ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1 Психофизиологическая характеристика процесса чтения 8
1.2 Психолого-педагогические условия готовности к обучению чтению
старших дошкольников 12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
дизартрией 19
1.4 Психолого-педагогическая готовность к обучению чтению старших
дошкольников с дизартрией 24
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 30
2.1 Организация и методики констатирующего эксперимента 30
2.2 Результаты психолого-педагогического обследования старших
дошкольников и их анализ 32
2.3 Характеристика готовности к обучению чтению старших дошкольников с
дизартрией на основе результатов констатирующего эксперимента 41
Выводы по 2 главе 45
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 46
3.1 Организация и содержание логопедической работы по подготовке к
обучению чтению старших дошкольников с дизартрией 46
3.2 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 58
Выводы по 3 главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
У старших дошкольников с речевым клиническим диагнозом дизартрия в зависимости от структуры речевого дефекта отмечается недостаточный уровень развития речевых предпосылок необходимых для осуществления процесса чтения, на это указывают такие авторы как: Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, О. Г. Приходько и др. К речевым предпосылкам относятся: фонетика, фонематические процессы, лексика и грамматика. Таким образом, у старших дошкольников с дизартрией не сформирована речевая готовность необходимая для обучения чтению. У старших дошкольников с дизартрией наблюдается недостаточный уровень развития неречевых предпосылок, что отмечают в своих работах такие исследователи как: Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук и др. К неречевым предпосылкам относятся: психические процессы, самоконтроль, работоспособность, самооценка, мотивация. Из этого следует, что у данной категории детей не сформирована психическая готовность к обучению чтению. Исходя из вышеперечисленного выделяется такая проблема, как неготовность старших дошкольников с дизартрией к обучению чтению, что впоследствии приведёт к нарушению данного процесса, и будет ограничивать возможность успешного усвоения программного материала в школе, следовательно, повлечёт за собой школьную неуспеваемость, что в свою очередь может способствовать возникновению других нарушений, в том числе психического характера, обусловленных стойкой ситуацией неуспеха. Несформированность речевой и психической базы вызвано речевым клиническим диагнозом дизартрия, под которым понимается нарушение фонетической стороны речи, а именно звукопроизношения и просодики, что обусловлено нарушением иннервации органов речевого аппарата, а именно дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата, вследствие органического поражения центральной нервной системы, или ее проводящих путей. Первичным дефектом при дизартрии всегда является нарушение фонетики.
Актуальность данного исследования определена распространенностью такого речевого нарушения, как дизартрия, для которого характерно нарушение процесса чтения и затруднение становления соответствующего навыка, а также уникальностью и значимостью процесса чтения, и необходимостью владения данным навыком, который можно определить, как важнейший социокультурный, психолого-педагогический навык. Это выражается в том, что чтение, будучи отнесенным к письменной речи, предполагает воздействие сознания одного человека на сознание другого человека, которое может осуществляться между незнакомыми людьми, через время и пространство с помощью языковой системы. Следствием этого воздействия становится овладение знаниями и представлениями об окружающей действительности, усвоение знаний и опыта прошлых поколений, формирование новых мыслей и чувств, становление ценностных ориентиров и устоев, жизненной позиции, усвоение общественных норм поведения и, что особенно важно - развитие когнитивной деятельности, а следовательно становление и совершенствование всех сторон личности. Таким образом, процесс чтения, можно обозначить как средство развития, воспитания, обучения и просвещения.
Проблема отсутствия готовности к обучению чтению старших дошкольников с дизартрией широко освещена в современной логопедической и психолого-педагогической литературе, и достаточно конкретно обозначены пути решения данной проблемы средствами коррекционного воздействия на необходимые для чтения предпосылки. Эта проблема подробно раскрыта в научной литературе, так как является распространенной и занимает значимое место в практической педагогической деятельности. Данная проблема подробно рассматривается в научных трудах таких авторов как: Т. В. Ахутина, Л. С. Цветкова, Л. И. Белякова, Р. И. Лалаева, М. Н. Русецкая и др.
