Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Работа №96073

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы145
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 14
1.1. Развитие технического творчества детей как педагогическая
проблема 14
1.2. Организация ассоциативно-синектического проектирования в
условиях учреждения дополнительного образования 21
1.3. Методика организации ассоциативно-синектического проектирования с использованием компьютерных технологий в процессе технического творчества детей 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИ ИМЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 41
2.1. Организационно-методические аспекты применения компьютерных технологий для организации ассоциативно-синектического проектирования в процессе технического творчества детей 41
2.2. Критерии развития технического творчества детей 54
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по реализации методики применения компьютерных технологий для организации
ассоциативно-синектического проектирования в процессе технического творчества детей 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 145


Актуальность исследования. Курс на развитие инженерного мышления у детей является одним из приоритетных трендов современного российского образования [88]. В современном мире на первое место выходит инновационная деятельность, связанная с созданием высоких технологий в различных сферах жизнедеятельности общества: экологии, медицины, промышленности. Количество их в ближайшем времени будет только возрастать. Воспитывать и развивать будущих ученых, конструкторов, технологов, инженеров важно с самого детства, постепенно формируя у детей устойчивый интерес к техническим, инженерным, конструкторским профессиям, креативность и нестандартность мышления, желание пробовать, выдумывать, творить, способность работать в условиях инновационных изменений в обществе, реализовать себя в экономике информационного общества. Поэтому развитие технического творчества обучающихся требует особого внимания и специального педагогического воздействия, так как способность к самостоятельному, творческому мышлению, к инициативной творческой деятельности не развивается сама по себе и не является побочным эффектом процесса усвоения знаний, ее нужно стимулировать и активизировать [69, 94].
Проблема развития технического творчества детей достаточно широко изучена многими авторами в самых различных направлениях. Например, В. И. Белозерцев, В. В. Алехин, Ю. А. Дмитриев, П. Л. Капица, Б. М. Кедров, Г. Я. Буш, тщательно проанализировали с философской стороны феномен творческой деятельности, техническое творчество и проблему передачи от поколения к поколению опыта творческой деятельности. А. М. Василевская, Я. А. Пономарев А. П. Зверик, А. Н. Лук, Т. В. Кудрявцев, Э. Ф. Зеер, А. М. Матюшкин, рассмотрели в своих трудах различные аспекты развития творческого мышления и технического творческого мышления, психологическую структуру, динамику и развитие творческой деятельности, диагностики и развития способностей к творчеству. Свои работы П. Н. Андрианов, В. Д. Путилин, И. И. Бака, Д. И. Пеннер, Х. Лехнер, В. Г. Разумовский, В. А. Пятков, В. И. Речицкий и др. посвятили развитию технического творчества в среднем и старшем школьном возрасте, определили некоторые взаимосвязи трудового обучения и технического творчества.
Кроме того, значительное количество работ (Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, С. А. Пестов А. И. Савенков) посвящено проектной деятельности, которое позволяет развивать техническое творчество детей.
Предварительный анализ психолого-педагогической литературы показал, что при всей широте и глубине исследования проблемы развития технического творчества обучающихся остались недостаточно изучены вопросы использования компьютерных технологий в новых формах организации проектной деятельности детей, например, с использованием ассоциативно-синектической технологии комплексного развития творчества. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Особое значение для методологии и теории дополнительного образования эта проблема приобретает в теоретическом обосновании использования в образовательных процессах компьютерных технологий. Необходимость исследования возможностей их применения в качестве средства развития технического творчества детей в процессе ассоциативно- синектического проектирования, ориентированного на комплексное развитие творческих способностей детей, определяет актуальность рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне.
Необходимость разработки методических аспектов применения компьютерных технологий в процессе организации проектной деятельности с использованием ассоциативно-синектической технологии, определяет актуальность исследуемой проблемы на научно-методическом уровне.
Проведенный анализ позволил выявить следующие противоречия:
На социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в развитии технического творчества детей, в том числе посредством организации их проектной деятельности, направленной на поиск и разработку возможных изобретений, и ограниченностью форм организации проектной деятельности в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования, не позволяющей в полной мере учитывать индивидуальные особенности и потребности детей, в частности, интегрировать их разносторонние интересы в различных видах творчества в проектной деятельности по разработке изобретения с использованием ассоциативно-синектической технологии развития творчества.
