Оптимизация межличностных отношений в подростковом возрасте
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оптимизации межличностных отношений в подростковом возрасте 6
1.1. Анализ понятия "межличностные отношения" в научной литературе .... 6
1.2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте ... 16
1.3. Методы и формы оптимизации межличностных отношений подростков 25
Глава 2. Практические аспекты проблемы оптимизации межличностных
отношений подростков 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Программа оптимизации межличностных отношений подростков 40
2.3. Анализ результатов исследования 46
Заключение
Список литературы 60
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оптимизации межличностных отношений в подростковом возрасте 6
1.1. Анализ понятия "межличностные отношения" в научной литературе .... 6
1.2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте ... 16
1.3. Методы и формы оптимизации межличностных отношений подростков 25
Глава 2. Практические аспекты проблемы оптимизации межличностных
отношений подростков 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Программа оптимизации межличностных отношений подростков 40
2.3. Анализ результатов исследования 46
Заключение
Список литературы 60
Приложение
Ежедневно каждый из нас, взаимодействуя и общаясь с окружающими людьми, вступает в межличностные отношения. От общественных отношений их отличает эмоциональная основа, т.е. межличностные отношения зарождаются и развиваются благодаря чувствам, которые люди испытывают друг к другу. Такие отношения способствуют формированию определенных качеств личности.
Потребность в межличностном общении выходит на первый план в подростковом возрасте. Уже в возрасте 3-4 лет у ребенка появляется потребность в общении со сверстниками, по мере того, как ребенок взрослеет, данная потребность усиливается. К 13-14 годам происходит полное переключение со взрослых на сверстников, подростки отдаляются от семьи и стараются больше времени проводить со своей компанией. Именно общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности подростка.
Каждый подросток стремится занять определенное место в группе сверстников. Поэтому для них так важно развитие межличностных отношений, поиск настоящих друзей и овладение формами межличностного поведения.
В рамках культурно - исторической теории Л.С. Выготский писал, что для детей подросткового возраста полноценное общение со сверстниками исключительно значимо в целях полноценного становления личности. Если у подростка межличностные отношения складываются удачно, то это способствует усиленному усвоению социальных ценностей, формированию жизненных позиции, а также нравственных понятий и качеств личности. Однако, многие подростки сталкиваются с трудностями при общении со сверстниками. Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей, могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека.
Данная работа посвящена вопросу о том, как помочь обучающимся построить межличностные отношения со сверстниками. Эта тема особенно актуальна в связи с конфликтами, которые происходят в классах, где обучаются подростки. А также возросло число случаев буллинга и кибербуллинга. Школьный буллинг отличается своей жестокостью и непримиримостью. Всё чаще подростки от психологического давления переходят к применению физической силы. На основании вышесказанного была сформулирована тема работы, определены объект и предмет исследования.
Объект исследования: межличностные отношения в подростковом возрасте
Предмет исследования: программа оптимизации межличностных отношений в подростковом возрасте.
Основной целью данной работы является теоретическое обоснование, подбор и апробация программы оптимизации межличностных отношений в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: оптимизация межличностных отношений подростков возможна при реализации специально подобранной программы.
Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие межличностных отношений;
2) проанализировать особенности межличностных отношений в подростковом возрасте;
3) изучить практические приёмы и методы оптимизации межличностных отношений подростков;
4) определить этапы, методы и методики исследования;
5) подобрать и апробировать программу оптимизации межличностных отношений подростков;
6) провести анализ эффективности программы.
Методики исследования:
- «Социометрия» Дж.Морено;
- "Оценка коммуникативных навыков" Е.И. Рогов;
- "Психологический климат в группе" Э.Р. Ахмеджанов;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- исследования в области общей психологии, посвященные проблеме развития личности, роли межличностного общения в этом развитии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.В. Знаков, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн);
- исследования М.И. Лисиной об общении детей со сверстниками и взрослыми;
- работы, посвященные особенностям межличностных отношений подростков со сверстниками (А.Д. Глоточкин, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы и приложение. Объем работы составляет 106 страниц. В работе результаты исследования отражены в диаграммах и таблицах. Основная часть работы разделена на параграфы, в которых логически раскрываются основные этапы исследования.
Потребность в межличностном общении выходит на первый план в подростковом возрасте. Уже в возрасте 3-4 лет у ребенка появляется потребность в общении со сверстниками, по мере того, как ребенок взрослеет, данная потребность усиливается. К 13-14 годам происходит полное переключение со взрослых на сверстников, подростки отдаляются от семьи и стараются больше времени проводить со своей компанией. Именно общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности подростка.
