Детерминанты психологической безопасности в неполной семье
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования детерминант психологической безопасности в неполной семье 7
1.1. Безопасность как психологический феномен 7
1.2. Анализ исследований психологической безопасности семьи в
отечественной и зарубежной психологии 16
1.3. Детерминанты психологической безопасности в неполной семье 27
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование детерминант психологической безопасности в неполной семье 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Особенности психологической безопасности в неполной семье 46
2.3. Детерминанты психологической безопасности в неполной семье 56
Выводы по главе 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования детерминант психологической безопасности в неполной семье 7
1.1. Безопасность как психологический феномен 7
1.2. Анализ исследований психологической безопасности семьи в
отечественной и зарубежной психологии 16
1.3. Детерминанты психологической безопасности в неполной семье 27
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование детерминант психологической безопасности в неполной семье 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Особенности психологической безопасности в неполной семье 46
2.3. Детерминанты психологической безопасности в неполной семье 56
Выводы по главе 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения
В динамично изменяющемся мире одной из ключевых проблем становится проблема безопасности: безопасности среды, безопасности личности, безопасности семьи. Безопасность является той базой, которая позволяет оптимальным образом функционировать личности в семье.
Психологическая безопасность постепенно становится важным индикатором качества жизни современного человека. Убеждение в важности этого вида безопасности складывается из понимания того, что она, с одной стороны, является базисной потребностью человека, а с другой - рассматривается в качестве важного условия, обеспечивающего его нормативное психическое и личностное развитие [4].
Потребность в безопасности оказывается личностным фактором, способствующим самоорганизации жизни человека посредством нахождения в ней некоторого «разумного» порядка, создающего, по его мнению, определенность и предсказуемость собственного будущего.
В российской психологической науке в последние годы стала активно изучаться проблема психологической безопасности. В частности рассматривались различные виды безопасности: личности, образовательной среды, ребенка, информационная безопасность. Однако психологическая безопасность в контексте семейных отношений не исследовалась и ее критерии не выделялись.
Актуальность изучения детерминант психологической безопасности в семье определяется тем фактом, что в современном обществе заметны существенные изменения в институтах семьи и брака, происходит глубокий системный кризис, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания. Исследования психологической безопасности в семье позволяют определить благополучие каждого из членов семьи, качество жизни и социальной активности. Семья как система обеспечивает человеку базовое чувство безопасности, которое является фундаментальным по отношению к динамическому процессу психического, личностного и социального развития.
Особую актуальность приобретает изучение детерминант психологической безопасности в неполной семье. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на психологической безопасности всех членов семьи. В исследованиях А. Маслоу, Б. Боулби, Д.В. Винникота, Г.С. Никифорова, В.И. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона и других показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие [1].
Проблема нашего исследования заключается в том, что увеличивается количество неблагополучных семей, в которых отсутствует психологическая безопасность. Изначально считалось, что неполная семья является неблагополучной. На сегодняшний момент имеются исследования, которые говорят о том, что неполная семья может быть благополучной, а следовательно быть безопасной. В нашей работе мы попытаемся выяснить, какие факторы определяют психологическую безопасность в неполной семье. Исследованию этих факторов, как условию профилактики неблагополучия неполых семьи, посвящено наше исследование.
Объект - психологическая безопасность.
Предмет - детерминанты психологической безопасности в неполной семье.
Цель: изучить детерминанты психологической безопасности в
неполной семье.
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения, личностные особенности членов семьи, материальное благополучие являются детерминантами психологической безопасности неполной семьи.
Гипотеза и цель исследования диктуют постановку следующих задач:
1. Обобщить результаты исследований психологической безопасности в отечественной и зарубежной психологии;
2. Теоретически обосновать детерминанты психологической
безопасности в семье;
3. Эмпирическим путем изучить психологический климат неполной семьи, определить влияние детско-родительских отношений, личностных особенностей членов семьи на психологическую безопасность в неполной семье.
Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков); активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Ломов, А.Н. Леонтьев); фундаментальные положения о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская); психического детерминизма ( В.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Ф.Е. Василюк); принципы гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт).
Теоретическую основу исследования составили: концепции психологической безопасности среды и личности (И.А. Баева, Л.А. Гаязова, Е.Б. Лактионова, Л.А. Регуш), фундаментальные труды, раскрывающие сущность различных аспектов безопасности человека (Б.А. Еремеев, О.Ю. Зотова, Т.С. Кабаченко, Т.М. Краснянская, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, Н.Л. Шлыкова и др.
Изучением психологической безопасности семьи занимались такие ученные как: И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова, В. М. Львов, А. Г. Макеева.
