Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ 5
1.1 Возрастные особенности волейболистов 10-12 лет 5
1.2 Характеристика ловкости как физического качества 17
1.3. Характерные черты ловкости волейболистов 25
1.4. Методика развития ловкости волейболистов 29
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Организация исследования 39
2.2. Методы исследования 39
2.3. Экспериментальная методика подготовки волейболистов
10-12 лет 42
Глава3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность. Игра волейбол - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Современные медико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические занятия волейболом вызывают значительное изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, улучшается глубинное и периферическое зрение, повышается способность нервно¬мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, физической силы, проявления смелости и сообразительности [1,2].
Современный волейбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и защите. Умение быстро реагировать на постоянно меняющуюся игровую ситуацию, правильно и качественно обрабатывать летящий мяч с высокой скоростью мяча, быстро переходить от одних действий к другим, имеет большое значение в волейболе и значительной степени влияет на конечный результат игры. В спортивных играх комплекс этих умений объединяется понятием «специальная ловкость» [11].
Проблемой является недостаточная координационная подготовка юных волейболистов и требует научного и практического подхода при изучении не только динамики данного физического качества, его структуры, но и методики воспитания в зависимости от возраста и пола.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс волейболистов 10-12 лет.
Предметом исследованияявляется методика развитияловкости у волейболистов в возрасте 10-12 лет.
Цель исследования - повышение уровня развития ловкости у волейболистов 10-12 лет.
Задачи:
1) Выявить возрастные особенности детей 10-12 лет.
2) Проанализировать общепринятые методики развития ловкости у волейболистов.
3) Разработать экспериментальную методику развития ловкости у волейболистов 10-12 лет.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 58 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 36 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.
Ловкость в волейболе «делится» на акробатическую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке) и игровую (умение предвидеть продолжение действия), а также общую, специальную, прыжковую, скоростную.
1. Анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что возраст 10-12 лет, является благоприятным для развития ловкости, так как он в наибольшей степени имеет организованную двигательную активность.
2. Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, было выявлено, что эффективным методом воспитания ловкости является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Мы должны целенаправленно развивать ловкость с раннего возраста и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения, выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений.
3. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие ловкости детей 10-12 лет.
В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения:
Для развития общей ловкости: прыжки на месте с подтягиванием ног к груди; то же, но с продвижением вперед; выпрыгивание вверх из глубокого приседа.
Для развития специальной ловкости: прыжок у лицевой линии,кувырок и прием мяча; жонглирование волейбольным мячом, перекатывая его с ладони на тыльную сторону кисти и обратно; волейбольный мяч в руках на уровне головы, опустить мяч, сделать хлопок и поймать мяч на лету.
Для развития прыжковой ловкости: прыжки из приседа с гирей 5-10 кг; с набивными мячами; прыжки на одной и двух ногах через скамейку варианты: стоя боком к скамейке; стоя лицом к скамейке; прыжки на одной ноге через скамейку; прыжки на 2-х ногах через скамейку.
Для развития скоростной ловкости: с лицевой линии ускорение 10 м. 2-3 раза из каждого исходного положения.
Для развития акробатической ловкости: прыжки у сетки с поворотом на 360 градусов; передача мяча от отскока об пол;подбросить мяч над сеткой, быстро пригнувшись, перейти на другую сторону, подпрыгнуть и сделать атакующий удар по мячу одной рукой.
Для развития игровой ловкости: подвижные игры; перемещения с отягощением; равномерный бег по фишкам; подачи в зоны 1,6,5.
Разработанная экспериментальная методика позволяет сделать вывод о том, что применяемый нами комплекс упражнений оказывает положительное влияние на развитие ловкостиу волейболисток 10-12 лет, которое наблюдается в достоверном(р<0,05) увеличении показателей в упражнениях - «1», «3», «4», «6».
Разработанная нами методика может быть использованы в учебно- тренировочном процессе подготовки волейболисток 10-12 лет.
1. Айриянц, А.Г. Волейбол [Текст] / А.Г. Айриянц. - М.:
Физкультура и спорт, 1976. - 230с.
2. Беляев, А. В. Волейбол [Текст] / А.В. Беляев.- М.: Физкультура и спорт, 2006. - 24 с.
3. Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры [Текст] /
A. В. Беляев. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 320с.
4. Беляев, В.Г. Возрастная Физиология [Текст] / В.Г. Беляев. - М.:Физкультура и спорт, Ставрополь, 1999. - 145с.
5. Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] / Н.А.
Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1947. - 227 с.
6. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А.
Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
7. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовк
и спортсменов[Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт,
1988. - 336 с.
8. Волейбол. Баскетбол. Гандбол: Организация и проведение
соревнований по спортивным играм: учебное пособие [Текст] /
B. Ф. Мишенькина, Ю.Н. Эртман, Е.Ю. Ковыршина, В.Ф. Кириченко. -
Издательство СибГУФК, 2014. - 136 с.
9. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта:учебное пособие [Текст] / Е.Н. Гогунов. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
10. Довбыш, В.И. Методика развития ловкости на начальном этапе обучения волейболу [Текст] / В.И. Довбыш.-М. :Физическое воспитание студентов творческих специальностей, 2009. - 60-65 с.
11. Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников[Текст]/Г.П. Сальникова.-М.: Просвещение, 1998. - 221 с.
12. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена [Текст] / В.М. Дьячков - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 193-197 с.
13. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология [Текст] / Ю.А. Ермолаев.
- М.: Наука, 1989.- 165 с.
14. Железняк, Ю.Д. Волейбол в школе [Текст] / Ю.Д. Железняк. -М: Просвещение, 2016. - 180 с.
15. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист [Текст] / Ю.Д. Железняк.
- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 64 с.
...