ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ МИНИ - МУЗЕЯ 7
1.1. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как
педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности мини-музея в дошкольной образовательной
организации в патриотическом воспитании детей 26
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ МИНИ-МУЗЕЯ 31
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня патриотической
воспитанности старших дошкольников 31
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию старших
дошкольников на материале мини-музея 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 66
Патриотическое воспитание подрастающего воспитания - актуальная проблема современной педагогики. В проекте «Национальная доктрина образования в «Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального государства, уважающих права и свободы личности» [40, с. 1].
В проекте «Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2015 года» Президентом Российской Федерации В. В. Путиным даны стратегические ориентиры образовательной политики в этом направлении: «Воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Данная позиция отражена в Федеральном образовательном стандарте дошкольного воспитания, где патриотическое воспитание связано с приобщением детей к своей малой родине, традициям своего края, города, семьи.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент личности, формируются ценностные ориентации в окружающем мире. Именно с дошкольного возраста, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира, необходимо приобщать его к культуре и истории своего Отечества.
Психолог А. В. Запорожец утверждал, что центральными достижениями психического развития в дошкольном возрасте следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Дети дошкольного возраста усваивают всё прочно и надолго, когда всё слышат, видят и делают сами [19, с. 173].
Огромное значение имеет мини-музей в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, так как данная форма способствует развитию
наглядно-действенного мышления, формированию представлений о
предметном мире, о том, что создано руками человека.
Образному познанию культуры и истории своего Отечества соответствует форма музейного предоставления материала. Музей является своеобразным механизмом сбережения достижений культуры и их трансляции подрастающему поколению. Он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии.
Фундаментом музейной педагогики является погружение ребёнка в специально организованную среду, которая включает в себя элементы искусства, предметы старины, памятники природы и помогает ребенку установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Организованный в детском дошкольном образовательном учреждении мини-музей становится для детей первым шагом к формированию интереса к своему народу, его традициям, истории и культуре.
Однако в педагогической практике существует противоречие между широкими возможностями мини-музея в патриотическом воспитании детей и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каковы теоретико-методические основы патриотического воспитания детей на материале мини-музея.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале мини-музея»
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале мини-музея в дошкольной образовательной организации.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале мини-музея в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание» применительно к детям дошкольного возраста.
2. Выявить педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности мини-музея в дошкольной образовательной организации в патриотическом воспитании детей .
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня патриотической воспитанности старших дошкольников.
5. Спроектировать содержание работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников на материале мини-музея.
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:
• теоретические: психолого-педагогический анализ научно-методической литературы, анализ и интерпретация теоретических данных;
• эмпирические: диагностирование исходного уровня патриотической воспитанности у детей, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, проектирование работы по патриотическому воспитанию детей.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и современных педагогов в области патриотического воспитания детей: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, А. Д. Жарикова, К. Б. Белой, которые воплощают идеи народности в воспитании начал патриотизма у детей
дошкольного возраста; исследования в сфере музейной педагогики О. Я. Ботяковой, М. Ю. Медведевой, направленные на передачу культурного опыта в условиях музейной среды; нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», «Стратегия развития
воспитания Российской Федерации на период до 2025 года».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на материале мини-музея. Предложенный комплекс занятий по патриотическому воспитанию на материале мини-музея для старших дошкольников может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Серебряное копытце»
Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 20 воспитанников старшей группы.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (56 источников), приложений.
Обобщая результаты проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы.
В соответствии с целями и задачами данного исследования нами были изучены теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
На основании анализа научной психолого-педагогической литературы были раскрыты понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
Патриотизм - это одно из нравственных качеств личности, выражающееся в чувстве привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; заботу об интересах родины; уважительное отношение к родному языку; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
Патриотическое воспитание применительно к детям дошкольного возраста - это взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщающее к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, в результате которого у дошкольника формируется эмоционально-действенное отношение, чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине.
Решить задачи патриотического воспитания могут педагоги и родители, которые сами являются патриотами и способны зажечь искорку любви в душе ребёнка дошкольного возраста. Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.
