Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИИ СУПРУГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ

Работа №14348

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99 стр.
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
716
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . Теоретические основы изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений супругов с разным уровнем
удовлетворенности браком 9
1.1. Психологические проблемы современной семьи и семейных
отношений 9
1.2 . Проблема детско-родительских отношений в отечественной и
зарубежной психологии 18
1.3 . Удовлетворенность браком в супружеской паре 23
1.4 . Влияние супружеских отношений на родительство 30
ГЛАВА II . Эмпирическое изучение характера детско-родительских отношений супругов с разным уровнем удовлетворенности браком 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2 . Анализ и интерпретация результатов исследования 43
2.3. Программа тренинга «Развитие личностной зрелости родителей». Общие рекомендации по реализации индивидуального подхода к ребенку в
семье 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91


Актуальность проблемы исследования. Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, числа неполных семей и семей с неродными родителями, так называемые «гражданские браки», широкое распространение внебрачных отношений и внебрачных рождений.
Крайне остро стоят социальные проблемы семьи в России: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличение разводов, и, как следствие, рост числа не полных семей, одиноких мужчин и женщин и. т. д. (Потаповская О.М., Семенов В.Е., Дружинин В.Н., Захаров А.И., и др.). Поэтому исследование семьи приобретает особую актуальность, становясь одной из острейших проблем, имеющей важные последствия для будущего России (Берсенева Т.А., Гундаров И.А., Морозова Е.А., и др.).
В психологических исследованиях отмечается глобальная ломка социальных стереотипов, дезинтеграция, изменение социально¬психологического статуса семьи, деформация, неопределенность и частичная утрата семейных ценностей в результате резкой смены модели общественной жизни, утраты традиционных ритуалов, изменения практики привычного повседневного общения, неадекватности имеющегося у членов семьи житейского опыта и. т. д. (Дружинин В.Н., Захаров А.И., Эйдемиллер Э.Г., и др.). Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни членов семьи и, особенно, детей. Наиболее важными для развития личности ребенка представляются три группы детерминант родительского отношения: объективное влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и взаимоотношений в семье.
В современной отечественной психологии детско-родительских отношений рассматривают семейную ситуацию с помощью таких категорий как родительская позиция (Спиваковская А . С . ), родительское отношение (Варга А.Я.), характер взаимодействия (Карабанова О.А., Захарова Е.И.), стиль воспитания (Эйдемиллер Э.Г.).
В основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. Родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей ребенка его поступков. Влияние воспитания, родительского отношения, стоящего за родительским поведением, стилем воспитания, огромно и затрагивает самые разнообразные аспекты психической жизни и поведения ребенка. Само родительское отношение разнообразно. Это сложное образование, складывающееся под влиянием многих детерминант.
Как показывает специальная литература, интерес исследователей к проблемам семьи не ослабевает. В практической работе психологи также часто сталкиваются с теми или иными проблемами семьи, в том числе с проблемами нарушенных взаимоотношений между родителем и ребенком (Алешина Ю.Е., Довлетбаева З.К., Дружинин В.Н., и. др.).
Кроме того, на позиции и стили поведения родителей оказывают влияние их личностные качества и особенности супружеских взаимоотношений (Варга А.Я., Дружинин В.Н., Алешина Ю.Е., и. др.).
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным психолого-педагогических исследований успешность формирования личности во многом обусловлена особенностями семейного воспитания (Алешина Ю.Е., Архиреева Т.В., Дружинин В.Н., Марковская И.М, Романов K.B., Силяева Е.Г., Спиваковская А.С., и др.). Воспитание имеет
исключительное значение в развитии личности и формировании всех ее духовно-нравственных и физических качеств и свойств.
Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат, удовлетворенность браком в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. А каждый отдельно взятый человек - это личность, уникальная и неповторимая, со своим мировоззрением, которое не может не влиять на установление удовлетворяющих обе стороны взаимоотношений.
К сожалению, в современной литературе недостаточно разработана проблема детско-родительских отношений и влияния на них супружеских взаимоотношений. Поэтому мы сформулировали следующую проблему нашего исследования: каковы особенности детско-родительских отношений супругов с разным уровнем и характером удовлетворенности браком?