На научно-теоретическом уровне - между необходимостью организации проектной деятельности детей по разработке изобретений с использованием ассоциативно-синектической технологии, и недостаточным обоснованием в педагогической теории способов организации такой проектной деятельности на основе применения компьютерных технологий.
На научно-методическом уровне - между необходимостью применения компьютерных технологий в процессе организации проектной деятельности с использованием ассоциативно-синектической технологии и недостаточным уровнем разработки методического обеспечения применения компьютерных технологий в реализации этого процесса.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, состоящую в определении того, какие компьютерные технологии могут быть использованы в процессе организации ассоциативн о- синектического проектирования в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования детей в качестве средства развития технического творчества детей.
Актуальность, перечисленные противоречия, сформулированная проблема исследования обусловили выбор темы исследования: «Организация ассоциативно-синектического проектирования с использованием компьютерных технологий в процессе технического творчества детей».
В исследовании введено ограничение: процесс организации ассоциативно-синектического проектирования с применением компьютерных технологий рассматривается на примере студии «Техноталанты» в структуре учреждения дополнительного образования в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга.
Объект исследования - процесс развития технического творчества детей в студиях технической направленности в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования - методика применения компьютерных технологий в процессе организации ассоциативно-синектического проектирования в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования.
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-поисковая проверка методики применения компьютерных технологий в процессе организации ассоциативно-синектического проектирования в качестве средства развития технического творчества в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования детей.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что методика применения компьютерных технологий в процессе ассоциативно-синектического проектирования повысит результативность педагогического процесса развития технического творчества детей, если в алгоритм применения компьютерных технологий будут включены следующие компоненты:
• организация с помощью компьютерных технологий
самостоятельной работы обучающихся по поиску и подбору рифмы к поэтической конструкции, создаваемой в процессе поиска проблемной ситуации в соответствии с первым этапом ассоциативно-синектического проектирования;
• организация самостоятельной работы обучающихся по созданию новых визуальных элементов, создающих образно-смысловую базу творческого поиска, с помощью компьютерных технологий по методике алгоритмического рисования;
• организация самостоятельной работы обучающихся по использованию компьютерных технологий в процессе комбинирования визуальных элементов для создания авторской композиции, стимулирующей поиск новой творческой задачи и вариантов ее решения
• организация совместной работы обучающихся по распределению задач проектирования, по осуществлению анализа ресурсов и поиска оптимального способа достижения цели проектирования с применением компьютерных технологий;
• организация взаимодействия между обучающимися с помощью компьютерных технологий
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме развития технического творчества детей в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования.
2. Проанализировать процесс ассоциативно-синектического проектирования в условиях студий технической направленности учреждений дополнительного образования детей и выявить возможности применения в его процессе компьютерных технологий для повышения результативности развития технического творчества детей.
3. Разработать и теоретически обосновать методику применения компьютерных технологий в организации ассоциативно-синектического проектирования в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования детей.
4. Проверить в ходе опытно-поисковой работы результативность методики применения компьютерных технологий в процессе организации ассоциативно-синектического проектирования в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• психологические теории развития творческих способностей (Д. Б. Богоявленская, В. П. Зинченко, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, В. Д. Шадриков и др.);
• методология развития технического творчества (В. И. Белозерцев, В. В. Алехин, Ю. А. Дмитриев, С. Н. Мареев, П. Л. Капица, Б. М. Кедров, Г. Я. Буш, С. А. Новоселов и др.);
• методология проектной деятельности (Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, С. А. Пестов, А. И. Савенков)
• теория и методология информатизации образования (Я. А. Ваграменко, Л. И Долинер, Д. Ш. Матрос, И. В. Роберт);
• теория и методика применения компьютерных технологий в образовательном процессе (Н. В. Апатова, М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Б. Е. Стариченко, Е. К. Хеннер, А. Н. Сергеев и другие);
При определении теоретических подходов к разработке технологических аспектов процесса организации ассоциативно- синектического проектирования исследование ориентировано на труды С. А. Новоселова, О. Е. Краюхиной, Л. Е. Шмаковой, Н. П. Ивановой.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анализ результатов применения компьютерных технологий в процессе организации ассоциативно- синектического проектирования, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок. Результаты опытно-поисковой работы обрабатывались с использованием непараметрических методов математической статистики.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества Октябрьского района города Екатеринбурга. Всего в опытно-поисковой работе приняло участие 10 детей, обучающихся в студии технической направленности «Техноталанты».
Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.
