ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска 8
1.1. Сущность и структура психологического неблагополучия 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика развития личности
в подростковом возрасте 18
1.3. Влияние семей группы риска на психологическое неблагополучие
подростков 29
Глава 2. Поисковое исследование факторов психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска 50
2.1. Организация и методы исследования 50
2.2. Количественный анализ результатов 55
2.3. Интерпретация результатов 75
Заключение 80
Список литературы 83
Приложения
Глава 1. Теоретические основы исследования психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска 8
1.1. Сущность и структура психологического неблагополучия 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика развития личности
в подростковом возрасте 18
1.3. Влияние семей группы риска на психологическое неблагополучие
подростков 29
Глава 2. Поисковое исследование факторов психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска 50
2.1. Организация и методы исследования 50
2.2. Количественный анализ результатов 55
2.3. Интерпретация результатов 75
Заключение 80
Список литературы 83
Приложения
В настоящее время одной из приоритетных задач государства является поддержка института семьи. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации, принятая от 25 августа 2014 года на период до 2025 года, направлена на укрепление, защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни.
Данная концепция была разработана в связи с тем, что современная семья находится в кризисном состоянии. Это обусловлено переходом традиционной модели семьи к новой, изменением видов семейных отношений, становлением иной системы власти и подчинения, ролей и функциональной зависимости супругов, положением детей. Кроме того возрастает число семей групп риска с несовершеннолетними детьми.
Под семьей группы риска понимают семью, в которой по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения.
Данную проблему рассматривали в контексте изучения понятия семьи группы риска (В.М. Целуйко, Т.И. Шульга), специфических особенностей данной категории (А.Н. Елизаров), описания классификаций по разным основаниям (А.О. Иванцова, М.А. Галагузова, Т.С. Зубкова, В.П. Кащенко), влияния особенностей функционирования семьи группы риска на развитие детей и подростков (О.А. Карабанова, Ю.А. Агафонов, З.Г. Ишембитова, Р.Г. Илешева, Е.Г. Силяева, Н.Е. Харламенкова).
Практически все дети, проживающие в семьях группы риска, отличаются определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Их психологическое благополучие находится под угрозой.
Изучением феномена психологического благополучия занимались разные исследователи зарубежной и отечественной психологии. Ими были рассмотрены факторы психологического благополучия личности (М. Аргайл, Н. Бредбёрн, И. Бонивелл, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М. Селигман), предложена его модель (К. Рифф), структура (К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева), обнаружены его связи с осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), ценностно-смысловыми образованиями (Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), суверенностью психологического пространства (Е.Н. Панина), толерантностью (Н.К. Бахарева), средовыми условиями (О.С. Ширяева), профессиональной деятельностью (И.В. Заусенко, Р.М. Шамионов), определена его специфика в пожилом возрасте (Ю.Б. Дубовик), предложена психолого-педагогическая модель его формирования (О.А. Идобаева).
Стоит отметить, что феномен психологического неблагополучия по сравнению с психологическим благополучием имеет наименьшую степень разработанности. Изучением данной проблемы занимались К.Г. Юнг, Э. Эриксон, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, которые раскрыли параметры психологического неблагополучия и его особенности.
В основном психологическое неблагополучие рассматривается относительно человека, достигшего подросткового и зрелого возраста. Первый из них традиционно считается переходным, критическим периодом, поскольку этому способствуют как внешние, так и внутренние предпосылки. Подростковый возраст является самым трудным в воспитательном плане, это стадия проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Особенно психологически трудно приходится подросткам в семьях группы риска, поскольку здесь нарушена структура, «размыты» внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается благоприятный климат.
Необходимо определить факторы, влияющие на психологическое неблагополучие подростков в семьях группы риска.
Объект исследования: психологическое неблагополучие подростков.
Предмет исследования: факторы психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска.
Цель исследования: определить факторы психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска.
В соответствие с намеченной целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа охарактеризовать сущность и структуру психологического неблагополучия.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития личности в подростковом возрасте.
3. Выявить особенности функционирования семей группы риска и их влияние на психологическое неблагополучие подростков.
4. Провести сравнительный анализ особенностей психологически неблагополучных и психологически благополучных подростков в семьях группы риска, определить сходства и различия, выявить детерминанты психологического неблагополучия.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что факторами психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска выступают негармоничные детско-родительские отношения, отсутствие одного из родителей, наличие алкогольной или иного вида зависимости у одного из родителей, неудовлетворенность браком.
Теоретической и методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического Рубинштейн и др.), концепция психологического благополучия Н. Бредберна, К. Рифф; представление о структуре психологического благополучия К. Рифф, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой.
Особенности развития подросткового возраста были рассмотрены в исследованиях Ж.Ж. Руссо, С. Холл, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, Л.И. Бажовича, Л.С. Выготского и др.
В работах В.М. Целуйко, Е.Г. Силяевой, О.А. Карабановой, Н.Е. Харламенковой, З.Г. Ишембитовой, Р.Г. Илешевой, К.Б. Зуева и др. подчеркивается негативное влияние особенностей семей группы риска на гармоничное развитие подростка.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используется комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• обзорно-аналитические и теоретические (изучение психологической, педагогической, социологической литературы по исследуемой проблеме для выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования);
• психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики: опросник «Шкала психологического благополучия К. Рифф, адаптированная Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко, анкета для родителей, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис, опросник «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова и А.А. Аладьина, тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко);
• математико-статистические методы (факторный анализ, который позволит сократить большое количество переменных, включенных в исследование и определить структуру взаимосвязей между ними).
Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное учреждение центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост» г. Екатеринбург.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, содержит библиографию из 63 наименований, 5 приложений. Объем работы составляет 94 страницы. Результаты проведенного нами исследования отражены в 1 диаграмме, 13 гистограммах, 8 таблицах.
Данная концепция была разработана в связи с тем, что современная семья находится в кризисном состоянии. Это обусловлено переходом традиционной модели семьи к новой, изменением видов семейных отношений, становлением иной системы власти и подчинения, ролей и функциональной зависимости супругов, положением детей. Кроме того возрастает число семей групп риска с несовершеннолетними детьми.
Под семьей группы риска понимают семью, в которой по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения.
Данную проблему рассматривали в контексте изучения понятия семьи группы риска (В.М. Целуйко, Т.И. Шульга), специфических особенностей данной категории (А.Н. Елизаров), описания классификаций по разным основаниям (А.О. Иванцова, М.А. Галагузова, Т.С. Зубкова, В.П. Кащенко), влияния особенностей функционирования семьи группы риска на развитие детей и подростков (О.А. Карабанова, Ю.А. Агафонов, З.Г. Ишембитова, Р.Г. Илешева, Е.Г. Силяева, Н.Е. Харламенкова).
Практически все дети, проживающие в семьях группы риска, отличаются определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Их психологическое благополучие находится под угрозой.
Изучением феномена психологического благополучия занимались разные исследователи зарубежной и отечественной психологии. Ими были рассмотрены факторы психологического благополучия личности (М. Аргайл, Н. Бредбёрн, И. Бонивелл, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М. Селигман), предложена его модель (К. Рифф), структура (К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева), обнаружены его связи с осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), ценностно-смысловыми образованиями (Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), суверенностью психологического пространства (Е.Н. Панина), толерантностью (Н.К. Бахарева), средовыми условиями (О.С. Ширяева), профессиональной деятельностью (И.В. Заусенко, Р.М. Шамионов), определена его специфика в пожилом возрасте (Ю.Б. Дубовик), предложена психолого-педагогическая модель его формирования (О.А. Идобаева).
Стоит отметить, что феномен психологического неблагополучия по сравнению с психологическим благополучием имеет наименьшую степень разработанности. Изучением данной проблемы занимались К.Г. Юнг, Э. Эриксон, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, которые раскрыли параметры психологического неблагополучия и его особенности.
В основном психологическое неблагополучие рассматривается относительно человека, достигшего подросткового и зрелого возраста. Первый из них традиционно считается переходным, критическим периодом, поскольку этому способствуют как внешние, так и внутренние предпосылки. Подростковый возраст является самым трудным в воспитательном плане, это стадия проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Особенно психологически трудно приходится подросткам в семьях группы риска, поскольку здесь нарушена структура, «размыты» внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается благоприятный климат.
