МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРИЧЕСОК
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИЧЕСОК 10
1.1. Реализация программ дополнительного образования в процессе
моделирования причесок как педагогическая проблема 10
1.2. Анализ проблемы развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе обучения моделированию причесок ... 26
1.3. Методика развития креативности слушателей программы
дополнительного образования в процессе моделирования причесок 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРИЧЕСОК 55
2.1. Анализ практики обучения моделированию причесок в программах
дополнительного образования в аспекте развития креативности слушателей 55
2.2. Реализация методики развития креативности слушателей в процессе
обучения моделированию прически 60
2.3. Анализ результатов применения методики развития креативности в
процессе обучения моделированию причёсок в программе дополнительного образования «Начинающий стилист по прическам» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИЧЕСОК 10
1.1. Реализация программ дополнительного образования в процессе
моделирования причесок как педагогическая проблема 10
1.2. Анализ проблемы развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе обучения моделированию причесок ... 26
1.3. Методика развития креативности слушателей программы
дополнительного образования в процессе моделирования причесок 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРИЧЕСОК 55
2.1. Анализ практики обучения моделированию причесок в программах
дополнительного образования в аспекте развития креативности слушателей 55
2.2. Реализация методики развития креативности слушателей в процессе
обучения моделированию прически 60
2.3. Анализ результатов применения методики развития креативности в
процессе обучения моделированию причёсок в программе дополнительного образования «Начинающий стилист по прическам» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Формирующееся инновационное образовательное пространство России требует адекватной реализации в организациях программ дополнительного образования, ориентированных на развитие таланта, креативности и инициативности человека как субъекта экономического и социального развития. По существу речь идет о подготовке специалистов к выполнению роли не только квалифицированных исполнителей, но и новаторов, обладающих повышенной адаптивностью к изменениям и специфическими компетенциями поиска, оценки и внедрения инноваций. Поэтому к результатам образования предъявляются новые требования, важнейшим из которых является наличие у выпускников креативных компетентностей (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин и др.) [86].
В работах Е.Я. Басина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Теплова и др. творческие способности, проявляемые в художественной деятельности, определяются как индивидуальные психологические свойства личности, обеспечивающие при благоприятных условиях успешность освоения и продуктивность выполнения художественной и художественно-конструкторской деятельности, связанной с созданием новых художественных образов, смыслов и форм [12, 28, 34, 57, 94].
Творческие способности слушателей программы дополнительного образования в сфере моделирования причесок раскрываются и развиваются преимущественно в процессе учебно-творческой деятельности, а в условиях реализации данных программ - в процессе учебно-профессионального творчества.
Анализ рассмотренных программ, посвященных процессу подготовки стилистов, а также изучение опыта их подготовки показали, что одним из препятствий на пути развития творчества студентов является преобладание предметной направленности в процессе обучения (развитие только профессиональных навыков).
Чрезмерная сосредоточенность преподавателей на формировании у студентов знаний, умений и навыков, связанных с конкретной профессиональной деятельностью, что приводит к паузе в активной актуализации ранее развитых творческих способностей, что отрицательно сказывается на мотивации творческой деятельности слушателей программ дополнительного образования и тормозит процесс развития их творческих способностей. (И.Б. Ветрова, И.В. Науменко, Г.И. Панксенов, Т.М. Степанова и др.) [20, 60, 70, 93]. Возникающая пауза в активном применении уже сформированных умений и соответствующих творческих способностей, вызывает известный эффект торможения их развития и временного угасания, что отрицательно сказывается прежде всего на мотивации творческой деятельности обучаемых (Н.Ц. Бадмаева, Б.М. Бекмухамедов, А.Н. Лук, С.В. Максимова, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Юркевич и др.) [11, 13, 52, 53, 57].
Таким образом, развитие творчества слушателей программы дополнительного образования требует особого внимания и специального педагогического воздействия, так как способность к самостоятельному, творческому мышлению, к инициативной творческой деятельности не развивается сама по себе и не является побочным эффектом процесса усвоения знаний, ее нужно стимулировать и активизировать.
Проведенный анализ позволил выявить следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в формировании профессиональных компетенций у выпускников дополнительного образования и слабой направленностью программ дополнительного образования;
• на научно-теоретическом уровне - между тенденцией расширения возможностей использования программ дополнительного образования и недостаточной теоретической обоснованностью возможностей их использования в качестве средства активизации творческой деятельности слушателей программ дополнительного образования;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью применения известных педагогических технологиях активизации учебно¬творческой деятельности слушателей программ дополнительного образования и не разработанностью соответствующих методик, направленных на развитие креативности.