Первый этап (2016) - изучение реального состояния и особенностей организации ассоциативно-синектического проектирования в учреждении дополнительного образования детей (метод педагогического наблюдения), эмпирический поиск применения компьютерных технологий по развитию технического творчества детей.
Второй этап (2016-2017) - анализ психолого-педагогической литературы; определение теоретических подходов и методологии исследования проблемы, состоящей в определении того, какие компьютерные технологии могут быть использованы в процессе организации ассоциативно-синектического проектирования в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования в качестве средства развития технического творчества детей; выделение основных компонентов процесса развития технического творчества (метод экспертных оценок, анализ результатов творческой деятельности и др.), уточнение объекта, предмета, гипотезы, задач и методов исследования.
Третий этап (2017-2018) - уточнение педагогических условий и разработка методики применения компьютерных технологий в процессе организации ассоциативно-синектического проектирования в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования. Проведение опытно-поисковой работы по проверке отдельных положений гипотезы (наблюдение, метод экспертных оценок и др.), уточнение понятийного аппарата исследования.
Четвертый этап (2018) - опытно-поисковая проверка методики применения компьютерных технологий в организации ассоциативно- синектического проектирования в процессе технического творчества детей . Проведение формирующего эксперимента по развитию технического творчества на основе выделенного в гипотезе комплекса педагогических условий применения компьютерных технологий в организации ассоциативно-синектического проектирования. Обработка с использованием непараметрического метода математической статистики «критерий знака», анализ, интерпретация и апробация результатов исследования. Оформление материалов диссертации.
Элементы научной новизны исследования заключаются в следующем:
• разработана методика развития технического творчества детей в процессе организации ассоциативно-синектического проектирования с помощью компьютерных технологий;
• разработана общеразвивающая программа развития технического творчества детей на основе организации ассоциативно-синектического проектирования с применением компьютерных технологий в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- обобщены сведения о развитии технического творчества детей в процессе организации ассоциативно-синектического проектирования;
- введено понятие ассоциативно-синектического проектирования и предложен вариант его определения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика развития технического творчества детей в процессе организации ассоциативно-синектического проектирования с помощью компьютерных технологий и общеразвивающая программа развития технического творчества детей на основе организации ассоциативно- синектического проектирования с применением компьютерных технологий в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования внедрены в образовательный процесс Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга и могут быть использованы в учреждениях дополнительного образования России.
Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования автором опубликовано 3 научных работы, две из которых в следующих сборниках: «Инновационные процессы в образовании» (Екатеринбург, 2017), «Сборник образовательных инновационных практик» (Екатеринбург, 2017). Основные положения работы прошли апробацию на научно-практической конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2018).
Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга. Разработана общеразвивающая программа технической направленности «Техноталанты», с которой автор стал лауреатом (2 место) Областного конкурса дополнительных общеразвивающих программ технической направленности. Дети, которые обучаются по данной программе, неоднократно становились победителями и призерами соревнований различного уровня: районного - 11 человек, муниципального - 8 человек, областного - 12 человек, российского - 4 человека.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Общественная потребность в организации проектной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования, направленной на развитие их способностей к техническому творчеству, актуализирует проблему модернизации способов организации этого вида образовательной деятельности, использования новых форм проектирования, таких как АС - проектирование, на основе применения компьютерных технологий, что сделало необходимым разработку новых теоретических подходов и соответствующего методического обеспечения применения компьютерных технологий в реализации этого процесса.
2. Результативность развития творческих способностей детей в процессе ассоциативно-синектического проектирования повышается при условии его организации в соответствии с алгоритмом методики применения компьютерных технологий, который включает в себя следующие компоненты:
• организация с помощью компьютерных технологий самостоятельной работы обучающихся по поиску и подбору рифмы к поэтической конструкции, создаваемой в процессе поиска проблемной ситуации в соответствии с первым этапом ассоциативно-синектического проектирования;
• организация самостоятельной работы обучающихся по созданию новых визуальных элементов, создающих образно-смысловую базу творческого поиска, с помощью компьютерных технологий по методике алгоритмического рисования;
• организация самостоятельной работы обучающихся по использованию компьютерных технологий в процессе комбинирования визуальных элементов для создания авторской композиции, стимулирующей поиск новой творческой задачи и вариантов ее решения;
• применение компьютерных технологий организации совместной работы обучающихся по распределению задач проектирования, осуществлению анализа ресурсов и поиску оптимального способа достижения цели проектирования;
• организация взаимодействия между обучающимися с помощью компьютерных технологий.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 101 наименование, и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие технического творчества детей является одним из приоритетных направлений современного российского образования [88]. Развитие технического творчества детей требует особого внимания и специальных педагогических технологий. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одной из проблем развития технического творчества детей является проблема развития их способностей. Их развитию способствует проведение занятий по техническому творчеству в форме ассоциативно-синектического проектирования. Эффективность этих занятий может быть повышена посредством применения компьютерных технологий. Проблема использования компьютерных технологий в процессе ассоциативно-синектического проектирования решалась в диссертационном исследовании. Для этого были решены следующие задачи.
