ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СМЕШАННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей
у детей 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Возможности смешанной техники рисования в развитии
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностическое исследование по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста 33
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанной технике рисования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
На протяжении всего времени существования дошкольной педагогики проблема развития творчества всегда была одной из актуальных научных исследований педагогов, психологов, социологов в нашей стране и за рубежом. В настоящее время дошкольному образованию уделяется особое внимание. И это не случайно, так как проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, несомненно, актуальна и в наше время в связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
Художественно-эстетическое развитие выделено как одно из важных образовательных направлений для детей дошкольного возраста и характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуемых формируются чувство вкуса, интерес к искусству, умение наслаждаться им, развивать творческие способности. Одной из важных задач ФГОС ДО, является «создание условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка» [56, с. 5].
Нашему современному миру необходимы творческие личности, нестандартно мыслящие во благо развития общества и государства. Поэтому развитие детского творчества - одна из основных задач дошкольного воспитания, как отмечают Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова и другие. Творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности и развитию способности реализовывать свои собственные идеи, создавать что-то новое.
Исследованием творческих способностей занимались такие выдающиеся учёные и педагоги, как Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.П. Торренс, Н.А. Витлугина, Н.П. Сакулина, и доказали, что дошкольный возраст - сензитивный период для формирования творческих способностей у детей. Однако возможности изобразительной деятельности, а именно использование смешанной техники рисования, в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста до сих пор не являлись предметом специального исследования.
В ходе исследования мы выявили, что педагоги дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) испытывают затруднения по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанной технике рисования. Это связано отсутствием разнообразия диагностических материалов, а так же методического и дидактического сопровождения. Сегодняшний современный мир стремительно модернизируется и дополняется новыми элементами. Меняются многие точки зрения учёных, педагогов относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанной технике рисования и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Обозначенная актуальность и выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы исследования: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанной технике рисования».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий в смешанной технике рисования, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий в смешанной технике рисования, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у детей;
2. Проанализировать особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности смешанной техники рисования развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня творческих способностей, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования: теория развития способностей - Б.М. Тепловым, Л.С. Выготским, О.И. Мотковым, В.Д. Шадриковым; теоретическая интерпретация понятия «творческих способностей» в работах Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, В.С. Мухина, Е.Г. Речицкая, Е.И. Рогов и др.; идеи выдающих учёных и педагогов о развитии творческих способностях детей (Е.П. Торренса, В. Вильямса, И.А. Савенкова).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов исследовательской деятельности детей, анализ и обработка результатов практического исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования по развитию творческих способностей детей, рекомендованы родителям.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Алёнушка»» Туринского городского округа (структурное подразделение Детский сад «Рябинушка»). Свердловской области, г. Туринск. В исследовании в качестве испытуемых принимали участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста.
Исследование по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведён теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей у детей, определялись особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал смешанной техники рисования в развитие творческих способностях, подбирался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий в смешанной технике рисования, определялись методы и приемы организации данного процесса.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В современных условиях, когда остро стоит проблема развития творческой личности, подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст предоставляет большие возможности для развития творческих способностей. Теоретический анализ литературы таких ученых, как Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, Лыковой, С.В. Погодиной, Т.Г. Казаковой А.И. Савенков, Ф. Вильямс, Е.П. Торренс и др., а также проведенное исследование подтвердило значимость поставленной проблемы, основные выводы представим в следующих тезисах:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «творческие способности». Творческие способности - это способность человека создавать творческий продукт, результатом которого является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых, оригинальных образов или действий путем комбинаций, творческой переработки элементов прежнего опыта. (Л.С. Выготский).
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как Е.П. Торренс, Ф. Вильмс,
А.Н. Лук, А.И. Савенков и др., мы определили результат процесса развития творческих способностей в единстве следующих критериев (по А.И. Савенкову): оригинальность мышления, гибкость мышления,
продуктивность мышления, разработанность идеи. Гибкость мышления - проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, в умении оперативно менять направления поиска решения проблемы; оригинальность мышления проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности, ярко выражено в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй и так далее; продуктивность мышления проявляется и может оцениваться по количеству продуктов деятельности; способность разработанность идеи ярко проявляется в детализации выполненного рисунка, в умении наполнять рассказ собственного сочинения интересными подробностями в степени глубины проникновения в решаемую проблему.
