Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке

Работа №96136

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИХ ПО ЛЕПКЕ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у
детей 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 20
1.3. Лепка как средство развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 90

Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [42]. В целевых ориентирах процесса образования говорится наряду с интеллектуальным, духовно­нравственным и о творческом развитии личности. В «Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [9] творчество определяется, как базовая национальная ценность. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка, является одним из направлений образовательной области «Художественно­эстетическое развитие» [33]. В требованиях к организации условий указывается на необходимость развития творческого потенциала каждого ребенка.
Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века (В.М. Бехтерев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и другие). Этими учеными был подробно исследован «механизм» творческого процесса человека и условия развития творческих способностей детей периода детства.
Концептуальные основы развития творческих способностей содержатся в работах А.И. Арнольдова, Ю.П. Азарова, Т.И. Баклановой, Н.К. Баклановой, Л.В. Даниловой, Л.Б. Жаркова, С.Н. Иконниковой, В.П. Исаенко, А.С. Каргина, В.С. Кузина, А.Г. Михайлик, М.В. Махдинарова, Г.А. Праздникова, Ю.А. Стрельцова, Т.Л. Якубовской и других. Этими авторами рассматриваются проблемы развития конкретных видов способностей (музыкальные, художественные, театральные, вокальные и др.), их диагностика и условия формирования.
Вопрос о развитии творческих способностей детей является одной из основных проблем дошкольной педагогики, так как до сих пор до конца не изучен «феномен детского творчества» и вопросы, связанные с творческими возможностями ребенка дошкольного возраста остаются открытыми. Вместе с тем, недооценен потенциал такого вида изобразительной деятельности как лепка. Лепка отличается особой живостью и пластичностью, а также реалистичностью. Более того, лепка является осязаемым искусством, так как лепные фигурки, так как, они трехмерны и сними можно играть. Дети могут их трогать, рассматривать, а также изменять по своему желанию. В целом в лепных образах дети могут воплотить все, о чем фантазируют. Все это, обуславливает особое значение лепки для развития творчества у детей дошкольного возраста.
Однако, потенциал занятий по лепке до конца не используется, чаще всего педагоги, стараются организовать этот процесс на занятиях в смешанных техниках рисования или аппликации. Также, не в полной мере разработано содержание данного вида изобразительной деятельности, учитывающее задачи развития творческих способностей у старших дошкольников.
Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по лепке.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по лепке направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по лепке, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей.
2. Определить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности лепки в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и провести диагностические задания по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать комплекс занятий по лепке направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих творческие способности и (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Э. Чудновский, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, И.В. Дубровина, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, А.Н. Лук, Н.В. Кондратьева, Л.Г. Карпова, А.И. Савенков, В.И. Ефремов, Т.С. Комарова, Г.В. Лабунская и др.), работы исследователей, раскрывающие психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Р.Г. Казакова и др.), лепка как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста представлена в роботах авторов (В.А. Ватагин, Л.В. Ровнейко, З.И. Помаскина, Д.Н. Колдина, О.А. Винс, М.Н. Черникова, Л.В. Куцакова, И. А. Лыкова, Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб, А.А. Грибовская, М.Б. Халезова-Зацепина, Т.Е. Иванова и др.), вопросы, связанные с организацией и методикой занятий по лепке широко представлены в работах педагогов, ученых, методистов (Е.Н. Бородина, Д.Н. Колдина, Т.С. Комарова, Э.Г. Чурилова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по лепке в развитии творческих способностей детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий по лепке направленного на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы развития творческих способностей у детей.
База проектировочной работы: Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение Детский сад № 24 г. Серова. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (45 источников), приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изученной литературы таких авторов как С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплов, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, А.Н. Лук, Н.В. Кондратьева, А.И. Савенков, В.И. Ефремов, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, И.А. Лыкова, Т.Е. Иванова, Е.Н. Бородина и др. сделаем следующие выводы:
1. Творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т.д.) (А.Н. Леонтьев).
Развитие творческих способностей - это динамический процесс преобразования творческих способностей, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности (Л.Г. Карпова).
Говоря о результатах процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Н.В. Кондратьевой:
• когнитивно-эмоциональный критерий - способность мыслить нешаблонно, придумывать как можно больше идей, образов; характеризует степень вовлеченности в творческий процесс - силу эмоциональных откликов на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивая его оригинальность, разработанность;
• личностно-креативный критерий - способность к активизации своего творческого потенциала - использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно;
• деятельностно-процессуальный критерий - применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, выбор приемов в решении поставленной творческой задачи, нацеленность на результат.
2. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей, так как непосредственно в данное время закладывается основы для творческой деятельности. Характерные черты развития мышления в период дошкольного детства выражаются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления. Основной особенностью этого этапа развития считается совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от конкретной ситуации, что определяет появление сложных языковых форм.
Развитие памяти, внимания ребёнка имеет огромное значение для развития творческих способностей ребёнка. Непосредственно данные качества, по данным психологов, скитаются базовыми для развития творческих способностей и повышают творческо-поисковую активность. Развитие творческих способностей осуществляется на основе двух подходов: следует культивировать творческое воображение; в особенной культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством.
3. Лепка предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что специфика занятий лепкой требует творческой активности, стабильной работой мысли, воображения, самостоятельности, инициативы, а также занятиям по лепке присуща ярко выраженная эстетическая направленность, как по форме, так и по содержанию.
Рассмотрев методические пособия и программы по изобразительной деятельности (лепке) Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуба, А.А. Грибовской, М.Б. Халезовой-Зацепиной, Т.Е. Ивановой можно сказать, что лепка способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка, пространственного мышления, воображения, внимания, памяти, усидчивости, аккуратности.
Чтобы сохранить интерес и мотивацию у ребенка к взаимодействию и созданию новой подделки, педагоги интегрируют творческую деятельность с игровыми упражнениями: «Придумай сказку», «Волшебный комочек», «Слепи фантастическое животное», «Слепи самую лучшую фигуру».
4. В соответствии с критериями и показателями развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке подобраны и применены следующие диагностические задания:
• по когнитивно-эмоциональному критерию - методика «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенковой); методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия);
• по личностно-креативному критерию - диагностическое задание «Незаконченные рисунки» М.В. Ильиной; диагностическое задание по составлению изображений объектов М.В. Ильиной;
• по деятельностно-процессуальному критерию - методика «Кодирование» А.Ю. Панасюка; методика «Рисунок человека» (К. Маховер).
Результаты диагностики показали, что на высоком уровне развитие творческих способностей у 2 детей, на среднем уровне у 6 детей, на низком уровне у 7 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 13 %; средний уровень - 40 %; низкий уровень - 47 %.
Подытоживая вышеизложенные результаты, отметим, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает в основном низкий и средний уровни развития творческих способностей:
• по когнитивно-эмоциональному критерию - большая часть детей испытывала затруднение при выполнении заданий на поиск различных вариантов получения результата. Дети не были заинтересованы в предстоящей творческой работе, не стремились участвовать в её коллективных видах, не проявляли инициативу, не участвовали в дискуссиях, не делились своими творческими замыслами с другими. Задания воспринимали пассивно, а мыслили инертно. Стоит отметить крайне низкую продуктивность. Шесть детей справились с заданиями на поиск различных вариантов получения результата. Задания выполняли с удовольствием, однако продуктивность недостаточно высокая. Лишь двое детей искали различные варианты получения результата. В работе придерживались индивидуального темпа и стиля, в помощи педагога не нуждались;
• по личностно-креативному критерию - образы у большей части детей были малоинтересны, не проработаны. Дети избегали заданий повышенной сложности, не проявляли интереса к проблемно-поисковым типам задач. У семи детей образы были интересны, детализированы. Дети успешно взаимодействовали с коллективом, но не всегда высказывали свою точку зрения, боясь критики. Старшие дошкольники предпочитали легким заданиям сложные, но в их решении не всегда были настойчивы. У двоих детей образы были необычны, большое внимание к деталям. Дети формулировали проблемы, ставили ясные четкие вопросы, приходили к обоснованным заключениям и решениям, проверяли их, видели альтернативные пути решения проблемы и выбирали наиболее удачный из них. Дети проявляли независимость, инициативность, настойчивость;
• по деятельностно-процессуальному критерию - большая часть детей испытывала трудности с организацией самостоятельной работы, поэтому практически всегда нуждалась в помощи педагога. Дети предпочитали действовать по шаблону. Творческий продукт имел незавершенный вид. Остальная часть детей работала самостоятельно, однако это проявлялось не всегда. Творческий продукт имел завершенный вид, однако не все детали были проработаны. Лишь двое детей применяли разнообразные виды самостоятельной работы с наибольшей их эффективностью в конкретной ситуации. Освоение способов творческой деятельности проходило быстро и легко. Творческий продукт имел полностью завершенный вид...