Каждый подросток стремится занять определенное место в группе сверстников. Поэтому для них так важно развитие межличностных отношений, поиск настоящих друзей и овладение формами межличностного поведения.
В рамках культурно - исторической теории Л.С. Выготский писал, что для детей подросткового возраста полноценное общение со сверстниками исключительно значимо в целях полноценного становления личности. Если у подростка межличностные отношения складываются удачно, то это способствует усиленному усвоению социальных ценностей, формированию жизненных позиции, а также нравственных понятий и качеств личности. Однако, многие подростки сталкиваются с трудностями при общении со сверстниками. Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей, могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека.
Данная работа посвящена вопросу о том, как помочь обучающимся построить межличностные отношения со сверстниками. Эта тема особенно актуальна в связи с конфликтами, которые происходят в классах, где обучаются подростки. А также возросло число случаев буллинга и кибербуллинга. Школьный буллинг отличается своей жестокостью и непримиримостью. Всё чаще подростки от психологического давления переходят к применению физической силы. На основании вышесказанного была сформулирована тема работы, определены объект и предмет исследования.
Объект исследования: межличностные отношения в подростковом возрасте
Предмет исследования: программа оптимизации межличностных отношений в подростковом возрасте.
Основной целью данной работы является теоретическое обоснование, подбор и апробация программы оптимизации межличностных отношений в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: оптимизация межличностных отношений подростков возможна при реализации специально подобранной программы.
Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие межличностных отношений;
2) проанализировать особенности межличностных отношений в подростковом возрасте;
3) изучить практические приёмы и методы оптимизации межличностных отношений подростков;
4) определить этапы, методы и методики исследования;
5) подобрать и апробировать программу оптимизации межличностных отношений подростков;
6) провести анализ эффективности программы.
Методики исследования:
- «Социометрия» Дж.Морено;
- "Оценка коммуникативных навыков" Е.И. Рогов;
- "Психологический климат в группе" Э.Р. Ахмеджанов;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- исследования в области общей психологии, посвященные проблеме развития личности, роли межличностного общения в этом развитии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.В. Знаков, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн);
- исследования М.И. Лисиной об общении детей со сверстниками и взрослыми;
- работы, посвященные особенностям межличностных отношений подростков со сверстниками (А.Д. Глоточкин, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы и приложение. Объем работы составляет 106 страниц. В работе результаты исследования отражены в диаграммах и таблицах. Основная часть работы разделена на параграфы, в которых логически раскрываются основные этапы исследования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь студентам в написании работ!
Теоретический анализ в данной работе позволил раскрыть сущность понятия межличностных отношений и определить особенности их развития в подростковом возрасте. Межличностные отношения, также как и субъективные связи, преимущественно эмоционального характера, в структуре группы относятся к эмоциональной составляющей, но в них присутствует и когнитивный элемент. Возникают в связи с обобщением эмоциональных реакций участников коллектива на проявления со стороны сверстников, которые являются личностно - значимыми для них, а также могут возникнуть под давлением общественного мнения группы. Межличностные отношения носят динамический характер, могут меняться в результате модификации ценностных ориентаций, как отдельных личностей, так и группы, а также из- за эмоциональных всплесков и спадов.
Подростковый возраст является важным периодом в жизни человека, этот период является сензитивным для развития навыков межличностного взаимодействия. Формируются социальные установки, отношение к себе, к окружающим, складываются основы нравственности и формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми, преимущественно со сверстниками.
Были описаны методы и формы, оказывающие психолого-педагогическую помощь подросткам, испытывающим трудности в межличностных отношениях со сверстниками. В большинстве случаев, подростки не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Это необходимо учитывать в коррекционной работе и направлять её на формирование навыков эффективных способов общения, развитие умения слушать и понимать собеседника, умения конструктивно решать конфликтные ситуации, развитие рефлексивных способностей. Коррекционная работа по оптимизации межличностных отношений проводится с подростками в групповой форме.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём проведен анализ психолого-педагогической литературы и изучены теоретические основы проблемы межличностных отношений подростков, определены условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте, выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений в условиях общеобразовательной школы.