Необходимо определить факторы, влияющие на психологическое неблагополучие подростков в семьях группы риска.
Объект исследования: психологическое неблагополучие подростков.
Предмет исследования: факторы психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска.
Цель исследования: определить факторы психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска.
В соответствие с намеченной целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа охарактеризовать сущность и структуру психологического неблагополучия.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития личности в подростковом возрасте.
3. Выявить особенности функционирования семей группы риска и их влияние на психологическое неблагополучие подростков.
4. Провести сравнительный анализ особенностей психологически неблагополучных и психологически благополучных подростков в семьях группы риска, определить сходства и различия, выявить детерминанты психологического неблагополучия.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что факторами психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска выступают негармоничные детско-родительские отношения, отсутствие одного из родителей, наличие алкогольной или иного вида зависимости у одного из родителей, неудовлетворенность браком.
Теоретической и методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического Рубинштейн и др.), концепция психологического благополучия Н. Бредберна, К. Рифф; представление о структуре психологического благополучия К. Рифф, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой.
Особенности развития подросткового возраста были рассмотрены в исследованиях Ж.Ж. Руссо, С. Холл, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, Л.И. Бажовича, Л.С. Выготского и др.
В работах В.М. Целуйко, Е.Г. Силяевой, О.А. Карабановой, Н.Е. Харламенковой, З.Г. Ишембитовой, Р.Г. Илешевой, К.Б. Зуева и др. подчеркивается негативное влияние особенностей семей группы риска на гармоничное развитие подростка.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используется комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• обзорно-аналитические и теоретические (изучение психологической, педагогической, социологической литературы по исследуемой проблеме для выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования);
• психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики: опросник «Шкала психологического благополучия К. Рифф, адаптированная Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко, анкета для родителей, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис, опросник «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова и А.А. Аладьина, тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко);
• математико-статистические методы (факторный анализ, который позволит сократить большое количество переменных, включенных в исследование и определить структуру взаимосвязей между ними).
Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное учреждение центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост» г. Екатеринбург.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, содержит библиографию из 63 наименований, 5 приложений. Объем работы составляет 94 страницы. Результаты проведенного нами исследования отражены в 1 диаграмме, 13 гистограммах, 8 таблицах.
Проблема поддержки семьи как главного института воспитания является актуальной и одной и приоритетных задач государства и общества.
Семья имеет огромное значение в формировании эмоциональных чувств ребенка, его самосознания и нравственных оценок.
Семья группы риска - это семья, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения. Родители таких семей, как правило, не справляются с воспитательными функциями из-за существенно сниженных адаптивных способностей.
Семья группы риска, так или иначе, оказывает влияние на возникновения психологических трудностей у детей, проживающих в неблагоприятной атмосфере, а особенно это отражается на подростках, так как именно в этом возрасте для них семья приобретает специфическую значимость.
Подростковый возраст - это период периода «бури и натиска». Для данного этапа онтогенеза характерна трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость. Психологическое благополучие в данный период находится под угрозой.
Выделяют следующие компоненты психологического благополучия:
1) самопринятие (осознание и принятие всех сторон своей личности, позитивная оценка и своей жизни в целом),
2) личностный рост (стремление развиваться, учиться новому, ощущение собственного прогресса);
3) автономия (способность противостоять социальному давлению, независимость в оценках себя и своего поведения, способность к саморегуляции),
4) управление средой (способность добиваться желаемого, умение преодолевать трудности на пути реализации своих целей);
5) позитивные отношения с окружающими (умение устанавливать длительные доверительные отношения, способность к эмпатии, гибкость во взаимоотношениях с окружающими),
6) наличие жизненных целей (переживание осмысленности своей жизни, ценности прошлого, настоящего и будущего).
Стоит отметить, что феномен психологического неблагополучия по сравнению с психологическим благополучием имеет наименьшую степень разработанности.