Выявленные уровни актуальности, перечисленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в определении того, какой должна быть методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе обучения моделированию причесок.
В связи с чем была выбрана тема исследования: Методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе обучения моделированию причесок.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать, проверить в опытно-поисковой работе, апробировать методику обучения моделированию причесок, как инструмент развития креативности, слушателей программы дополнительного образования, реализуемую посредством «Начинающий стилист по прическам».
Объект исследования - процесс обучения моделированию причесок в условиях реализации программы дополнительного образования.
Предмет исследования - развитие креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе обучения моделированию причесок.
Гипотеза исследования:
Вероятно, развитие креативности в процессе обучения моделированию причесок может быть обеспечена при выполнении следующих условий:
1. Процесс формирования профессиональных навыков будет организован во взаимосвязи с процессом развития творческих способностей.
2. Будет разработана теоретическая модель процесса, в котором формирование профессиональных навыков будет ориентировано на организацию учебно-творческой деятельности слушателей программы дополнительного образования.
3. Будет разработана методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе обучения моделированию причесок, которая будет направлена на:
• развитие профессиональных навыков;
• развитие социально-коммуникативных навыков;
• развитие творческих способностей;
• Развитие креативности слушателей.
4. Введение итоговой аттестации по программе курса «Начинающий стилист по прическам», включающий в себя оценку креативности.
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок в условиях реализации программ дополнительного образования.
2. Проанализировать возможности развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок.
3. Разработать и теоретически обосновать методику обучения моделированию причесок, как инструмент развития креативности, в условиях реализации программы дополнительного образования.
4. Разработка, организация и проведения курса по моделированию причесок среди слушателей программы дополнительного образования.
5. Оценка динамики творческих способностей.
Теоретико-методологическая основой исследования являются.
1) учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
2) психологические теории развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.);
3) идеи комплексного обучения и развития способностей в процессе профессионального образования (А.В. Ефимов, А.П. Ермолаев, Б.С. Мейлах и др.)
4) работы, посвящённые профессиональной ориентации учащихся в условиях профильного обучения (О.В. Журавлева, П.С. Лернер, Н.В. Немова, A.B. Хуторской, С.Н. Чистякова и др.);
5) диссертационные исследования Л.Е. Шмаковой, Н.П. Иванова и др.;
6) нормативно-правовые акту РФ (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ и др.);
7) программы дополнительного образования (Программа курса дополнительного образования «Основы парикмахерского искусства», Образовательная программа «Парикмахерское искусство», Курс «Стилист по прическам», Образовательная программа «Юный стилист»).
8) научные труды, определившие основные подходы к исследованию организационно-методических и дидактических аспектов развития педагогического творчества (Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, С.А. Новоселов, И.В. Осипова, М.М. Поташник и др.).
9) работы, направленные на обоснование условий актуализации творческого потенциала личности будущего
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ нормативных документов, психолого-
педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта;
2) эмпирические: анализ и обобщение опыта организации программ дополнительного образования, метод экспертных оценок, наблюдение.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ) и студии красоты «Rapunzel» г. Екатеринбург. Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 6 слушателей программы дополнительного образования
Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа, с 2016 по 2018 гг.
На первом этапе (2016 г.) изучались теория и практика реализации программ дополнительного образования, как средств развития креативности, определялись теоретические подходы и методология исследования проблемы выявления склонности к проявлению профессиональных компетенций будущих стилистов по волосам.
На втором этапе (2016-2017 гг.) на основе проведенного анализа программ дополнительного образования, была разработана методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок, реализуемой в виде курса «Начинающий стилист по прическам».
На третьем этапе (2017-2018 гг.) была проведена опытно-поисковая проверка методики развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок, реализуемой в виде курса «Начинающий стилист по прическам». Завершена работа по оформлению материалов диссертации.
Новизна исследования заключается в следующем:
1. Будет разработана новая методика.
