ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» И ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Практические работы в системе методов обучения
1.2. Сущность практических работ и их классификация
1.3. Отражение практического компонента в ФГОС географического
образования «География России»
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»
2.1. Принципы разработки методического обеспечения практических
работ в курсе «География России»
2.2. Система практических работ и их методическое обеспечение при
изучении природы России
2.3. Система практических работ и их методическое обеспечение при
изучении населении и хозяйства России
ГЛАВА 3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
3.1. Цели и организация опытно-экспериментальной работы
3.2. Реализация и результаты опытного обучения в курсе «География России»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Практические работы по географии 8-9 класс»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Практические работы в системе методов обучения
1.2. Сущность практических работ и их классификация
1.3. Отражение практического компонента в ФГОС географического
образования «География России»
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»
2.1. Принципы разработки методического обеспечения практических
работ в курсе «География России»
2.2. Система практических работ и их методическое обеспечение при
изучении природы России
2.3. Система практических работ и их методическое обеспечение при
изучении населении и хозяйства России
ГЛАВА 3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
3.1. Цели и организация опытно-экспериментальной работы
3.2. Реализация и результаты опытного обучения в курсе «География России»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Практические работы по географии 8-9 класс»
Актуальность исследования: предмет «География» является классическим школьным предметом и играет большую роль воспитании и образовании молодого поколения. Географические знания позволяют школьникам правильно выбрать будущую профессию в соответствии с потребностями региона и сферы деятельности народного хозяйства. Особое место в курсе
«География» занимает изучение природы, населения и хозяйства России. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях нет отдельного курса, который объединяет изучение физической (география России, природа) и социально экономической географии (население и хозяйство). В нашей работе мы вводим понятие курс «География России». Под курсом «География России» мы будем понимать материал 8 класса «География России. Природа» и материал 9 класса «География России. Население и хозяйство». Курс
«География России» занимает центральное место в системе школьной географии, так как завершает географическое образование в основной школе и является базой для развития профильного географического образования.
Курс «География России» формирует у обучающихся ключевые компетенции, которые способствуют развитию коммуникативной, интеллектуальной, творческой, умеющей быстро реагировать на непредсказуемые ситуации, т.е. конкурентоспособной личности.
Термин «компетенция» сейчас часто встречается в научной литературе. Видами компетенциями, способы формирования компетенций занимаются такие исследователи как: Еремкина О.В., Морин Н.Б., Переломова Н.А., Федорова Д.В., и т.д. А.В. Хуторской, трактует термин «Компетенция», как «отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере». И.А. Зимняя под компетенцией понимает: «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека». И.С. Сергеев, В.И. Блинов считают, что «Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации готовность действовать в ситуации неопределенности» [3, с. 9, 23]. Таким образом, под компетенцией мы будем понимать эффективную деятельность обучающегося, которая способствует умению быстро адаптироваться к конкретной ситуации и определенной сфере.
В связи с переходом к новому государственному стандарту образования (ФГОС) необходимо мотивировать обучающихся таким образом, чтобы формировать компетенции. Педагог в реализации Федерального государственного стандарта должен все больше использовать на уроках не дидактический подход, а личностно-ориентированный, т.е. педагог выступает в качестве «проводника» для школьника, которому помогает развиваться самостоятельно. Следовательно, в процессе осуществления деятельности обучающегося необходимо поставить в такие условия, в ходе которых он сможет развить элементы компетенций (знания, навыки, способности, усилия, умения). Все это повышает успешность обучающегося в образовании, а также способствует формированию профессиональной деятельности выпускника при по- лучении средне-специального или высшего образования.
В настоящее время существует множество методических обеспечений, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Учебно-методические комплексы, рабочие программы, поурочное планирование, методические рекомендации по изучению предметов, электронные приложения, информационно-коммуникативные технологии и т.д. позволяют педагогам дать обучающимся глубокие и фундаментальные знания. Широкое использование методических разработок способствует тому, чтобы заинтересовать школьника и сформировать мотивацию для самостоятельного обучения.
Рабочая программа – это один из основных документов, на который опирается педагог в ходе учебной деятельности. При составлении рабочей программы педагог учитывает Федеральный государственный образовательный стандарт и учебно-методический комплекс, который утвержден в конкретном образовательном учреждении. Каждая рабочая программа включает в себя теоретические и практические уроки, курс «География России» не является исключением.
