Глава 1. Теоретическое обоснование значимости ЛФК при спортивных травмах коленного сустава в баскетболе 6
1.1. Основные положения ЛФК 6
1.2. Спортивный травматизм в баскетболе 9
1.3. Анатомические особенности коленного сустава 18
1.4. Методика ЛФК при реабилитации после травмы коленного сустава ... 27
Глава 2. Организация и методы исследования 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Методы исследования 39
2.3. Экспериментальная методика ЛФК при спортивных травмах коленного
сустава у баскетболистов 41
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Актуальность работы обусловлена тем, что травмы коленного сустава - самая распространённая спортивная травма в баскетболе, это связано со спецификой игры, где присутствуют моменты тесного контакта, в результате борьбы, преобладает работа переменной интенсивности, которая чередуется с этапами отдыха, характерны большие объемы беговой, прыжковой, специально-технической нагрузки. Внезапные смены направлений, рывки, остановки, элементы единоборства в защите и атаке, все это может привести к травмам ОДА.
Наиболее подвержен к травмам - коленный сустав, который состоит из бедренной, большеберцовой кости и надколенника. Является одним из самых сложных и крупных сустав в организме, помимо костей, в нем располагаются различные связки и мениски.Основные движенияэтого сустава - разгибание и сгибание.
Колено - самый «нагружаемый» сустав. Он обеспечивает опору и вертикальное положение тела, поэтому изнашиваемость этого сустава гораздо выше, чем у любого другого, и с возрастом он становится хрупким.
Лечение травмы колена и восстановление после нее могут затянуться на долгие годы, если вовремя не найти правильный подход. Восстановление колена после травмы - этап не менее важный, чем интенсивное лечение, ведь если нагрузки увеличить сразу, есть риск повторного травмирования.
Без полностью работоспособного колена у спортсменов развивается деформирующий артроз, они не могут заниматься видами спорта, предусматривающими выполнение движений на высоком уровне.
На протяжении многих лет подходы к лечению больных с повреждениями коленного сустава неоднократно видоизменялись. Это было связано с внедрением в клиническую практику современных артроскопических технологий, совершенствованием хирургических методик и способов фиксации аутотрансплантатов, разработкой новых хирургических инструментов, изменениями в методиках реабилитации больных при помощи ЛФК.
Применяемые средства ЛФК, то есть физические упражнения, используются с лечебно-профилактической целью, при помощи них можно избежать осложнения и восстановить функциональные возможности, работоспособность поврежденного органа. Применяемая методика ЛФК, будет направлена на больного, он будет объектом ее воздействия, при этом упражнения подбираются индивидуально, принимая во внимание специфику травмы и функциональное состояния организма, возрастные и половые особенности.
Травма коленавовсе не означает, что необходимо в срочном порядке применять оперативное вмешательство. Оно требуется только тогда, когда после консервативного лечения имеются признаки нестабильности. Более того, с 50% шансом, сбалансированный курс ЛФК способен устранить необходимость оперативного вмешательства. Разработка данной экспериментальной методики ЛФК для реабилитации после спортивной травмы коленного сустава и обусловила практическую и научную актуальность исследования.
Объект исследования - методика физической реабилитации спортсменов при травмах колена.
Предмет исследования - средства и формы ЛФК, применение их для реабилитации баскетболистов при спортивной травме коленного сустава
Цель исследования - анализ особенностей физической реабилитации после спортивной травмы коленного сустава у баскетболистов при помощи ЛФК
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи:
1. Изучить понятие и особенности ЛФК для реабилитации спортсменов;
2. Определить причины повреждения коленного сустава у баскетболистов;
3. Разработать экспериментальную методику ЛФК при спортивных травмах коленного сустава у баскетболистов.
Структура выпускной квалификационный работы.
ВКР изложена на 58 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 35 источников и приложений.Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
В наше время спорт продолжает прогрессировать, в нем возрастают требования к спортсменам, их организм должен быть готов к высоким нагрузкам предъявляемых во время подготовки и соревнований. Из-за характера такой работа, риск получения травмы очень высок.