2. Введение итоговой аттестации по программе курса «Начинающий стилист по прическам», включающий в себя оценку креативности
Теоретическая значимость - разработана новая теоретическая модель.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования была реализована на практике в виде курса «Начинающий стилист по прическам» и может быть рекомендована в качестве инструмента развития креативности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обучение моделированию причесок является эффективным средством реализации программ дополнительного образования. моделирование причесок - это вид творческой деятельности, подразумевающий под собой процесс создания новой формы прически путем укладки или завивки волос, отвечающий тенденциям стиля и моды, направленный на удовлетворение социально-эстетических потребностей общества.
2. Главной особенностью обучения моделированию причесок является комплексный метапредметный характер.
3. Главным содержанием методики развития креативности в процессе обучения моделированию причесок является процесс развития профессиональных навыков и креативной составляющей.
4. Ключевым этапом организации обучения моделированию причесок, направленного на развитие креативности слушателей, является реализация программы дополнительного образования.
5. Главным условием эффективности организации процесса обучения моделированию причесок, направленного на развитие креативности слушателей, являются критерии оценки результатов образовательной деятельности.
6. Важным условием эффективности организации процесса обучения моделированию причесок, направленного на развитие креативности слушателей, является выполнение поставленных перед слушателями творческих задач.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением разработанной методики на практике.
Материалы исследования были использованы при разработке методического пособия «Начинающий стилист по прическам» (Приложение 1).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 106 наименований, и приложений.
В работах Е.Я. Басина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Теплова и др. творческие способности, проявляемые в художественной деятельности, определяются как индивидуальные психологические свойства личности, обеспечивающие при благоприятных условиях успешность освоения и продуктивность выполнения художественной и художественно-конструкторской деятельности, связанной с созданием новых художественных образов, смыслов и форм [12, 28, 34, 57, 94].
Творческие способности слушателей программы дополнительного образования в сфере моделирования причесок раскрываются и развиваются преимущественно в процессе учебно-творческой деятельности, а в условиях реализации данных программ - в процессе учебно-профессионального творчества.
Анализ рассмотренных программ, посвященных процессу подготовки стилистов, а также изучение опыта их подготовки показали, что одним из препятствий на пути развития творчества студентов является преобладание предметной направленности в процессе обучения (развитие только профессиональных навыков).
Чрезмерная сосредоточенность преподавателей на формировании у студентов знаний, умений и навыков, связанных с конкретной профессиональной деятельностью, что приводит к паузе в активной актуализации ранее развитых творческих способностей, что отрицательно сказывается на мотивации творческой деятельности слушателей программ дополнительного образования и тормозит процесс развития их творческих способностей. (И.Б. Ветрова, И.В. Науменко, Г.И. Панксенов, Т.М. Степанова и др.) [20, 60, 70, 93]. Возникающая пауза в активном применении уже сформированных умений и соответствующих творческих способностей, вызывает известный эффект торможения их развития и временного угасания, что отрицательно сказывается прежде всего на мотивации творческой деятельности обучаемых (Н.Ц. Бадмаева, Б.М. Бекмухамедов, А.Н. Лук, С.В. Максимова, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Юркевич и др.) [11, 13, 52, 53, 57].
Таким образом, развитие творчества слушателей программы дополнительного образования требует особого внимания и специального педагогического воздействия, так как способность к самостоятельному, творческому мышлению, к инициативной творческой деятельности не развивается сама по себе и не является побочным эффектом процесса усвоения знаний, ее нужно стимулировать и активизировать.
Проведенный анализ позволил выявить следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в формировании профессиональных компетенций у выпускников дополнительного образования и слабой направленностью программ дополнительного образования;
• на научно-теоретическом уровне - между тенденцией расширения возможностей использования программ дополнительного образования и недостаточной теоретической обоснованностью возможностей их использования в качестве средства активизации творческой деятельности слушателей программ дополнительного образования;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью применения известных педагогических технологиях активизации учебно¬творческой деятельности слушателей программ дополнительного образования и не разработанностью соответствующих методик, направленных на развитие креативности.
Выявленные уровни актуальности, перечисленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в определении того, какой должна быть методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе обучения моделированию причесок.
В связи с чем была выбрана тема исследования: Методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе обучения моделированию причесок.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать, проверить в опытно-поисковой работе, апробировать методику обучения моделированию причесок, как инструмент развития креативности, слушателей программы дополнительного образования, реализуемую посредством «Начинающий стилист по прическам».
Объект исследования - процесс обучения моделированию причесок в условиях реализации программы дополнительного образования.
Предмет исследования - развитие креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе обучения моделированию причесок.
