ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЕМЬИ В РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ
|
Введение 3-6
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования психологических ресурсов семьи как фактора успешной ресоциализации подростковой делинквентности
1.1 Подходы к пониманию делинквентности в отечественной и
зарубежной психологии 7-16
1.2 Ресоциализация: понятие, особенности, компоненты 17-27
1.3 Роль семьи в ресоциализации подростковой делинквентности...28-37
1.4 Психологические ресурсы семьи в ресоциализации подростковой
делинквентности 38-55
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических ресурсов семьи как фактора успешной ресоциализации подростковой делинквентности
2.1 Организация исследования и анализ первичных результатов
диагностики ресурсности семьи 56-72
2.2 Программа развития ресурсности семьи как фактора успешной
ресоциализации подростковой делинквентности 73-76
2.3 Выявление эффективности программы, направленной на развитие ресурсности семьи в ресоциализации подростковой делинкентности 77-88
Заключение 89-92
Список литературы 93-99
Приложения
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования психологических ресурсов семьи как фактора успешной ресоциализации подростковой делинквентности
1.1 Подходы к пониманию делинквентности в отечественной и
зарубежной психологии 7-16
1.2 Ресоциализация: понятие, особенности, компоненты 17-27
1.3 Роль семьи в ресоциализации подростковой делинквентности...28-37
1.4 Психологические ресурсы семьи в ресоциализации подростковой
делинквентности 38-55
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических ресурсов семьи как фактора успешной ресоциализации подростковой делинквентности
2.1 Организация исследования и анализ первичных результатов
диагностики ресурсности семьи 56-72
2.2 Программа развития ресурсности семьи как фактора успешной
ресоциализации подростковой делинквентности 73-76
2.3 Выявление эффективности программы, направленной на развитие ресурсности семьи в ресоциализации подростковой делинкентности 77-88
Заключение 89-92
Список литературы 93-99
Приложения
Каждый год в России насчитывается больше 300 тыс уголовных преступлений несовершеннолетних, притом каждое третье преступление совершено детьми, которые еще не достигли возраста уголовной ответственности. Статистические данные утверждают, треть правонарушителей, недостигших 18 лет не работает и не посещает учебные заведения. Число административные нарушений, совершаемых подростками ежегодно, превысило 1 миллион. Сотрудники органов внутренних дел из года в год выявляют и помещают во временные реабилитационные центры д 70 тыс подростков и детей, недостигших совершеннолетия. Неумолимы и статистические данные о количестве подростков и молодежи, которые потребляют или попробовали хотя бы 1 раз наркотические вещества: это число порядка 4,5 миллионов, что составляет 44,8% молодых людей в возрасте от 11 до 24 лет. Выявлен и средний возраст первой пробы наркотических веществ - 14 лет.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» выделяет «ресоциализацию» как основное направление и форма деятельности всех субъектов, занимающихся профилактикой правонарушений. Опираясь на данные Министерство внутренних дел Российской Федерации, мы отмечаем, что в 2017 году каждое двадцатое (5,1%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. В отечественной и зарубежной психологии проблемы делинквентного поведения исследовались многими учеными: А. Е. Личко, В. В. Ковалев, С. Н. Панцырь, А. И. Долгова, Н. Н. Васягина, Е. А. Змановская и др.
Работа с несовершеннолетними правонарушителями невозможна без программ ресоциализации. В реализацию этих программ включаются государственные, общественные организации, семья, образовательные организации. Как отмечают психологи, направляющая и ведущая роль в социализации подростков принадлежит воздействию среды и особенно микросреды - семьи и ближайшего окружения. Значимость семьи в ресоциализации подростков в своих работах рассматривают Я. С. Васильева, Е. В. Змановская, Г. МакКуббин, А. С. Макаренко, Э. Г. Эйдемилер, А.В. Махнач и Ю.В. Постылякова.
Таким образом, актуальность исследований на тему ресоциализации делинквентных подростков продиктована ростом числа правонарушений среди подростков и лиц юношеского возраста, рецидивной преступностью, и потребностью психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом на стадии исполнения наказания.
На наш взгляд, решению проблемы важности семьи в ресоциализации делинквентных подростков сумела бы способствовать целенаправленная работа по изучению феномена «психологических ресурсов семьи» как фактора успешной ресоциализации.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить влияние семьи и ее психологичеких ресурсов на успешность ресоциализации подростковой делинквентности.
