Развитие скоростной выносливости бегунов 15-16 лет на дистанции 400 метров
|
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы 6
1.1 Общая характеристика общей и специальной выносливости 6
1.2 Средства и методы тренировки специальной выносливости 8
1.3 Средства и методы развития скоростной выносливости бегунов на 400
метров 12
1.4 Характеристика интервального метода тренировки 24
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 30
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
1.1 Общая характеристика общей и специальной выносливости 6
1.2 Средства и методы тренировки специальной выносливости 8
1.3 Средства и методы развития скоростной выносливости бегунов на 400
метров 12
1.4 Характеристика интервального метода тренировки 24
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 30
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
В спорте массовых достижений к организму спортсмена предъявляются исключительно высокие требования. Бег на 400 метров является одной из наиболее трудных дистанций в лёгкой атлетике. Уровень развития физических качеств, отличная техника бега, высокий уровень развития скоростной и специальной выносливости - непременные составляющие, благодаря которым, можно достигнуть высоких спортивных результатов на данной дистанции.
Общая выносливость представляет собой основу развития скоростной выносливости. Для развития первой необходимо применять разнообразные упражнения, которые выполняются длительно и с большой нагрузкой. Для развития второй, то есть скоростной выносливости, упражнения выполняют с большой скоростью, при этом общая длина отрезков дистанции или ускорений в беге должна превышать дистанцию, на которой специализируется бегун [12, 27].
Важнейшим фактором в развитии скоростной выносливости является повышение абсолютной скорости бега на эталонном отрезке для создания запаса скорости. Это дает возможность спортсмену пробегать дистанцию с меньшей затратой сил и большей средней скоростью [12, 25].
Специальной выносливостью называют выносливость по отношению к определенной деятельности. Специфика такой выносливости определяется характером упражнений, присущим тому или иному виду спорта. При этом в рамках специальной выносливости бегуна на 400метров принято выделять такие следующие выносливости: силовую, скоростную и координационную. Скоростная выносливость бегуна на 400 метров - это способность противостоять утомлению при нагрузках максимальной или близкой к максимальной (субмаксимальной) интенсивности. Это означает, что достигнутая скорость при выполнении упражнений циклического характера поддерживается, несмотря на утомление [36].
Достижения, связанные с выносливостью данного типа, требуют высокой аэробной и максимальной анаэробной производительности. При этом не стоит забывать, что основу для развития анаэробной возможности составляет аэробная производительность.
При составлении плана тренировок и организации учебно- тренировочного процесса педагогу-тренеру следует конкретизировать каждую тренировку не только в технико-тактическом плане, но также и в плане совершенствования физических качеств [29].
Чаще всего основная часть тренировки заключается в использовании лишь повторного метода, когда упражнения выполняются после определенного перерыва (30 секунд, минута), при этом интенсивность нагрузки не регулируется, а степень функциональной нагрузки зачастую определяется лишь видом тренировки и иногда самочувствием спортсмена. Специальные же, заранее запланированные восстановительные процедуры не используются. В результате чего развивается лишь общая, а не скоростная выносливость, которая соответствует специфике бега на средние и длинные дистанции [22].
Высокая эффективность использования интервального метода признается многими авторами, но некоторая его «жесткость» ограничивает его применение в учебно-тренировочном процессе юношей. При этом мы смеем предположить, что применение данного метода в сочетании со строгим контролем интенсивности путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью и в конце интервалов отдыха, а также в сочетании с комплексом средств по восстановлению спортивной работоспособности, повысит уровень развития специальной выносливости бегунов 15-16 лет, в частности, скоростной выносливости, что весьма актуально именно в данной возрастной группе.
Объект изучения - учебно-воспитательный процесс бегунов 15-16 лет.
Предмет изучения составляет комплекс средств и методов, используемых в процессе развития скоростной выносливости у бегунов на 400метров 15-16-летнего возраста.
Цель данной работы выявить и обосновать эффективность
использования предложенного комплекса упражнений в процессе развития скоростной выносливости.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Составить комплекс тренировочных средств, направленный на развитие скоростной выносливости легкоатлетов 15-16 лет, специализирующихся в беге на дистанции 400 метров;
3. Экспериментально проверить эффективность составленного комплекса тренировочных средств, направленного на развитие скоростной выносливости легкоатлетов 15-16 лет, специализирующихся в беге на дистанции 400 метров.