Получение повреждения коленного сустава в баскетболе связано со спецификой самой игры, где присутствует тесный игровой контакт, преобладает работа переменной интенсивности, происходят внезапные смены направлений, рывки, остановки, все это негативно сказывается на ОДА и служит причиной получения травмы.
Чтобы процесс реабилитационных мероприятий проходил успешно, необходимо его правильно организовать. Детальное планирование поможет достичь желаемый результат гораздо быстрее и качественнее, а положительный эффект сохранится на долгое время. Для решения поставленной задачи необходимо знать точное функциональное состояние организма, характер травмы и применять рациональные средства ЛФК.
Для решения этой проблемы, очень важно разрабатывать рациональные, научно-обоснованные и практически эффективные методики ЛФК, этот вопрос будет актуален всегда, так как травмы в спорте неизбежны и задача специалистов находить грамотные решения.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, было выявлено, что своевременное определение функционального состояния и изменения в ОДА у спортсмена является одной из важнейших задач современного спорта. Необходимо предупреждать перенапряжения,избегатьтравмы, рецидивы и другие нарушения в состоянии здоровья.
Основываясь на научно-методической литературе были выделены следующие советы по профилактике травматизма: программу тренировок и методику занятий необходимо выбирать в соответствии с физическим развитием, подготовленностью и тренированностью занимающихся; при допуске спортсменов к тренировкам или соревнованиям после перенесенной травмы, проводить тщательное исследование функционального состояния организма.
2. Правильно подобранные средства при реабилитации, помогают качественно и оптимально восстановить спортивную форму после травмы.В процессе прохождения восстановительно периода для реабилитации после травмы и поддержания тренированности организма, применяются следующие средства ЛФК: физические упражнения, массаж, гигиенические факторы и естественные силы природы.
Во время реабилитации, также применяются педагогические средства, которые направлены на индивидуализацию объема и характера нагрузок, организацию стабильного эмоционально-психического состояния
Регулярное выполнение физических упражнений возбуждают доминантные очаги, которые по механизму отрицательной индукции подавляют очаги застойного возбуждения. Систематическое применение физических упражнения ликвидируют отрицательное влияние гиподинамии на организм, оказывает разносторонне благоприятное воздействие.
В выборе методике ЛФК необходимо учитывать следующие факторы: характер и тяжесть травмы, стадию патологического процесса, физическое и психическое состояние больного.
Восстановительное лечение должно начинаться, как можно раньше, на вторые третьи сутки после получения травмы, чем раньше начато проведение реабилитационных мероприятий, тем лучше результат. Нельзя сразу приступать к тренировкам в полной объеме, необходимо постепенно восстанавливать работоспособность коленного сустава.
При травмах ОДА выделяют три периода ЛФК:
• Иммобилизация;
• Постиммобилизация;
• Восстановительный.
В каждом периоде цель, задачи и методика ЛФК зависят от вида повреждения, разновидности повреждения, характера и локализации травмы.
3. Вовремя эксперимента было выявлено, что правильно подобранная методика, предусматривает три этапа восстановления. Нагрузка увеличивается постепенно, что позволяет восстановить травмированный сустав, вернуть ему работоспособность и при этом не потерять приобретенные физические качества. Результаты полученные по итогу тестирования вовремя восстановительно периода, приближены к показателям тестов во время основного учебно-тренировочного процесса. Это указывает на эффективность предлагаемой методики.
Имобилизационный период -характеризуется щадящий нагрузкой, так как проводится при острой фазе заболевания, занятия проводятся индивидуально, на этом этапе необходимо вернуть работоспособность коленного сустава, восстановить тонус икроножной мышцы и мышц бедра.