Для теоретических уроков по курсу «География России» существует огромное количество разнообразных учебников, пособий, поурочных планирований, ИКТ и т.д., поэтому при изучении теоретического материала у обучающихся, как правило, не возникает особых трудностей. Уроки-практикумы данного курса на сегодняшний день не обладают достаточным методическим обеспечением: нет методичек, пособий, конструктов уроков и поурочных планирований, которые бы помогали педагогу и обучающимся эффективно и результативно применять теоретические знания на уроках-практикумах. Учитывая при этом переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, где упор делается на мотивацию ученика к самостоятельному познанию каждой дисциплины, такие методические разработки (методички для школьников) еще больше становятся необходимыми. Таким образом, актуальность исследовательской работы заключается в следующем: необходимость разработки методического обеспечения для практических занятий по курсу «География России».
Проблема исследования: в практической деятельности учителя недостаточно практических работ по курсу «География России», предлагаемые работы недостаточно эффективны для формирования образовательных компетенций и разработаны без дифференциации на базовый и повышенный уровень.
Объект исследования: курс «География России».
Предмет исследования: практический компонент курса «География России» и его методическое обеспечение.
Цель исследования: разработать и проанализировать эффективность практических работ базового и повышенного уровня методического пособия для уроков-практикумов при изучении курса «География России».
Гипотеза исследования: разработанное на базе традиционных и инновационных подходах современное методическое пособие позволит повысить уровень образовательной компетенции школьников, а также активизировать их познавательную деятельность.
Для достижения поставленной цели и проверки предложенной гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы организации практико-ориентированного обучения.
2. Проанализировать методическое обеспечение курса «География России». 3.Разработать уроки-практикумы по изучению курса «География России». 4.Апробировать практические работы по курсу «География России» (8-9
класс) на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа».
5. Проанализировать уроки-практикумы, выявить недостатки и преимущества и провести коррекцию практических работ по курсу «География России».
6. Оформить разработанные практические работы в методическое пособие:
«Практические работы по географии России 8-9 класс».
Степень разработанности проблемы исследования: не теряют своей актуальности классические педагогические концепции Я. А. Коменского, Д. Локка, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко и другие. Видами компетенций, способами формирования компетенций занимаются такие исследователи как: Еремкина О. В., Морин Н. Б., Переломова Н. А., Федорова Д. В., А. В. Хуторской и т.д. Методикой преподавания географии занимаются: А. Е. Бибик, И. В. Душина, А. И. Гусева, А. Г. Исаченко, Т. А. Ильина, Г. К. Селевко и др.
Для решения поставленных задач применены следующие общенаучные методы исследования: теоретический – изучение и анализ методической, географической, психолого-педагогической литературы по представленной проблеме; эмпирический – педагогическое наблюдение, опытное обучение; методический – разработка методического пособия, статистический – анализ результатов и их теоретическое обобщение.
Научная новизна исследования: разработаны и апробированы на практике задания для практических работ по географии для курса «География России» и составлено методическое обеспечение с практическими работами базового и повышенного уровня.
Практическая значимость: разработанные практические работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «География России».
Этапы исследования. Исследования проводилось с 2016-2018 гг.
Первый этап (учебный год 2016) – изучение психолого-педагогической и методической литературы, выявление и осмысление проблемы в изучении курса «География России».
Второй этап (учебный год 2017-2018) – разработка практических уроков базового и повышенного уровня для восьмых и девятых классов и их апробация в школе.
Третий этап (2018 год) – обработка полученных результатов, обобщение и систематизация результатов исследования, разработка методического пособия «Практические работы по географии России».
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования опубликованы в следующих работах, которые входят в состав сборников материалов научно-практических конференций:
1. 2017 г. «Формирование исследовательской компетенции школьников при изучении регионов России», Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов /Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. Е. А. Казаевой. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – Вып. 14. – 147 с.
2. 2018 г. статья «Значимость практических работ по «Географии России», WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 15 с..
Положения, выносимые на защиту:
1. Ценность практико-ориентированного обучения в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
2. Потребность практических работ базового и повышенного уровня в связи с отсутствием таковых в существующих методических пособиях.
3. Разработанное методическое пособие «Практические работы по курсу «География России» (8-9 класс) позволит повысить уровень компетенции в области географии.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
Во введении определяются объект и предмет исследования, обосновываются актуальность, формулируются цель и задачи, решаемые в работе, указывается материал исследования и методы анализа фактического материала, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации практико-ориентированного обучения, а также дается классификация методов обучения и раскрывается сущность практического метода обучения.
Во второй главе представлены методические условия для разработки практических работ по курсу «География России». Представлены примеры практических заданий и их описание.
Третья глава отражает результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности разработанного методического пособия по практическим работам.