Гипотеза исследования:
Вероятно, развитие креативности в процессе обучения моделированию причесок может быть обеспечена при выполнении следующих условий:
1. Процесс формирования профессиональных навыков будет организован во взаимосвязи с процессом развития творческих способностей.
2. Будет разработана теоретическая модель процесса, в котором формирование профессиональных навыков будет ориентировано на организацию учебно-творческой деятельности слушателей программы дополнительного образования.
3. Будет разработана методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе обучения моделированию причесок, которая будет направлена на:
• развитие профессиональных навыков;
• развитие социально-коммуникативных навыков;
• развитие творческих способностей;
• Развитие креативности слушателей.
4. Введение итоговой аттестации по программе курса «Начинающий стилист по прическам», включающий в себя оценку креативности.
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок в условиях реализации программ дополнительного образования.
2. Проанализировать возможности развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок.
3. Разработать и теоретически обосновать методику обучения моделированию причесок, как инструмент развития креативности, в условиях реализации программы дополнительного образования.
4. Разработка, организация и проведения курса по моделированию причесок среди слушателей программы дополнительного образования.
5. Оценка динамики творческих способностей.
Теоретико-методологическая основой исследования являются.
1) учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
2) психологические теории развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.);
3) идеи комплексного обучения и развития способностей в процессе профессионального образования (А.В. Ефимов, А.П. Ермолаев, Б.С. Мейлах и др.)
4) работы, посвящённые профессиональной ориентации учащихся в условиях профильного обучения (О.В. Журавлева, П.С. Лернер, Н.В. Немова, A.B. Хуторской, С.Н. Чистякова и др.);
5) диссертационные исследования Л.Е. Шмаковой, Н.П. Иванова и др.;
6) нормативно-правовые акту РФ (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ и др.);
7) программы дополнительного образования (Программа курса дополнительного образования «Основы парикмахерского искусства», Образовательная программа «Парикмахерское искусство», Курс «Стилист по прическам», Образовательная программа «Юный стилист»).
8) научные труды, определившие основные подходы к исследованию организационно-методических и дидактических аспектов развития педагогического творчества (Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, С.А. Новоселов, И.В. Осипова, М.М. Поташник и др.).
9) работы, направленные на обоснование условий актуализации творческого потенциала личности будущего
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ нормативных документов, психолого-
педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта;
2) эмпирические: анализ и обобщение опыта организации программ дополнительного образования, метод экспертных оценок, наблюдение.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ) и студии красоты «Rapunzel» г. Екатеринбург. Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 6 слушателей программы дополнительного образования
Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа, с 2016 по 2018 гг.
На первом этапе (2016 г.) изучались теория и практика реализации программ дополнительного образования, как средств развития креативности, определялись теоретические подходы и методология исследования проблемы выявления склонности к проявлению профессиональных компетенций будущих стилистов по волосам.
На втором этапе (2016-2017 гг.) на основе проведенного анализа программ дополнительного образования, была разработана методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок, реализуемой в виде курса «Начинающий стилист по прическам».
На третьем этапе (2017-2018 гг.) была проведена опытно-поисковая проверка методики развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок, реализуемой в виде курса «Начинающий стилист по прическам». Завершена работа по оформлению материалов диссертации.
Новизна исследования заключается в следующем:
1. Будет разработана новая методика.
2. Введение итоговой аттестации по программе курса «Начинающий стилист по прическам», включающий в себя оценку креативности
Теоретическая значимость - разработана новая теоретическая модель.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования была реализована на практике в виде курса «Начинающий стилист по прическам» и может быть рекомендована в качестве инструмента развития креативности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обучение моделированию причесок является эффективным средством реализации программ дополнительного образования. моделирование причесок - это вид творческой деятельности, подразумевающий под собой процесс создания новой формы прически путем укладки или завивки волос, отвечающий тенденциям стиля и моды, направленный на удовлетворение социально-эстетических потребностей общества.
2. Главной особенностью обучения моделированию причесок является комплексный метапредметный характер.
3. Главным содержанием методики развития креативности в процессе обучения моделированию причесок является процесс развития профессиональных навыков и креативной составляющей.
4. Ключевым этапом организации обучения моделированию причесок, направленного на развитие креативности слушателей, является реализация программы дополнительного образования.
5. Главным условием эффективности организации процесса обучения моделированию причесок, направленного на развитие креативности слушателей, являются критерии оценки результатов образовательной деятельности.
