лат. conflictus] 1. Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие, острый спор. Семейный к. Вступить в к. с окружающими. Уладить к. Избежать конфликта. Социальные' конфликты. 2. Осложнение в международных отношениях. Военный к. Пограничный к. Вооружённый к. Урегулирование международных конфликтов. 3. Противоречие, противоборство между изображёнными в художественном произведении характерами и обстоятельствами, служащее основой развития, действия. Художественный к. Драматический к. '-Конфликтный, -ая, -ое. К-ые отношения. К-ая ситуация. К. вопрос. К-ая комиссия (комиссия для разрешения конфликтов между администрацией и работниками предприятия, учреждения и т.п.) .
Необходимо понимание природы конфликта как явления, чтобы управлять им, и если потребуется - погасить. Кроме того, школа, институт, колледж, клуб по месту жительства в силу своих функций обязаны обеспечивать безопасность участникам образовательных отношений, в то самое время когда в силу своей специфики (разновозрастного, этнического, гендерного и образовательного составов) являются лицами носящими разные точки зрения, темпераменты, взгляды—всё это почва для возникновения столкновений интересов.
Актуальность темы вытекает из указанных выше факторов.
Не секрет что, в ряде случаев вместо урегулирования уже имеющейся неблагоприятной ситуации, гораздо проще прибегнуть к профилактике тех или иных явлений.
В настоящее время российской правовой наукой накоплен достаточный опыт в области профилактики преступности и противоправного поведения несовершеннолетних, но можно констатировать, что в ряде случаев существующее законодательство в этой области носит противоречивый характер, и требует доработки, создания действительно цельного механизма влияющего на улучшение всего российского общества.
Некоторое время назад, нам казалось, что мы нашли тот самый секрет, с помощью которого возможно будет действовать универсально, и почти всегда добиваться поставленных результатов. Разумеется речь идет о медиации.
Процедура медиации является альтернативной процедурой урегулирования споров и регулируется федеральным законом №193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Важнейшей особенностью медиации является возможность урегулировать спор до суда и закрепить свои договоренности в медиативном соглашении. В суде предусмотрены весьма ограниченные варианты разрешения конфликта и на практике они, как правило, не удовлетворяют стороны. Судебное решения является принудительной формой разрешения конфликта и всегда в какой-то мере ущемляет интерес обоих сторон и по этому судебные акты исполняются долго и неэффективно. Медиация существенно расширяет возможности договориться. Исполнимость медиативных соглашений составляет 90-96%. Высокая эффектность медиации объясняется тем, что стороны добровольно принимают для себя достигнутые договоренности, так как они удовлетворяют их взаимный интерес. Следовательно каждая из сторон заинтересована в добровольном выполнении медиативного соглашения.
Медиативное соглашение - это юридический документ, который медиатор проверяет на исполнимость. В случае если какие-то из его положений юридически не исполнимы и не способствуют урегулированию досудебного спора, он предупреждает об этом стороны и помогает им выработать более приемлемые варианты.
После подписания медиативного соглашения процедура медиации завершается. В последующем стороны могут обращаться к медиатору за консультацией по поводу исполнения соглашения, а при необходимости уточнить его содержание.
На сегодняшний день медиация широко используется наиболее хспелиными организациями для разрешения разнообразных конфликтов, а также обычными людьми ценящими свое время и деньги. Процедура медиации дает возможность за короткое время с минимальными финансовыми затратами и максимальным эффектом преодолеть практически любую сложную ситуацию.
Решение конфликта с помощью медиации имеет ряд преимуществ для обеих сторон:
• в ходе медиации возможно сохранить партнерские отношения между сторонами, избежать испорченной репутации;
• исключается эмоциональная и необъективная составляющая в интерпретации условий сотрудничества и взаимоотношений;
• как правило, решение спора проходит на максимально выгодных условиях для всех участников конфликта.
Медиация применяется в различных правовых областях, особенно там, где присутствует эмоциональная составляющая.
Однако в области уголовного, уголовно-процессуального права субъекты действуют в строгом соответствии с нормами УК и УПК РФ, где нет указаний на медиацию даже в случае если будут задеты интересы несовершеннолетних, а также их законных представителей.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения возникающие в сфере образования, (между участниками данного процесса детьми и их родителями, преподавателем, законодателем, органами исполнительной власти реализующими функцию контроля и управления, учреждениями оказывающими услуги в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации», педагогическим коллективом, органов системы профилактики, а также руководителями задействованных в решении конфликтных ситуаций).
Предмет данной работы составляют именно создание (рассмотрение) нормативных механизмов по предупреждению конфликтов в учреждениях системы образования.
В ходе рассмотрения поставленного перед нами вопроса планируется достигнуть цели: оценить существующие возможности предупреждения конфликтов исходя из объективной реальности, оценки современного российского законодательства, последних достижений педагогической науки, а также психологии и социальной философии.
Задачи:
- изучение степени конфликтности между участниками в образовательных учреждениях в России;
комплексный анализ российского и международного законодательства;
оценка разных научных подходов к решению данной проблемы (по отраслям);
прогнозирование развития событий «до и после» внедрения технологии профилактики возникновения конфликтов;
анализ зарубежного опыта;
создание действующей системы в рамках конкретной школы (колледжа) или высшего учебного заведения.
Подводя итоги всему выше сказанному следует отметить, конфликты — часть закономерного развития любой системы связанной с обществом, и человеком, как существом социальным. Разногласия, полемика, споры, разлад порой возникают внутри отдельно взятого коллектива: академической или социальной группы (такой, например, как родители учащихся), профессионального сообщества, образовательного учреждения в целом.
Задача руководства в целом, и педагога в частности — создать и обеспечить надлежащие условия для урегулирования процессов образования и воспитания в русле цивилизованного общества.
Существуют различные методики профилактики конфликтного поведения: психологические, педагогические, социальные, правовые.
В условиях современной российской действительности, нужно отчётливо понимать, что когда все воспитательные приемы и средства регулирования ситуации преподавателем исчерпаны спасти ситуацию может только надлежащим образом выстроенная система, основанная на нормативно-правовых локальных актах образовательного учреждения. Непременным условием её существования является соответствие, непротиворечивость, точность и выверенность нормам Конституции Российской Федерации, положениям российского и международного законодательства, основополагающим принципам прав и свобод человека, прав ребенка.
Именно такой механизм, созданный в современной школе, высшем учебном заведении, колледже даст результат: безопасность участников образовательного процесса; обеспечит курс уверенного роста и развития каждого обучающегося; будет способствовать новым профессиональным высотам преподавателей и воспитателей.
Хорошее образование — залог процветания общества и государства. Трудно переоценить роль данного института для личности, поскольку образованность включает в себя множество разных факторов: широкий кругозор, эрудированность, начитанность, актуальные' знания, социализация личности и культура, в том числе и правовая.
Школа должна стать первой ступенью, когда человек осознанно принимает право в качестве важнейшего социального регулятора. С самого детства человек должен усвоить, что поиск решения тех или иных жизненных ситуаций лежит в плоскости права морали и нравственности.
При таких условиях мы сможем освободиться от крайних проявлений жестокости и неуважения к обществу и индивиду со стороны лиц склонных к конфликтной манере поведения.
В то же время педагогам, администрации, сотрудникам обеспечивающим безопасность внутри образовательного учреждения, следует осознавать что лишь использование и внедрение нормативно-правовых механизмов способно унять самых злостных нарушителей общественного порядка, не считающихся с законными интересами иных лиц. Вне закона такие ситуации неразрешимы, поскольку самый отъявленный делинквент, обладает набором прав, которые гарантированы государством.
Создание эффективного нормативного механизма предупреждения конфликтов в российской школе и образовании в целом, весьма актуальная задача, справиться с которой под силу только подготовленному и грамотному в юридических знаниях специалисту.
В деле профилактики важно правильно организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) то что предполагает собою весьма значимый, непростой, нужный участок для деятельности педагогов.
Заинтересованность родителей совместной работе с школой непосредственно сопряжена с их настоящим заинтересованностью в обучении и воспитании собственного ребенка. Основное внимание должно быпь направлено индивидуальной работе с родителями, которые не владеют педагогическими компетенциями, правовыми знаниями, хотя и ощущают проблемы в разрешении вопросов психологического и индивидуального формирования ребенка, уделяют недостаточно внимания воспитанию детей. Отличительной чертой деятельности образовательных учреждений среднего звена является постоянное взаимодействие руководства, преподавателей в работе с родителями, в разрешении всех видов конфликтов, налаживании детско-родительских отношений.
