ВВЕДЕНИЕ 3
1. Педагогические аспекты процесса урегулирования конфликтов в образовательных учреждениях 7
1.1. Определение участников и причин возникновения конфликтной ситуации 7
1.2. Общие меры (основания) применяемые педагогическим коллективом для стабилизации спорных ситуаций 10
1.3. Значение психологической службы образовательного учреждения в улучшении микроклимата коллектива и профилактике конфликтов 16
2. Нормативные' основания предупреждения школьных конфликтов
2.1. Определение понятия нормативности и соотнесения её с правом 22
2.2. Правовой статус субъектов образовательных отношений в российском и международном законодательстве 25
2.3. Роль комиссии по урегулированию споров между субъектами образовательных
отношений в защите прав и законных интересов человека и общества 60
3. Формы и методы предупреждения конфликтов в образовательной среде
3.1. Служба медиации образовательного учреждения — как метод разрешения и
предупреждения конфликтов 68
3.2. Деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как инструмент по предотвращению конфликтов в образовании 79
3.3. Зарубежный опыт профилактики конфликтов в сфере образования 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
Цивилизации, государства, народы и отдельные культуры, а также человек в своём развитии непрерывно сталкиваются с конфликтами. Является ли конфликт безусловным злом, с которым необходимо бороться или нет — зависит от контекста ситуации. Безусловно южным рассмотреть само понятие конфликта, как его следует понимать, в чем конфликт схож с кризисом, насколько велика возможность получить положительный результат в ходе конфликтной ситуации.
КОНФЛИКТ, -а; м. [лат. conflictus] 1. Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие, острый спор. Семейный к. Вступить в к. с окружающими. Уладить к. Избежать конфликта. Социальные' конфликты. 2. Осложнение в международных отношениях. Военный к. Пограничный к. Вооружённый к. Урегулирование международных конфликтов. 3. Противоречие, противоборство между изображёнными в художественном произведении характерами и обстоятельствами, служащее основой развития, действия. Художественный к. Драматический к. '-Конфликтный, -ая, -ое. К-ые отношения. К-ая ситуация. К. вопрос. К-ая комиссия (комиссия для разрешения конфликтов между администрацией и работниками предприятия, учреждения и т.п.) .
Необходимо понимание природы конфликта как явления, чтобы управлять им, и если потребуется - погасить. Кроме того, школа, институт, колледж, клуб по месту жительства в силу своих функций обязаны обеспечивать безопасность участникам образовательных отношений, в то самое время когда в силу своей специфики (разновозрастного, этнического, гендерного и образовательного составов) являются лицами носящими разные точки зрения, темпераменты, взгляды—всё это почва для возникновения столкновений интересов.
Актуальность темы вытекает из указанных выше факторов.
Не секрет что, в ряде случаев вместо урегулирования уже имеющейся неблагоприятной ситуации, гораздо проще прибегнуть к профилактике тех или иных явлений.
В настоящее время российской правовой наукой накоплен достаточный опыт в области профилактики преступности и противоправного поведения несовершеннолетних, но можно констатировать, что в ряде случаев существующее законодательство в этой области носит противоречивый характер, и требует доработки, создания действительно цельного механизма влияющего на улучшение всего российского общества.
Некоторое время назад, нам казалось, что мы нашли тот самый секрет, с помощью которого возможно будет действовать универсально, и почти всегда добиваться поставленных результатов. Разумеется речь идет о медиации.
Процедура медиации является альтернативной процедурой урегулирования споров и регулируется федеральным законом №193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Важнейшей особенностью медиации является возможность урегулировать спор до суда и закрепить свои договоренности в медиативном соглашении. В суде предусмотрены весьма ограниченные варианты разрешения конфликта и на практике они, как правило, не удовлетворяют стороны. Судебное решения является принудительной формой разрешения конфликта и всегда в какой-то мере ущемляет интерес обоих сторон и по этому судебные акты исполняются долго и неэффективно. Медиация существенно расширяет возможности договориться. Исполнимость медиативных соглашений составляет 90-96%. Высокая эффектность медиации объясняется тем, что стороны добровольно принимают для себя достигнутые договоренности, так как они удовлетворяют их взаимный интерес. Следовательно каждая из сторон заинтересована в добровольном выполнении медиативного соглашения.