В ходе практического исследования была проведена диагностика, результаты которой показали, что оба класса представляют собой диффузные и мало - сплоченные группы, находящиеся на низкой стадии развития. Меж-личностные отношения в данных классах носят ситуативный характер, такой вывод был сделан, исходя из наличия «отвергаемых» в группе, низкого уровня коммуникативных навыков и не вполне благополучного психологического климата в классных коллективах. Результаты диагностики подтвердили, что подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками.
Нами была подобрана программа по оптимизации межличностных отношений, которая была проведена на экспериментальной группе. Результаты повторной диагностики указывают на то, что подобранная программа позволила улучшить межличностные отношения в классе, повысить уровень коммуникативных навыков, способствовала развитию эмпатии и самопознания. Значит, гипотеза исследования доказана.
Подростковый возраст является важным периодом в жизни человека, этот период является сензитивным для развития навыков межличностного взаимодействия. Формируются социальные установки, отношение к себе, к окружающим, складываются основы нравственности и формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми, преимущественно со сверстниками.
Были описаны методы и формы, оказывающие психолого-педагогическую помощь подросткам, испытывающим трудности в межличностных отношениях со сверстниками. В большинстве случаев, подростки не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Это необходимо учитывать в коррекционной работе и направлять её на формирование навыков эффективных способов общения, развитие умения слушать и понимать собеседника, умения конструктивно решать конфликтные ситуации, развитие рефлексивных способностей. Коррекционная работа по оптимизации межличностных отношений проводится с подростками в групповой форме.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём проведен анализ психолого-педагогической литературы и изучены теоретические основы проблемы межличностных отношений подростков, определены условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте, выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений в условиях общеобразовательной школы.
В ходе практического исследования была проведена диагностика, результаты которой показали, что оба класса представляют собой диффузные и мало - сплоченные группы, находящиеся на низкой стадии развития. Меж-личностные отношения в данных классах носят ситуативный характер, такой вывод был сделан, исходя из наличия «отвергаемых» в группе, низкого уровня коммуникативных навыков и не вполне благополучного психологического климата в классных коллективах. Результаты диагностики подтвердили, что подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками.
Нами была подобрана программа по оптимизации межличностных отношений, которая была проведена на экспериментальной группе. Результаты повторной диагностики указывают на то, что подобранная программа позволила улучшить межличностные отношения в классе, повысить уровень коммуникативных навыков, способствовала развитию эмпатии и самопознания. Значит, гипотеза исследования доказана.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
2. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 207 с.
3. Аракелов, Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка/ Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков. - М.: Изд-во УРАО, 2012. - 163 с.
4. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд. - Москва: Просвещение, 2015. - 63 с.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение. Избранные труды / А.А.Бода лев. - Москва: Знание, 1983. - 306 с.
6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Просвещение, 2009. - 251 с.
7. Варфоломеева, Е.П. Внеучебная проектная деятельность как фактор становления межличностных отношений в среде младших подростков [Текст] / Е.П. Варфоломеева// Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 36-37.
8. Варфоломеева, Е.П. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях у младших подростков и педагогические условия их разрешения [Текст] / Е.П. Варфоломеева // Российский научный журнал. 2014. № 5(43). С. 195-199.
9. Варфоломеева, Е.П. Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности [Текст] / Е.П. Варфоломеева // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. Серия "Педагогика и психология". 2015. № 1. С. 55-59.
10. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: Ось-89, 2012. - 224 с.
11. Волков, Б. С. Психология юности и молодости: учебное пособие. - М.: Академические Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
12. Волков, Б.С. Психология подростка. - М.: Пед. об-во России, 2010. - 160 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.-1136с.
14. Гогицаева, О.У. Динамика межличностных отношений подростков/ О.У. Гогицаева// Вектор науки ТГУ. - 2014. - №4. - С.19¬27.
15. Гогицаева, О.У. Психолого - педагогические аспекты социализации личности ребенка//Вектор науки ТГУ. - 2013. - №4. - С.101¬104.
16. Грецов, А.Н. Психологические тренинги с подростками / А.Н. Грецов. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 368 с.
17. Долгова, В.И. Психолого- педагогическая коррекция
межличностных отношений подростков: научно-методические
рекомендации. - Челябинск: АТОКСО, 2015. - 112 с
18. Донцова, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцова. - Москва: Издательство Московского университета, 2004. - 174 с.
19. Драгунова, Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 356 с.
20. Драгунова, Т.Д. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.Д. Драгунова // Вопросы психологии. - 2016. - №2. - С. 25-37.
