Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Работа №96199

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование исследований особенностей образа идеальной семьи у юношей и девушек 6
1.1. Феноменологичкский анализ категорий образа в психологии 6
1.2. Исследование образа семьи в отечественной и зарубежной психологии 15
1.3. Феномен формирования образа идеальной семьи у юношей и девушек
30
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей образа идеальной семьи у юношей и девушек 37
2.1. Методы и организация исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов на перцептивном уровне 41
2.3 Анализ и интерпретация результатов на семантическом уровне 44
2.4. Анализ и интерпретация результатов на амодальном уровне 49
Заключение 52
Библиографический список 54

В последние годы существенно возрос интерес специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков, к семье. Семья в наши дни является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью, семья очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.
Воспитание будущего семьянина - задача, которая в последнее время стала очень актуальной. От того, какое внимание уделяется этой задаче, зависит будущее института семьи. Разностороннее гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться с общественным и подкрепляться им. Семья является одним из самых многогранных явлений общественной жизни, сопровождающих человечество с древнейших времен и до наших дней. Систему семейных ценностей определят как совокупность позитивных установок на семью и брак, базовыми из которых являются любовь, рождение и воспитание детей, доверительное общение в семье. Формирование семейных ценностей - целенаправленный процесс подготовки к вступлению в брак, рассчитанный на воспитание позитивных установок и решение проблем молодой семьи. Молодая семья стала объектом внимания ученых в связи с ростом числа разводов, две трети которых приходится на молодые браки. Подготовка молодежи к семейной жизни - это такая же важная проблема, как подготовка к профессиональной, политической, духовной, производственной и коммерческой деятельности. Ценности семьи необходимо формировать как в семье, так и в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях. Далеко не все родители осознают свою ответственность за подготовку детей к браку и семье. Все связанное с этим представляется им малозначительным, тем более что брак и семья - дело далекого будущего.
Вопрос формирования установок на семью и семейный образ жизни ученые начали исследовать недавно. Прежде всего, это связано с изменением самого типа семьи, а также системным кризисом института семьи в современных российских условиях. Отечественные исследователи связывают нынешний кризис семьи, деформацию многих семейных ценностей среди различных категорий населения не только с изменением ценностных ориентаций современной молодежи, но и с общемировыми тенденциями.
Результаты эмпирических исследований последних лет показывают, что современное отношение к семье в России довольно противоречиво и представляет собой смешение традиционных и демократических взглядов. В контексте данных неоднозначных изменений приобретает актуальность проблема психологической готовности юношей и девушек к семейной жизни.
Формирование ценностей человека зависит от представления об образе семьи. Образ семьи можно определить как суждения членов семьи о своей семье, который представляются им очевидными и которыми они руководствуются в своем поведении [6]. Образ семьи закладывается у человека с начала его сознательной жизни и формируется на протяжении долгого времени. Исследования показывают, что существует рассогласование в представлениях об образе семьи у юношей и девушек.
В современной российской семье главной функцией становиться не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а отношения между супругами. В современных условиях, где отношения между супругами являются решающим фактором стабильности молодой семьи, необходимо формировать и толерантное отношение к различным типам и видам семьи среди старшего поколения и среди самой молодежи.
Актуальность состоит в том, что семья это социальный институт общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Следовательно, от стабильности и сплоченности семей зависит будущее России и улучшение демографического положения.
Объект исследования: образ семьи.
Предмет исследования: особенности образа идеальной семьи у юношей и девушек.
Цель работы: изучить особенности образа идеальной семьи у девушек и юношей.
Раскрывая, цель нашего исследования выделили следующие задачи:
1. На основании теоретического анализа литературы изучить структуру образа.
2. Анализ основных направлений исследования образа семьи.
3. Теоретический анализ образа идеальной семьи у юношей и девушек.
4. Провести эмпирическое исследование и на основании его результатов выявить особенности образа идеальной семьи юношей и девушек.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что особенности образа идеальной семьи у юношей имеют свои отличительные черты, по сравнению с девушками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы мы рассматривали особенности образа идеальной семьи у юношей и девушек.
Для начала, чтобы разобраться в проблеме, мы изучили понятие образа, который, с одной стороны, объединяет в себе важные характеристики восприятия, с другой - компонуется субъектом, а также изучили структуру образа.
Далее мы провели анализ основных направлений исследования образа семьи. Он определялся нами как компонент образа мира, как синоним «семейного сценария», «семейного мифа». Тогда образ семьи выступает как субъективная картина семьи, включающая самого субъекта и других членов семьи, его представления о супружеском союзе и родственных связях - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.
Мы посчитали, что обязательно нужно дать определение идеальной семье - это нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях и культуре общества.
Исходя из теоретического анализа литературных источников, нами была сформулирована гипотеза исследования: особенности образа идеальной семьи у юношей имеют свои отличительные черты, по сравнению с девушками. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого испытуемым предлагалось обозначить основные критерии идеальной семьи, которые мы изучили и представили в процентном соотношении. С этой же целью мы попросили студентов в письменном виде ответить на вопрос «Что такое идеальная семья?». Обработка первичных данных проводилась с помощью метода контент-анализа. Также всем респондентам дали возможность пройти проективную методику, в которой нужно было создать рисунок своей идеальной семьи. И на амодальном уровне мы попросили студентов изобразить символ, ассоциирующийся с идеальной семьей.
На основании анализа результатов проведенного экспериментального исследования мы пришли к следующим выводам:
Главным критерием идеальной семьи у юношей является наличие детей, а у девушек - партнерские и равноправные отношения в браке.
Для девушек предпочтительнее, чтобы их брачный партнер брал на себя решение финансовых вопросов, а для юношей значимо, чтобы девушка занималась воспитанием детей и являлась хранительницей домашнего очага, что характеризует традиционный уклад семейных отношений.
При интерпретации проективной методики «Рисунок идеальной семьи» мы сделали такой вывод, что для девушек и юношей понятие «идеальной семьи» является почти схожим, но девушки более красочней его представляют.
На амодальном уровне юноши и девушки изображали подобные друг другу символы, это говорит о том, что различий в особенностях образа идеальной семьи у юношей и девушек не наблюдалось.
На основании статистических данных мы можем утверждать, что наша гипотеза - особенности образа идеальной семьи у юношей имеют свои отличительные черты, по сравнению с девушками - не подтвердилась.
Таким образом, цель исследования - изучить особенности образа идеальной семьи у юношей и девушек - достигнута; задачи реализованы.