В заключении излагаются основные выводы по теме и дальнейшие перспективы исследования.
«География» занимает изучение природы, населения и хозяйства России. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях нет отдельного курса, который объединяет изучение физической (география России, природа) и социально экономической географии (население и хозяйство). В нашей работе мы вводим понятие курс «География России». Под курсом «География России» мы будем понимать материал 8 класса «География России. Природа» и материал 9 класса «География России. Население и хозяйство». Курс
«География России» занимает центральное место в системе школьной географии, так как завершает географическое образование в основной школе и является базой для развития профильного географического образования.
Курс «География России» формирует у обучающихся ключевые компетенции, которые способствуют развитию коммуникативной, интеллектуальной, творческой, умеющей быстро реагировать на непредсказуемые ситуации, т.е. конкурентоспособной личности.
Термин «компетенция» сейчас часто встречается в научной литературе. Видами компетенциями, способы формирования компетенций занимаются такие исследователи как: Еремкина О.В., Морин Н.Б., Переломова Н.А., Федорова Д.В., и т.д. А.В. Хуторской, трактует термин «Компетенция», как «отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере». И.А. Зимняя под компетенцией понимает: «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека». И.С. Сергеев, В.И. Блинов считают, что «Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации готовность действовать в ситуации неопределенности» [3, с. 9, 23]. Таким образом, под компетенцией мы будем понимать эффективную деятельность обучающегося, которая способствует умению быстро адаптироваться к конкретной ситуации и определенной сфере.
В связи с переходом к новому государственному стандарту образования (ФГОС) необходимо мотивировать обучающихся таким образом, чтобы формировать компетенции. Педагог в реализации Федерального государственного стандарта должен все больше использовать на уроках не дидактический подход, а личностно-ориентированный, т.е. педагог выступает в качестве «проводника» для школьника, которому помогает развиваться самостоятельно. Следовательно, в процессе осуществления деятельности обучающегося необходимо поставить в такие условия, в ходе которых он сможет развить элементы компетенций (знания, навыки, способности, усилия, умения). Все это повышает успешность обучающегося в образовании, а также способствует формированию профессиональной деятельности выпускника при по- лучении средне-специального или высшего образования.
В настоящее время существует множество методических обеспечений, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Учебно-методические комплексы, рабочие программы, поурочное планирование, методические рекомендации по изучению предметов, электронные приложения, информационно-коммуникативные технологии и т.д. позволяют педагогам дать обучающимся глубокие и фундаментальные знания. Широкое использование методических разработок способствует тому, чтобы заинтересовать школьника и сформировать мотивацию для самостоятельного обучения.
Рабочая программа – это один из основных документов, на который опирается педагог в ходе учебной деятельности. При составлении рабочей программы педагог учитывает Федеральный государственный образовательный стандарт и учебно-методический комплекс, который утвержден в конкретном образовательном учреждении. Каждая рабочая программа включает в себя теоретические и практические уроки, курс «География России» не является исключением.
Для теоретических уроков по курсу «География России» существует огромное количество разнообразных учебников, пособий, поурочных планирований, ИКТ и т.д., поэтому при изучении теоретического материала у обучающихся, как правило, не возникает особых трудностей. Уроки-практикумы данного курса на сегодняшний день не обладают достаточным методическим обеспечением: нет методичек, пособий, конструктов уроков и поурочных планирований, которые бы помогали педагогу и обучающимся эффективно и результативно применять теоретические знания на уроках-практикумах. Учитывая при этом переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, где упор делается на мотивацию ученика к самостоятельному познанию каждой дисциплины, такие методические разработки (методички для школьников) еще больше становятся необходимыми. Таким образом, актуальность исследовательской работы заключается в следующем: необходимость разработки методического обеспечения для практических занятий по курсу «География России».
Проблема исследования: в практической деятельности учителя недостаточно практических работ по курсу «География России», предлагаемые работы недостаточно эффективны для формирования образовательных компетенций и разработаны без дифференциации на базовый и повышенный уровень.
Объект исследования: курс «География России».
Предмет исследования: практический компонент курса «География России» и его методическое обеспечение.
Цель исследования: разработать и проанализировать эффективность практических работ базового и повышенного уровня методического пособия для уроков-практикумов при изучении курса «География России».
Гипотеза исследования: разработанное на базе традиционных и инновационных подходах современное методическое пособие позволит повысить уровень образовательной компетенции школьников, а также активизировать их познавательную деятельность.
Для достижения поставленной цели и проверки предложенной гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы организации практико-ориентированного обучения.