Объект исследования - ресоциализация подростковой делинквентности.
Предмет исследования - психологические ресурсы семьи в ресоциализации подростковой делинквентности.
Исходя из объекта, предмета и цели работы, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования делинквентности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить роль семьи и психологических ресурсов в ресоциализации подростковой делинквентности.
3. Разработать и аппробировать программу направленную на выявление и развитие ресурсов семьи как средства ресоциализации подростковой делинквентности.
4. Выявить эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования - ресоциализация подростковой делинквентности будет успешной при условии выявления и разработки специальной программы развития психологических ресурсов семьи.
Методологическую основу исследования составляют подходы к пониманию делинквентности в отечественной и зарубежной психологии Е. В. Змановской, Я. А. Васильевой, Е. А. Личко; теории о ведущей роли семьи в ресоциализации подростков (Г. МакКуббин, А. С. Макаренко, Э. Г. Эйдемилер, А.В. Махнач, Ю.В. Постылякова); определение семейных психологических ресурсов К. Тривет; классификацию писхологических ресурсов семь А. В. Махнач, Ю. В. Постыляковой; программные разработки по развитию психологических ресурсов семьи Р. В. Овчаровой, О. А. Карабановой, Т. И. Хазиевой, Е. Ю. Шансковой.
База и методы исследования: исследование проводилось в 2017-2018 году на базе на базе Территориальной комиссии Орджоникидзевского района города Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав. В исследовании приняли участие 37 семей (37 женщин, 23 мужчины), которые воспитывают делинквентных подростков. Для изучения психологически ресурсов семьи были использованы следующие методики:
1. Тест семейных ресурсов II (А. В. Махнач, Ю. В. Постылякова)
2. Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument, РARI)
3. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ)
Практическая значимость работы заключается в разработанной программе развития психологической ресурсности семьи, которая будет полезна родителям, психологам и специалистам учреждений, занимающихся ресоциализацией делинквентных подростков.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В работе имеется 2 рисунка, 6 таблиц и 7 диаграмм. Общий объём дипломной работы составляет 121 страницу.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» выделяет «ресоциализацию» как основное направление и форма деятельности всех субъектов, занимающихся профилактикой правонарушений. Опираясь на данные Министерство внутренних дел Российской Федерации, мы отмечаем, что в 2017 году каждое двадцатое (5,1%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. В отечественной и зарубежной психологии проблемы делинквентного поведения исследовались многими учеными: А. Е. Личко, В. В. Ковалев, С. Н. Панцырь, А. И. Долгова, Н. Н. Васягина, Е. А. Змановская и др.
Работа с несовершеннолетними правонарушителями невозможна без программ ресоциализации. В реализацию этих программ включаются государственные, общественные организации, семья, образовательные организации. Как отмечают психологи, направляющая и ведущая роль в социализации подростков принадлежит воздействию среды и особенно микросреды - семьи и ближайшего окружения. Значимость семьи в ресоциализации подростков в своих работах рассматривают Я. С. Васильева, Е. В. Змановская, Г. МакКуббин, А. С. Макаренко, Э. Г. Эйдемилер, А.В. Махнач и Ю.В. Постылякова.
Таким образом, актуальность исследований на тему ресоциализации делинквентных подростков продиктована ростом числа правонарушений среди подростков и лиц юношеского возраста, рецидивной преступностью, и потребностью психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом на стадии исполнения наказания.
На наш взгляд, решению проблемы важности семьи в ресоциализации делинквентных подростков сумела бы способствовать целенаправленная работа по изучению феномена «психологических ресурсов семьи» как фактора успешной ресоциализации.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить влияние семьи и ее психологичеких ресурсов на успешность ресоциализации подростковой делинквентности.
Объект исследования - ресоциализация подростковой делинквентности.
Предмет исследования - психологические ресурсы семьи в ресоциализации подростковой делинквентности.
Исходя из объекта, предмета и цели работы, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования делинквентности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить роль семьи и психологических ресурсов в ресоциализации подростковой делинквентности.
3. Разработать и аппробировать программу направленную на выявление и развитие ресурсов семьи как средства ресоциализации подростковой делинквентности.
4. Выявить эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования - ресоциализация подростковой делинквентности будет успешной при условии выявления и разработки специальной программы развития психологических ресурсов семьи.
Методологическую основу исследования составляют подходы к пониманию делинквентности в отечественной и зарубежной психологии Е. В. Змановской, Я. А. Васильевой, Е. А. Личко; теории о ведущей роли семьи в ресоциализации подростков (Г. МакКуббин, А. С. Макаренко, Э. Г. Эйдемилер, А.В. Махнач, Ю.В. Постылякова); определение семейных психологических ресурсов К. Тривет; классификацию писхологических ресурсов семь А. В. Махнач, Ю. В. Постыляковой; программные разработки по развитию психологических ресурсов семьи Р. В. Овчаровой, О. А. Карабановой, Т. И. Хазиевой, Е. Ю. Шансковой.
База и методы исследования: исследование проводилось в 2017-2018 году на базе на базе Территориальной комиссии Орджоникидзевского района города Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав. В исследовании приняли участие 37 семей (37 женщин, 23 мужчины), которые воспитывают делинквентных подростков. Для изучения психологически ресурсов семьи были использованы следующие методики:
1. Тест семейных ресурсов II (А. В. Махнач, Ю. В. Постылякова)
2. Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument, РARI)
3. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ)
Практическая значимость работы заключается в разработанной программе развития психологической ресурсности семьи, которая будет полезна родителям, психологам и специалистам учреждений, занимающихся ресоциализацией делинквентных подростков.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В работе имеется 2 рисунка, 6 таблиц и 7 диаграмм. Общий объём дипломной работы составляет 121 страницу.
В теоретической части исследования были рассмотрены работы, посвященные:
- проблеме делинквентности в зарубежной и отечественной литературе (А. Коэн, Е.В. Змановская, А.Е.Личко, В.В. Ковалев, А.И. Долгова, С. Н. Панцирь, М.Н. Зиновьева, Д. Джексон, К. Каган, Е.Н. Ундуск, Д. Э. Пилиева, М.М. Миннегалиев);
- ресоциализации подростковой делинквентности и роли семьи в ней (Ж. В. Стребкова, Д. В. Сочивко, З. А. Астемиров, Б. Н. Савардунова, М. И. Еникеев, Э.Д.Власова, А. В. Пищелко, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Н. Н. Васягина, Ю. В. Егорова, И. В. Королева, О. А. Мосина, Н.А. Йошпа, А.М. Великоцкая, Е.С. Сапожкова, Д. Баумринд, М. И. Лисина, Э.Г. Эйдемиллер);
- психологическим ресурсам семьи в ресоциализации подростковой делинквентности (Г. МакКуббин, Дж. Патерсон, Дж. Вилльямс, К. Тривет, С. Хобфолл).
Делинквентность (или делинквентное поведение) - это антиобщественное и противоправное поведение, воплощающиеся в проступках, которые наносят вред гражданам или обществу. (Е. В. Змановская). Ввиду опасности последствий, к которым может привести в целом существующий феномен делинквентности, эта проблема на сегодня значится одной из актуальных. По мнению М.М. Миннегалиева отклоняющееся поведение существенно сказывается на формировании характера подростка, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека. Поэтому такой необходимой становится эффективная ресоциализация делинквентных подростков и сегодня значится на государственном уровне.
Целью социальной государственной политики, направленной на улучшение положения детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации (в том числе и подростков-делинквентов), по мнения Э. Д. Власовой является обеспечение психологической реабилитации, социализации и успешное включение в общество.
В исследования мы придерживались понятия ресоциализации как социально-педагогического явление, представляющего собой комплексную, целенаправленную, педагогически ориентированную систему воздействия на личность несовершеннолетнего делинквента с целью его исправления и включения в социальную жизнь. Ресоциализация считается промежуточным звеном между социализацией и десоциализацией.
Важность семьи в ресоциализации делинквентности подростков переоценить, так как этот институт, являясь первичным в социализации личности, остается таковым и на протяжении всей жизни. Бывают случаи, когда родители могут оказывать отрицательное (десоциализирующее) воздействие на развитие личности подростка. В результате этого ребенком будут усвоены модели отклоняющегося, в том числе и противоправного (делинквентного) поведения. Исследователи также отмечают, что личность подростка-правонарушителя может сформироваться как в семье асоциального типа, так и в благополучной семье. Также на сегодняшний день не теряют актуальности вопросы влияния стиля семейного воспитания на формирование личности подростка (Д. Баумринд, Э. Маккоби, В.В. Столин, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер).