2. Мы выяснили, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент, который способствует развитию творческих способностей. Особенности восприятия и мышления старших дошкольников необходимо учитывать при формирование умения находить альтернативные стратегии решения проблем, в умение оперативно менять направления поиска решения проблемы (критерий - гибкость мышления). Особенности мышления и поведения ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности, в тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй и так далее (критерий - оригинальность мышления). Особенности создания количественного продуктов деятельности (критерий - продуктивность мышления). Особенности в детализации выполненного рисунка, способность наполнять рассказ собственного сочинения интересными подробностями в степени глубины проникновения в решаемую проблему (критерий - разработанность идеи) - все это необходимо учитывать при выборе тематики и разработки занятий.
Мы определили, что развитие творческих способностей тесно связано с уровнем развития мышления, воображения. От сюда следует, что роль дошкольного возраста в процессе развития творческих способностей огромна. Поэтому, основная задача педагога в работе с детьми старшего дошкольного возраста, состоит в: подборе содержания детской
изобразительной деятельности; методов и приёмов обучения детей; создании благоприятных условий для развития творческих способностей, которые позволят формировать творческие проявления уже в дошкольном возрасте у всех воспитанников ДОУ.
3. Рассмотрев возможности и роль смешанной техники рисования,
можно сделать вывод, что смешанная техника рисования является эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В процессе неклассической художественной
деятельности у детей формируется алгоритм творческих действий:
развиваются способности применять различные средства выразительности, дизайна творческого продукта; происходит совершенствование навыков и умений (критерий - гибкость мышления); развивается умение действовать не по шаблону (критерий - оригинальность мышления); активно
проявляется творческий потенциал (критерий - продуктивность мышления); развивается эмоциональная сфера (критерий - разработанность идей); Всё перечисленное выше свидетельствует о то, что смешанная техника рисования создаёт условия, способствующие развитию творческих способностей старших дошкольников.
4. В ходе организации работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанной технике рисования нами был разработан комплекс занятий «Родные пейзажи» с учетом психологопедагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста и задач творческого развития. Было подобрано содержание (литературный компонент, музыкальный компонент, зрительный компонент, игровые задания), выбраны разные формы организации детей (парная, индивидуальная, групповая, коллективная) и методов организации занятий, что на наш взгляд сможет обеспечить положительный результат при решении задач направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
1. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] / В. Г. Буковского, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. - СПб, 2004. - 60 с.
2. Богат, В. Развивать творческое мышление [Текст] / В. Богат, В.
Нюкалов. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №1. - С. 17-19.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]
: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская - М. : Академия. 2002. - 320с.
4. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] /
В. А. Борзова. - М, 2011. - 320 с.
5. Верзилин, Н.М., Голант Е. И, Перовский Е. И. .Классификация методов обучения по источникам знаний [Текст] / Н. М. Верзилин, Е.
И. Голант, Е. И. Перовский. М. : ИЦ «Академия», 2002. - 86 с.
6. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С.32-38.
7. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] / Н.
Е. Веракса // Вопросы психологии. - 2010. - №4. - С.5-9.
8. Васильева, М.А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Восильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.; Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
9. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л. Н. Выготский. - СПб.: Союз. - 1997 - 92 с.
10. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития [Текст] Л.С. Выгодский // Вопросы психологии - 1972. - №2.
- С. 114-123.
11. Грендингер, М.М. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС [Текст] / М. М. Грендингер. Екатеринбург, 2014. - 49 с.
12. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения. / Г. Г. Григорьева. - М., 1999. - 344 с.
13. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Г. Г. Григорьева. - М.: «Академия», 1997.
14. Груздова, И.В. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / И. В. Груздова, Е. В. Котова, С. В. Кузнецова [и др.]. - Ростов-н/Д : Феникс, 2010. - 376 с.
15. Дубровская, Н.В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Дубровская // Дошкольная педагогика. - 2005. -№5. - 26 с...