Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Детерминанты психологической безопасности в неполной семье

Работа №96066

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования детерминант психологической безопасности в неполной семье 7
1.1. Безопасность как психологический феномен 7
1.2. Анализ исследований психологической безопасности семьи в
отечественной и зарубежной психологии 16
1.3. Детерминанты психологической безопасности в неполной семье 27
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование детерминант психологической безопасности в неполной семье 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Особенности психологической безопасности в неполной семье 46
2.3. Детерминанты психологической безопасности в неполной семье 56
Выводы по главе 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения

В динамично изменяющемся мире одной из ключевых проблем становится проблема безопасности: безопасности среды, безопасности личности, безопасности семьи. Безопасность является той базой, которая позволяет оптимальным образом функционировать личности в семье.
Психологическая безопасность постепенно становится важным индикатором качества жизни современного человека. Убеждение в важности этого вида безопасности складывается из понимания того, что она, с одной стороны, является базисной потребностью человека, а с другой - рассматривается в качестве важного условия, обеспечивающего его нормативное психическое и личностное развитие [4].
Потребность в безопасности оказывается личностным фактором, способствующим самоорганизации жизни человека посредством нахождения в ней некоторого «разумного» порядка, создающего, по его мнению, определенность и предсказуемость собственного будущего.
В российской психологической науке в последние годы стала активно изучаться проблема психологической безопасности. В частности рассматривались различные виды безопасности: личности, образовательной среды, ребенка, информационная безопасность. Однако психологическая безопасность в контексте семейных отношений не исследовалась и ее критерии не выделялись.
Актуальность изучения детерминант психологической безопасности в семье определяется тем фактом, что в современном обществе заметны существенные изменения в институтах семьи и брака, происходит глубокий системный кризис, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания. Исследования психологической безопасности в семье позволяют определить благополучие каждого из членов семьи, качество жизни и социальной активности. Семья как система обеспечивает человеку базовое чувство безопасности, которое является фундаментальным по отношению к динамическому процессу психического, личностного и социального развития.
Особую актуальность приобретает изучение детерминант психологической безопасности в неполной семье. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на психологической безопасности всех членов семьи. В исследованиях А. Маслоу, Б. Боулби, Д.В. Винникота, Г.С. Никифорова, В.И. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона и других показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие [1].
Проблема нашего исследования заключается в том, что увеличивается количество неблагополучных семей, в которых отсутствует психологическая безопасность. Изначально считалось, что неполная семья является неблагополучной. На сегодняшний момент имеются исследования, которые говорят о том, что неполная семья может быть благополучной, а следовательно быть безопасной. В нашей работе мы попытаемся выяснить, какие факторы определяют психологическую безопасность в неполной семье. Исследованию этих факторов, как условию профилактики неблагополучия неполых семьи, посвящено наше исследование.
Объект - психологическая безопасность.
Предмет - детерминанты психологической безопасности в неполной семье.
Цель: изучить детерминанты психологической безопасности в
неполной семье.
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения, личностные особенности членов семьи, материальное благополучие являются детерминантами психологической безопасности неполной семьи.
Гипотеза и цель исследования диктуют постановку следующих задач:
1. Обобщить результаты исследований психологической безопасности в отечественной и зарубежной психологии;
2. Теоретически обосновать детерминанты психологической
безопасности в семье;
3. Эмпирическим путем изучить психологический климат неполной семьи, определить влияние детско-родительских отношений, личностных особенностей членов семьи на психологическую безопасность в неполной семье.
Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков); активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Ломов, А.Н. Леонтьев); фундаментальные положения о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская); психического детерминизма ( В.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Ф.Е. Василюк); принципы гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт).
Теоретическую основу исследования составили: концепции психологической безопасности среды и личности (И.А. Баева, Л.А. Гаязова, Е.Б. Лактионова, Л.А. Регуш), фундаментальные труды, раскрывающие сущность различных аспектов безопасности человека (Б.А. Еремеев, О.Ю. Зотова, Т.С. Кабаченко, Т.М. Краснянская, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, Н.Л. Шлыкова и др.
Изучением психологической безопасности семьи занимались такие ученные как: И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова, В. М. Львов, А. Г. Макеева.
Проблемами взаимоотношений в неполной семье и семье в целом, искажениями и их психологическим объяснением занимались как зарубежные психологи: Р. Белл, Дж. Боулби, К. Роджерс, Э. Шефер, З. и А. Фрейд, Э. Фромм, так и российские: А.И. Захаров, Е.А. Личко, В.В. Столин, А.В. Черников, В.В. Юстицкис и др. 
особенностей неполной семьи посвящены многочисленные работы зарубежных авторов: П. Амато, Г. Фигдора, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, К.Е. Пикхарт.
