ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики игровой зависимости у младших школьников 6
1.1. Проблема игровой зависимости в отечественной и зарубежной
научной литературе 6
1.2. Особенности игровой зависимости в младшем школьном возрасте 15
1.3. Формы и методы профилактики игровой зависимости в младшем
школьном возрасте 21
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики игровой зависимости у младших школьников 33
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профилактики
игровой зависимости у младших школьников 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
профилактики игровой зависимости 38
2.3. Программа профилактики игровой зависимости у младших
школьников 48
Заключение 65
Список литературы 67
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики игровой зависимости у младших школьников 6
1.1. Проблема игровой зависимости в отечественной и зарубежной
научной литературе 6
1.2. Особенности игровой зависимости в младшем школьном возрасте 15
1.3. Формы и методы профилактики игровой зависимости в младшем
школьном возрасте 21
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики игровой зависимости у младших школьников 33
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профилактики
игровой зависимости у младших школьников 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
профилактики игровой зависимости 38
2.3. Программа профилактики игровой зависимости у младших
школьников 48
Заключение 65
Список литературы 67
Приложения
Существуют противоречия и различия между потребностями общества в здоровом и физически и психологически подрастающем поколении, и проблемы глобальной компьютеризации, которая кроме положительных аспектов, приносит в нашу жизнь и отрицательные, современные технологии и в частности компьютер могут стать причиной серьезных проблем, главная из которых - это игровая зависимость. Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в современности существует большая опасность воздействия компьютерных игр и сетевой коммуникации на психическое здоровье детей. Также недостаточно разработаны теоретические и практические аспекты создания психологических условий для предупреждения и профилактики игровых зависимостей у детей. Таким образом, очевидно, выражена практическая потребность в решении проблемы игровой зависимости, создание и апробация разработок, направленных на профилактику данного вида аддикции. Проблема зависимого поведения актуальна и требует изучения.
B настоящее время основное внимание исследователей при изучении различных аспектов игровой зависимости основывается на поисках причин, и путей решения игровой компьютерной зависимости (А.Г. Шмелева, Ю.В. Фомичева). Определяющими факторами личности и её предрасположенности к игровой компьютерной зависимости, занимались такие ученые как: О.Н. Арестова, Ю.В. Староверова, М. Коул, М.С. Киселева. Психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида, выявили такие ученые как: И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. А.Е. Войскунский.
Наиболее подвержены риску формирования игровой зависимости школьники и студенты, так как сейчас компьютеры составляют неотъемлемую часть учебной деятельности в целом. Поэтому целесообразно проводить мероприятия по профилактике и предупреждению с младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать программу профилактики игровой зависимости у младших школьников.
Объект исследования: игровая зависимость младших школьников.
Предмет исследования: профилактика игровой зависимости у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему игровой зависимости в отечественной и зарубежной литературе;
2. Проанализировать особенности игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
3. Определить методы и формы профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
4. На основе теоретического анализа определить формы и методы профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
5. Подобрать и апробировать программу профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
6. С помощью методов математической статистики проанализировать эффективность программы профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте.
В основе гипотезы лежит предположение о том, что профилактика игровой зависимости в младшем школьном возрасте будет успешной при условии составления программы на основе тренинговых занятий с учетом возрастных особенностей.
Методология и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тест-опросник степени увлеченности компьютерными играми А. В. Гришиной;
3. Опросник «Уровень компьютерной игровой зависимости» О. М. Видовой.
4. Статистический метод обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в составлении программы профилактики игровой зависимости у младших школьников, которая может быть использована педагогами и психологами в общеобразовательных школах.
Структура ВКР включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.
B настоящее время основное внимание исследователей при изучении различных аспектов игровой зависимости основывается на поисках причин, и путей решения игровой компьютерной зависимости (А.Г. Шмелева, Ю.В. Фомичева). Определяющими факторами личности и её предрасположенности к игровой компьютерной зависимости, занимались такие ученые как: О.Н. Арестова, Ю.В. Староверова, М. Коул, М.С. Киселева. Психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида, выявили такие ученые как: И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. А.Е. Войскунский.
Наиболее подвержены риску формирования игровой зависимости школьники и студенты, так как сейчас компьютеры составляют неотъемлемую часть учебной деятельности в целом. Поэтому целесообразно проводить мероприятия по профилактике и предупреждению с младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать программу профилактики игровой зависимости у младших школьников.
Объект исследования: игровая зависимость младших школьников.