Первой задачей исследования было определено проведение анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Он подтвердил актуальность решения проблемы развития технического творчества детей в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования детей. Проанализировав процесс развития технического творчества детей, мы выявили, что гораздо больше возможностей реализовать задачу формирования у детей навыков технического творчества в проектной деятельности у дополнительного образования, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
При решении второй задачи был проанализирован процесс ассоциативно-синектического проектирования в условиях студий технической направленности учреждений дополнительного образования детей, и было теоретически аргументировано, что использование компьютерных технологий на некоторых этапах ассоциативно - синектического проектирования может снять затруднения у обучающихся, связанные с рисованием визуального образа, с подчинением поэтической конструкции ритму и рифме, с осуществлением анализа ресурсов и поиска оптимального способа достижения цели проектирования и взаимодействия обучающихся.
В ходе решения третьей задачи была разработана и теоретически обоснована методика применения компьютерных технологий в структуре организации ассоциативно-синектического проектирования в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования детей.
Четвертой задачей исследования было проведение опытно-поисковой работы, в ходе которой была подтверждена истинность выдвинутой гипотезы исследования. Доказана результативность влияния выбранных компьютерных технологий на развитие технического творчества детей.
Основные выводы и результаты:
1) Общественная потребность в организации проектной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования, направленной на развитие их способностей к техническому творчеству, актуализирует проблему модернизации способов организации этого вида образовательной деятельности, использования новых форм проектирования, таких как ассоциативно-синектическое проектирование, на основе применения компьютерных технологий, что сделало необходимым разработку новых теоретических подходов и соответствующего методического обеспечения применения компьютерных технологий в реализации этого процесса.
2) В исследовании введено понятие ассоциативно-синектического проектирования и предложен вариант его определения.
3) В ходе осуществления диссертационного исследования были выявлены возможности применения компьютерных технологий на некоторых этапах ассоциативно-синектического проектирования для повышения результативности развития технического творчества детей, а именно на этапе:
• самостоятельной работы обучающихся по поиску и подбору рифмы к поэтической конструкции, создаваемой в процессе поиска проблемной ситуации;
• самостоятельной работы обучающихся по созданию новых визуальных элементов, создающих образно-смысловую базу творческого поиска, с помощью компьютерных технологий по методике алгоритмического рисования;
• самостоятельной работы обучающихся по использованию компьютерных технологий в процессе комбинирования визуальных элементов для создания авторской композиции, стимулирующей поиск новой творческой задачи и вариантов ее решения
• совместной работы обучающихся по распределению задач проектирования, по осуществлению анализа ресурсов и поиска оптимального способа достижения цели проектирования с применением компьютерных технологий
• взаимодействия между обучающимися с помощью компьютерных технологий.
4) Методологическим ориентиром применения компьютерных
технологий для развития технического творчества должна стать разработанная в диссертации теоретическая модель организации ассоциативно-синектического проектирования с использованием компьютерных технологий в процессе технического творчества детей.
5) Разработана и теоретически обоснована методика применения компьютерных технологий в организации ассоциативно-синектического проектирования в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования детей.
6) Опытно-поисковая работа подтвердила целесообразность применения компьютерных технологий для развития технического творчества детей. Проверена результативность разработанной методики применения компьютерных технологий для организации ассоциативно- синектического проектирования.
7) В ходе реализации диссертационного исследования была разработана общеразвивающая программа развития технического творчества детей на основе организации ассоциативно-синектического проектирования с применением компьютерных технологий в студиях технической направленности учреждений дополнительного образования


1. Алексеев, В. Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся учеб.-метод. пособие [Текст] / В. Е. Алексеев. - М. : Высш. шк., 1989. - 72 с.