Общая выносливость представляет собой основу развития скоростной выносливости. Для развития первой необходимо применять разнообразные упражнения, которые выполняются длительно и с большой нагрузкой. Для развития второй, то есть скоростной выносливости, упражнения выполняют с большой скоростью, при этом общая длина отрезков дистанции или ускорений в беге должна превышать дистанцию, на которой специализируется бегун [12, 27].
Важнейшим фактором в развитии скоростной выносливости является повышение абсолютной скорости бега на эталонном отрезке для создания запаса скорости. Это дает возможность спортсмену пробегать дистанцию с меньшей затратой сил и большей средней скоростью [12, 25].
Специальной выносливостью называют выносливость по отношению к определенной деятельности. Специфика такой выносливости определяется характером упражнений, присущим тому или иному виду спорта. При этом в рамках специальной выносливости бегуна на 400метров принято выделять такие следующие выносливости: силовую, скоростную и координационную. Скоростная выносливость бегуна на 400 метров - это способность противостоять утомлению при нагрузках максимальной или близкой к максимальной (субмаксимальной) интенсивности. Это означает, что достигнутая скорость при выполнении упражнений циклического характера поддерживается, несмотря на утомление [36].
Достижения, связанные с выносливостью данного типа, требуют высокой аэробной и максимальной анаэробной производительности. При этом не стоит забывать, что основу для развития анаэробной возможности составляет аэробная производительность.
При составлении плана тренировок и организации учебно- тренировочного процесса педагогу-тренеру следует конкретизировать каждую тренировку не только в технико-тактическом плане, но также и в плане совершенствования физических качеств [29].
Чаще всего основная часть тренировки заключается в использовании лишь повторного метода, когда упражнения выполняются после определенного перерыва (30 секунд, минута), при этом интенсивность нагрузки не регулируется, а степень функциональной нагрузки зачастую определяется лишь видом тренировки и иногда самочувствием спортсмена. Специальные же, заранее запланированные восстановительные процедуры не используются. В результате чего развивается лишь общая, а не скоростная выносливость, которая соответствует специфике бега на средние и длинные дистанции [22].
Высокая эффективность использования интервального метода признается многими авторами, но некоторая его «жесткость» ограничивает его применение в учебно-тренировочном процессе юношей. При этом мы смеем предположить, что применение данного метода в сочетании со строгим контролем интенсивности путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью и в конце интервалов отдыха, а также в сочетании с комплексом средств по восстановлению спортивной работоспособности, повысит уровень развития специальной выносливости бегунов 15-16 лет, в частности, скоростной выносливости, что весьма актуально именно в данной возрастной группе.
Объект изучения - учебно-воспитательный процесс бегунов 15-16 лет.
Предмет изучения составляет комплекс средств и методов, используемых в процессе развития скоростной выносливости у бегунов на 400метров 15-16-летнего возраста.
Цель данной работы выявить и обосновать эффективность
использования предложенного комплекса упражнений в процессе развития скоростной выносливости.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Составить комплекс тренировочных средств, направленный на развитие скоростной выносливости легкоатлетов 15-16 лет, специализирующихся в беге на дистанции 400 метров;
3. Экспериментально проверить эффективность составленного комплекса тренировочных средств, направленного на развитие скоростной выносливости легкоатлетов 15-16 лет, специализирующихся в беге на дистанции 400 метров.
Подготовка спортсменов - легкоатлетов - это сложная задача, требующая системного подхода с учетом множества факторов. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучший уровень готовности легкоатлета к высоким спортивным достижениям.
Большинство авторов считают, что главное в тренировке легкоатлета уделять особое внимание удачно развиваемым физ.качествам. Остальные придерживаются мнения, что следует регулярно совершенствовать сложно развиваемые физ.качества. Выполнение серьезной специальной физической работы по совершенствованию скоростной выносливости у легкоатлетов следует начинать именно в 15-16 лет, на начальном этапе углубленной специализации.
Интервальная тренировка считается наиболее эффективной, но немногие тренеры-преподаватели прибегают к ней в тренировочном процессе. В первую очередь это связано с вероятными малоприятными последствиями для спортсменов (перетренированность и переутомление). Однако, применяя средства восстановления трудоспособности легкоатлета и введя строгий врачебно-педагогический контроль, интервальная тренировка будет наиболее эффективной при совершенствовании скоростной выносливости бегунов 15-16 лет на дистанции 400 метров.
Зачастую понятие «интервальная тренировка» отождествляют с любым методом, включающим в себя повтор отрезков с чередованием времени отдыха, например, переменным.
На практике повторная и интервальная тренировка вызывает у легкоатлетов и тренеров большое количество вопросов. В приложении 4 представлены характерные особенности повторного и интервального методов.