Цель нашего исследования - изучить особенности детско¬родительских отношений супругов с разным уровнем удовлетворенности браком.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений супругов с разным уровнем удовлетворенности браком.
Гипотеза исследования:
Существуют различия в особенностях детско-родительских отношений супругов с разным уровнем удовлетворенности браком, а именно у удовлетворенных браком супругов, характер взаимодействия с ребенком, по сравнению с не удовлетворенными браком супругами, будет отличаться равенством влияния, как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к исследованию проблемы детско-родительских отношений.
2. Рассмотреть представления о семейных отношениях и удовлетворенности браком.
3. Изучить детско-родительские отношения и уровень удовлетворенности браком у супругов.
4. Выявить особенности детско-родительских отношений у супругов с разным уровнем удовлетворенности браком.
5. Разработать общие рекомендации по реализации индивидуального подхода к ребенку в семье.
Теоретической основой исследования явились положения и подходы, отечественных психологов позволяющие решать поставленные задачи, прежде всего работы по возрастной, педагогической психологии, а также общей психологии (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, В.А. Петровский, В.Н. Мясищев, Смирнова Е.О.). Использовались в исследовании работы по семейной психологии - работы Бодалева A.A., Спиваковской A.C., Варга А.Я, Эйдемиллера Э.Г., Личко А.Е., Захарова А.И., Карабановой O.A., Шнейдер Л.Б., Черникова A.B.
В работе использовались следующие методы:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, психологическое тестирование, методы математико-статистического анализа данных. С целью выявления различий между матерями и отцами по показателям отношения супругов к разным сторонам семейной жизни нами был применен непараметрический статистический критерий U-Манна-Уитни, а также с целью исследования статистического подтверждения гипотезы научного исследования и выявления различий в особенностях детско-родительских отношений супругов имеющих разную степень удовлетворенностью браком нами был
использован непараметрический статистический критерий H-Крускала - Уоллиса.
Методики исследования: с помощью опросника удовлетворенности браком (ОУБ), разработанного В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, мы изучили уровень удовлетворенности-неудовлетворенности браком у матерей и отцов.
С целью изучения содержательных характеристик и особенностей удовлетворенности браком супругов мы применили опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности», разработанный Д.Х. Олсоном, и изучили уровень семейной сплоченности, и адаптации.
Для рассмотрения отношений матерей и отцов (супругов) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), мы использовали методику «PARI», для изучения родительских установок, авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл в России методика адаптирована Т.В. Нещерет.
Особенности взаимодействия родителей и детей мы изучили с помощью методики «Взаимодействия родитель-ребенок», автор методики - Марковская И.М.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования об особенностях детско-родительских отношений супругов с разным уровнем удовлетворенности браком, позволили сформулировать и расширить представление о причинах воспитательных нарушений в семье, что важно в профилактической и консультативной работе по предупреждению негармоничного личностного развития ребенка. На основе полученных эмпирических данных, разработана программа тренинга «Развитие личностной зрелости родителей», а также рекомендации для родителей по эффективному взаимодействию с ребенком с учетом уровня удовлетворенности браком супругов.
Адаптированная и стандартизованная методика «Взаимодействия родитель-ребенок», автор методики - Марковская И.М, для родителей детей
дошкольного и младшего школьного возраста могут быть рекомендованы для практического использования педагогами-психологами.
Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения «Березка», детский сад № 42, г. Белгород, а также МБОУ «СШ №12» г. Евпатория. Выборку составили мамы и папы в возрасте от 25- до 32 лет, имеющие детей в возрасте от 4 - до 7 лет, и состоящих в браке от 6 до 10 лет. Общее количество семей, принявших участие в исследовании - 70 семей с детьми дошкольниками и младшими школьниками.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Общий объем диссертации содержит 99 с., без приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение рождаемости, усложнение межличностных отно¬шений, рост разводов и, следовательно, числа неполных семей и семей с неродными родителями, так называемые «гражданские браки», широкое распространение внебрачных отношений и внебрачных рождений. Крайне остро стоят социальные проблемы семьи в России: снижение ее ма-териального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличение разводов, и, как следствие, рост числа не полных семей, одиноких мужчин и женщин и. т. д. (Потаповская О.М., Семенов В.Е., Дружинин В.Н., Захаров А.И., и др.). Поэтому исследование семьи приобретает особую актуальность, становясь одной из острейших проблем, имеющей важные последствия для будущего России (Берсенева Т.А., Гундаров И.А., Морозова Е.А., и др.).