Рассматривая проблему психологических ресурсов семьи мы рассмотрели несколько, выделяемых учеными, понятий. С. Хобфолл, к примеру, тесно связывает семейные ресурсы и адаптацию в трудных жизненных ситуациях. Об адаптивном функционале ресурсов говорит и К. Тривет. М. Савин рассматривая феномен психологических семейных ресурсов, большую роль отводит формированию чувства удовлетворенности в семье».
Под определением «психологические ресурсы семьи» мы понимаем модели отношений, навыки коммуникации и компетентность, а также психологические характеристики, создающие ощущение позитивной семейной идентичности, повышающие чувство удовлетворенности при взаимодействии членов семьи, поощряющие развитие семьи и отдельных ее членов, обеспечивают способность семьи справляться с семейным стрессом и кризисом. Определение, которое нам особенно близко сформулировал Дж. Вилльямс. Основой нашего исследования так же стала классификация семейных ресурсов А. В. Махнач и Ю. В. Постыляковой.
Для изучения психологической ресурсности семей использовался следующий диагностический инструментарий:
1. Тест семейных ресурсов II (А. В. Махнач, Ю. В. Постылякова)
2. Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument, BARI)
3. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ.
Наше исследование показало дефицит коммуникационного и эмоционального ресурса у обследуемых, это подтверждено всеми тремя используемыми диагностическими методиками, а также с ходе личного общения с родителями делинквентных подростков. Именно эти факторы легли в основу разработки реализуемой нами программы развития.
Программа по развитию психологических ресурсов семьи строилась с учетом накопленного опыта, в основу легли разработки Р. В. Овчаровой, О. А. Карабановой, Т. И. Хазиевой, Е. Ю. Шансковой.
Цель программы - повысить уровень психологических ресурсов семьи для успешной ресоциализации подростковой делинквентности.
Основные задачи:
1. Развивать навыки семейной коммуникации.
2. Укреплять эмоциональную связь в детско-родительских отношениях.
3. Повышать эмоциональную отзывчивость членов семьи
Реализованная программа позволила решить поставленные задачи, мы отмечаем у испытуемых положительную динамику в психологической ресурсности семей: повысился уровня эмоционального принятия в детско- родительских отношениях, нормализовался эмоциональный фон взаимодействия, отмечается положительная динамика в способах семейной коммуникации, наблюдается упрочнение эмоциональной связи.
Экспериментально была подтверждена эффективность представленной в работе программы развития психологической ресурсности семьи как фактора успешной ресоциализации делинквентных подростков. Можем констатировать, что заявленная в начале работы гипотеза доказана.
В дальнейшем существует возможность разрабатывать данную тему и дальше.
- проблеме делинквентности в зарубежной и отечественной литературе (А. Коэн, Е.В. Змановская, А.Е.Личко, В.В. Ковалев, А.И. Долгова, С. Н. Панцирь, М.Н. Зиновьева, Д. Джексон, К. Каган, Е.Н. Ундуск, Д. Э. Пилиева, М.М. Миннегалиев);
- ресоциализации подростковой делинквентности и роли семьи в ней (Ж. В. Стребкова, Д. В. Сочивко, З. А. Астемиров, Б. Н. Савардунова, М. И. Еникеев, Э.Д.Власова, А. В. Пищелко, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Н. Н. Васягина, Ю. В. Егорова, И. В. Королева, О. А. Мосина, Н.А. Йошпа, А.М. Великоцкая, Е.С. Сапожкова, Д. Баумринд, М. И. Лисина, Э.Г. Эйдемиллер);
- психологическим ресурсам семьи в ресоциализации подростковой делинквентности (Г. МакКуббин, Дж. Патерсон, Дж. Вилльямс, К. Тривет, С. Хобфолл).
Делинквентность (или делинквентное поведение) - это антиобщественное и противоправное поведение, воплощающиеся в проступках, которые наносят вред гражданам или обществу. (Е. В. Змановская). Ввиду опасности последствий, к которым может привести в целом существующий феномен делинквентности, эта проблема на сегодня значится одной из актуальных. По мнению М.М. Миннегалиева отклоняющееся поведение существенно сказывается на формировании характера подростка, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека. Поэтому такой необходимой становится эффективная ресоциализация делинквентных подростков и сегодня значится на государственном уровне.