2. Проанализировать методическое обеспечение курса «География России». 3.Разработать уроки-практикумы по изучению курса «География России». 4.Апробировать практические работы по курсу «География России» (8-9
класс) на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа».
5. Проанализировать уроки-практикумы, выявить недостатки и преимущества и провести коррекцию практических работ по курсу «География России».
6. Оформить разработанные практические работы в методическое пособие:
«Практические работы по географии России 8-9 класс».
Степень разработанности проблемы исследования: не теряют своей актуальности классические педагогические концепции Я. А. Коменского, Д. Локка, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко и другие. Видами компетенций, способами формирования компетенций занимаются такие исследователи как: Еремкина О. В., Морин Н. Б., Переломова Н. А., Федорова Д. В., А. В. Хуторской и т.д. Методикой преподавания географии занимаются: А. Е. Бибик, И. В. Душина, А. И. Гусева, А. Г. Исаченко, Т. А. Ильина, Г. К. Селевко и др.
Для решения поставленных задач применены следующие общенаучные методы исследования: теоретический – изучение и анализ методической, географической, психолого-педагогической литературы по представленной проблеме; эмпирический – педагогическое наблюдение, опытное обучение; методический – разработка методического пособия, статистический – анализ результатов и их теоретическое обобщение.
Научная новизна исследования: разработаны и апробированы на практике задания для практических работ по географии для курса «География России» и составлено методическое обеспечение с практическими работами базового и повышенного уровня.
Практическая значимость: разработанные практические работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «География России».
Этапы исследования. Исследования проводилось с 2016-2018 гг.
Первый этап (учебный год 2016) – изучение психолого-педагогической и методической литературы, выявление и осмысление проблемы в изучении курса «География России».
Второй этап (учебный год 2017-2018) – разработка практических уроков базового и повышенного уровня для восьмых и девятых классов и их апробация в школе.
Третий этап (2018 год) – обработка полученных результатов, обобщение и систематизация результатов исследования, разработка методического пособия «Практические работы по географии России».
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования опубликованы в следующих работах, которые входят в состав сборников материалов научно-практических конференций:
1. 2017 г. «Формирование исследовательской компетенции школьников при изучении регионов России», Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов /Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. Е. А. Казаевой. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – Вып. 14. – 147 с.
2. 2018 г. статья «Значимость практических работ по «Географии России», WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 15 с..
Положения, выносимые на защиту:
1. Ценность практико-ориентированного обучения в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
2. Потребность практических работ базового и повышенного уровня в связи с отсутствием таковых в существующих методических пособиях.
3. Разработанное методическое пособие «Практические работы по курсу «География России» (8-9 класс) позволит повысить уровень компетенции в области географии.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
Во введении определяются объект и предмет исследования, обосновываются актуальность, формулируются цель и задачи, решаемые в работе, указывается материал исследования и методы анализа фактического материала, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации практико-ориентированного обучения, а также дается классификация методов обучения и раскрывается сущность практического метода обучения.
Во второй главе представлены методические условия для разработки практических работ по курсу «География России». Представлены примеры практических заданий и их описание.
Третья глава отражает результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности разработанного методического пособия по практическим работам.
В заключении излагаются основные выводы по теме и дальнейшие перспективы исследования.
Практические работы – это определенный метод обучения, который способствует росту самостоятельности, обеспечивает формирование умений применять знания на практике и воспитывает такое качество как трудолюбие. Выполнение практических работ всегда должно носить систематический характер. Именно в таком случае происходит качественное формирование важнейших мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение, сравнение и т.д.
Разнообразие подходов к «практическому методу» говорит о том, что данный метод не имеет установленных границ и дает возможность к импровизации в рамках той или иной науки.
Опираясь на нормативно-правовую базу и научные труды Ю.К. Бабанского, Т.А. Ильиной, Н.В. Савиной, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневича, можно сделать вывод, что именно практический метод обучения на уроках географии позволяет более эффективно преобразовывать теоретические знания в практические.
География – это наука, находящаяся на стыке естественнонаучных и общественных дисциплин, поэтому полученные теоретические знания важно научиться применять как в повседневной жизни, так и при получении профессионального образования.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально-ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Так как этому курсу отводится центральное место важно, чтобы он был снабжен хорошими методическими пособиями и литературой по практическим работам. Сегодня существует широкий выбор тестов, упражнений, заданий, ориентированных на отработку знаний и умений, однако при анализе методических пособий мы столкнулись с тем, что по курсу география России отсутствуют методические пособия, содержащие практические работы базового и повышенного уровней. Необходимость создания данного пособия обусловлено тем, что материалы основного государственного экзамена содержат задания базового и повышенного уровней.
