Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №96192

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы123
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики игровой зависимости у младших школьников 6
1.1. Проблема игровой зависимости в отечественной и зарубежной
научной литературе 6
1.2. Особенности игровой зависимости в младшем школьном возрасте 15
1.3. Формы и методы профилактики игровой зависимости в младшем
школьном возрасте 21
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики игровой зависимости у младших школьников 33
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профилактики
игровой зависимости у младших школьников 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
профилактики игровой зависимости 38
2.3. Программа профилактики игровой зависимости у младших
школьников 48
Заключение 65
Список литературы 67
Приложения

Существуют противоречия и различия между потребностями общества в здоровом и физически и психологически подрастающем поколении, и проблемы глобальной компьютеризации, которая кроме положительных аспектов, приносит в нашу жизнь и отрицательные, современные технологии и в частности компьютер могут стать причиной серьезных проблем, главная из которых - это игровая зависимость. Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в современности существует большая опасность воздействия компьютерных игр и сетевой коммуникации на психическое здоровье детей. Также недостаточно разработаны теоретические и практические аспекты создания психологических условий для предупреждения и профилактики игровых зависимостей у детей. Таким образом, очевидно, выражена практическая потребность в решении проблемы игровой зависимости, создание и апробация разработок, направленных на профилактику данного вида аддикции. Проблема зависимого поведения актуальна и требует изучения.
B настоящее время основное внимание исследователей при изучении различных аспектов игровой зависимости основывается на поисках причин, и путей решения игровой компьютерной зависимости (А.Г. Шмелева, Ю.В. Фомичева). Определяющими факторами личности и её предрасположенности к игровой компьютерной зависимости, занимались такие ученые как: О.Н. Арестова, Ю.В. Староверова, М. Коул, М.С. Киселева. Психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида, выявили такие ученые как: И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. А.Е. Войскунский.
Наиболее подвержены риску формирования игровой зависимости школьники и студенты, так как сейчас компьютеры составляют неотъемлемую часть учебной деятельности в целом. Поэтому целесообразно проводить мероприятия по профилактике и предупреждению с младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать программу профилактики игровой зависимости у младших школьников.
Объект исследования: игровая зависимость младших школьников.
Предмет исследования: профилактика игровой зависимости у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему игровой зависимости в отечественной и зарубежной литературе;
2. Проанализировать особенности игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
3. Определить методы и формы профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
4. На основе теоретического анализа определить формы и методы профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
5. Подобрать и апробировать программу профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте;
6. С помощью методов математической статистики проанализировать эффективность программы профилактики игровой зависимости в младшем школьном возрасте.
В основе гипотезы лежит предположение о том, что профилактика игровой зависимости в младшем школьном возрасте будет успешной при условии составления программы на основе тренинговых занятий с учетом возрастных особенностей.
Методология и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тест-опросник степени увлеченности компьютерными играми А. В. Гришиной;
3. Опросник «Уровень компьютерной игровой зависимости» О. М. Видовой.
4. Статистический метод обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в составлении программы профилактики игровой зависимости у младших школьников, которая может быть использована педагогами и психологами в общеобразовательных школах.
Структура ВКР включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С помощью теоретического анализа проблемы игровой зависимости в младшем школьном возрасте и ее профилактики, мы определили, что игровая зависимость - это форма психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении компьютерными играми, подчиненность своего выбора внешней ложной цели - достижению прогресса в виртуальной игровой реальности.
Наиболее сензитивным периодом для развития игровой зависимости является подростковый возраст, это происходит из-за низкого уровня социально-психологической адаптации, затруднении в общении, межличностных отношений, отсутствия навыков саморегуляции и из -за проблем в семьях. Поэтому целесообразно проводить профилактические мероприятия в отношении игровой зависимости уже с младшего школьного возраста.
Несмотря на усиленное внимание к проблеме игровой зависимости, на сегодняшний момент не разработано специальных технологий ее профилактики и нивелирования. В основном используются методы, которые были разработаны для других видов зависимостей.
В ходе практического исследования была проведена диагностика на определение степени увлеченности компьютерными играми, также была проведена методика на определение выраженности основных компонентов игровой зависимости и её механизмов.
В связи с этим была подобрана и апробирована программа по профилактике игровой зависимости у младших школьников. Она решала задачи информирования детей о существовании такой проблемы, как игровая зависимость, развития навыков коммуникации и межличностного общения, формирования доверительных отношений в коллективе, формирования адекватного восприятия себя, развитие навыков саморегуляции и выражения эмоций, а также снижение агрессивных и враждебных реакций.
Результатом апробированной программы было снижение уровня увлеченности компьютерными играми детей младшего школьного возраста, контрольные замеры доказали эффективность данной программы.
Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы профилактики игровой зависимости у младших школьников были выполнены. Была проведена диагностика и подобрана программа профилактики игровой зависимости у младших школьников, которая дала положительную динамику изменений. Гипотеза, о том, что профилактика игровой зависимости в младшем школьном возрасте была успешной при условии составления программы на основе тренинговых занятий с учетом возрастных особенностей.



1. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. - 2003. - № 10 - 128с.
2. Алтухов, Н. И., Галкин, К. Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // Независимый психиатрический журнал. - 2007. - №3. - С. 285-289.
3. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. - 2-е изд. - СПб.: Речь, 2009. - 230 с.
4. Астафьев, А.В. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет [Текст] / А. В. Астафьев. - 2011. - Режим доступа: http://cyberpsy.ru
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
6. Бонкало Т.И., Видова О.М. Зависимость от онлайн-игр и онлайн- общения как условие возникновения суицидального состояния личности//Социально-психологическая профилактика и психотерапия суицидального состояния личности: матер. III Всерос. науч.практ. конф./под науч. ред. Е.А. Петровой, Т.И. Бонкало, ред. Е.Г. Бабич. М.: Изд-во Академии имиджелогии, 2014. С. 73-78.
7. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. -
2002. -№ 6.- с 15-22
8. Боярова, К. В. Кибер-аддикция: еще один вид зависимости // Вестник Харьковского Национального Университета. - Харьков: Психология, 2006. - С. 41-46.
9. Бубеев Ю.А. Романов А.И., Козлов В.В. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация. М.: Слово, 2008. 160 с.
10. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. — (Образовательный стандарт ХХ1).
11. Видова О.М. Психологическое измерение компьютерной зависимости [Текст] / О.М. Видова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2016. - № 1(134). - С. 58-66.
12. Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. - 2002. -№ 3.
13. Ворошилин, С. И. Психогенетический и этологический подходы к классификации нехимических (поведенческих) зависимостей [Текст] / С. И. Ворошилин ; Урал. гос. пед. ун-т // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире : сб. науч. тр. / отв. ред. С. А. Минюрова. —Екатеринбург. - 2009. - № 2. — С. 59-76.
14. Галяутдинова, С.И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями [Текст] / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестн. Башкир. Ун-та. - 2013. - Т. 18. - № 1. - С. 232-235.
15. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002
16. Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми//Вестник московского университета.Сер. 14: Психология. 2014. № 4. С. 131-141.
17. Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты/ Вопросы психологии. - 1993. - № 3.
18. Денисов, A. A. Особенности ценностных ориентаций пользователей онлайн-игр Электронный ресурс // Медицинская психология в России. - 2011. - №6. - С. 36-44.
19. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости [Текст] / А. Ю. Егоров. - СПб.: Речь. - 2007. - 190 с
20. Жукова, М. В. Аддиктивное поведение как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений [Текст] // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - № 4. - С. 56-62.
21. Жукова, М.В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников [Текст] /М.В. Жукова // Современная высшаяшкола: инновационный аспект. - 2011. - № 1. - С. 69-75.
22. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/ Психол. журн. - 2003. — Т. 24, № 2
23. Игровая зависимость: клиника, патогенез, терапия/под ред. А.О. Бухановского, В.А. Солдаткина. Ростов н/Д: РостГМУ, 2011. 304 с.
24. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/ сост. и ред. А. Е. Войскунский. - М.: Акрополь. - 2009. -279с
25. Калиниченко, О.Ю. К вопросу о психокоррекции, психопрофилактики и психотерапии аддиктивного поведения [Текст] / О.Ю. Калиниченко // Аддиктивное поведение обучающихся: профилактика, реабилитация и ресоциализация в условиях образовательной среды: Материалы Всероссийской конференции - Москва: Изд-во НИИ РЛ МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2013.-188 с
26. Козлов В.В., Карпов А.А. Психология игровой зависимости. М.: Психотерапия, 2011. 336 с.
27. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков/ М.Л. Кочина, Л. В. Подригало, В. М. Синайко, А. В. Яворский и др. //Укр. ШСН. психоневрологи. - 2001. - Т. 9, вып. № 1.
28. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 1999
29. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. 224 с.
30. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. - 2004. - № 6 - 89-113с
31. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб., 2005-45-56с.
32. Марьина, О. В. Профилактика интернет-зависимости молодежи -
путь преодоления виртуальных девиаций // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два
комсомольца, 2011. - С. 17-22.
33. Матасова И.Л. Проблема компьютерной зависимости и ее актуальность в современной социокультурной ситуации // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2006. № 6. С. 138-141.
34. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. - СПб. «Речь», 2007
35. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12- 26-29с.
36. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2003. - № 9 - 13-18с.
37. Организация психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении с целью предупреждения компьютерной зависимости школьников: методическое пособие / Серия: «Здоровье в школе» / - Вып. 2. - СПб: ГБС(К)ОУ школа-интернат №9, 2014. - 58 с.
38. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2005
39. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. - 2005.-№ 4 - 35-39с.
40. Сидоренко А.А. Настоящее и будущее российского Интернета: существующее положение, региональная проекция, перспективы [Текст] / А.А. Сидоренко // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2010. - Т. 105. - № 3. - С. 46-52.
41. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. - 2001.-№ 8- 34-35с.
42. Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. -
2003. - № 21- 5-10 с
43. Тришина, А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / А.В. Гришина. - Нижний Новгород, 2011. - 196 с.
44. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. - 2004. - № 6- 56-58 с.
45. Фопель, К. Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель // М.: Генезис. - 2001.
46. Фролов В.А. Концепции профилактики химической и нехимической аддикции среди подростков в зарубежной и отечественной психолого- педагогической науке [Текст] / В.А. Фролов // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 14. - С. 64-68.
47. Чудов Г.С. MUD. Современная форма виртуальной реальности. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте [Текст] / Г.С. Чудов // М. - 2007 - 400 с
48. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область
психологических исследований/ Психол. журнал/ А.С. Шапкин — 1999. - Т. 20.- № I
49. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование,
диагностика, коррекция и профилактика: Монография [Текст] / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот // Днепропетровск: Пороги. - 2006. - 196 с.
50. Янг К. Диагноз - интернет-зависимость//Мир Интернет. 2000. №
2. С. 24-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