Постиммобилизационный период - характеризуется оптимальной двигательной активностью, длится с конца иммобилизациооного периода до окончания реабилитации и заживления поврежденной ткани, занятия проводятся как индивидуально, так и в группах, применяемые упражнения в первом этапе, становятся базой и используются в качестве разминки. Упражнения начинают выполняться с утяжелителями и экспандерами, которые позволяют повысить нагрузку на травмированную ногу, добавляется работа на велосипеде, в щадящем режиме.
Восстановительный период - нагрузка и интенсивность приближены к тренировочным, переход к основным тренировка возможен после возвращения полной работоспособности травмированного органа и достижения необходимого уровня тренированности, используются различные способы проведения занятий, потому что возвращается тонус мышц и можно добавлять специальные упражнения,направленные не только на восстановления колена и укрепления мышц стабилизаторов, но и на возвращения координации и растяжки, т.е. качеств специфичных для данной игровой дисциплины.
Помимо физических упражнений в каждом этапе спортивной реабилитации использовались и другие средства ЛФК, такие как массаж, физиопроцедуры, применялись гигиенических факторы и естественные силы природы.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил положительное влияние применяемых специальных средств ЛФК, которые направлены на реабилитацию баскетболистов после травмы коленного сустава.
Разработанная методика может быть применена при проведения восстановительных мероприятий, возвращения в тренировочный процесс , укрепления организма и предотвращения появлений рецидивов травмы у спортсменов.
1. Артаманова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие[Текст] / Артаманова Л.Л. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2010. - 389 с.
2. Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. Гигиена физической культуры и спорта учебник [Текст] / Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. - М.: СпецЛист, 2010. - 192 с.
3. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология: Учебное пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры[Текст] / Дорохов Р.Н., Губа В.П. - М.: СпортАкадемПроцесс, 2002. - 236 с.
4. Дубровский В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль[Текст] /
Дубровский В.И. - М.: ООО «Медицинское информационное
агентство», 2006. - 598 с.
5. Еремушкин М.А. Основы реабилитации: учебное пособие[Текст] / Еремушкин М.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208с.
6. Житловский В.Е. Основы медико-психологической реабилитации у спортсменов: Учебно-методическое пособие[Текст] /Житловский В.Е. - М.: ФГУ «ЦСМ ФМБА России», 2010. - 172 с.
7. Загайнов Р.М. Психология современного спорта высших достижений [Текст] / Загайнов Р.М. - М.: Советский спорт, 2012. - 292 с.
8. Ингерлейб М.Б. Анатомия физических упражнений[Текст] /Ингерлейб М.Б. - М.: Феникс, 2010. - 187 с.
9. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник[Текст] / Макарова Г.А. - М.: Советский спорт, 2008. - 480 с.
10. Никулин Б.А., Родионова И.И. Биохимический контроль в спорте: научно-методическое пособие [Текст] / Никулин Б.А., Родионова И.И. - М.: Советский спорт, 2011. - 232 с.
11. Павлов С.Е. Спортивная медицина. Здоровье и физическая
культура[Текст] / Павлов С.Е. - М. :11-й Всероссийский научно-практической конференции, 16-18 июня 2011 года / Сочи, 2011. - 248 с.
12. Поляев Б.А. Основы общей физиотерапии. Учебно-методическое пособие [Текст] / Поляев Б.А - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2009. - 136 с.
13. Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарасева Т.С. Лечебная физическая культура:
учебник для студентов высшего учебного заведений [Текст] / Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарасева Т.С. - М.: Издательский центр
«Академия», 2008. - 416 с.
14. Руненко С.Д., Таламбум Е.А., Ачкасов Е.Е. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов: Учебное пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов [Текст] /Руненко С.Д., Таламбум Е.А., Ачкасов Е.Е. - М.: Профиль - 2С, 2010, 72 с.
15. Руненко С.Д., Таламбум Е.А. Врачебный контроль. Учебное пособие для студентов медицинских вузов [Текст] /Руненко С.Д., Таламбум Е.А. - М.: Издательский дом «Русский врач», 2009. - 84 с.
...