В своей работе мы опирались на труды таких ученых как: И.А. Баева, П.И Беляева, Г.В. Грачев, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Т.С. Кабаченко, Т.М. Краснянская, Т.В. Эксакусто.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы);
- психодиагностические и психолого - педагогические методики:
- анкетирование;
- опросник «Психологический климат семьи» В.В. Бойко;
- шкала психологического благополучия К. Риффа;
- проективная методика «Рисунок семьи»;
- тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин;
- шкала тревоги Спилбергера-Ханина;
- математико-статистические методы.
Практическая значимость: полученные данные могут применяться в деятельности практического психолога при проведении диагностики и составлении рекомендаций дня неполных семей. Собранный теоретический и эмпирический материал может использоваться при проведении лекций и практических занятий с родителями для обеспечения психологической безопасности в неполной семье.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографический список из 59 наименований, 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования, мы достигли следующей цели - изучили детерминанты психологической безопасности в неполных семьях.
Нами были реализованы следующие задачи: мы проанализировали исследования психологической безопасности семьи в отечественной и зарубежной психологии; теоретически обосновали детерминанты психологической безопасности в семье.
Психологическую безопасность семьи мы определили как состояние психологической защищенности членов семьи, их психологического благополучия, способности семьи отражать и преодолевать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Мы установили, что психологический климат семьи и психологическое благополучие членов семьи являются характеристиками психологической безопасности. Благоприятный психологический климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Эмпирическим путем изучили психологический климат неполной семьи и психологическое благополучие членов семьи. В качестве базовых составляющих психологического благополучия человека рассмотрели: позитивные отношения с другими, принятие себя, автономию, контроль над окружающей средой, наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.
Определи влияние детско-родительских отношений на психологическую безопасность в неполной семье. Также установили, что материальное благополучие семьи является значимой детерминантой психологической безопасности семьи. Изучив личностную и ситуативную тревожность членов семьи, сделали вывод, что она влияет на психологическое благополучие семьи в целом.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что психологически безопасная семья - это семья со стабильным, благоприятным психологическим климатом, успешно справляющаяся с возложенными на нее функциями; хорошо адаптированная к имеющимся условиям. Психологическая безопасность в семье определяет сплоченность, устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие членов семье. Поставленная гипотеза о детерминантах психологической безопасности в неполной семье подтвердилась.



1. Агузумцян Р.В., Е.Б. Мурадян Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. - январь— март 2014. - №1(18).
2. Алфеева Е.В. Особенности работы психолога в семье / Е.В. Алфеева. - Курган: Издательство Курганского гос. ун-та, 2013 - С. 60
3. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник ОГУ. - июль 2014. - №7(168)
4. Ахмадеева Е. В. Психологическая безопасность семьи в представлении студентов с разными ценностными ориентациями // Доклады Башкирского университета. - 2016. - Том 1. №3.
5. Ахмадеева Е.В. Виртуальное пространство как угроза психологической безопасности семьи // Вестник БГУ «Педагогика и психология», 2014. Т. 19 № 1 - С. 242- 247
6. Березина, Т. Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья у студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2014. - №. 2. - С. 36-40
7. Богомягкова О.Н Системный семейный подход в обеспечении
психологического здоровья ребенка //Вестник Пермскогогосударственногогуманитарно-педагогическогоуниверситета.
Психологические и педагогические науки. - 2014. - № 1.
8. Васягина, Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2013. №2.
9. Васягина, Н.Н. Человек как субъект социокультурного пространства / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 7-14. 20.
10. Вербина Г.Г. Психологическая безопасность личности //ВестникЧувашского университета. Психология. - 2013. - №4. - 197 с.
11. Винокурова А.В. Нетрадиционные формы семьи : фактические сожительства и неполные семьи // Социологические исследования. - 2011. - №11. - С. 98-100.
12. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В Понимание семейных ценностей и психологической безопасности семьи молодыми пользователями Рунета // Вестник ВЭГУ. - 2014. - № 4 (72).
13. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М., 2010. - 125 с.
14. Елисеева, О. А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности : дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 286 с.
15. Ефимова Н. С., Субботина Л. Ю. Психология безопасности человека. М.
: РХТУ им. Д.И. Менде- леева, 2013. 191 с.
16.Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю. Основы безопасности личности и общества: Монография / Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова. М.: Издательство Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. - 2010. - С. 166
17. Зотова, Л. Э. Пути оптимизации социально-психологической безопасности // Вестник МГОУ «Психологические науки». - 2013. - № 2. - С. 50-58.
18. Иванченко В.А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru.- 2013. - № 3
19. Кабаченко Т. С. Психологическая безопасность как одно из измерений безопасности общества. - 2011. - 226 с.
20. Козаченко В.Н. Семейные факторы депривации чувства безопасности у ребенка // Достижения вузовской науки. - 2016. - № 25-1. - С. 122-127
21. Костина Л. М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - №155 С.66-71.
22. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1.
23. Куфтяк Е.В. Семейная устойчивость как психологический феномен // Сибирский психологический журнал. - 2014. - № 38.