Объект исследования: речевые и неречевые предпосылки.
формирования готовности к обучению чтению у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по
формированию речевых и неречевых предпосылок готовности старших дошкольников с дизартрией к обучению чтению.
Цель исследования: изучение у старших дошкольников с дизартрией речевых и неречевых предпосылок, необходимых для обучения чтению, для определения содержания логопедической работы, направленной на подготовку старших дошкольников к обучению чтению.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. Подобрать методики обследования речевых и неречевых предпосылок;
3. Экспериментально изучить у старших дошкольников с дизартрией состояние речевых и неречевых предпосылок, которые необходимы для обучения чтению.
4. Проанализировать результаты логопедического обследования готовности к обучению чтению старших дошкольников с дизартрией;
5. Определить основные направления и содержание логопедической работы по формированию речевых и неречевых предпосылок готовности к обучению чтению;
6. Провести формирующий и контрольный эксперименты;
7. Проанализировать результаты логопедической работы, направленной на подготовку к обучению чтению старших дошкольников с дизартрией.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ специальной литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент, изучение психолого-педагогической и медицинской документации на старших дошкольников.
3. Статистические: предполагают качественно-количественную
обработку экспериментальных данных.
Структура и объем исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего источников, и приложения. Общий объем выпускной квалификационной работы 353 страница.
Проведённое нами исследование, в рамках выпускной квалификационной работы, позволило определить у старших дошкольников с дизартрией состояние речевых и неречевых предпосылок, составляющих готовность к обучению чтению, и на этой основе определить содержание логопедической работы по подготовке старших дошкольников с дизартрией к успешному обучению данному навыку.
В ходе написания работы, нами была изучена: логопедическая, лингвистическая, психолого-педагогическая, медицинская и методическая литература по теме исследования. Анализ литературных источников показал, что в специальной научной литературе широко освещается проблема готовности старших дошкольников с дизартрией к обучению чтению. Рассмотрением данного вопроса занимались такие авторы как: Б. Г. Ананьев, Т. В. Ахутина, В. П. Глухов, Т. Г. Егоров, О. Б. Иншакова, Г. А. Каше, Р. И Лалаева, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, Л. И. Румянцева, М. Н. Русецкая, И. Н. Садовникова, А. Н. Соколов и др. В проведенном теоретическом исследовании научной литературы была определена сущность понятия процесса чтения, которая заключается в декодировании написанной информации в первоначальную устную форму через зрительное восприятие языковых символов, их последующее соотнесение с акустической формой представленной рядом фонем, которое происходит в соответствии с орфографическими нормами данного языка, после чего осуществляется произнесение акустического образа слов и их соотнесение со значениями хранящимися в сознании человека, заключением является осмысление содержания написанного. Физической основой чтения являются нейрофизиологические механизмы, протекающие в нервной системе, к центральным звеньям которых относятся взаимосвязанные друг с другом отделы головного мозга. Анализ научных источников позволил нам раскрыть психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с дизартрией, описать состояние речи, которое определяется структурой речевого дефекта, и состояние психической базы речи.
Для практического исследования нами были использованы методические рекомендации Н. М. Трубниковой и компендиум методов нейропсихологического исследования А. П. Бизюка, а также отобраны известные методики исследования следующих авторов: Б. Г. Ананьева, Т. В. Ахутиной, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой и др.
В ходе практической исследовательской деятельности, нами был проведён констатирующий эксперимент, направленный на изучение у старших дошкольников состояния: речевых предпосылок, к которым относятся четыре компонента речевой системы; неречевых предпосылок, к которым относятся познавательные процессы, относящиеся к психической базе речи. Констатирующий эксперимент проводился, в форме логопедического обследования и осуществлялся на базе подготовительной группы МБДОУ детского сада, компенсирующего вида № 452. Для его реализации нами была укомплектована экспериментальная группа в состав которой вошли 12 старших дошкольников с речевым клиническим диагнозом дизартрия.