Специфическими принципами патриотического воспитания у дошкольников являются:
• принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром;
• принцип приоритетности культурного регионального наследия,
• принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.
Для более эффективной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия:
• культурно-эстетическая среда в детском саду и в семье;
• тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи;
• подготовленность педагогов и родителей к решению проблем патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Развитие патриотических чувств ребенка происходит при изучении истории и традиций русского народа через мини-музей, где находятся экспонаты, которые могут погрузить дошкольника в прошлое. Задачи патриотического воспитания решаются на примере использования материала мини-музея, в процессе осуществления всех видов детской деятельности, в ходе непрерывной образовательной деятельности, целевых прогулок, экскурсий по городу, виртуальных экскурсий в музеи родной страны, режимных моментов, игр, труда.
При описании практической работы по патриотическому воспитанию детей на материале мини-музея выделены следующие критерии и показатели патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста:
- когнитивный критерий с показателями: наличие знаний названия своего города, домашнего адреса; наличие знаний о достопримечательностях города, площади, парков;
• эмоционально-ценностный с показателями: способность к аргументированному суждению, оценке, умение выразить своё отношение к близким, родному детскому саду, городу;
• деятельностный с показателями: приоритетность выбора просмотра отечественных мультипликационных фильмов, чтения народных сказок, посещения виртуальных музеев; участие в экскурсиях и целевых прогулках по городу Карпинску.
Определены уровни патриотической воспитанности дошкольников: низкий, средний, оптимальный.
На исходной диагностике были получены следующие результаты выполнения диагностических заданий: низкий - 32 %, средний - 56 %, оптимальный - 12 %.
Проведенное нами диагностическое исследование показало, что большинство детей имеют недостаточный уровень патриотической воспитанности, что говорит о необходимости организации этого процесса.
Нами был разработан и реализован комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале мини-музея в дошкольной образовательной организации. В данный комплекс вошли как занятия, так и экскурсии по улицам города, к местным достопримечательностям, виртуальные экскурсии в музеи родной страны, носящие познавательный характер, творческие задания, направленные на закрепление в деятельности патриотических чувств воспитанников.
Разработанный комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста позволил улучшить качество знаний детей, расширить их кругозор, повысить активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным.
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] : метод. пособие для воспитателей ДОУ / Е. Ю. Александрова,
Е. П. Гордеева. - В.: Учитель, 2007. - 200с.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников
[Текст] / Н. В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. -256 с.
3. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Н.Ф. Андреева // Управление ДОУ. -2005. - № 1.
• С.16-24.
4. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. - М.: Творческий центр Сфера, 2012.
• 120 с.
5. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера,
2012. - 175 с.
6. Байдина, Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания [Текст] / Е. А. Байдина // Справочник старшего воспитателя. -
2013. - № 2. - С. 32-37.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л. И. Божович - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
8. Брулёва, О. И. Долгая дорога из Богословска в Карпинск [Текст] / О. И. Брулёва. - К.: ЛВК, 2009. - 125 с.
9. Брулёва, О. И. Путеводитель по памятным местам: Посвящается 250-летиюБогословска - Карпинска [Текст] / О. И. Брулёва. - К.: ЛВК, 2009.
• 33 с.
10. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий [Текст]: метод. пособие для педагогов. / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. - СПб.: Детство- пресс, 2010. - 192 с.
11. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] / Г. Н. Волков. - М.: ГИТИС, 1999. - 102 с.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. [Текст] /Л. С. Выготский.
• В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - 450 с.
13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. 2018. URL: http://www.rosvoencentr- rf.ru/obobshchennye-doklady/razrabotka-gpp-2016-2020-iyun- noyabr/utochnennyy-variant-gosprogrammy.php (дата обращения: 10.01.2018).
14. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика [Текст] / В. И. Логинова.
• М.: Просвещение, 1983. - 268 с.
15. Дубровская, Н. В. Особенности восприятия цвета у дошкольников [Текст] / Н. В. Дубровская // Воспитатель в ДОУ. - 2000. - № 4. - С. 153-165...