Таким образом, мы можем сказать, что рассмотрев теоретические аспекты проблемы, можно сделать вывод, что психологические и социальные проблемы супружества и родительства - должны стать приоритетной областью научных исследований и практической работы. От родительских установок и воспитания зависит будущее детей, а значит и будущее государства.
Мы изучили детско-родительские отношения и уровень удовлетворенности браком у супругов. Таким образом, 39% матерей не удовлетворены семейной жизнью, 23% матерей абсолютно не удовлетворены, еще 11% - скорее неудовлетворены, чем удовлетворены. Так же, большинство отцов (51%) неудовлетворены и 26% отцов- скорее неудовлетворены семейной жизнью. И только не значительное количество матерей и отцов (по 7%) абсолютно удовлетворены и удовлетворены (5% матерей и 3% отцов) семейной жизнью. Таким образом мы можем сказать,
что наиболее выраженный показатель по уровням удовлетворенности браком супругов у матерей является шкала «неблагополучные», «абсолютно неблагополучные», «скорее не благополучные», у отцов эти показатели так же ярко выраженны, но в значительной степени выше чем у матерей. Это говорит о том, что супруги в большей степени не удовлетворены браком, в частности отцы более не удовлетворены чем матери. Так же мы можем отметить наименее выраженные показатели у матерей по шкале «скорее благополучные», «абсолютно благополучные», «переходные», «благополучные», у отцов эти показатели так же выражены в меньшей степени по показателям удовлетворенности браком супругов, но у матерей показатели этих шкал выраженны в значительной степени больше нежели у отцов, это говорит о том, что матери в большей степени удовлетворены браком чем отцы.
Максимальная выраженность показателей семейной сплоченности у матерей ср.б. 26,5 «семейные границы», ср.б. 23,8 «эмоциональная связь», и ср.б. 23,8% «общие друзья»; наименее выраженные показатели по шкале «совместное время», и ср.б. 22,2 «принятие решений».
Так же у большинства отцов максимальный показатель ср.б. 26 «семейные границы», ср.б. 24,5 «общие друзья», и ср.б. 24,2 «эмоциональная связь», наименее выраженные показатели по шкале «совместное время» ср.б. 23,8%, и ср.б. 22,7 «принятие решений». Учитывая критерии интерпретации, в целом мы можем охарактеризовать семейную сплоченность супругов, как умеренную. В эмоциональных отношениях в семье присутствует некоторая раздельность, однако она не является такой крайней, как в разобщенной семье. Не смотря на то, что время, проводимое отдельно для членов семьи наиболее важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но существует и область, разделяемая с другими членами семьи.
Максимальная выраженность показателей семейной адаптации у матерей ср.б. 26,9 «семейные правила», ср.б. 25,6 «лидерство», ср.б. 23,4 «семейные роли» и ср.б. 23,3 «интересы и отдых». Наименее выраженные показатели по шкале «дисциплина в семье» ср.б. 22,8 и ср.б. 21 «контроль».
Так же у большинства отцов максимальный показатель ср.б. 28 «семейные правила», ср.б. 25,3 «лидерство», ср.б. 24,9 «семейные роли». Наименее выраженные показатели по шкале «интересы и отдых» ср.б. 23,7, «дисциплина в семье» ср.б. 23,6, ср.б. 21,6 «контроль». В целом, мы можем сказать, что в межсупружеских отношениях присутствует некоторае степень демократического руководства, предполагающая переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, имеется возможность их обсуждения. Существуют определенные дисциплинарные правила. По результатам исследования данной методики матерей и отцов, мы можем отнести, их функциональному стилю семьи. Таким образом мы можем подвести итог, по уровням удовлетворенности браком, супруги ститистически не различаются. Семейная сплоченность и адаптация супругов - умеренная. В эмоциональных отношениях в семье присутствует некоторая раздельность, но не смотря на то, что время, проводимое отдельно для членов семьи наиболее важно, в межсупружеских отношениях присутствует некоторая степень демократического руководства, предполагающая переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, имеется возможность их обсуждения. Существуют определенные дисциплинарные правила. Интересы и друзья являются обычно разными, но существует и область, разделяемая с другими членами семьи.