Предмет исследования: профилактика игровой зависимости у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему игровой зависимости в отечественной и зарубежной литературе;
2. Проанализировать особенности игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
3. Определить методы и формы профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
4. На основе теоретического анализа определить формы и методы профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
5. Подобрать и апробировать программу профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
6. С помощью методов математической статистики проанализировать эффективность программы профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте.
В основе гипотезы лежит предположение о том, что профилактика игровой зависимости в младшем школьном возрасте будет успешной при условии составления программы на основе тренинговых занятий с учетом возрастных особенностей.
Методология и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тест-опросник степени увлеченности компьютерными играми А. В. Гришиной;
3. Опросник «Уровень компьютерной игровой зависимости» О. М. Видовой.
4. Статистический метод обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в составлении программы профилактики игровой зависимости у младших школьников, которая может быть использована педагогами и психологами в общеобразовательных школах.
Структура ВКР включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.
С помощью теоретического анализа проблемы игровой зависимости в младшем школьном возрасте и ее профилактики, мы определили, что игровая зависимость - это форма психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении компьютерными играми, подчиненность своего выбора внешней ложной цели - достижению прогресса в виртуальной игровой реальности.
Наиболее сензитивным периодом для развития игровой зависимости является подростковый возраст, это происходит из-за низкого уровня социально-психологической адаптации, затруднении в общении, межличностных отношений, отсутствия навыков саморегуляции и из -за проблем в семьях. Поэтому целесообразно проводить профилактические мероприятия в отношении игровой зависимости уже с младшего школьного возраста.
Несмотря на усиленное внимание к проблеме игровой зависимости, на сегодняшний момент не разработано специальных технологий ее профилактики и нивелирования. В основном используются методы, которые были разработаны для других видов зависимостей.
В ходе практического исследования была проведена диагностика на определение степени увлеченности компьютерными играми, также была проведена методика на определение выраженности основных компонентов игровой зависимости и её механизмов.
В связи с этим была подобрана и апробирована программа по профилактике игровой зависимости у младших школьников. Она решала задачи информирования детей о существовании такой проблемы, как игровая зависимость, развития навыков коммуникации и межличностного общения, формирования доверительных отношений в коллективе, формирования адекватного восприятия себя, развитие навыков саморегуляции и выражения эмоций, а также снижение агрессивных и враждебных реакций.
Результатом апробированной программы было снижение уровня увлеченности компьютерными играми детей младшего школьного возраста, контрольные замеры доказали эффективность данной программы.
Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы профилактики игровой зависимости у младших школьников были выполнены. Была проведена диагностика и подобрана программа профилактики игровой зависимости у младших школьников, которая дала положительную динамику изменений. Гипотеза, о том, что профилактика игровой зависимости в младшем школьном возрасте была успешной при условии составления программы на основе тренинговых занятий с учетом возрастных особенностей.
Наиболее сензитивным периодом для развития игровой зависимости является подростковый возраст, это происходит из-за низкого уровня социально-психологической адаптации, затруднении в общении, межличностных отношений, отсутствия навыков саморегуляции и из -за проблем в семьях. Поэтому целесообразно проводить профилактические мероприятия в отношении игровой зависимости уже с младшего школьного возраста.
Несмотря на усиленное внимание к проблеме игровой зависимости, на сегодняшний момент не разработано специальных технологий ее профилактики и нивелирования. В основном используются методы, которые были разработаны для других видов зависимостей.
В ходе практического исследования была проведена диагностика на определение степени увлеченности компьютерными играми, также была проведена методика на определение выраженности основных компонентов игровой зависимости и её механизмов.
В связи с этим была подобрана и апробирована программа по профилактике игровой зависимости у младших школьников. Она решала задачи информирования детей о существовании такой проблемы, как игровая зависимость, развития навыков коммуникации и межличностного общения, формирования доверительных отношений в коллективе, формирования адекватного восприятия себя, развитие навыков саморегуляции и выражения эмоций, а также снижение агрессивных и враждебных реакций.
Результатом апробированной программы было снижение уровня увлеченности компьютерными играми детей младшего школьного возраста, контрольные замеры доказали эффективность данной программы.
Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы профилактики игровой зависимости у младших школьников были выполнены. Была проведена диагностика и подобрана программа профилактики игровой зависимости у младших школьников, которая дала положительную динамику изменений. Гипотеза, о том, что профилактика игровой зависимости в младшем школьном возрасте была успешной при условии составления программы на основе тренинговых занятий с учетом возрастных особенностей.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2020 - Работа педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Взаимодействие педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у
детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