21. Журавлев, А.Л. Социальная психология. - М.:Просвещение, 2012. -256с.
22. Козлов, Н.И. Психология межличностных отношений. - М.:
Просвещение, 1995. - 70 с.
23. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. Система личностных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. - Минск: ЕГУ, 2012. - 237 с.
24. Кон, И.С. Психология ранней юности: [Текст] / И.С. Кон Кн.для учителя. - М.,Просвещение, 1989,-255с.
25. Кон, И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980 - 189с.
26. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциально го развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С. 69-79.
27. Крившенко, Л.П. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - Москва: Издательство Проспект, 2004. - 432 с.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: ТЦ Сфера, 2009. - 464 с.
29. Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб. -2012. -С. - 544.
30. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 544 с.
31. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: «Академия»,2013.-256с.
32. Лутошкин, А.Н. Психологический климат детского коллектива // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. Дубровиной И., Прихожан А., Зацепина А. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
33. Макаров, М.С. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков. // Воспитание школьников. - 2016. - № 2. - С. 68¬70.
34. Митичева, Т.И. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы/ Т.И. Митичева, А.А. Максимова // Молодой ученый. - 2014. - № 21.1. - С. 198-200.
35. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России,2001.-320с.
36. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников/ А.В. Мудрик. - Москва: Просвещение, 2008. - 121с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - 295с.
38. Мясищев, В.Н. Психология отношений/ Под ред. А.А. Бодалева. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.
39. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов /под ред. Р.С. Немова. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
40. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения/ Н.Н. Обозов. - Санкт- Петербург, 2010. - 172 с.
41. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Высшее
образование: МГ11ПУ, 2011. - 288 с.
42. Петровский, В.В. Социальная психология коллектива: учеб. пособие для студентов педагогических институтов/ В.В. Петровский, В.В. Шпалинский. - Москва: Просвещение, 2017. - 117 с.
43. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста/ К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.20-33.
44. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста - СПб: Издательство «Питер», 2011. - 624 с.
45. Реан, А.А. Психология подростка. Учебник.[Текст] / Под ред.А.А Реана - СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2013.-480с.
46. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 кн. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.- 480 с.
47. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 350 с.
48. Тарабаева, В.Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями/ В.Б. Тарабаева // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2007. - №1. - С.42-52.
49. Тейлор, Ш. Социальная психология/ Ш.Тейлор,Л.Пипло,Д.Сирс. -СПб: -2014. - С.398 - 399.
50. Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка// Вопросы психологии, 1980, №4
51. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - Москва: Педагогика, 2004. - 114 с.
52. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - Москва: Издательство Юрайт, 2012. - 567 с.
53. Ярошевский, М.Г. В поисках новой психологии/ М.Г. Ярошевский, Л.С. Выготский. - М.: Либроком,2013.-302с.
2. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 207 с.
3. Аракелов, Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка/ Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков. - М.: Изд-во УРАО, 2012. - 163 с.
4. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд. - Москва: Просвещение, 2015. - 63 с.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение. Избранные труды / А.А.Бода лев. - Москва: Знание, 1983. - 306 с.
6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Просвещение, 2009. - 251 с.
7. Варфоломеева, Е.П. Внеучебная проектная деятельность как фактор становления межличностных отношений в среде младших подростков [Текст] / Е.П. Варфоломеева// Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 36-37.
8. Варфоломеева, Е.П. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях у младших подростков и педагогические условия их разрешения [Текст] / Е.П. Варфоломеева // Российский научный журнал. 2014. № 5(43). С. 195-199.
9. Варфоломеева, Е.П. Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности [Текст] / Е.П. Варфоломеева // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. Серия "Педагогика и психология". 2015. № 1. С. 55-59.
10. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: Ось-89, 2012. - 224 с.
11. Волков, Б. С. Психология юности и молодости: учебное пособие. - М.: Академические Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
12. Волков, Б.С. Психология подростка. - М.: Пед. об-во России, 2010. - 160 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.-1136с.
14. Гогицаева, О.У. Динамика межличностных отношений подростков/ О.У. Гогицаева// Вектор науки ТГУ. - 2014. - №4. - С.19¬27.
15. Гогицаева, О.У. Психолого - педагогические аспекты социализации личности ребенка//Вектор науки ТГУ. - 2013. - №4. - С.101¬104.
16. Грецов, А.Н. Психологические тренинги с подростками / А.Н. Грецов. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 368 с.