В решении и профилактике конфликтов важно помнить, о том что проблемы решаются только комплексным путём, и лучшие результаты достигаются «всем миром» путем согласованных осознанных действий
Задача руководства в целом, и педагога в частности — создать и обеспечить надлежащие условия для урегулирования процессов образования и воспитания в русле цивилизованного общества.
Существуют различные методики профилактики конфликтного поведения: психологические, педагогические, социальные, правовые.
В условиях современной российской действительности, нужно отчётливо понимать, что когда все воспитательные приемы и средства регулирования ситуации преподавателем исчерпаны спасти ситуацию может только надлежащим образом выстроенная система, основанная на нормативно-правовых локальных актах образовательного учреждения. Непременным условием её существования является соответствие, непротиворечивость, точность и выверенность нормам Конституции Российской Федерации, положениям российского и международного законодательства, основополагающим принципам прав и свобод человека, прав ребенка.
Именно такой механизм, созданный в современной школе, высшем учебном заведении, колледже даст результат: безопасность участников образовательного процесса; обеспечит курс уверенного роста и развития каждого обучающегося; будет способствовать новым профессиональным высотам преподавателей и воспитателей.
Хорошее образование — залог процветания общества и государства. Трудно переоценить роль данного института для личности, поскольку образованность включает в себя множество разных факторов: широкий кругозор, эрудированность, начитанность, актуальные' знания, социализация личности и культура, в том числе и правовая.
Школа должна стать первой ступенью, когда человек осознанно принимает право в качестве важнейшего социального регулятора. С самого детства человек должен усвоить, что поиск решения тех или иных жизненных ситуаций лежит в плоскости права морали и нравственности.
При таких условиях мы сможем освободиться от крайних проявлений жестокости и неуважения к обществу и индивиду со стороны лиц склонных к конфликтной манере поведения.
В то же время педагогам, администрации, сотрудникам обеспечивающим безопасность внутри образовательного учреждения, следует осознавать что лишь использование и внедрение нормативно-правовых механизмов способно унять самых злостных нарушителей общественного порядка, не считающихся с законными интересами иных лиц. Вне закона такие ситуации неразрешимы, поскольку самый отъявленный делинквент, обладает набором прав, которые гарантированы государством.
Создание эффективного нормативного механизма предупреждения конфликтов в российской школе и образовании в целом, весьма актуальная задача, справиться с которой под силу только подготовленному и грамотному в юридических знаниях специалисту.
В деле профилактики важно правильно организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) то что предполагает собою весьма значимый, непростой, нужный участок для деятельности педагогов.
Заинтересованность родителей совместной работе с школой непосредственно сопряжена с их настоящим заинтересованностью в обучении и воспитании собственного ребенка. Основное внимание должно быпь направлено индивидуальной работе с родителями, которые не владеют педагогическими компетенциями, правовыми знаниями, хотя и ощущают проблемы в разрешении вопросов психологического и индивидуального формирования ребенка, уделяют недостаточно внимания воспитанию детей. Отличительной чертой деятельности образовательных учреждений среднего звена является постоянное взаимодействие руководства, преподавателей в работе с родителями, в разрешении всех видов конфликтов, налаживании детско-родительских отношений.
В решении и профилактике конфликтов важно помнить, о том что проблемы решаются только комплексным путём, и лучшие результаты достигаются «всем миром» путем согласованных осознанных действий
Подобные работы
- Антикоррупционная деятельность в образовательных организациях высшего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Антикоррупционные стандарты поведения в образовательных организациях
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В ПРОЦЕССЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные проблемы и перспективы внедрения медиации в общеобразовательные учреждения Красноярского края
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Оценка эффективности реализации целевых программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов в муниципальных образованиях (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Практика урегулирования конфликтов специалистов по работе с семьей и получателей услуг (на примере исследования деятельности Комплексного центра социального обслуживания населения г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ПЕРЕГОВОРНЫЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



