Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой

Работа №96262

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОЛЮБИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития трудолюбия у
детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Возможности занятий лепкой в развитии трудолюбия у детей
старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ
24
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Содержание работы по развитию трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста на занятиях лепкой 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Воспитание трудолюбия - составная часть нравственного развития дошкольников. Данная проблема является актуальной в жизни современного общества. В жизни нашей страны произошли крупные социально­экономические изменения: расширилась сфера гражданского общества, модернизировались условия труда, учреждения перешли к новым технологиям. В связи с этим увеличились требования к развитию личности ребенка дошкольника. Она должна быть социально-активной, ответственной, любящей труд и способной к преобразованию окружающего мира.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в числе важнейших задач обучения и воспитания отмечается формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, под которыми подразумевается труд как свой собственный, так и труд других людей - детей и взрослых [22]. Согласно данному документу значительно возрастает значение развития у детей трудолюбия, формирование у них трудовых умений и навыков, положительного отношения к труду взрослых.
Трудолюбие - нравственная черта личности, характеризующая не только отношение человека к труду, но и его нравственный облик. Оно служит базой, на основе которой возникают такие ценные качества, как упорство в достижении поставленной цели, сила воли, деловитость, инициатива и др. По мнению Г.М. Киселевой, трудолюбие - это качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться.
Важную роль в развитии трудолюбия у детей играют занятия лепкой. Под лепкой в дошкольном учреждении понимается изобразительная деятельность, в ходе которой дети отражают предметы окружающей действительности: создают скульптурные изображения, используя
пластилин. Во время работы дети знакомятся со свойствами глины, пластилина, объемной формой, построением и пропорцией объектов, у них появляются необходимые для данной деятельности трудовые умения: точность, координированность движений, развитый глазомер, а также возникает желание трудиться для создания готового и эстетически завершенного продукта творчества, формируется положительное отношение к труду, прививается трудолюбие.
В то же время существует противоречие между возможностями занятий лепкой в развитии трудолюбия у детей и недостаточным методическим обеспечением данного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных путей развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой.
Выявленные актуальность и противоречие обусловили выбор темы исследования: «Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой».
Объект исследования: процесс развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий лепкой, направленный на развитие трудолюбия у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий лепкой, направленный на развитие трудолюбия у старших дошкольников.
Задачи:
1. На основе анализа литературы дать характеристику понятию «трудолюбие».
2. Выявить особенности развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий лепкой в развитии трудолюбия у дошкольников.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Спроектировать содержание работы по развитию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой.
Теоретическая база исследования: исследования о месте труда в педагогическом процессе детского сада (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); методические работы по организации детей в трудовой деятельности (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); исследования о формировании у детей положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.); работы об особенностях трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова); исследования о влиянии труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.); методические подходы к организации изобразительной деятельности детей (Р. Арнхейм, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А. Комарова, О.А. Куревина, А.А. Мелик- Пашаев, З.Н. Новлянская).
Методы исследования: теоретический анализ психолого­
педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; беседы; диагностики уровня развития трудолюбия, качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное и графическое изображение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса занятий по развитию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой, который может быть применен в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
База исследования: МКДОУ Обуховский детский сад №2 Камышловский район Свердловской области.
Структура данной выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя исследование, мы можем сделать следующие выводы:
В первой части нашего исследования мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы развития трудолюбия у детей. Пришли к выводу, что оно является одним из главнейших нравственных качеств личности, которое необходимо формировать у детей, начиная с дошкольного возраста. Под трудолюбием исследователи понимают качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться, способность видеть красоту труда, преодоление трудностей в работе. Стремление к достижению эстетически значимого результата.
Для того, чтобы развивать трудолюбие у старших дошкольников в детском саду педагогам рекомендуется создать специальные условия, включающие:
• наличие образца-ориентира взрослого как носителя трудолюбия;
• формирование субъективной позиции ребенка в элементарной трудовой деятельности;
• осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в руководстве трудовой деятельностью дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды - «трудового поля».
Нами были изучены возможности изобразительной деятельности в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, в результате чего было выявлено, что художественная деятельность формирует умение и стремление готовить к труду рабочее место, убирать его, работать аккуратно, развивает желание помогать товарищу, учит доводить начатое дело до конца, способствует пониманию значения труда в жизни людей.
В практической части исследования была проведена диагностика, которая показала необходимость специально организованной работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию трудолюбия.
Мы выявили у детей старшей группы исходный уровень развития трудолюбия по когнитивному, деятельностно-практическому и эмоционально-волевому показателям в процессе лепки.
Нами были получены следующие результаты по когнитивному показателю: 10% воспитанников находятся на высоком уровне, они знают правила подготовки к занятию лепкой, необходимый инвентарь, технику безопасности, владеют основными приемами. 40% воспитанников находится на среднем уровне, они знают не все приемы, немного путают их, называют не все правила поведения, путают последовательность подготовки к занятию. 50% воспитанников находятся на низком уровне. Они не знают правил поведения, подготовки к занятию, основных приемов лепки.
По эмоционально-волевому показателю трудолюбия нами были получены следующие результаты: 20% воспитанников находятся на высоком уровне. Они стремятся достичь качественных результатов, прикладывают большие усилия, справляются с трудностями, испытывают радость от труда, 50% детей находятся на среднем уровне, они с трудом переносят трудности в работе, расстраиваются, после перерыва продолжают работать, выполняют задания с помощью педагога, проявляют фантазию и творческие способности, радуются результату. 30% воспитанников находятся на низком уровне по эмоционально-ценностному компоненту.
По деятельностно-практическому показателю что 20% воспитанников имеют высокий уровень развития ручного труда, у них сформированы общетрудовые действия, они любят трудиться, самостоятельно готовят себе рабочее место и выбирают, необходимый инвентарь, 30% детей находятся на среднем уровне, они владеют общетрудовыми и комбинаторными умениями, но правильно выполняют задание, только с помощью взрослого, не вносят в свою поделку элементы новизны, читают карты и пользуются образцами, только с подсказками взрослого. 50% воспитанников находятся на низком уровне по развитию ручного труда, они беспомощны во всех компонентах трудового процесса, им постоянно требуется помощь взрослого, низкая самостоятельность в работе.
Полученные данные указывали на необходимость специально организованной работы педагогов, направленной на развитие трудолюбия у детей.
Нами был разработан комплекс занятий по развитию трудолюбия у детей на занятиях лепкой на один месяц. Он включил 5 занятий лепкой (1 раз в неделю) на следующие темы: «Мой город», «Кошкин дом», «Знакомство с пластичным материалом», «Мама в красивом платье», «Роботы». Данные занятия были направлены на формирование трудовых умений и навыков в процессе занятий лепкой, на воспитание трудолюбия, аккуратности и самостоятельности. Дети знакомились с нетрадиционными приемами лепки, с лепкой фигур людей и животных в движении, работали с объемными формами. Также была сделана коллективная работа «Роботы» для выставки, на примере которой дети научились работать сообща, совместно, четко ставить цель, стремится к результату, осознали значимость своего труда, научились оценивать свою работу и критически относиться к ней, ценить результат труда, переносить трудности, испытывать радость от трудовой деятельности.


1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. - М. : Акад. проект, 2005. - 240 с.
2. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 11. - С. 32-38.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 296 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. - 671 с. 21.
5. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. - М. : Сфера, 1999. - 80 с.
6. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000. - 344 с.
7. Детство [Текст] : программа волей развития и владени воспитания детей в дет. наиболе саду / В. И. Логинова [и др.] ; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб, : Детство-Пресс, 2015. - 389 с.
8. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов : в 2 т. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988. - Ч. 1 : Содержание коммунистического воспитания в детском саду. - 256 с.
9. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью [Текст] : дис. д-ра пед. наук: 13.00.03 / Е. А. Екжанова. - М, 2003. - 334 с.
10. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. просвещения РСФСР. - 1961.
• 92 с.
11. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] : конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией : пособие для воспитателей дет. сада. / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985. - 192 с.
12. Коган, Л. Н. Искусство и мы [Текст] / Л. Н. Коган. - М. : Молодая гвардия, 1970. - 269 с.
13. Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства [Текст] : Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 68 с.
14. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Педагогика, 1990. - 143 с.
15. Комарова, Т. С. Как научить ребёнка рисовать [Текст] : обучение детей в дет. саду и в шк. / Т. С. Комарова. - М. : Столетие, 1998. - 141 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