Целью социальной государственной политики, направленной на улучшение положения детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации (в том числе и подростков-делинквентов), по мнения Э. Д. Власовой является обеспечение психологической реабилитации, социализации и успешное включение в общество.
В исследования мы придерживались понятия ресоциализации как социально-педагогического явление, представляющего собой комплексную, целенаправленную, педагогически ориентированную систему воздействия на личность несовершеннолетнего делинквента с целью его исправления и включения в социальную жизнь. Ресоциализация считается промежуточным звеном между социализацией и десоциализацией.
Важность семьи в ресоциализации делинквентности подростков переоценить, так как этот институт, являясь первичным в социализации личности, остается таковым и на протяжении всей жизни. Бывают случаи, когда родители могут оказывать отрицательное (десоциализирующее) воздействие на развитие личности подростка. В результате этого ребенком будут усвоены модели отклоняющегося, в том числе и противоправного (делинквентного) поведения. Исследователи также отмечают, что личность подростка-правонарушителя может сформироваться как в семье асоциального типа, так и в благополучной семье. Также на сегодняшний день не теряют актуальности вопросы влияния стиля семейного воспитания на формирование личности подростка (Д. Баумринд, Э. Маккоби, В.В. Столин, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер).
Рассматривая проблему психологических ресурсов семьи мы рассмотрели несколько, выделяемых учеными, понятий. С. Хобфолл, к примеру, тесно связывает семейные ресурсы и адаптацию в трудных жизненных ситуациях. Об адаптивном функционале ресурсов говорит и К. Тривет. М. Савин рассматривая феномен психологических семейных ресурсов, большую роль отводит формированию чувства удовлетворенности в семье».
Под определением «психологические ресурсы семьи» мы понимаем модели отношений, навыки коммуникации и компетентность, а также психологические характеристики, создающие ощущение позитивной семейной идентичности, повышающие чувство удовлетворенности при взаимодействии членов семьи, поощряющие развитие семьи и отдельных ее членов, обеспечивают способность семьи справляться с семейным стрессом и кризисом. Определение, которое нам особенно близко сформулировал Дж. Вилльямс. Основой нашего исследования так же стала классификация семейных ресурсов А. В. Махнач и Ю. В. Постыляковой.
Для изучения психологической ресурсности семей использовался следующий диагностический инструментарий:
1. Тест семейных ресурсов II (А. В. Махнач, Ю. В. Постылякова)
2. Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument, BARI)
3. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ.
Наше исследование показало дефицит коммуникационного и эмоционального ресурса у обследуемых, это подтверждено всеми тремя используемыми диагностическими методиками, а также с ходе личного общения с родителями делинквентных подростков. Именно эти факторы легли в основу разработки реализуемой нами программы развития.
Программа по развитию психологических ресурсов семьи строилась с учетом накопленного опыта, в основу легли разработки Р. В. Овчаровой, О. А. Карабановой, Т. И. Хазиевой, Е. Ю. Шансковой.
Цель программы - повысить уровень психологических ресурсов семьи для успешной ресоциализации подростковой делинквентности.
Основные задачи:
1. Развивать навыки семейной коммуникации.
2. Укреплять эмоциональную связь в детско-родительских отношениях.
3. Повышать эмоциональную отзывчивость членов семьи
Реализованная программа позволила решить поставленные задачи, мы отмечаем у испытуемых положительную динамику в психологической ресурсности семей: повысился уровня эмоционального принятия в детско- родительских отношениях, нормализовался эмоциональный фон взаимодействия, отмечается положительная динамика в способах семейной коммуникации, наблюдается упрочнение эмоциональной связи.
Экспериментально была подтверждена эффективность представленной в работе программы развития психологической ресурсности семьи как фактора успешной ресоциализации делинквентных подростков. Можем констатировать, что заявленная в начале работы гипотеза доказана.
В дальнейшем существует возможность разрабатывать данную тему и дальше.
Подобные работы
- Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности (Оренбургский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Взаимодействие социального педагога и инспектора по делам
несовершеннолетних в организации первичной профилактики
подростковой преступности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Ресоциализация мальчиков-подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Первичная профилактика девиантного поведения подростков
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТА ИХ
ПРАВ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЗАКРЫТОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Особенности применения технологии медиации в работе с несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими наказание в воспитательной колонии
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