Проблемами взаимоотношений в неполной семье и семье в целом, искажениями и их психологическим объяснением занимались как зарубежные психологи: Р. Белл, Дж. Боулби, К. Роджерс, Э. Шефер, З. и А. Фрейд, Э. Фромм, так и российские: А.И. Захаров, Е.А. Личко, В.В. Столин, А.В. Черников, В.В. Юстицкис и др.
особенностей неполной семьи посвящены многочисленные работы зарубежных авторов: П. Амато, Г. Фигдора, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, К.Е. Пикхарт.
В своей работе мы опирались на труды таких ученых как: И.А. Баева, П.И Беляева, Г.В. Грачев, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Т.С. Кабаченко, Т.М. Краснянская, Т.В. Эксакусто.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы);
- психодиагностические и психолого - педагогические методики:
- анкетирование;
- опросник «Психологический климат семьи» В.В. Бойко;
- шкала психологического благополучия К. Риффа;
- проективная методика «Рисунок семьи»;
- тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин;
- шкала тревоги Спилбергера-Ханина;
- математико-статистические методы.
Практическая значимость: полученные данные могут применяться в деятельности практического психолога при проведении диагностики и составлении рекомендаций дня неполных семей. Собранный теоретический и эмпирический материал может использоваться при проведении лекций и практических занятий с родителями для обеспечения психологической безопасности в неполной семье.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографический список из 59 наименований, 2 приложения.
Психологическая безопасность постепенно становится важным индикатором качества жизни современного человека. Убеждение в важности этого вида безопасности складывается из понимания того, что она, с одной стороны, является базисной потребностью человека, а с другой - рассматривается в качестве важного условия, обеспечивающего его нормативное психическое и личностное развитие [4].
Потребность в безопасности оказывается личностным фактором, способствующим самоорганизации жизни человека посредством нахождения в ней некоторого «разумного» порядка, создающего, по его мнению, определенность и предсказуемость собственного будущего.
В российской психологической науке в последние годы стала активно изучаться проблема психологической безопасности. В частности рассматривались различные виды безопасности: личности, образовательной среды, ребенка, информационная безопасность. Однако психологическая безопасность в контексте семейных отношений не исследовалась и ее критерии не выделялись.
Актуальность изучения детерминант психологической безопасности в семье определяется тем фактом, что в современном обществе заметны существенные изменения в институтах семьи и брака, происходит глубокий системный кризис, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания. Исследования психологической безопасности в семье позволяют определить благополучие каждого из членов семьи, качество жизни и социальной активности. Семья как система обеспечивает человеку базовое чувство безопасности, которое является фундаментальным по отношению к динамическому процессу психического, личностного и социального развития.
Особую актуальность приобретает изучение детерминант психологической безопасности в неполной семье. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на психологической безопасности всех членов семьи. В исследованиях А. Маслоу, Б. Боулби, Д.В. Винникота, Г.С. Никифорова, В.И. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона и других показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие [1].
Проблема нашего исследования заключается в том, что увеличивается количество неблагополучных семей, в которых отсутствует психологическая безопасность. Изначально считалось, что неполная семья является неблагополучной. На сегодняшний момент имеются исследования, которые говорят о том, что неполная семья может быть благополучной, а следовательно быть безопасной. В нашей работе мы попытаемся выяснить, какие факторы определяют психологическую безопасность в неполной семье. Исследованию этих факторов, как условию профилактики неблагополучия неполых семьи, посвящено наше исследование.
Объект - психологическая безопасность.
Предмет - детерминанты психологической безопасности в неполной семье.
Цель: изучить детерминанты психологической безопасности в
неполной семье.
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения, личностные особенности членов семьи, материальное благополучие являются детерминантами психологической безопасности неполной семьи.
Гипотеза и цель исследования диктуют постановку следующих задач:
1. Обобщить результаты исследований психологической безопасности в отечественной и зарубежной психологии;
2. Теоретически обосновать детерминанты психологической
безопасности в семье;
3. Эмпирическим путем изучить психологический климат неполной семьи, определить влияние детско-родительских отношений, личностных особенностей членов семьи на психологическую безопасность в неполной семье.
Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков); активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Ломов, А.Н. Леонтьев); фундаментальные положения о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская); психического детерминизма ( В.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Ф.Е. Василюк); принципы гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт).
Теоретическую основу исследования составили: концепции психологической безопасности среды и личности (И.А. Баева, Л.А. Гаязова, Е.Б. Лактионова, Л.А. Регуш), фундаментальные труды, раскрывающие сущность различных аспектов безопасности человека (Б.А. Еремеев, О.Ю. Зотова, Т.С. Кабаченко, Т.М. Краснянская, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, Н.Л. Шлыкова и др.