6. Важным условием эффективности организации процесса обучения моделированию причесок, направленного на развитие креативности слушателей, является выполнение поставленных перед слушателями творческих задач.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением разработанной методики на практике.
Материалы исследования были использованы при разработке методического пособия «Начинающий стилист по прическам» (Приложение 1).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 106 наименований, и приложений.
Актуальность выбранной нами темы, характеризуется проблемой, стоящей перед обществом, заключающейся в подготовке креативных стилистов по прическам, готовых работать в сфере красоты и отвечать всем потребностям общества.
Какой должна быть методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок?
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что подготовка стилистов по прическам к профессиональной деятельности, выполняется в ходе реализации различных мероприятий (мастер-классы, курсы, программы ДПО, индивидуальные консультации и т.д.). Однако подавляющее большинство данных мероприятий направленно на развитие исключительно профессиональных навыков, в то время как развитию креативности слушателей в процессе моделирования причесок не уделяется должного внимания.
Анализ возможности организации процесса развития креативности в процессе обучения моделированию причесок был проведен нами во втором параграфе первой главы.
В процессе анализа нами было уточнено определение «моделирование причесок".
Были проанализированы возможности организации процесса развития креативности в процессе обучения моделированию причесок. Проанализировав программу курса дополнительного образования «Основы парикмахерского искусства». Данная программа охватывает огромный спектр знаний (несмотря на то, что наше диссертационное исследование рассматривает только процесс создания и моделирования причесок), дает богатый информационный и профессиональный объем навыков, а так же способствует развитию социальных навыков слушателей. Однако, так как основной целью программы является развития только этих навыков, теряется направленность на развитие творческого и креативного мышления слушателей. Следующей для анализа, была образовательная программа «Парикмахерское искусство». Данная программа своей целью ставит художественно-эстетическое воспитание подростков на основе обучения традиционным приемам парикмахерского искусства и креативным направлениям современной моды. Однако, если взглянуть на учебный план данной программы, то можно увидеть, что он рассчитан на развития исключительно профессиональных навыков и не направлена на развитие креативности.
Далее, проанализировав содержание образовательной программы «Юный стилист», мы пришли к выводу, что в данной программе есть небольшой уклон на развитие креативности - программой предполагается проектная деятельность. Однако данная творческая креативность, лишь малая часть курса, рассчитанного на срок два года - больше внимания уделяется развитию профессиональных навыков, а не креативности.
Поэтому можно сказать, что в ходе реализации данной программы дополнительного образования, упор делается не только на повышение профессиональных навыков слушателей, с небольшим содержанием развития креативности.
Таким образом, известные нам программы дополнительного образования обучения прическам ставят перед собой задачу развитие профессиональных навыков и не развивают креативный потенциал слушателей. Это поставило перед нами задачу по разработке новой методики развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок, направленной помимо развития профессиональных навыков на развитие креативного потенциала обучающихся. Решению данной задачи мы посвятили третий параграф.
После того как мы обосновали новую форму творческого соревнования для ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства и схему педагогической модели системы ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства на основе подходов института педагогики и психологии периода детства, перед нами встала задача выявления их способности к освоению профессиональных компетенций. Для решения данной задачи необходимо организовать опытно-поисковое исследование.
Решение данной проблемы потребовало постановки и решения следующих задач:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок.
Проведенный анализ показал, что подготовка стилистов по прическам к профессиональной деятельности, выполняется в ходе реализации различных мероприятий (мастер-классы, курсы, программы ДПО, индивидуальные консультации и т.д.). Однако подавляющее большинство данных мероприятий направленно на развитие исключительно профессиональных навыков, в то время как развитию креативности слушателей в процессе моделирования причесок не уделяется должного внимания.
2) Проанализировать возможности организации развития креативности в процессе обучения по программа дополнительного образования, связанных с работой в сфере красоты. Были проанализированы программы дополнительного образования «Основы парикмахерского искусства», «Парикмахерское искусство» и «Юный стилист
Далее мы отметили, что по точной аналогии реализации данных программ, мы не можем разработать свою методику развития креативности слушателей программы дополнительного образования, поскольку они не ориентированы на развитие креативности учащихся.
В своей работе мы говорим о реализации креативного потенциала слушателей в процессе моделирования причесок, поэтому нами было уточнено определение «моделирование причесок».