Разработанное методическое пособие «Практические работы по географии России 8-9 класс» включает 44 практическую работу, из них 24 базового уровня (8-9 класс) и 20 повышенного уровня (8-9 класс). Разработанные практические работы можно использовать на разных этапах урока, т.е. они могут быть тренировочными, обучающими и итоговыми.
Все разработанные практические работы направлены на:
1. Понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
2. Представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
3. Умение работать с разными источниками географической информации;
4. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
5. Картографическая грамотность;
6. Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
7. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
8. Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
В ходе разработки практических работ, мы актуализировали не только предметные связи, но и метапредметные, некоторые работы требуют от обучающихся не только знание географии, но и смежных дисциплин.
Методическое пособие разработано согласно требованиям, имеет чѐткую структуру и содержательную полноценность.
Двадцать две практических работ (базового и повышенного уровней) из методического пособия за курс восьмой и девятый класс была апробирована на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа». В опытно- экспериментальной проверке приняло участие 117 человек (из них 52 обучающихся восьмых классов и 65 обучающихся девятых классов). На основании полученных результатов можно сделать вывод, что разработанные практические работы, безусловно, благоприятно влияют на формирование УУД, но при изучении теоретического материала необходимо сделать акцент на формирование логических УУД.
Для того чтобы объективно оценить эффективность практических работ необходимо внедрить их в массовую педагогическую практику, проводить систематически на протяжении длительного времени.
Разнообразие подходов к «практическому методу» говорит о том, что данный метод не имеет установленных границ и дает возможность к импровизации в рамках той или иной науки.
Опираясь на нормативно-правовую базу и научные труды Ю.К. Бабанского, Т.А. Ильиной, Н.В. Савиной, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневича, можно сделать вывод, что именно практический метод обучения на уроках географии позволяет более эффективно преобразовывать теоретические знания в практические.
География – это наука, находящаяся на стыке естественнонаучных и общественных дисциплин, поэтому полученные теоретические знания важно научиться применять как в повседневной жизни, так и при получении профессионального образования.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально-ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Так как этому курсу отводится центральное место важно, чтобы он был снабжен хорошими методическими пособиями и литературой по практическим работам. Сегодня существует широкий выбор тестов, упражнений, заданий, ориентированных на отработку знаний и умений, однако при анализе методических пособий мы столкнулись с тем, что по курсу география России отсутствуют методические пособия, содержащие практические работы базового и повышенного уровней. Необходимость создания данного пособия обусловлено тем, что материалы основного государственного экзамена содержат задания базового и повышенного уровней.
Разработанное методическое пособие «Практические работы по географии России 8-9 класс» включает 44 практическую работу, из них 24 базового уровня (8-9 класс) и 20 повышенного уровня (8-9 класс). Разработанные практические работы можно использовать на разных этапах урока, т.е. они могут быть тренировочными, обучающими и итоговыми.
Все разработанные практические работы направлены на:
1. Понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
2. Представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
3. Умение работать с разными источниками географической информации;
4. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
5. Картографическая грамотность;
6. Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
7. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
8. Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
В ходе разработки практических работ, мы актуализировали не только предметные связи, но и метапредметные, некоторые работы требуют от обучающихся не только знание географии, но и смежных дисциплин.
Методическое пособие разработано согласно требованиям, имеет чѐткую структуру и содержательную полноценность.
Двадцать две практических работ (базового и повышенного уровней) из методического пособия за курс восьмой и девятый класс была апробирована на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа». В опытно- экспериментальной проверке приняло участие 117 человек (из них 52 обучающихся восьмых классов и 65 обучающихся девятых классов). На основании полученных результатов можно сделать вывод, что разработанные практические работы, безусловно, благоприятно влияют на формирование УУД, но при изучении теоретического материала необходимо сделать акцент на формирование логических УУД.
Для того чтобы объективно оценить эффективность практических работ необходимо внедрить их в массовую педагогическую практику, проводить систематически на протяжении длительного времени.
Подобные работы
- Методические условия применения информационных технологий при изучении курса «Географии России»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ «ГЕОГРАФИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ В 7 КЛАССЕ»
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Изучение инновационных технологий имажинальной географии в 7 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ В КУРСЕ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Диссертация , физика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ В КУРСЕ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Организация курса Отечественной истории на основе нового УМК (6 кл.) (Нижневартовский Государственный Университет0
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018



