Введение 3-6
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования психологических ресурсов семьи как фактора успешной ресоциализации подростковой делинквентности
1.1 Подходы к пониманию делинквентности в отечественной и
зарубежной психологии 7-16
1.2 Ресоциализация: понятие, особенности, компоненты 17-27
1.3 Роль семьи в ресоциализации подростковой делинквентности...28-37
1.4 Психологические ресурсы семьи в ресоциализации подростковой
делинквентности 38-55
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических ресурсов семьи как фактора успешной ресоциализации подростковой делинквентности
2.1 Организация исследования и анализ первичных результатов
диагностики ресурсности семьи 56-72
2.2 Программа развития ресурсности семьи как фактора успешной
ресоциализации подростковой делинквентности 73-76
2.3 Выявление эффективности программы, направленной на развитие ресурсности семьи в ресоциализации подростковой делинкентности 77-88
Заключение 89-92
Список литературы 93-99
Приложения
Каждый год в России насчитывается больше 300 тыс уголовных преступлений несовершеннолетних, притом каждое третье преступление совершено детьми, которые еще не достигли возраста уголовной ответственности. Статистические данные утверждают, треть правонарушителей, недостигших 18 лет не работает и не посещает учебные заведения. Число административные нарушений, совершаемых подростками ежегодно, превысило 1 миллион. Сотрудники органов внутренних дел из года в год выявляют и помещают во временные реабилитационные центры д 70 тыс подростков и детей, недостигших совершеннолетия. Неумолимы и статистические данные о количестве подростков и молодежи, которые потребляют или попробовали хотя бы 1 раз наркотические вещества: это число порядка 4,5 миллионов, что составляет 44,8% молодых людей в возрасте от 11 до 24 лет. Выявлен и средний возраст первой пробы наркотических веществ - 14 лет.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» выделяет «ресоциализацию» как основное направление и форма деятельности всех субъектов, занимающихся профилактикой правонарушений. Опираясь на данные Министерство внутренних дел Российской Федерации, мы отмечаем, что в 2017 году каждое двадцатое (5,1%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. В отечественной и зарубежной психологии проблемы делинквентного поведения исследовались многими учеными: А. Е. Личко, В. В. Ковалев, С. Н. Панцырь, А. И. Долгова, Н. Н. Васягина, Е. А. Змановская и др.
Работа с несовершеннолетними правонарушителями невозможна без программ ресоциализации. В реализацию этих программ включаются государственные, общественные организации, семья, образовательные организации. Как отмечают психологи, направляющая и ведущая роль в социализации подростков принадлежит воздействию среды и особенно микросреды - семьи и ближайшего окружения. Значимость семьи в ресоциализации подростков в своих работах рассматривают Я. С. Васильева, Е. В. Змановская, Г. МакКуббин, А. С. Макаренко, Э. Г. Эйдемилер, А.В. Махнач и Ю.В. Постылякова.
Таким образом, актуальность исследований на тему ресоциализации делинквентных подростков продиктована ростом числа правонарушений среди подростков и лиц юношеского возраста, рецидивной преступностью, и потребностью психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом на стадии исполнения наказания.
На наш взгляд, решению проблемы важности семьи в ресоциализации делинквентных подростков сумела бы способствовать целенаправленная работа по изучению феномена «психологических ресурсов семьи» как фактора успешной ресоциализации.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить влияние семьи и ее психологичеких ресурсов на успешность ресоциализации подростковой делинквентности.
Объект исследования - ресоциализация подростковой делинквентности.
Предмет исследования - психологические ресурсы семьи в ресоциализации подростковой делинквентности.
Исходя из объекта, предмета и цели работы, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования делинквентности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить роль семьи и психологических ресурсов в ресоциализации подростковой делинквентности.
3. Разработать и аппробировать программу направленную на выявление и развитие ресурсов семьи как средства ресоциализации подростковой делинквентности.
4. Выявить эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования - ресоциализация подростковой делинквентности будет успешной при условии выявления и разработки специальной программы развития психологических ресурсов семьи.
Методологическую основу исследования составляют подходы к пониманию делинквентности в отечественной и зарубежной психологии Е. В. Змановской, Я. А. Васильевой, Е. А. Личко; теории о ведущей роли семьи в ресоциализации подростков (Г. МакКуббин, А. С. Макаренко, Э. Г. Эйдемилер, А.В. Махнач, Ю.В. Постылякова); определение семейных психологических ресурсов К. Тривет; классификацию писхологических ресурсов семь А. В. Махнач, Ю. В. Постыляковой; программные разработки по развитию психологических ресурсов семьи Р. В. Овчаровой, О. А. Карабановой, Т. И. Хазиевой, Е. Ю. Шансковой.