Анализ данных, полученных в ходе практического исследования, показал недостаточный уровень развития всех компонентов речи, и несоответствующий уровень развития некоторых необходимых неречевых предпосылок, а именно: мотивации, внимания и памяти. Выявленные нарушения делают старших дошкольников с дизартрией неспособными приступить к обучению чтению, так как, становление навыка не будет успешным и приведет за собой множественные ошибки внешней стороны чтения и затруднит понимание содержания прочитанного.
На основе проведенного логопедического обследования и в соответствии с выделенными составляющими готовности к обучению чтению, нами были определены 4 блока работы: 1 блок - формирование мотивации к логопедическим занятиям, 2 блок - развитие психической базы речи, 3 блок - коррекция нарушений устной речи, 4 блок - связь звука и буквы, обучение навыкам послогового чтения. На каждый из блоков была разработана система коррекционного воздействия, включающая в себя: организацию, упражнения и игровые задания с подробным описанием их выполнения.
В рамках практического исследования, нами были проведены формирующих и контрольный эксперименты с целью апробировать разработанную систему коррекционной работы и проанализировать её эффективность. Формирующий и контрольный эксперименты осуществлялись на базе подготовительной группы МБДОУ детского сада, компенсирующего вида № 452. В формирующем эксперименте учувствовали 6 из 12 старших дошкольников экспериментальной группы, которые составили первую подгруппу. Эксперимент был проведён в групповой, подгрупповой, индивидуальной формах работы. Контрольный эксперимент был проведён в форме логопедического обследования, осуществлялся на базе подготовительной группы МБДОУ детского сада, компенсирующего вида № 452. В контрольном эксперименте участвовала вся экспериментальная группа, которую составили 12 старших дошкольников, которые были разделены на две подгруппы, в первую подгруппу входил состав старших дошкольников учувствовавших в формирующем эксперименте. Полученные, в ходе контрольного эксперимента, результаты каждой из двух подгрупп анализировались по 2 векторам: 1 - сравнение результатов контрольного эксперимента каждой из двух подгрупп, с их результатами констатирующего эксперимента, 2 - сравнение характера динамики первой подгруппы и второй подгруппы, с целью выявить эффективность проделанной коррекционной работы.
Качественно-количественный анализ результатов позволил выявить положительную динамику развития нарушенных речевых и неречевых предпосылок формирования готовности к обучению чтению.
1. Айнетдинова И. Г. Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект) [Текст] / И. Г. Айнетдинова, Н. М. Трубникова // Специальное образование. - 2008. - №2. - С. 9-17.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1955. - №70. - С. 104-148.
3. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной
деятельности [Текст] / П. К. Анохин. - М. : Наука, 1979. - 453 с.
4. Архипова, Е. В. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. В. Архипова. - М. : АСТ, 2008. - 254 с.
5. Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - М. : Академия, 2003. - 64 с.
6. Ахутина, Т. В. Чтение, письмо, решение математических задач представляют собой высшие психические функции [Текст] / Т. В. Ахутина // Коммерсантъ Наука. - 2014. - №6. - С. 24-31.
7. Бизюк, А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования [Текст] / А. П. Бизюк. - СПб. : Речь, 2005. - 400 с.
8. Боскис, Р. И. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей [Текст] / Р. И. Боскис // Известия АПН РСФСР. - 1941. - №15. - С. 167-191.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ, 2006. - 89 с.
10. Винифатьева, Н. В. Наглядный материал по формированию предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевой патологией на материале букв [Текст] / Н. В. Винифатьева, Е. А. Михайлова, Л. А. Соколова, Е. В. Слободенюк. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 112 с.
11. Волкова, Г. И. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2006. -141 с.
12. Глухов, В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В. П. Глухов, В. А. Ковшиков. - М. : АСТ, 2007. - 318 с.
13. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению [Текст] / Т. Г. Егоров // Исследование чтения и грамотности в психологическом институте за сто лет. Хрестоматия / гл. ред. Н. Л. Карпова. - М., 2013. - С. 132-135.
14. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т. Г. Егоров. - М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 263 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
...