Медиативное соглашение - это юридический документ, который медиатор проверяет на исполнимость. В случае если какие-то из его положений юридически не исполнимы и не способствуют урегулированию досудебного спора, он предупреждает об этом стороны и помогает им выработать более приемлемые варианты.
После подписания медиативного соглашения процедура медиации завершается. В последующем стороны могут обращаться к медиатору за консультацией по поводу исполнения соглашения, а при необходимости уточнить его содержание.
На сегодняшний день медиация широко используется наиболее хспелиными организациями для разрешения разнообразных конфликтов, а также обычными людьми ценящими свое время и деньги. Процедура медиации дает возможность за короткое время с минимальными финансовыми затратами и максимальным эффектом преодолеть практически любую сложную ситуацию.
Решение конфликта с помощью медиации имеет ряд преимуществ для обеих сторон:
• в ходе медиации возможно сохранить партнерские отношения между сторонами, избежать испорченной репутации;
• исключается эмоциональная и необъективная составляющая в интерпретации условий сотрудничества и взаимоотношений;
• как правило, решение спора проходит на максимально выгодных условиях для всех участников конфликта.
Медиация применяется в различных правовых областях, особенно там, где присутствует эмоциональная составляющая.
Однако в области уголовного, уголовно-процессуального права субъекты действуют в строгом соответствии с нормами УК и УПК РФ, где нет указаний на медиацию даже в случае если будут задеты интересы несовершеннолетних, а также их законных представителей.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения возникающие в сфере образования, (между участниками данного процесса детьми и их родителями, преподавателем, законодателем, органами исполнительной власти реализующими функцию контроля и управления, учреждениями оказывающими услуги в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации», педагогическим коллективом, органов системы профилактики, а также руководителями задействованных в решении конфликтных ситуаций).
Предмет данной работы составляют именно создание (рассмотрение) нормативных механизмов по предупреждению конфликтов в учреждениях системы образования.
В ходе рассмотрения поставленного перед нами вопроса планируется достигнуть цели: оценить существующие возможности предупреждения конфликтов исходя из объективной реальности, оценки современного российского законодательства, последних достижений педагогической науки, а также психологии и социальной философии.
Задачи:
- изучение степени конфликтности между участниками в образовательных учреждениях в России;
комплексный анализ российского и международного законодательства;
оценка разных научных подходов к решению данной проблемы (по отраслям);
прогнозирование развития событий «до и после» внедрения технологии профилактики возникновения конфликтов;
анализ зарубежного опыта;
создание действующей системы в рамках конкретной школы (колледжа) или высшего учебного заведения.
Подводя итоги всему выше сказанному следует отметить, конфликты — часть закономерного развития любой системы связанной с обществом, и человеком, как существом социальным. Разногласия, полемика, споры, разлад порой возникают внутри отдельно взятого коллектива: академической или социальной группы (такой, например, как родители учащихся), профессионального сообщества, образовательного учреждения в целом.
Задача руководства в целом, и педагога в частности — создать и обеспечить надлежащие условия для урегулирования процессов образования и воспитания в русле цивилизованного общества.
Существуют различные методики профилактики конфликтного поведения: психологические, педагогические, социальные, правовые.
В условиях современной российской действительности, нужно отчётливо понимать, что когда все воспитательные приемы и средства регулирования ситуации преподавателем исчерпаны спасти ситуацию может только надлежащим образом выстроенная система, основанная на нормативно-правовых локальных актах образовательного учреждения. Непременным условием её существования является соответствие, непротиворечивость, точность и выверенность нормам Конституции Российской Федерации, положениям российского и международного законодательства, основополагающим принципам прав и свобод человека, прав ребенка.
Именно такой механизм, созданный в современной школе, высшем учебном заведении, колледже даст результат: безопасность участников образовательного процесса; обеспечит курс уверенного роста и развития каждого обучающегося; будет способствовать новым профессиональным высотам преподавателей и воспитателей.