База и методы исследования: исследование проводилось в 2017-2018 году на базе на базе Территориальной комиссии Орджоникидзевского района города Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав. В исследовании приняли участие 37 семей (37 женщин, 23 мужчины), которые воспитывают делинквентных подростков. Для изучения психологически ресурсов семьи были использованы следующие методики:
1. Тест семейных ресурсов II (А. В. Махнач, Ю. В. Постылякова)
2. Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument, РARI)
3. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ)
Практическая значимость работы заключается в разработанной программе развития психологической ресурсности семьи, которая будет полезна родителям, психологам и специалистам учреждений, занимающихся ресоциализацией делинквентных подростков.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В работе имеется 2 рисунка, 6 таблиц и 7 диаграмм. Общий объём дипломной работы составляет 121 страницу.
В теоретической части исследования были рассмотрены работы, посвященные:
- проблеме делинквентности в зарубежной и отечественной литературе (А. Коэн, Е.В. Змановская, А.Е.Личко, В.В. Ковалев, А.И. Долгова, С. Н. Панцирь, М.Н. Зиновьева, Д. Джексон, К. Каган, Е.Н. Ундуск, Д. Э. Пилиева, М.М. Миннегалиев);
- ресоциализации подростковой делинквентности и роли семьи в ней (Ж. В. Стребкова, Д. В. Сочивко, З. А. Астемиров, Б. Н. Савардунова, М. И. Еникеев, Э.Д.Власова, А. В. Пищелко, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Н. Н. Васягина, Ю. В. Егорова, И. В. Королева, О. А. Мосина, Н.А. Йошпа, А.М. Великоцкая, Е.С. Сапожкова, Д. Баумринд, М. И. Лисина, Э.Г. Эйдемиллер);
- психологическим ресурсам семьи в ресоциализации подростковой делинквентности (Г. МакКуббин, Дж. Патерсон, Дж. Вилльямс, К. Тривет, С. Хобфолл).
Делинквентность (или делинквентное поведение) - это антиобщественное и противоправное поведение, воплощающиеся в проступках, которые наносят вред гражданам или обществу. (Е. В. Змановская). Ввиду опасности последствий, к которым может привести в целом существующий феномен делинквентности, эта проблема на сегодня значится одной из актуальных. По мнению М.М. Миннегалиева отклоняющееся поведение существенно сказывается на формировании характера подростка, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека. Поэтому такой необходимой становится эффективная ресоциализация делинквентных подростков и сегодня значится на государственном уровне.
Целью социальной государственной политики, направленной на улучшение положения детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации (в том числе и подростков-делинквентов), по мнения Э. Д. Власовой является обеспечение психологической реабилитации, социализации и успешное включение в общество.
В исследования мы придерживались понятия ресоциализации как социально-педагогического явление, представляющего собой комплексную, целенаправленную, педагогически ориентированную систему воздействия на личность несовершеннолетнего делинквента с целью его исправления и включения в социальную жизнь. Ресоциализация считается промежуточным звеном между социализацией и десоциализацией.
Важность семьи в ресоциализации делинквентности подростков переоценить, так как этот институт, являясь первичным в социализации личности, остается таковым и на протяжении всей жизни. Бывают случаи, когда родители могут оказывать отрицательное (десоциализирующее) воздействие на развитие личности подростка. В результате этого ребенком будут усвоены модели отклоняющегося, в том числе и противоправного (делинквентного) поведения. Исследователи также отмечают, что личность подростка-правонарушителя может сформироваться как в семье асоциального типа, так и в благополучной семье. Также на сегодняшний день не теряют актуальности вопросы влияния стиля семейного воспитания на формирование личности подростка (Д. Баумринд, Э. Маккоби, В.В. Столин, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер).
Рассматривая проблему психологических ресурсов семьи мы рассмотрели несколько, выделяемых учеными, понятий. С. Хобфолл, к примеру, тесно связывает семейные ресурсы и адаптацию в трудных жизненных ситуациях. Об адаптивном функционале ресурсов говорит и К. Тривет. М. Савин рассматривая феномен психологических семейных ресурсов, большую роль отводит формированию чувства удовлетворенности в семье».
Под определением «психологические ресурсы семьи» мы понимаем модели отношений, навыки коммуникации и компетентность, а также психологические характеристики, создающие ощущение позитивной семейной идентичности, повышающие чувство удовлетворенности при взаимодействии членов семьи, поощряющие развитие семьи и отдельных ее членов, обеспечивают способность семьи справляться с семейным стрессом и кризисом. Определение, которое нам особенно близко сформулировал Дж. Вилльямс. Основой нашего исследования так же стала классификация семейных ресурсов А. В. Махнач и Ю. В. Постыляковой.
Для изучения психологической ресурсности семей использовался следующий диагностический инструментарий:
1. Тест семейных ресурсов II (А. В. Махнач, Ю. В. Постылякова)
2. Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument, BARI)
3. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ.