17. Долгова, В.И. Психолого- педагогическая коррекция
межличностных отношений подростков: научно-методические
рекомендации. - Челябинск: АТОКСО, 2015. - 112 с
18. Донцова, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцова. - Москва: Издательство Московского университета, 2004. - 174 с.
19. Драгунова, Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 356 с.
20. Драгунова, Т.Д. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.Д. Драгунова // Вопросы психологии. - 2016. - №2. - С. 25-37.
21. Журавлев, А.Л. Социальная психология. - М.:Просвещение, 2012. -256с.
22. Козлов, Н.И. Психология межличностных отношений. - М.:
Просвещение, 1995. - 70 с.
23. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. Система личностных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. - Минск: ЕГУ, 2012. - 237 с.
24. Кон, И.С. Психология ранней юности: [Текст] / И.С. Кон Кн.для учителя. - М.,Просвещение, 1989,-255с.
25. Кон, И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980 - 189с.
26. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциально го развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С. 69-79.
27. Крившенко, Л.П. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - Москва: Издательство Проспект, 2004. - 432 с.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: ТЦ Сфера, 2009. - 464 с.
29. Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб. -2012. -С. - 544.
30. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 544 с.
31. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: «Академия»,2013.-256с.
32. Лутошкин, А.Н. Психологический климат детского коллектива // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. Дубровиной И., Прихожан А., Зацепина А. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
33. Макаров, М.С. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков. // Воспитание школьников. - 2016. - № 2. - С. 68¬70.
34. Митичева, Т.И. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы/ Т.И. Митичева, А.А. Максимова // Молодой ученый. - 2014. - № 21.1. - С. 198-200.
35. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России,2001.-320с.
36. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников/ А.В. Мудрик. - Москва: Просвещение, 2008. - 121с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - 295с.
38. Мясищев, В.Н. Психология отношений/ Под ред. А.А. Бодалева. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.
39. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов /под ред. Р.С. Немова. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
40. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения/ Н.Н. Обозов. - Санкт- Петербург, 2010. - 172 с.
41. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Высшее
образование: МГ11ПУ, 2011. - 288 с.
42. Петровский, В.В. Социальная психология коллектива: учеб. пособие для студентов педагогических институтов/ В.В. Петровский, В.В. Шпалинский. - Москва: Просвещение, 2017. - 117 с.
43. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста/ К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.20-33.
44. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста - СПб: Издательство «Питер», 2011. - 624 с.
45. Реан, А.А. Психология подростка. Учебник.[Текст] / Под ред.А.А Реана - СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2013.-480с.
46. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 кн. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.- 480 с.
47. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 350 с.
48. Тарабаева, В.Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями/ В.Б. Тарабаева // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2007. - №1. - С.42-52.
49. Тейлор, Ш. Социальная психология/ Ш.Тейлор,Л.Пипло,Д.Сирс. -СПб: -2014. - С.398 - 399.
50. Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка// Вопросы психологии, 1980, №4
51. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - Москва: Педагогика, 2004. - 114 с.
52. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - Москва: Издательство Юрайт, 2012. - 567 с.
53. Ярошевский, М.Г. В поисках новой психологии/ М.Г. Ярошевский, Л.С. Выготский. - М.: Либроком,2013.-302с.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Подобные работы
- Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - СПЕЦИФИКА СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ
С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО
СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2019 - ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры межличностных отношений подростков в детско-взрослой общности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы
Каталог работ (147991)
- Бакалаврская работа (37390)
- Диссертация (977)
- Магистерская диссертация (22007)
- Дипломные работы, ВКР (59901)
- Главы к дипломным работам (2136)
- Курсовые работы (10476)
- Контрольные работы (6265)
- Отчеты по практике (1357)
- Рефераты (1481)
- Задачи, тесты, ПТК (631)
- Ответы на вопросы (155)
- Статьи, Эссе, Сочинения (942)
- Бизнес-планы (51)
- Презентации (106)
- РГР (84)
- Авторефераты (РГБ) (1692)
- Диссертации (РГБ) (1882)
- Прочее (458)
Новости
06.01.2018
Помощь студентам и аспирантам в выполнении работ от наших партнеров
Помощь в выполнении учебных и научных работ на заказ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
дальше»» Все новости
Статьи
- Где лучше заказывать диссертации и дипломные?
- Выполнение научных статей
- Подготовка диссертаций
- Подводные камни при написании магистерской работы
- Помощь в выполнении дипломных работ
»» Все статьи
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы