Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображение у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в интегрированной художественной деятельности

Работа №96253

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Анализ литературы по проблеме развития творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Психолого-педагогические особенности развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Интегрированная художественная деятельность как средство развития
творческого воображение у детей старшего дошкольного возраста 20
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1 Диагностические исследование исходного уровня развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной
деятельности 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
Приложение 1 54
Приложение 2

В эпоху 21 века жизнь современного человека становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека гибкости мышления, быстроте ориентации, адаптации к новым условиям, творческого, подхода. Проблема развития творческого воображения детей актуальна, обусловлена социально-политическими тенденциями в области образования, в частности необходимостью развития творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
В связи с этим перед образовательными учреждениями, встает важная задача развитие творческого потенциала подрастающего поколения с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Согласно ФГОС ДО, формирование у детей позитивных установок различным видам труда и творчества осуществляется в ходе реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие», развитие воображения и творческой активности реализуется в образовательной области «познавательное развитие», реализация самостоятельной художественной деятельности детей (изобразительной, конструктивно­модельной, музыкальной и до) осуществляется в образовательной области «художественно-эстетическом развитие» (ч.2, п.2,6) [50].
ФГОС ДО утверждает в качестве одной из ведущих задач «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В свете данной задачи одним из ориентиров дошкольного образования является развитое воображение детей, реализуемое в различных видах деятельности.
Актуальность развития творческого воображения обусловлена тем, что данный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека и его поведения в целом. Игнорирование или формальный подход к развитию творческого воображения в дошкольном возрасте могут привести к невосполнимым потерям в развитии личности в последующие годы.
Большой вклад в изучении творческого воображения внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, и др., согласно исследованиям которых, творческое воображение является условием творческого преобразования имеющегося у детей опыта, характеризующего саморазвитие личности на последующих возрастных этапах.
Старший дошкольный возраст можно рассматривать как сенситивный для развития творческого воображения, поскольку дети в данный период уже способны к восприятию, созданию и комбинированию несложных ассоциаций и художественных образов.
Развитие творческого воображения ребенка связано с динамикой обогащения его жизненного опыта и опыта самостоятельной деятельности, поэтому важна целенаправленная организация таких видов деятельности, которые способствуют его успешному развитию. Здесь следует обратить внимание на интегрированную художественную деятельность, которая подразумевает не только разнообразную художественно-творческую деятельность дошкольников, но и комплексное воздействие на развитие их психических процессов и практических навыков всех видов искусств - музыки, различных жанров изобразительного искусства, поэзии, театра.
В настоящее время в дошкольной педагогике аккумулирован большой теоретический материал (Л.А. Горшунова, О.М. Климентьева, О.С.Ушакова и др.) и практический опыт организации и осуществления интегрированного подхода к творческому развитию детей (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, и другие). Однако, как условие эффективного развития творческого воображения детей дошкольного возраста интегрированная художественная деятельность целенаправленно не изучалась.
На основании вышесказанного можно выделить противоречие между требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования о необходимости гармоничного развития всего комплекса психических процессов ребенка и его творческого потенциала и недостаточной разработанностью организации, содержания и методов интегрированной художественной деятельности, направленных на развитие творческого воображения детей в условиях Дошкольного образование.
Разрешение данного противоречия составляет суть проблемы нашего исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать цикл занятий направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: специфика творческого воображения и пути его развития у старших дошкольников в условиях интегрированной художественной деятельности.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. На основание изучения психолого-педагогической литературы раскрыть понятия «Творческое воображения».
2. Выявить особенности психолого-педагогического развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать интегрированную художественную деятельность как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Диагностировать исходный уровень развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческого воображение у детей старшего дошкольного возраста через интегрированную художественную деятельность.
Для достижений цели и задач исследования использовался комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; обобщение опыта исследований творческого воображения в старшем дошкольном возрасте, а также психолого-педагогического потенциала интегрированной художественной деятельности; беседа; изучение продуктов творческой деятельности дошкольников; наблюдение за индивидуальной и коллективной интегрированной художественной деятельностью детей; систематизация методического материала.
Практическая значимость. Предложенный комплекс мероприятий может быть использован в практической деятельности педагогах в дошкольных образовательных учреждений.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 г. Сысерть Свердловской области. В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования, диагностической и проектировочной работы по развитию творческого воображения старших дошкольников в условиях интегрированной художественной деятельности, мы пришли к следующим выводам:
Воображением называется создание новых образов, основанных на деятельности восприятия и мышления, и опирающихся на имеющийся у индивида опыт. Важнейшая особенность воображения как познавательного процесса человека заключается в его возможности преобразования окружающей действительности.
Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения как акта творчества. Творческое воображение заключается в умении рассматривать предметы и явления в различных комбинациях, контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные, оригинальные способы воплощения воображаемых образов и ситуаций.
В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. У ребенка складываются действия воображения: создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей художественной конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.
С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, их комбинирование и создание на их основе новых образов, отвечающих интересам и представлениям дошкольника, может быть реализована в ходе интегрированной художественной деятельности.
Интегрированная художественная деятельность способствует развитию у старших дошкольников как познавательного, так и творческого воображения. Ее целью является объединение средств различных видов искусств и художественно-творческой деятельности в целостном педагогическом процессе, который может быть организован для развития творческого воображения старших дошкольников. Дети данного возраста склонны увлекаться воображаемыми образами и действиями, что можно использовать для включения в активный творческий процесс все виды художественной деятельности - музыкальной, изобразительной, театральной, пластической, литературной.
Направленность творческого воображения на преобразование полученного опыта, познавательных и чувственных впечатлений в выразительные образы зависит от гибкости, оригинальности, вариативности творческого воображения, которые характеризуют уровень его развития в качестве показателей. Высокий уровень творческого воображения стимулирует ребенка к овладению художественными средствами различных видов искусств, позволяющими перевести впечатления и образы в материальный план.
На основании результатов диагностики творческого воображения старших дошкольников было определено, что преобладающими являются низкий и средний уровни его развития. Цикл занятий интегрированной художественной деятельностью, разработанный с целью развития творческого воображения старших дошкольников, включал ознакомление детей с художественными произведениями различных видов искусства; наблюдение за природными объектами и явлениями; разные виды и формы самостоятельного творчества дошкольников и интегрированных заданий. Это способствует значительному расширению кругозора и опыта старших дошкольников, углублению эмоционально-чувственного восприятия, расширяя и обогащая материал для развития творческого воображения.


1. Благонравова А.В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет / А.В. Благонравова. - М.: Академия развития, 2010. - 347 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.
Богоявленская. - М.: «Академия», 2002. - 320 с.
3. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. (Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения) / Ю.М. Бородай. - М.: Высшая школа, 1966. - 150 с.
4. Большой толковый психологический словарь / Перевод с англ. Р. Артур.
• М.: АСТ Вече, 2001. - 560 с.
5. Болотина Л.Р., и др. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - М.: Академический проект, 2005.
• 240 с.
6. Варки Н. Ребенок в мире творчества: творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варки / Дошкольное воспитание. - 2011. - №
6. - С.57-67.
7. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2006. - 46 с.
8. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина.
• М.: Просвещение, 1992. - 208 с.
9. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика- синтез, 2008. - 108 с.
10. Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника / Д.И. Воробьева. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 144 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1999. - 288 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский / Под ред. М. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Изд. 3-е, доп. - М.: Просвещение, 2015. - 292 с.
14. Галанов А.С., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С. Галанов, С.Н. Коршелова, С.Л. Куликова; под ред. А.С. Галанова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 180 с.
15. Грибовская А.А., и др. Взаимосвязь различных видов народного искусства в эстетическом развитии детей / Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, Т.С. Комарова, Ю.А. Грибовская, Ю.В. Максимов; под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2006. - 160 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