1. Артемьева А.И., Что такое идеальная семья? NovaInfo.Ru.
2015. Т. 2. № 32. С. 365-367.
2. Ахметова Э.И., Образ идеальной семьи в представлении студентов, Master's Journal. 2014. № 1. С. 326-329.
3. Барсукова С.В., Барсуков С.М., Образ идеальной семьи в представлениях российской молодежи (по данным социологических исследований), 2016. С. 419-423.
4. Гостев А. А., Образная сфера личности // Психол. журнал - 1987. - Т. 8. -№ 3. - С. 33-42.
5. Гостев А. А., Дружинин В. Н., Дрынков А. В., Проблемы психологии образа // Психол. журнал. - 1984. -Т. 5. - № 2. - С. 124-128.
6. Дружинин В. Н., Психологическое исследование образов // Психол. журнал. 1993. - № 14, 15. - С. 142-144.
7. Дружинин В. Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 176 с.
8. Измайлова А.Б., Образ идеальной семьи в русской народной педагогике, Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 74-85.
9. Леонтьев А. Н., Психология образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979. - № 2. - С. 3-13.
10. Максимова Е.П., Сидорова Т.Н., Роль семейных мифов в представлениях об идеальной семье у молодежи Научные труды SWorld. 2013. Т. 20. № 2. С. 47-50.
11. Михайленко Т.Н., Семейные идеалы студенческой молодежи, Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1753.
12. Петухов В. В., Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 1984. - № 4. - С.13-20.
13. Суховерова Д.В., Образ идеальной семьи в российском общественном мнении: представления и реалии, В сборнике: Диалог цивилизаций: Восток - Запад материалы XVI научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Российский университет дружбы народов; под редакцией: В. Б. Петрова, О. В. Филатовой, В.А. Цвыка. 2016. С. 340-348.
14. Панкова М.П., Загрядская Е.С., Идеальный тип семьи в представлениях студентов, В сборнике: Инновационная наука в современном мире Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Под общей редакцией А.И. Вострецова.
2016. С. 314-320.
15. Рубинштейн С. Л., Основы обшей психологии. - М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1946. - 704 с.
16. Смирнов С. Д., Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 231 с.
17. Forrester M. Psychology of the Image. - London: Routledge, 2002.
18. Кошелева Ю.П., «Образ» в психологии: теория и практика», 2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