Изучением психологической безопасности семьи занимались такие ученные как: И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова, В. М. Львов, А. Г. Макеева.
Проблемами взаимоотношений в неполной семье и семье в целом, искажениями и их психологическим объяснением занимались как зарубежные психологи: Р. Белл, Дж. Боулби, К. Роджерс, Э. Шефер, З. и А. Фрейд, Э. Фромм, так и российские: А.И. Захаров, Е.А. Личко, В.В. Столин, А.В. Черников, В.В. Юстицкис и др.
особенностей неполной семьи посвящены многочисленные работы зарубежных авторов: П. Амато, Г. Фигдора, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, К.Е. Пикхарт.
В своей работе мы опирались на труды таких ученых как: И.А. Баева, П.И Беляева, Г.В. Грачев, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Т.С. Кабаченко, Т.М. Краснянская, Т.В. Эксакусто.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы);
- психодиагностические и психолого - педагогические методики:
- анкетирование;
- опросник «Психологический климат семьи» В.В. Бойко;
- шкала психологического благополучия К. Риффа;
- проективная методика «Рисунок семьи»;
- тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин;
- шкала тревоги Спилбергера-Ханина;
- математико-статистические методы.
Практическая значимость: полученные данные могут применяться в деятельности практического психолога при проведении диагностики и составлении рекомендаций дня неполных семей. Собранный теоретический и эмпирический материал может использоваться при проведении лекций и практических занятий с родителями для обеспечения психологической безопасности в неполной семье.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографический список из 59 наименований, 2 приложения.
В ходе исследования, мы достигли следующей цели - изучили детерминанты психологической безопасности в неполных семьях.
Нами были реализованы следующие задачи: мы проанализировали исследования психологической безопасности семьи в отечественной и зарубежной психологии; теоретически обосновали детерминанты психологической безопасности в семье.
Психологическую безопасность семьи мы определили как состояние психологической защищенности членов семьи, их психологического благополучия, способности семьи отражать и преодолевать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Мы установили, что психологический климат семьи и психологическое благополучие членов семьи являются характеристиками психологической безопасности. Благоприятный психологический климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Эмпирическим путем изучили психологический климат неполной семьи и психологическое благополучие членов семьи. В качестве базовых составляющих психологического благополучия человека рассмотрели: позитивные отношения с другими, принятие себя, автономию, контроль над окружающей средой, наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.
Определи влияние детско-родительских отношений на психологическую безопасность в неполной семье. Также установили, что материальное благополучие семьи является значимой детерминантой психологической безопасности семьи. Изучив личностную и ситуативную тревожность членов семьи, сделали вывод, что она влияет на психологическое благополучие семьи в целом.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что психологически безопасная семья - это семья со стабильным, благоприятным психологическим климатом, успешно справляющаяся с возложенными на нее функциями; хорошо адаптированная к имеющимся условиям. Психологическая безопасность в семье определяет сплоченность, устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие членов семье. Поставленная гипотеза о детерминантах психологической безопасности в неполной семье подтвердилась.
Нами были реализованы следующие задачи: мы проанализировали исследования психологической безопасности семьи в отечественной и зарубежной психологии; теоретически обосновали детерминанты психологической безопасности в семье.
Психологическую безопасность семьи мы определили как состояние психологической защищенности членов семьи, их психологического благополучия, способности семьи отражать и преодолевать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Мы установили, что психологический климат семьи и психологическое благополучие членов семьи являются характеристиками психологической безопасности. Благоприятный психологический климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Эмпирическим путем изучили психологический климат неполной семьи и психологическое благополучие членов семьи. В качестве базовых составляющих психологического благополучия человека рассмотрели: позитивные отношения с другими, принятие себя, автономию, контроль над окружающей средой, наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.
Определи влияние детско-родительских отношений на психологическую безопасность в неполной семье. Также установили, что материальное благополучие семьи является значимой детерминантой психологической безопасности семьи. Изучив личностную и ситуативную тревожность членов семьи, сделали вывод, что она влияет на психологическое благополучие семьи в целом.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что психологически безопасная семья - это семья со стабильным, благоприятным психологическим климатом, успешно справляющаяся с возложенными на нее функциями; хорошо адаптированная к имеющимся условиям. Психологическая безопасность в семье определяет сплоченность, устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие членов семье. Поставленная гипотеза о детерминантах психологической безопасности в неполной семье подтвердилась.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Психологическое консультирование как средство помощи младшим школьникам из неполных семей с агрессивным поведением.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ
В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ТРАНСФОРМАЦИЮ
СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ ГОРОДА
БЕЛГОРОДА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИИ СУПРУГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017