Далее мы рассмотрели отношения родителей (супругов) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Выраженные показатели матерей ср.б. 14,8 по шкале «зависимость (независимость)», ср.б. 14,2 «ощущение самопожертвования», ср.б. 14 «безучастность супруга (супруги)», ср.б. 13,9
«сверх авторитет родителей», и ср.б. 13,8 «доминирование». Наименее выраженные показатели по шкале «ограниченность интересов рамками семьи» ср.б. 13,4 и ср.б. 13,4 «семейные конфликты», а также
«неудовлетворенность ролью» ср.б. 11,8.
У отцов наиболее выраженными показателями является «зависимость (независимость)», ср.б. 14,6 «ограниченность интересов рамками семьи» ср.б.
14,2 и ср.б. 14,1 «ощущение самопожертвования». Наименее выраженные показатели по шкале «сверх авторитет родителей» ср.б. 13,6 и «безучастность супруги (супруга)» ср.б. 13,6. Самые низкие показателе по шкале
«доминирование» ср.б. 12,8, «семейные конфликты» ср.б. 12,5 и ср.б.11,2 «неудовлетворенность ролью». По выявлению показателей отношения супругов к разным сторонам семейной жизни, были обнаружены статистически значимые различия. Мы можем сказать, что отцы имеют большую ограниченности рамками семьи чем матери, так как матери в большей степени проявляют доминирование, а также матери в большей степени склонны к конфликтам нежели отцы. Так же матери в большей степени опасаются обидеть, проявляют больше словесных побуждений, в большей степени подавляют свою агрессивность. Мы можем сказать, что матери проявляют в большей степени уравнительные отношения к ребенку чем отцы. Так же проявляют в большей степени стремление ускорить развитие ребенка, и чрезмерное вмешательство в мир ребенка нежели отцы. Следует отметить, что отцы в большей степени удовлетворены хозяйственно - бытовыми отношениями в семье чем матери.
Далее мы провели сравнительный анализ показателей родительских установок матерей и отцов. Подводя итог выявления различий между матерями и отцами по показателям отношения супругов к разным сторонам семейной жизни, мы можем сказать, что отцы имеют большую ограниченности рамками семьи чем матери, так как матери в большей степени проявляют доминирование, а также матери в большей степени склонны к конфликтам нежели отцы. Так же матери в большей степени опасаются обидеть, проявляют больше словесных побуждений чем отцы, в большей степени подавляют свою агрессивность. Мы можем сказать, что матери проявляют в большей степени уравнительные отношения к ребенку чем отцы. Так же проявляют в большей степени стремление ускорить развитие ребенка, и чрезмерное вмешательство в мир ребенка нежели отцы. Следует отметить, что отцы в большей степени удовлетворены хозяйственно - бытовыми отношениями в семье чем матери.
По результатам проведенного анализа особенностей детско¬родительских отношений с разными уровнем удовлетворенностью браком супругов, были обнаружены статистически значимые различия. Подводя итог к выше сказанному мы можем сказать о том, что, существует различия в особенностях детско-родительских отношениях супругов с разным уровнем и особенностями удовлетворенности браком, а именно у удовлетворенных браком супругов характер взаимодействия с ребенком, по сравнению с неудовлетворенными браком супругами, будет отличаться равенством влияния, как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей.
Следует отметить, что супруги, удовлетворенные браком, выражают равенство влияния, как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей на достоверном уровне значимости. Это говорит о том, что удовлетворенные браком супруги проявляют равенство влияния, как в организации взаимодействия детско-родительских отношений, так и межсупружеских отношений, а неудовлетворенные браком супруги в организации взаимодействия с ребенком не выражают эффективного взаимодействия и равенства влияния как родителя на ребенка, так и ребенка на родителя, таким образом концентрируя все свое внимание на ребенке матери и отцы замещают отсутствие удовлетворительных межсупружеских отношений. Таким образом мы можем сказать, что наша гипотеза подтверждается.