1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
2. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. Н. Бородина. - Челябинск, Уральский государственный педагогический университет, 2016. - 23 с.
3. Ватагин, В. А. Как лепить животных // Художник. - 1962. - № 5. - С. 53-56.
4. Ветлугина Н, А. Художественное творчество и ребёнок. - М: Педагогика, 1972. - 288 с.
5. Винс, О. А., Черникова, М. Н. Тестопластика как средство развития творческих способностей детей // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - С. 619­622.
6. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4, ч. 2. - 432 с.
7. Годфруа Ж. Психология / перевод Н. Алипов, А. Пегелау, Т. Эстрина / Под ред. Г. Аракелов. - М.: «Мир», 2012. - 772 с.
8. Грибовская, А. А., Халезова-Зацепина, М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2- 7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 80 с.
9. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я Данилюк, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
10. Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.
11. Ефремов, В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] / В. И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2012. - 128 с.
12. Иванова, Т. Е. Занятия по лепке в детском саду: методическое пособие [Текст] / Т. Е. Иванова. - Москва: Творческий Центр Сфера, 2010. - 93 с.
13. Казакова, Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
14. Карпова, Л. Г. Развитие творческих способностей детей в младшем школьном возрасте // Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества. - 2014. - С. 109-112.
15. Колдина, Д. Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий [Текст] / Д. Н. Колдина. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 64 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