Под психологическим неблагополучием понимается - промежуточный конструкт в дихотомии «здоровье-болезнь». Оно проявляется в состоянии неудовлетворенности, негативных эмоциях, низкой интегрированности различных элементов личности, неспособностью индивида преодолевать трудности психосоциального характера.
Теоретический анализ проблемы психологического неблагополучия подростков, позволил нам организовать и провести эмпирическое исследование в соответствии с поставленными задачами и сформулированной гипотезой.
В ходе нашего исследования были получены результаты, позволившие сформулировать следующие выводы:
1. Семейное воспитание является значимым в развитии и поддержании психологического благополучия подростка.
2. Психологическое неблагополучие подростков детерминировано следующими факторами: неразвитость родительских чувств, воспитательная неуверенность родителя, эмоциональное отвержение, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, недостаточность требований-запретов, симбиотические отношения, воспитательное игнорирование взросления подростка, семейные конфликты, связанные с неудовлетворенностью браком, противоречивое воспитание.
Таким образом, на основании полученных результатов можно считать, что проведенное исследование позволило нам решить поставленные перед нами задачи.
Семья имеет огромное значение в формировании эмоциональных чувств ребенка, его самосознания и нравственных оценок.
Семья группы риска - это семья, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения. Родители таких семей, как правило, не справляются с воспитательными функциями из-за существенно сниженных адаптивных способностей.
Семья группы риска, так или иначе, оказывает влияние на возникновения психологических трудностей у детей, проживающих в неблагоприятной атмосфере, а особенно это отражается на подростках, так как именно в этом возрасте для них семья приобретает специфическую значимость.
Подростковый возраст - это период периода «бури и натиска». Для данного этапа онтогенеза характерна трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость. Психологическое благополучие в данный период находится под угрозой.
Выделяют следующие компоненты психологического благополучия:
1) самопринятие (осознание и принятие всех сторон своей личности, позитивная оценка и своей жизни в целом),
2) личностный рост (стремление развиваться, учиться новому, ощущение собственного прогресса);
3) автономия (способность противостоять социальному давлению, независимость в оценках себя и своего поведения, способность к саморегуляции),
4) управление средой (способность добиваться желаемого, умение преодолевать трудности на пути реализации своих целей);
5) позитивные отношения с окружающими (умение устанавливать длительные доверительные отношения, способность к эмпатии, гибкость во взаимоотношениях с окружающими),
6) наличие жизненных целей (переживание осмысленности своей жизни, ценности прошлого, настоящего и будущего).
Стоит отметить, что феномен психологического неблагополучия по сравнению с психологическим благополучием имеет наименьшую степень разработанности.
Под психологическим неблагополучием понимается - промежуточный конструкт в дихотомии «здоровье-болезнь». Оно проявляется в состоянии неудовлетворенности, негативных эмоциях, низкой интегрированности различных элементов личности, неспособностью индивида преодолевать трудности психосоциального характера.
Теоретический анализ проблемы психологического неблагополучия подростков, позволил нам организовать и провести эмпирическое исследование в соответствии с поставленными задачами и сформулированной гипотезой.
В ходе нашего исследования были получены результаты, позволившие сформулировать следующие выводы:
1. Семейное воспитание является значимым в развитии и поддержании психологического благополучия подростка.
2. Психологическое неблагополучие подростков детерминировано следующими факторами: неразвитость родительских чувств, воспитательная неуверенность родителя, эмоциональное отвержение, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, недостаточность требований-запретов, симбиотические отношения, воспитательное игнорирование взросления подростка, семейные конфликты, связанные с неудовлетворенностью браком, противоречивое воспитание.
Таким образом, на основании полученных результатов можно считать, что проведенное исследование позволило нам решить поставленные перед нами задачи.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ ГРУППЫ
РИСКА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Досуговая деятельность как средство профилактики правонарушений
несовершеннолетних, состоящих в группе риска
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика девиантного поведения подростков «группы риска»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - Методика профилактики девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска средствами внеурочных занятий самообороной
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Представление о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Эмоциональное развитие детей раннего возраста «группы риска»
средствами арт-терапии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019