Так как по данным показателям обнаружены различия на предельно низком уровне значимости, результат требует статистической проверки с привлечением большего по составу количества испытуемых.



1. Абрамченко, В.В. Перинатальная психология: теория, методология, опыт / Н.П. Коваленко. - СПб. - 2001. - 348 с.
2. Адлер А., Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60 годы ХХ века: Тексты / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: Издательство Московского университета, 1986. с. 131-140.
3. Адлер А., Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. Ростов н/д, изд-во «Феникс», 1998. 368 с.
4. Алёшина Ю. Е., Цикл развития семьи. Исследования и проблемы / Вест. Москва. Ун-та Психология. Сер. 14. 1987. №2. с. 60-72.
5. Алешина Ю.Е., Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. - М.: Класс, 1994. с.25-37.
6. Алексеева Л.С., Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России. 1996. № 3/4. с. 113-126.
7. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами: Психологическое исследование // Вестник Моск. ун¬та. Психология. Сер.14. 1993. № 4. с.25-34.
8. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Изд-во Международного университета бизнеса и управления "Братья Карич", М. 2007. 370 с.
9. Андреева Г.М. Процессы социальной атрибуции в межличностном восприятии. Вопросы психологии, 1979. с. 26-38.
10. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1980. 415 с.
11. Антонов А.И. Опыт анализа взаимоотношений супругов. Проблемы социологического изучения семьи. М. 1976. с.139-150.
12. Берн Э. Супружеские игры // Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Общ. ред. М.С. Мацковского. СПб. Лениздат, 1992. с.73-90.
13. Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. 2003. №7. с.100-105.
14. Бойко В.В. Малодетная семья. Социально-психологическое исследование Москва. Статистика, 1980. 268 с.
15. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 375 с.
16. Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак // Психологический журнал. Т. 16, № 3. с.137-145.
17. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. Возрастно¬психологический подход в консультировании детей и подростков. учеб, пособие для студ. высш. учеб. Заведений М.: Академия, 2002. 356 с.
18. Венгера. А.Л. Психология развития. Словарь М.: ПЕР СЭ, 2005. 405 с.
19. Видра Д. Развод: трагедия или надежда? Психологические проблемы семьи // Дошкольное воспитание. 1998. № 11. с.92-102.
20. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешск. / Общ. ред. и предисловие М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988. 144 с.
21. Волкова А.Н. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979. с.62-69.
22. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дис. канд. психол. наук. Л., 1979. 236 с.
23. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. № 5. с.110-116.; № 4. с. 47-57.
24. Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии. М. МЦГИ МВШСЭН, 2001. 160 с.
25. Влияние семейных отношений на родительские установки. Научный журнал «Фундаментальные исследования» https://www.fundamental- research.ru/ru/article/view?id=32118.
26. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. 1985. № 2. с.186-187.
27. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб. Петрополис, 1998. 190 с.
28. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. 1996. №3/ 4. с.99-108.
29. Голод С.И. Стабильность семьи. Л.: Наука, 1984. 240 с.
30. Гительсон Н.А. Право каждого ребёнка - право быть желанным // Мать, ребенок, семья: современные проблемы. Сборник материалов научно¬практической конференции. СПб. 2001. С. 24-29.
31. Гроздова Е.В., Лидере А.Г. Комплиментарность супругов и удовлетворенность браком. Семейная психология и семейная терапия. 1997. №2. 250 с.
32. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России. Институт социологии РАН, М. 2006. 180 с.
33. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония Педагогика, М. 1990. 345 с.
34. Дмитриенко А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни: Автореф. дис. к.пс.н. Киев, 1989. 21 с.
35. Добряков И.В., Лазарева И.П. Здоровые роды - счастливый малыш. СПб. 1998. 267 с.
36. Дружинин В.Н. Психология о современной семье: результаты исследований. // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 3. с. 3¬18.