Хорошее образование — залог процветания общества и государства. Трудно переоценить роль данного института для личности, поскольку образованность включает в себя множество разных факторов: широкий кругозор, эрудированность, начитанность, актуальные' знания, социализация личности и культура, в том числе и правовая.
Школа должна стать первой ступенью, когда человек осознанно принимает право в качестве важнейшего социального регулятора. С самого детства человек должен усвоить, что поиск решения тех или иных жизненных ситуаций лежит в плоскости права морали и нравственности.
При таких условиях мы сможем освободиться от крайних проявлений жестокости и неуважения к обществу и индивиду со стороны лиц склонных к конфликтной манере поведения.
В то же время педагогам, администрации, сотрудникам обеспечивающим безопасность внутри образовательного учреждения, следует осознавать что лишь использование и внедрение нормативно-правовых механизмов способно унять самых злостных нарушителей общественного порядка, не считающихся с законными интересами иных лиц. Вне закона такие ситуации неразрешимы, поскольку самый отъявленный делинквент, обладает набором прав, которые гарантированы государством.
Создание эффективного нормативного механизма предупреждения конфликтов в российской школе и образовании в целом, весьма актуальная задача, справиться с которой под силу только подготовленному и грамотному в юридических знаниях специалисту.
В деле профилактики важно правильно организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) то что предполагает собою весьма значимый, непростой, нужный участок для деятельности педагогов.
Заинтересованность родителей совместной работе с школой непосредственно сопряжена с их настоящим заинтересованностью в обучении и воспитании собственного ребенка. Основное внимание должно быпь направлено индивидуальной работе с родителями, которые не владеют педагогическими компетенциями, правовыми знаниями, хотя и ощущают проблемы в разрешении вопросов психологического и индивидуального формирования ребенка, уделяют недостаточно внимания воспитанию детей. Отличительной чертой деятельности образовательных учреждений среднего звена является постоянное взаимодействие руководства, преподавателей в работе с родителями, в разрешении всех видов конфликтов, налаживании детско-родительских отношений.
В решении и профилактике конфликтов важно помнить, о том что проблемы решаются только комплексным путём, и лучшие результаты достигаются «всем миром» путем согласованных осознанных действий
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Федеральный закон от 15 июля 1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Международное право в документах: Учебное пособие / Сост. Н.Т. Благова, Г.М. Мелков. М., 1997.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года // Международное право в документах. М., 1997.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (в редакции Протокола N 11) // Европейский суд по правам человека. Избранные решения. В двух томах. Т. 2 / Ред. колл. В.А Туманов. М., 2000.
6. Основные принципы независимости судебных органов, одобренных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32. Резолюция Седьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Европейское право в области прав человека. М., 1997.
7. Федеральный закон от 23 февраля 1996 года. N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" // СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 774.
8. Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (Страсбург, 24 ноября 1983 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2000.
9. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью. 29 ноября 1985 г. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области прав человека и борьбы с преступностью: Сборник международных документов. Выпуск 1. М., 1989. С. 50 - 67.
10. Хартия жертв (изложение прав жертв преступлений). Лондон, 1991 / М.: Фонд ВНИИ МВД России, 1992.
11. Минимальные' стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Международные соглашения и рекомендации ООН в области прав человека и борьбы с преступностью: Сборник международных документов. Выпуск 1. М., 1989. С. 112 - 116.
12. Международные соглашения и рекомендации Организации Об'ве'дннс'нных Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сборник международных документов. Выпуск 1. М., 1989.
13. Рекомендация N R (85) 11 Комитета министров о положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса от 28 июня 1985 года // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.
14. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года // СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1489.
15. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изменениями от 28 марта 1997 г.) // Бюллетень международных договоров. 1995. N 2. С. 3.
16. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996.
17. Правда Русская. АН СССР. М., 1947.
18. Новый Уголовный кодекс Франции. МГУ, 1993.
19. Устав уголовного судопроизводства России. М., 1914.
20. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954 / М., 2007.
21. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. М., 2007.
22. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198. М., 2005.
23. Гражданский кодекс РФ. М., 2006.
24. Гражданский процессуальный кодекс РФ. М., 2007.
25. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2007.
26. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4825.
27. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 4825.
28. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
29. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
30. Федеральный закон от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
2. монографии, диссертации, авторефераты, комментарии
31. Дерек Брукс, Йен Макдона. Различия между медиацией и в^тсстановительным правосудием/практикой // Вестник восстановительной юстиции. - № 13, 2016 - С. 108-123.
32. Коновалов, А.Ю. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран / А.Ю. Коновалов // Вестник восстановительной юстиции. - №12. - 2015. - С.75 - 82.
33. Социальная работа: Учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Изд-торг. корпор. «Дашков и К », 2008 - 364 с.
34. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / пер. с нем. Н. В. Маловой : «Духовное познание», Калуга, 2004 - 176 с.
35. Гребенкин Е.В., Хаббергер В. Особенности конфликтного поведения младших школьников и школьниковподросткового возраста: взгляд из России и Германии // Вестник
Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012 - № 1 (5). - C. 16-24
36. Сирота НА, Ялтонский В.М. Проблемы подростковой адаптации с позиций профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ. М. Фонд «Система профилактических программ», 2017
37. Программна первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения детей старшего подросткового возраста, М. «Российский круглый стол» 2015
38. Новейший психолого-педагогический словарь /сост. ЕС. Рапацевич; под общ. Ред. А.П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010
3. научные статьи
39. Бочарова Ю. Ю. Ориентация теории и практики образования на продуктивный конфликт (на примере ФРГ): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004. 24 с.
40. Krappmann L. Kinder und die Bewaltigung von Aggressionen // M. Endres (Hrsg.): Krisen im Jugendalter Munchen: Reinhardt, 1994. S. 240.
41. Schulergewalt als Schulproblem: verusachende Bedingungen, erscheinungsformen und padagogische Handlungsperspektiven / Klaus Jurgen Tillmann... 2 Aufl. Weincheim; Munchen: Juventa Verlag, 2000. 365 s.
42. Olweus D. Gewalt in der Schule. Was Lehrer und Eltern wissen sollten - und tun konnen. Bern; Gottingen; Toronto; Seatle: Huber, 2002. 128 s.
43. Literaturdokumentation von Arbeitsansetzen der Kinder und .lugendkriminalitatspiavention. Munchen: Deutsches Jugendinstitut e.V., 1998. 111 s.
44. Heitmeyer W., Collmann B., Conrads J. et al. Gewalt: Schattenseiten der Individualisierung bei Jugendlichen aus unterschiedlichen Milieus. Munchen: Juventa, 2. Aufl. 1996.
45. Jugendrecht. Textausgabe mit ausfurlichem Stichwortverzeichnis. Deutschen Taschenbuch Verlag. 24 Auflage. 2002. 483 s.
46. Mansel J., Hurrelmann K. Aggressives und delinquentes Verhalten Jugendlicher im Zeitvergleich // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozial- psychologie. 1998. № 50. S. 78-109.
47. Bundesstatistik. http: // www. statis. de / jetspeed /portal/ cms/ Sites/ destatis / Internet / DE / Navigation / Bibliothek. [Electronic resource].Gewalt in der Schule. Ursachen - Vorbeugung - Intervention. (Klaus Hurrelmann, H. Lerchenmueller, Norbert Rixus, Heinz Schirp. Beltz Ta¬schenbuch Verl., 2002. 251 s.
48. Konfiontative Padagogik in der Schule: Anti-Aggressivitats- und Coolnesstraining. Padagogisches Training. 2., uberarb. u erg. Aufl. Juventa Verlag Ausstattung / Bilder: 256 S. 2009.
49.Schubart W., Ackermann Ch. Agression und Gewalt. 45 Hagen und Projekte zur Gewaltpravention Sachsische Landeszentrale fur politische Bildung. lAufage. Dresden, 1998. 125 s.
50. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008 - 379 с.