Наше исследование показало дефицит коммуникационного и эмоционального ресурса у обследуемых, это подтверждено всеми тремя используемыми диагностическими методиками, а также с ходе личного общения с родителями делинквентных подростков. Именно эти факторы легли в основу разработки реализуемой нами программы развития.
Программа по развитию психологических ресурсов семьи строилась с учетом накопленного опыта, в основу легли разработки Р. В. Овчаровой, О. А. Карабановой, Т. И. Хазиевой, Е. Ю. Шансковой.
Цель программы - повысить уровень психологических ресурсов семьи для успешной ресоциализации подростковой делинквентности.
Основные задачи:
1. Развивать навыки семейной коммуникации.
2. Укреплять эмоциональную связь в детско-родительских отношениях.
3. Повышать эмоциональную отзывчивость членов семьи
Реализованная программа позволила решить поставленные задачи, мы отмечаем у испытуемых положительную динамику в психологической ресурсности семей: повысился уровня эмоционального принятия в детско- родительских отношениях, нормализовался эмоциональный фон взаимодействия, отмечается положительная динамика в способах семейной коммуникации, наблюдается упрочнение эмоциональной связи.
Экспериментально была подтверждена эффективность представленной в работе программы развития психологической ресурсности семьи как фактора успешной ресоциализации делинквентных подростков. Можем констатировать, что заявленная в начале работы гипотеза доказана.
В дальнейшем существует возможность разрабатывать данную тему и дальше.
1. Ананьев О.Г. Общее образование осужденных как средство их ресоциализации: монография. - Рязань: Академия ФСИН России, 2008.
2. Ананьев О.Г. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях: практические рекомендации/ О.Г. Ананьев, В.Е. Матвеенко. - Рязань, 2014.
3. Барсуков А.В. Структура самоотношения асоциальных подростков// Специальная и педагогическая психология.- 2009.
4. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи// И.П. Башкатов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002.
5. Белов, В. Г. Основные принципы и современные направления оценки делинквентного поведения у подростков / В. Г. Белов // Вестник Росс, воен-мед. академ. журн. 2007. № 1 (17).
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности// Л.И. Божович. - М., 1995. - С.213-227
7. Варламова О.Ф. Программы, повышающие успешность ресоциализации осужденных в Ирландии // Ресоциализация осужденных в условиях развития гражданского общества. - Киров, 2014.
8. Васильева Я.С. Социальные и психологические факторы ресоциализации условно осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. - № 1.
9. Васильева, Я. С., Змановская, Е. В. Проблема детерминации
делинквентного поведения в отечественных исследованиях [Текст] / Я. С. Васильева, Е. В. Змановская. // Вестник Санкт-петербургского
университета МВД России. -2011. - № 1. - С. 166 - 172
10. Васильева, Яна Сергеевна. Социальные и психологические факторы ресоциализации лиц с делинквентным поведением : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Васильева Яна Сергеевна; [Место защиты: Сев.-Зап. акад. гос. службы].- Санкт-Петербург, 2011.¬185 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/361
11. Васягина Н. Н. Предикторы делинквентности подростков // Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф., 29-30 окт. 2015 г. Южно-Сахалинск : ИРОСО, 2015. С. 25-29.
12. Васягина Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. №2.
13. Э.Д. Политика социальной поддержки детей, оказавшихся в кризисной ситуации // Отечест- венный журнал социальной работы. 2013. № 4.
14. Горьковская И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков. Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб., 1992.
15. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением. СПб. : ПОНИ, 2008.
16. Егорова Ю.В. Факторы социально-педагогического воздействия на ресоциализацию подростков с девиантным и делинквентным поведением: Методологический и практико-ориентированный журнал - URL: http://do- wings.ru/magazine/[Дата обращения: 10.03.2016 г.].
17. Жулева Ю.В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: автореф. дисс. канд. юр. наук. Рязань, 2010.
18. Зиновьева Д.М. Девиантное поведение детей и подростков как психолого-педагогическая проблема// Психология образования в XXI веке: теория и практика, Издательство ВГСПУ «Перемена».- 2011.
19. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося
поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.В.
Змановская. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2012. - 288 с.
20. Йошпа Н.А., Великоцкая А.М. Создание и применение единой схемы ресоциализации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы: методические рекомендации. М.: Институт права и публичной политики, 2015. 100 с.
21. Крайнова H.A. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц: автореф. дис. . канд. юр. наук. Владивосток, 2012.
22. Кудрявцев, В. Н. Причинность в криминологии. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.
23. Кундозерова Л.И., Полуэктов А.П. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных в учреждениях исполнения уголовного наказания: монография. - Новокузнецк: ФГОУ ВПО Кузбаский институт ФСИН России, 2008.