2. Алексеев, В. Е. Деятельность учащихся в сфере техники: сущность основных понятий и педагогический аспект [Текст] / В. Е. Алексеев,
A. И. Влазнев, Д. М. Комский // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1. -. С. 107-118.
3. Алехин, В. В. Инженерно-технический труд и творчество как предмет философского анализа [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. /
B. В. Алехин ; Моск. ун-т.- М., 1982. - 47 с.
4. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : изд-во Казанского ун-та, 1988. - 238 с.
5. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : изд-во Казанского ун-та, 1996. - 568 с.
6. Андрианов, П. Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / П. Н. Андрианов ; НИИ трудового обучения и профориентации. - М., 1985. - 41 с.
7. Андрианов, П. Н. Развитие технического творчества старшеклассников в трудовом обучении [Текст] / П. Н. Андрианов, В. Д. Путилин. - Калуга. : Калуж. кн. изд-во, 1970. - 44 с.
8. Бака, И. И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства [Текст] : учеб. пособие / И. И. Бака. - М. : Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, 1985. - 131 с.
9. Бака, И. И. Техническое творчество учащихся 9 и 10 классов [Текст] / И. И. Бака. - Киев : Рад. шк., 1984. - 86 с.
10. Белозерцев, В. И. Диалектика развития техники [Текст] /
В. И. Белозерцев. - М. : Знание, 1974. - 88 с.
11. Белозерцев, В. И. Диалектический материализм и техникознание [Текст] / В. И. Белозерцев. - Воронеж : Воронеж. кн. изд-во, 1980. - 96 с.
12. Белозерцев, В. И. Проблемы технического творчества как вида духовного производства [Текст] / В. И. Белозерцев. - Ульяновск : Приволж. кн. изд-во. Ульян. отд-ние, 1970. - 123 с.
13. Белозерцев, В. И. Техническое творчество: Методологические
проблемы [Текст] / В. И. Белозерцев. -: Ульяновск : Приволж. кн. изд- во. Ульян. отд-ние, 1975. - 114 с.
14. Белозерцев, В. И. Философско-методологические проблемы технического творчества [Текст] / В. И. Белозерцев. - / М. : ВНИИПИ, 1987. - 86 с.
15. Березина, В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования [Текст] : учеб. пособие / В. А. Березина. - М. : Диалог культур, 2007. - 512 с.
16. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
17. Брыкова, О. В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе [Текст] / О. В. Брыкова. - Спб. : Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. - 106 с.
18. Буш, Г. Я. Аналогия и техническое творчество [Текст] / Г. Я. Буш. - Рига : Авотс, 1981. - 138 с.
19. Буш, Г. Я. Процесс технического творчества [Текст] / Г. Я. Буш. - Рига : Лиесма, 1980. - 121 с.
20. Буш, Г. Я. Стратегия эврилогии [Текст] / Г. Я. Буш. - Рига : Знание, 1986. - 64 с.
21. Василевская, А. М. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ [Текст] / А. М. Василевская. - М. : Высш. шк., 1978. - 111 с.
22. Василевская, А. М. Развитие технического творческого мышления у подростков и юношества [Текст] / А. М. Василевская, Р. А. Пономарёва - Киев : Вищашк., 1982. - 144 с.
23. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребёнка [Текст] /
Н. А. Ветлугина. — Москва : Просвещение, 1968. — 263с.
24. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
[Текст]: психологический очерк / Л. С. Выготский. - М., 1991. - 92 с.
25. Горский В. А. Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству. / В. А. Горский, Д. М. Комский, Н. Ф. Раздымалин. — Москва : Просвещение, 1985. — 176 с
26. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы [Текст] / М. И. Грабарь, К. Л. Краснянская. - М. : Педагогика, 1977. - 136 с.
27. Дмитриев, Ю. А. Техническое творчество изобретателей и рационализаторов [Текст] / Ю. А. Дмитриев. - Л. : Лениздат, 1978. - 142 с.
28. Дмитриев, Ю. А., Персианов Р.М. Изобретательство - творчество [Текст] / Ю. А. Дмитриев. - Л. : Лениздат, 1983. - 96 с.
29. Зинченко, В. П. Формирование зрительного образа (исследование деятельности зрительной системы) [Текст] / В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес. - М. : МГУ, 1969. - 107 с.