24. Куфтяк Е. В. Устойчивость в психологии семьи // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2011. - Том 17.
25. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь. - 2015.
26. Логинова А.А. Психологическое насилие над детьми в семье // Психология и педагогика на современном этапе. Центр научного знания "Логос". - 2014. - Т.5. - С.38-43.
27. Лукашенко Д.В. Восприятие ценности безопасности // Живая психология. Издательский дом «Библио -Глобус». - 2014. - №1. - С.99¬113.
28. Лызь Н. А. Модельные представления о безопасной личности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2014. - Т. 51. - №. 7.
29. Лызь Н.А Непомнящий А.В. Безопасность как характеристика
личности //Известия Южного федерального университета. Техническиенауки. - 2012. С.169.
30. Макеева А. Г. Создание психологической безопасности социальной среды организации средствами активного социально-психологического обучения: дисс. ... канд. псих. н. СПб. - 2009. - 199 с.
31. Матейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / пер. с чеш.
Хваталовой Л. Н.; общ. ред. и послесл. Н. М. Ершовой. - М.: Прогресс,1980.
32. Нестерова А.В. Семейные ресурсы как условие жизнеспособности семьи в кризисных ситуациях // Развитие личности- 2016. - №1 - с.165
33.Обухова Л.Ф., Дворникова И. Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 24-34
34.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001. 480 с.
35. Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. — С. 182, 184.
36. Портал психологических изданий PsyJournals.ru —
http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n4/Obuhova Dvornikova full.shtmlРиту
алы как психологическое средство формирования сплоченности семьи.
37. Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Первый Международный Форум, Санкт-Петербург, 5-7 июня 2012 г. : сб. науч. статей / под общ. ред. И. А. Баевой и др. - СПб. : Книжный Дом, 2012. - 302 с
38. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / Составитель: Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013. - с.36-43
39. Радостева А.Г. Влияние семейных отношений на родительские установки // Журнал Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8 (часть 5) - С. 1238-1242.
40. Разумова Г.В. Нарушение психологической безопасности детей: причины и последствия // Вестник ОГУ. - 2013. - №6
41. Рассказова И.Н., Сонина О.А. Типы отношения к младшим школьникам у родителей из полных и неполных семей // Актуальные вопросы в наук и практике. Сборник статей по материалам V международной научно-
практической конференции : В 4 частях. Ответственный редактор: Халиков А.Р.. 2018
42. Садовникова Д.С. Влияние родительского воспитания на формирование ценностей безопасности у детей младшего школьного возраста // Достижения вузовской науки. - 2016. - № 25-1. - С. 168-173.
43. Середа Е. И. Целостность и защищенность как основные критерии
психологической безопасности личности //Вестник Псковскогогосударственного университета. Серия: Социально-гуманитарные
науки. Психология. - 2014.
44. Синякова М.Г., Кошкаров В.С. Теоретические аспекты изучения проблемы психологической безопасности личности // Техносферная безопасность. - 2015. - № 3 (8).
45. Сироткин Ю.Л. Распределение власти в современной семье // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2013. -№ 3(13)
46. Ситникова В.В., Кузнецова Е.К. Социальная работа с неполными отцовскими семьями // Психологическая наука и образование. - 2013. - №4. - C. 84- 91.
47. Смирнова Е. О., Собкин B. C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопр. психол. - 1999. - № 6.
- с.18-28.
48. Степашина Н.А., Валеева Р.К. Психологическое здоровье ребенка и семья // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - № 5
49. Торохтий В.С. Как сохранить психологическое здоровье семьи
[электронный источник] http://4books.ru/370244/
50. Устинова, Н. А. Проблема эмоционального благополучия личности // Личность в современном мире. - Екатеринбург, 2016. - С. 50-58.
51. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 2010. 184 с.
52. Харламенкова Н. Е. Представление о психологической безопасности: возрастной и личностный компоненты // Современная личность: Психологические исследования / отв. ред. М.И. Воловикова, Н.Е. Харламенкова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - С. 141-160.
53. Целуйко В.С. Неполная семья. / В.С. Целуйко. - Волгоград, 2000 - С. 113.
54. Шнейдер Л.Б. Семья: оглядываясь назад. СПб., 2013.
55. Шнейдер Л.Б. Семейное воспитание в разных поколениях:
ретроспективный анализ // Психологические проблемы современной
семьи, сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. Под редакцией: Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н.. 2015.
56. Юлусова О.В. Актуальные проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2012. - № 1
57. McCubbin H.I., McCubbin M.A.,Thompson A.I., Han S., Allen C.T. Families Under Stress: What Makes Them Resilient // Journ. Of family and Consumer Sciences. - 1997. - V. 89 (3). -P. 2-11.
58. Walsh F. Family resilience: a framework for clinical practice // Family Process. - 2003. -Vol. 42 (1). - P. 1-18
59. Walsh F. Traumatic loss and major disasters: Strengthening family and community resilience // Family Process. - 2007. - Vol. 46. - P. 207-227.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