37. Захаров А.И. Ребёнок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб. 1998. 144 с.
38. Захарова Е.И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка. // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5. с. 38.
39. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. Изд-во Моск. ун-та, М. 1982. 245 с.
40. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2005 с. 109-112.
41. Кериг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми. 1990. №1. 340 с.
42. Ковалев С.В. Психология семейных отношений Педагогика, М. 1987. 145
с.
43. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка. Вопросы психологии. 1989. № 4. 315 с.
44. Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Исследование представлений беременных о будущем ребёнке и отношения к нему. Медико-психологические аспекты современной перинатологии. // Материалы III Всероссийской научно¬практической конференции по перинатальному воспитанию. М. 2001. с. 104¬109.
45. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
46. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1987. № 4. с.128-134.
47. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. 1985. № 3. с.126-137.
48. Либина А., Либин А. Уроки для семейных скандалистов: О психологии и поведении в семье // Семья и школа. 1996. № 7. с. 16-18.
49. Марковская М.П. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). СПб. 1997. 145 с.
50. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
51. Овчарова Р.И. Практическая психология в начальной школе. М., 2000. 225 с.
52. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье //Психологический журнал. 1986. № 2. с.59-67.
53. Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб, пособие. Сфера, М. 2000. с.439¬484.
54. Печникова Е.Ю., Цветкова Н.А. Бесплодие как следствие неосознанного проигрывания будущими родителями сценариев своих предков. Роль и возможности психосоматической коррекции при работе с такими семьями // Перинатальная психология и медицина. Материалы Всероссийской конференции. Иваново. 2001. с. 198-201.
55. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. Знание, М. 1981. 96 с.
56. Пищик В.И. Психологические аспекты проблемы неофициальных браков // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 4. с. 23-32.
57. Погудина Е.В. Сицлананая лpавагa у беременных // Журнал практического психолога. 2002. № 1. с. 99-102.
58. Психологические проблемы современной семьи. Электронные журналы. Изд. Notabene. http://e-notabene.ru/psp/article_12542.html.
59. Розенова М.И.. Жуукоов С.Е. Психологическое просвещение как источник безопасности образования и жизни. / Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. №. 5 (май) с. 50-54.
60. Розенова М.И. Институт знмeщaющгаo родительства в России: необходимость, 11606.10X141 И вoнмoхнаocти системного изучения. // Психология и психотехника. 2013. № 12. С. 1218-1223.
61. Розенова М.И. Феноменология зависти. // Психология и психотехника. 2013. № 10. (61) с 961-972.
62. Розенова М.И. Позитивная психология в России: некоторые актуальные вопросы адаптации. // Психология и психотехника. 2012. № 1. (40). с. 57.
63. Розенова М.И. Пространственно-субъектное взаимодействие: психологические аспекты. // Психология и психотехника. 2012. № 9. (48). с. 35-39.
64. Савина Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды и структура // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 3. с. 85-95.
65. Саготовскае Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. Томск: Изд-во Универститет. 1971. 64 с.
66. Сатир В. Вы и ваша семья. М. 2000. 320 с.
67. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М. Класс. 1995. 272 с.
68. Смирнова О. Е. Детская психология: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2006. 369 с.
69. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. ООО Апрель Пресс; (Психология - XX век) ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Т 2. М. 2000. 464 с.
70. Спирева Е.Н., Лидере А.Г. Удовлетворенность браком в зависимости от структурно-функциональных характеристик семьи// Журнал практического психолога. 2001. № 5-6 135 с.
71. Спирева Е.Н., Лидере А.Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 4 135 с.
72. Спирева Е.Н., Лидере А.Г. Связь стиля семейного воспитания с темпераментом ребенка //Семейная психология и семейная терапия. 2002. № 2. 140 с.
73. Спирева Е.Н., Лидере А.Г. Валидизация опросника ВРР (взаимодействия родителя с ребенком) с опросником АСВ// Семейная психология и семейная терапия. 2002. № 1. 150 с.
74. Спирева Е.Н., Лидере А.Г. Удовлетворенность браком в зависимости от социально-демографических характеристик семьи // Семейная психология и терапия. 2003. № 1. 200 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