24. Левша, А. Е. Влияние семьи на формирование делинвентного поведения у подростков // Молодёжь и наука: Сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50-летию первого полета человека в космос [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/section17.html, свободный.
25. Лидерс А. Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителей. М.: Омега, 2006.
26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// А.Е. Личко. - Изд-во: "Речь", 2013 г. - 256 с.
27. Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие
характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации / Психологический журнал. 2013
28. Махнач А.В., Постылякова Ю.В. Модель жизнеспособности семьи / Психологические исследования проблем современного российского общества / под ред. А.Л. Журавлёва, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во 2Институт психологии РАН], 2013. С. 438-460.
29. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая
диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое
руководство. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
30. Миннегалиев М.М.. Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения// Вестник ТГУ. - 2012. - №7.- С.213-218
31. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». - СПб., 2009.
32. Нарсеева О. В., Горбаткова Е. Ю.. Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения// Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013.- №11. - С.68.
33. Нестерова А. А. Влияние внутрисемейных факторов на преодоление трудной жизненной ситуации // Человек в трудной жизненной ситуации. Материалы I и II научно-практической конференции 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г / Под ред. Е.А. Петровой - М., 2014. -
34. Нестерова А.А. Социально-психологический подход к изучению
жизнеспособности личности, находящейся в трудной жизненной
ситуации: монография. - М., 2011.
35. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд- во Института Психотерапии, 2013. - 319 с.
36. Павлова К.М. Социально-педагогическое сопровождение ресоциализации воспитанников пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних/ К.М. Павлова// Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. педаг. наук. - М., 2014.
37. Панова О.Б. Педагогическое сопровождение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях: практические рекомендации. - Вологда, 2013. - 67с.
38. Пивоварова Т.В. Формирование нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных в процессе преподавания литературы:
практические рекомендации. - Киров: ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2013. - 230с.
39. Пилиева Д.Э. Благополучная семья - важнейший фактор профилактики девиантного поведения несовершеннолетних// Вестник Северо¬Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова - Общественные науки. - 2011. - № 4
40. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. - М.:
ПЕРСЭ, 2013. - 208с.
41. Радочина Т.Н. Особенности личности несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - №1.
42. Рахимова P.M. Особенности социализации и ресоциализации
провинциальной городской молодежи в постсоветском обществе: На материале Респ. Татарстан / P.M. Рахимова. Казань, 2013. - 262с.
43. Реан А.А. Характерологические особенности подростков делинквентов. // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - с. 139-144
44. Рогова Е.В. Сравнительная характеристика личности
несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Сибирский юридический вестник. №1 (60). - М.,2013.
45. Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. 2-е изд., испр. И доп. - Саратов: изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. - 480с.
46. Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в
местах лишения свободы: понятие и принципы // Сибирский
юридический вестник.- 2004. №2.
47. Саламатина И. И. Концептуальные основы ресоциализации несовершеннолетних делинквентов // Педагогическое образование и наука - 2007. - №3.
48. Саламатина И. И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии). Монография -М : МПГУ, 2007.
49. Семейные ресурсы как условие жизнеспособности семьи в кризисных ситуациях [Текст] / Альбина Нестерова // Развитие личности. - 2016. - №
1. - С. 156-173. - Библиогр.: с. 171-173 (28 назв.) . - ISSN 2071-9788
50. Сибиль Ю.П. Основы организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях// Информационно-аналитический журнал Ведомости уголовно-исполнительной системы/ Ю.П. Сибиль. - М., 2014.
51. Скок Н.И. Ресоциализация осужденных средствами образовательного пространства / Н.И. Скок, Л.Л. Мехришвили, Е.Ю. Екимова и др. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - 236с.
52. Стребкова Ж.В. Педагогическое стимулирование процесса. ресоциализации несовершеннолетних делинквентов (на материалах Великобритании): Автореф. дисс. к. пед. н. - М., 2009.
53. Сухова Е.И. Ресоциализация подростков в условиях социального
пространства (исторический аспект) [Электронный ресурс] // Вестник НГГУ. 2012. № 3. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/resotsializatsiya-
podrostkov-v-usloviyah-sotsialnogo-prostranstva-istoricheskiy-aspekt
54. Ундуск Е.Н.. Негативное самоотношение и переживание проблем асоциальных подростков// Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №26. - С.151-154
55. Ус О. А., Каширина М. И. Гендерный аспект ресоциализации подростков с делинквентным поведением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 138-143. - URL:http:ZZe-koncept.ruZ2016Z56566.htm.
56. Шилова Л.А. Плечом к плечу: практическое пособие по социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с элементами патриотического воспитания. - Пермь:ОТ и ДО, 2013. - 33с.
57. Щербаков Г.В. Психосоциальный подход в ресоциализации и социальной реабилитации осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения // Прикладная юридическая психология. 2009: -№ 1.