Количество разнообразных средств развития скоростной выносливости позволяет создать различные тренировочные методики для улучшения тренировочного процесса.
Анализ научной литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Развитие скоростной выносливости является одной из не маловажных проблем для легкоатлетаи она активно обсуждается в научной литературе.
2. Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что при выполнении предложенных тренировочных средств абсолютно у каждого спортсмена выросли результатыв беге и в упражнениях со штангой на силовую выносливость.
Рост результатов в группе девушек оказался существеннее, нежели в группе юношей. Рост результатов в тесте «Бег на 800 метров» у девушек составил 5,7%, у юношей - 5,2%. В тесте «Бег на 1000 метров» результаты возросли на 4,6% в группе девушек и на 3,2% в группе юношей. В тесте «Бег в гору 5х400 метров» результаты улучшились на 12,2% в группе девушек и на 8,8% в группе юношей. Наибольший прирост результатов, как в группе девушек, так и в группе юношей, был показан в тесте «Присед со штангой 20кг за 1 минуту» и он составил 47% в группе девушек и 35,5% в группе юношей.
3. Результаты педагогического эксперимента доказывают
эффективность применяемых средств тренировки для увеличения степени развития скоростной выносливости у легкоатлетов 15-16 лет, специализирующихся в беге на 400 метров.
Большинство авторов считают, что главное в тренировке легкоатлета уделять особое внимание удачно развиваемым физ.качествам. Остальные придерживаются мнения, что следует регулярно совершенствовать сложно развиваемые физ.качества. Выполнение серьезной специальной физической работы по совершенствованию скоростной выносливости у легкоатлетов следует начинать именно в 15-16 лет, на начальном этапе углубленной специализации.
Интервальная тренировка считается наиболее эффективной, но немногие тренеры-преподаватели прибегают к ней в тренировочном процессе. В первую очередь это связано с вероятными малоприятными последствиями для спортсменов (перетренированность и переутомление). Однако, применяя средства восстановления трудоспособности легкоатлета и введя строгий врачебно-педагогический контроль, интервальная тренировка будет наиболее эффективной при совершенствовании скоростной выносливости бегунов 15-16 лет на дистанции 400 метров.
Зачастую понятие «интервальная тренировка» отождествляют с любым методом, включающим в себя повтор отрезков с чередованием времени отдыха, например, переменным.
На практике повторная и интервальная тренировка вызывает у легкоатлетов и тренеров большое количество вопросов. В приложении 4 представлены характерные особенности повторного и интервального методов.
Количество разнообразных средств развития скоростной выносливости позволяет создать различные тренировочные методики для улучшения тренировочного процесса.
Анализ научной литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Развитие скоростной выносливости является одной из не маловажных проблем для легкоатлетаи она активно обсуждается в научной литературе.
2. Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что при выполнении предложенных тренировочных средств абсолютно у каждого спортсмена выросли результатыв беге и в упражнениях со штангой на силовую выносливость.
Рост результатов в группе девушек оказался существеннее, нежели в группе юношей. Рост результатов в тесте «Бег на 800 метров» у девушек составил 5,7%, у юношей - 5,2%. В тесте «Бег на 1000 метров» результаты возросли на 4,6% в группе девушек и на 3,2% в группе юношей. В тесте «Бег в гору 5х400 метров» результаты улучшились на 12,2% в группе девушек и на 8,8% в группе юношей. Наибольший прирост результатов, как в группе девушек, так и в группе юношей, был показан в тесте «Присед со штангой 20кг за 1 минуту» и он составил 47% в группе девушек и 35,5% в группе юношей.
3. Результаты педагогического эксперимента доказывают
эффективность применяемых средств тренировки для увеличения степени развития скоростной выносливости у легкоатлетов 15-16 лет, специализирующихся в беге на 400 метров.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА 400 МЕТРОВ С БАРЬЕРАМИ У ДЕВУШЕК 15-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие скоростной выносливости у легкоатлетов 16-18 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие скоростной выносливости у легкоатлетов 16-18 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНИЙ НА 400 МЕТРОВ В
ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНИЙ НА 400 МЕТРОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОК-СПРИНТЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ДИСТАНЦИИ 100 МЕТРОВ С БАРЬЕРАМИ У ДЕВОЧЕК 12—13 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА НА РАННИХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКОАТЛЕТОВ-СПРИНТЕРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование скоростно-силовых качеств спрингеров 14-15 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2024