30. Иванова, Н. П. Компьютерная графика как средство развития творческой деятельности [Текст] / Н. П. Иванова, С. А. Новоселов // Инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы / Innovativetechnologiesinthehighereducation: Материалы IX Международной научной конференции / Урал. гос. пед. ун-т. : Екатеринбург, 2012. - С. 95-102
31. Иванова, Н. П. Методика применения компьютерной графики активизации учебно-творческой деятельности студентов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. П. Иванова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 177 с.
32. Иванова, Н. П. Методика применения компьютерной графики в ассоциативно-синектическойтехнологии : учеб. -метод. пособие [Текст] / Н. П. Иванова, С. А. Новоселов. - Урал. гос. пед. ун-т. : Екатеринбург, 2012. - 63 с.
33. Иванова, Н. П. Модернизация использования средств компьютерной
графики в ассоциативно-синектической технологии [Текст] /
Н. П. Иванова // Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании: межвуз. сб. науч. работ. - Шадр. гос. пед. ин-т. : Шадринск, 2010. - С. 206-209.
34. Иванова, Н. П. Обзор графических редакторов и их применимость в ассоциативно-синектической технологии [Текст] / Н. П. Иванова // Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании: Межвузовский сборник научных работ / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 50-53
35. Иванова, Н. П. Организация педагогического исследования активизации учебно-творческой деятельности студентов с использованием информационных технологий [Текст] / Н. П. Иванова // Новые информационные технологии в образовании: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1-4 марта 2011г.: в 2 ч. // Рос. гос. проф-пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. - Ч.1. - С. 116-118.
36. Иванова, Н. П. Развитие творческих способностей студентов педвузов
средствами компьютерной графики в рамках ассоциативно -
синектической технологии [Текст] / Н. П. Иванова // Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании: Межвузовский сборник научных работ/ Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск, 2008. - С. 53-56.
37. Иванова, Н. П. Развитие творчества будущих педагогов: ассоциативно- синектический подход [Текст] / Н. П. Иванова // Философия и наука: Материалы VII-й Региональной научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Философия и наука», Екатеринбург, 15 апреля 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. - С. 68-71.
38. Иванова, Н. П. Развитие учебно-творческой деятельности студентов вуза средствами информационных технологий [Текст] / Н. П. Иванова // Мир науки, культуры, образования. - 2012 - №12. - С. 158-161.
39. Иванова, Н. П. Реализация ассоциативно-синектической технологии активизации творчества средствами компьютерной графики [Текст] / Н. П. Иванова // Новые информационные технологии в образовании: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24-27 февраля 2009г.: В 2 ч. // Рос. гос. проф-пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. - Ч.1. -
С. 92-93. 18.
40. Извозчиков, В. А. Инфоноосферная эдукология. Новые
информационные технологии обучения [Текст] / В. А. Извозчиков. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1991.- 120 с.
41. Капица, П. Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования [Текст] / П. Л. Капица // Вопр. философии. - 1971. - №7. - С. 22.
42. Кедров, Б. М. Как преодолеть психологический барьер / Б. М. Кедров // Изобретатель и рационализатор. - 1982. - № 3. - С. 32-33.
43. Кедров Б. М. О творчестве в науке и технике [Текст] / Б. М. Кедров. - М. : Мол. гвардия, 1987. - 192 с.
44. Кедров, Б. М. Проблемы научно-технического творчества [Текст] / Б. М. Кедров // Научное творчество: особенности и актуальные проблемы / УНЦ АН СССР. - Свердловск, 1984. - С. 4-18.
45. Кедров, Б. М. Социальное и биологическое в научном творчестве [Текст] / Б. М. Кедров // Биологическое и социальное в развитии человека. - М., 1977. - С. 140.
46. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М. Коджаспирова,
А. Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 120 с.
47. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский дом «Акадения», 2007. - 352 с.
48. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70733280/(дата обращения 20.05.2018)
49. Коротков, А. М. Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / А. М. Коротков ; Волгоград, 2004. - 361 с.
50. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления [Текст] / Т. В. Кудрявцев. — Москва : Педагогика, 1975. — 304 с
51. Лук, А. Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук. - М. : Наука, 1978. - 127 с.
52. Лук, А. Н. Юмор, остроумие, творчество [Текст] / А. Н. Лук. - М. : Искусство, 1977. - 183 с.
53. Мареев, С. Н. О специфике техники и проблемах методологии
технического творчества [Текст] / С. Н. Мареев // Вопр.
изобретательства. - 1988. - № 2. - С. 54-58.
54. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одарённости [Текст] /
А. М. Матюшкин // Вопр. психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.
55. Матюшкин, А. М. Основные направления исследований мышления и
творчества [Текст] / А. М. Матюшкин // Психол. журн. - 1984. - № 1. -
С. 9-17.
56. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопр. психологии. - 1982. - № 4. - С. 5-17.
57. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов [Текст] / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М. :Вентана-Граф, 2004. - 106 с.
58. Новоселов, С. А. Анализ технических решений в процессе
изобретательства: Учеб. пособие [Текст] / С. А. Новоселов. -
Свердловск : Дом техники ПТО, 1991. - С. 5-22.
59. Новоселов, С. А. Деятельность инженера-педагога по преодолению психолого-познавательных барьеров в процессе технического творчества [Текст] / С. А. Новоселов // Формирование инженерно¬педагогических кадров: Воспитание творчеством: Сб. науч. тр. / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1989. - С. 102-119.
60. Новоселов, С.А. Морфологический альтернативный сбор информации в процессе технического творчества: Метод. пособие [Текст] / Дом техники ПТО. Свердловск, 1990.- 34 с.
61. Новоселов, С. А. Морфологический альтернативный сбор информации в процессе обучения техническому творчеству [Текст] / С. А. Новоселов // Управление учебной деятельностью студентов: Тез. докл. к совещанию исполн. НИР по пробл. инж.-пед. образования. Свердловск, 1988. Ч 2. - С. 97-100.
62. Новоселов, С. А. Руководство по изобретательству [Текст] / С. А. Новоселов // Проф.-техн. образование. - 1990. - № 10. - С. 26-28, 83-88.
63. Новоселов, С. А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации [Текст] / С. А. Новоселов. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф. -пед. ун-та, 1995. - 168 с.
64. Новоселов, С. А. Методика оценки интеллектуальной активности в процессе обучения техническому творчеству [Текст] / С. А. Новоселов, С Е. Буравлев, А. И Борщёв // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в СПТУ и инженерно-педагогическом вузе: Сб. студ. науч. работ / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990. Вып. 2.- С. 40-44.
65. Новоселов, С. А. Использование морфологического альтернативного сбора информации в процессе разработки серии захватных устройств промышленных роботов [Текст] / С. А. Новоселов, М. Н. Забиров, Н. Н. Кожинова, В. В. Пинкус // Совершенствование учебно¬воспитательного процесса в СПТУ и инженерно-педагогическом вузе: Сб. студ. науч. работ / Свердл. инж. -пед. ин-т. Свердловск, 1990. Вып. 2. - С. 164-171.
66. Новоселов, С. А. Техническое творчество и научно-исследовательская работа студентов: Основные направления и результаты [Текст] / С. А. Новоселов, А. А. Патокин // Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1992. - С. 4-8.
67. Новоселов, С. А. Сто задач по анализу изобретений: Учеб. Пособие [Текст] / С. А. Новоселов, И. А. Торопов, К. Э. Платонцев / В 5 ч. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - 1500 с.
68. Новоселов, С. А. Автономная система технической творческой
деятельности учащихся - вариант развития (системный подход к развитию технического творчества учащихся в профессиональных учебных заведениях) [Текст] / С. А. Новоселов, И. Е. Ченцова // Вестник учебно-научно-методического объединения вузов России по профессионально - педагогическому образованию. Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. Вып. 1 (12). Екатеринбург, 1994. - С. 32.
69. Новосёлов, С. А. Дизайн искусственных стихов [Текст] / С. А. Новоселов // УрГППУ, Екатеринбург, 2003. - 324 с.
70. Новоселов, С. А. Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования: системный подход [Текст] / С. А. Новоселов. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - 371 с.
71. Оствальд, В. Натур-философия [Текст] / В. Оствальд ; пер. с нем. Г. А. Котляра под ред. М. М. Филиппова. — Москва : КомКнига, 2006. — 334с.
72. Пархоменко, В. П. Основы рационализаторской и изобретательской деятельности [Текст] / В. П. Пархоменко. — Минск : Высш. школа, 1984. — 176 с.
73. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - АРКТИ, 2005. - 110 с.].
74. Пестов, С. А. Творческие проекты как средство формирования информационной компетентности педагогов технологического образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук /С. А. Пестов ; Екатеринбург, 2014. - 192 с.
75. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]: учеб. пособие для учебных заведений профтехобразования / К. К. Платонов. - М. : Высш. шк., 1984. - 174 с.
76. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
77. Полат, Е. С. Метод проектов[Текст] / Е. С Полат. - М. : 2001. - 7 с
78. Положене о проведении открытого городского «ФЕСТИВАЛЯ
ДЕТСКОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА» [Электронный ресурс] // URL: http://idi.space/idi-projects/young-invertors-academy/festival/ (дата
обращения 29.05.2018)
79. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : Наука, 1976. - 280 с.
80. Программа курса «Основы технического творчества учащихся» для инженерно-педагогических специальностей [Текст] / Сост.
В. Д. Путилин, Э. Ф. Зеер. - М. : Высш. шк., 1983. - 9 с.
81. Прокофьев, М. А. Народное образование в СССР. [Текст] / М. А. Прокофьев. — М. : Просвещение, 1967. - 447 с.
82. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ ( РТВ и Ф - ТРИЗ) : учебное пособие [Текст] / Под ред. М. М. Зиновкиной. - М. : Институт ИНФО, 2003. - 320с.
83. Пуанкаре, А. Наука и метод[Текст] / А. Пуанкаре. — Санкт-Петербург : «Издание Н. П. Карбасникова», 1910. — 238с.
84. Разумовский, В. Г. Развитие технического творчества учащихся [Текст] /В. Г. Разумовский. - М. : Учпедгиз, 1961.- 88 с.
85. Рибо, Т. А. Творческое воображение [Текст] / Т. А. Рибо. — Санкт- Петербург : Тип. Ю. Н.Эрлих, 1910. — 318 с.
86. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в
образовании [Текст]: Дидактические проблемы; перспективы
использования / И. В. Роберт. - М. : ИИО РАО, 2010. - 140с.
87. Розанов, И. Г. О юных конструкторах [Текст] / И. Г. Розанов. — Москва : Знание, 1961. — 48 с.
88. Российское образование - 2020: модель образования для экономики,
основанной на знаниях [Текст]: к IX Междунар.науч.конф.
«Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос.ун-т - Высшая школа экономики. М. : Изд.дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.
89. Рубинштейн, С. Л. Принципы творческой самодеятельности [Текст] /
С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С.101-109.
90. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И. С. Сергеев. - М. : АРКТИ, 2003.
91. Сергеев, А. Н. Компьютеры и интернет в образовании: реализация проектов и обучение в сообществах [Текст] / А. Н. Сергеев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. -№1. - с. 64-68.
92. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (Обобщения и рекомендации) : Учеб. пособие [Текст] / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - М. : Дашков и К, 2005. - 280с.
93. Указ о комплексной программе «Уральская инженерная школа»
Губернатор Свердловской области от 6.10.2014 года №454-УГ .
[Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/422448790(дата обращения 25.05.2018)
94. Чемоданова, Т. В. Развитие пространственного и творческого мышления студентов в процессе обучения работе с интеллектуальными компьютерными системами автоматизированного проектирования [Текст] / Т. В. Чемоданова // Педагогические системы развития творчества в учреждениях профессионального и дополнительного образования: Материалы Всероссийской науч. -практ. конф. 5-6 ноября 2002. - Екатеринбург : Изд. «Ризограф» РГППУ, 2003. - С.79-82.
95. Чернякова, Т. В. Методики обучения компьютерной графике студентов вуза [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук / Т. В. Чернякова ; Екатеринбург, 2010. - 28 с.
96. Шайдурова, Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам [Текст] / Н. В. Шайдурова. - М. : Детство-пресс, 2012. - 5 с.
97. Шмакова, Л. Е. Комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л. Е. Шмакова ; Екатеринбург, 2009. - 190 с.
98. Шубин ,В. И. Культура. Техника. Образование [Текст] / В. И. Шубин, Ф. Е. Пашков. — Днепропетровск : Полиграфист, 1999. — 98 с
99. Щетинская, А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях [Текст]: науч.-метод. пособие / А. И. Щетинская. - Оренбург : ОЦДЮТ, 1997. - 100 с.
100. Щетинская, А. И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей [Текст] : Автореф. дис. док- торапед. наук/ А. И. Щетинская ; Казань, 1999. - 26 с.
101. Энгельмейер, П. К. Эврилогия и всеобщая теория творчества [Текст] / П. К. Энгельмейер. — Санкт-Петербург : Мирный труд, 1914. — 208с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