ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 9
1.1. Анализ литературы по проблеме развития музыкально-творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 9
1.2. Особенности развития музыкально-творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста 17
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии музыкальнотворческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости
музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Организация работы по развитию музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой
деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи творческого развития и художественно-эстетического развития и воспитания детей, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальнотворческих.
Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребёнка средствами искусства, ведь в дошкольный период закладывается основа, на которую будут накладываться знания художественных интересов человека, его представлений и вкусов. В настоящее время, просматривать проблему развития музыкальных способностей и творческого потенциала старших дошкольников необходимо через призму современных условий и стандартов. В Законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ изложено направление дошкольного образования: «Дошкольное образование
направлено на формирование общей культуры, ... интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.» [Гл. 7. ст. 64.].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Так же здесь изложены цели и задачи каждого из пяти направлений развития и образования детей. Музыкальная деятельность относится к направлению художественно-эстетического развития, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, 3
изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». Исходя из требований нормативно-правовой базы дошкольного образования, реализация развития музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста не может рассматриваться без создания необходимых условий.
Под музыкально-творческим развитием ребёнка подразумевается сочетание его музыкальных способностей и творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребёнка как важнейший и необходимый компонент его музыкальнотворческого развития. Проблема воспитания музыкально-творческих способностей сложна и актуальна на современном этапе. Не случайно её называют «проблемой века», поскольку решение её связано с вопросами общего развития и воспитания ребёнка, со становлением его личности.
Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую, творческую деятельность, и представляет ни с чем несравнимые возможности для музыкально-творческого развития дошкольников.
Музыкально-творческая способность является универсальной, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной деятельности. Она развивает при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение дошкольников. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М. Теплов, А.В. Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческое начало, внутреннюю активность...
В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является уровень развитости музыкально - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст предоставляет большие возможности для формирования художественно-эстетических качеств, в том числе музыкально-творческой активности ребёнка. «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» - В.А. Сухомлинский. Теоретический анализ литературы таких учёных, как Л.С. Выгодского, Б.М. Теплова, Н, А, Ветлугина, К.Б. Тарасова, К. Орфа, П. Торренса, Н.Г. Куприна, А.Н. Леонтьева, Н.А. Метлова, Г.С. Альтшуллера, и др., а также проведённое диагностическое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования, и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «музыкально-творческие способности», это процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей связанный с творческой деятельностью ребёнка в области музыки. Опираясь на позиции ряда авторов, таких как Н.Г. Куприной, Н.А. Ветлугина совместно с А.И. Хадьковой, К. Сишором, Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым и др., мы определяем развитость музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в единстве трёх критериев: развитость эмоциональной сферы детей в музыкально-игровой деятельности, проявляющийся в наличии эмоционального чувства выразительности в жестах, в мимике, в пантомимике, в вокальном интонировании, владении
разнообразной гаммой чувств и игровой ролью образности, которых выражены музыкально-творческие способности; развитость
межличностных отношений у детей в коллективном творчестве, проявляющийся в доброжелательности, открытости, в желании быть среди детей в группе, импровизации новых игр, владением необходимыми в этом возрасте навыками этикета в общении с взрослыми и детьми, в раскованности и творческом выполнении пластических и интонационноречевые импровизации; творческая развитость детей в элементарном музицировании, проявляющийся в многочисленных и эмоционально-ярких характеристик музыкальных образов, включенных в игровое задание, владением звуковысотным, ритмическим и тембровым слухом, чистым интонированием мелодической линии, естественным звуком.
2. Мы выяснили, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент творческого проявления. Особенности эмоциональности старших дошкольников необходимо использовать в развитии эмоционального чувства выразительности в жестах, в мимике, в пантомимике, в вокальном интонировании, владении разнообразной гаммой чувств и игровой ролью образности, которых выражены музыкально-творческие способности (критерий - развитость эмоциональной сферы детей в музыкально-игровой деятельности). Особенности отношений со сверстниками развивается доброжелательность, открытость, в желании быть среди детей в группе, импровизации новых игр, владении необходимыми в этом возрасте навыками этикета в общении с взрослыми и детьми, в раскованности и творческом выполнении пластических и интонационно-речевых импровизации (критерий - развитость межличностных отношений у детей в коллективном творчестве). Особенности эмоциональности старших дошкольников необходимо использовать в многочисленных и эмоционально-ярких характеристиках музыкальных образов, включенных в игровое задание, владением звуковысотным, ритмическим и тембровым слухом, чистым интонированием мелодической линии, естественным звуком (критерий - творческая развитость детей в элементарном музицировании) - всё это необходимо учитывать при выборе тематики музыкально-игровой деятельности.
3. Рассмотрев сущность музыкально-игровой деятельности, его роли, можно сделать вывод, что музыкально-игровая деятельность одна из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства. В этой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является способом всестороннего развития детей. Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка. В музыкально-игровой деятельности у детей систематизируются музыкально-эстетические представления, происходит становление художественно-эстетического вкуса.
4. В ходе исследовательской работы нами был разработан, с учётом педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста и задач развития музыкально-творческих способностей, и проведён комплекс мероприятий по музыкально-игровой деятельности. В содержание комплекса занятий по музыкально-игровой деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по музыкально-художественной тематике. Выбор содержания, форм и методов организации музыкальноигровой деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей музыкально-творческих способностей, что было выявлено в процессе исследовательской работы и в результате анализа продуктов музыкально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
1. Агапова, И., Давыдова, М. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст]: талантливому педагогу - заботливому родителю / И. Агапова, М. Давыдова // Москва - Лада. 2006. - с. 224.
2. Адоньева, С. Б. Игра в секретку [Текст] / С. Б. Адоньева // Новое издательство - 2008. - с. 129.
3. Алексеева Г.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов [Текст] / дисс. канд. пед. наук / Г.Ю. Алексеева. - Оренбург, 2000. - с. 182.
4. Андреев, В.И. Педагогика [Текст] / учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - с. 608.
5. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, 1998. - с. 100.
6. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А.В. Бакушинский // Детский сад со всех сторон - 2005. - № 27. - 80 с. 15.
7. Баршай, В.Н. активные игры для детей [Текст] / В.Н. Баршай // Ростов на Дону. - 2001. - с. 144.
8. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка [Текст] / Р.Ф. Беляускайте // Психологическая диагностика. - 2004.- № 4 - с. 58.
9. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 4. - с. 5.
10. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А.И. Буренина. - СПб: ЛОИРО, 2000. - с. 220.
11. Ветлугина Н. А. О теории и практики художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина // - Дошкольное воспитание, 2004. - с. 64.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - с. 96.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - с. 536.
14. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова. - М.: Просвещение, 1992. - с. .143.
15. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. [Текст] // Пособие для музыкальных руководителей ДОУ / Е.В. Горшкова. - М.: Издательство «Гном и Д», 2004. - с. 144...