Исходя из этого определения, мы проанализировали другие известные программы дополнительного образования. В них мы также не нашли отражения заявленной нами проблемы - они лишь развивают профессиональные навыки и не направлены на развитие креативности. Что поставило перед нами задачу по разработке новой методики развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок. Решению данной задачи мы посвятим следующий параграф.
3) Разработать методику развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок.
В параграфе 1.3 нами была обоснована, разработанная нами методика, направленная на развитие, как профессиональных навыков, так и креативности, реализуемая путем реализации программы дополнительного образования, а так же разработана «Таблица успехов», для фиксирования и дальнейшей диагностики результатов слушателей данной программы .
5) Разработать и обосновать критерии экспертной оценки методики развития креативности.
В ходе экспертного совещания, на основании анализа озвученных ранее программ [50, 67, 68, 83], а так же курсов по обучению моделированию причесок «Свадебный стилист» и «Стилист по прическам», были выделены критерии экспертной оценки развития креативности слушателей.
6) Реализация методики развития креативности слушателей в процессе обучения моделированию прически.
Опытно поисковая работа была проведена, в ней приняли участие 6 слушателей программы дополнительного образования, ранее не занимавшихся профессиональной деятельность в сфере красоты, реализуемой путем проведения курса «Начинающий стилист по прическам». Опытно поисковая работа подтвердила выдвинутую гипотезу.
Основные результаты и выводы.
1. Проведенный анализ методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок в условиях реализации программ дополнительного образования показал, что большая часть программ не рассматривает развитие креативности в качестве значимого компонента образовательного процесса.
2. В ходе анализа получила подтверждение возможность развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок.
3. Разработана и теоретически обоснована методика обучения моделированию причесок, как инструмент развития креативности, в условиях реализации программы дополнительного образования.
4. Выполнена организация и проведения методики развития креативности путем проведения курса по моделированию причесок среди слушателей программы дополнительного образования.
5. Разработанная методика, ориентированная на развитие, как профессиональных навыков, так и развитие креативности слушателей программы дополнительного образования, реализуемой путем проведения курса «Начинающий стилист по прическам» была проверена и рекомендована к использованию в условиях реализации программ дополнительного образования.
Какой должна быть методика развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок?
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что подготовка стилистов по прическам к профессиональной деятельности, выполняется в ходе реализации различных мероприятий (мастер-классы, курсы, программы ДПО, индивидуальные консультации и т.д.). Однако подавляющее большинство данных мероприятий направленно на развитие исключительно профессиональных навыков, в то время как развитию креативности слушателей в процессе моделирования причесок не уделяется должного внимания.
Анализ возможности организации процесса развития креативности в процессе обучения моделированию причесок был проведен нами во втором параграфе первой главы.
В процессе анализа нами было уточнено определение «моделирование причесок".
Были проанализированы возможности организации процесса развития креативности в процессе обучения моделированию причесок. Проанализировав программу курса дополнительного образования «Основы парикмахерского искусства». Данная программа охватывает огромный спектр знаний (несмотря на то, что наше диссертационное исследование рассматривает только процесс создания и моделирования причесок), дает богатый информационный и профессиональный объем навыков, а так же способствует развитию социальных навыков слушателей. Однако, так как основной целью программы является развития только этих навыков, теряется направленность на развитие творческого и креативного мышления слушателей. Следующей для анализа, была образовательная программа «Парикмахерское искусство». Данная программа своей целью ставит художественно-эстетическое воспитание подростков на основе обучения традиционным приемам парикмахерского искусства и креативным направлениям современной моды. Однако, если взглянуть на учебный план данной программы, то можно увидеть, что он рассчитан на развития исключительно профессиональных навыков и не направлена на развитие креативности.
Далее, проанализировав содержание образовательной программы «Юный стилист», мы пришли к выводу, что в данной программе есть небольшой уклон на развитие креативности - программой предполагается проектная деятельность. Однако данная творческая креативность, лишь малая часть курса, рассчитанного на срок два года - больше внимания уделяется развитию профессиональных навыков, а не креативности.
Поэтому можно сказать, что в ходе реализации данной программы дополнительного образования, упор делается не только на повышение профессиональных навыков слушателей, с небольшим содержанием развития креативности.
Таким образом, известные нам программы дополнительного образования обучения прическам ставят перед собой задачу развитие профессиональных навыков и не развивают креативный потенциал слушателей. Это поставило перед нами задачу по разработке новой методики развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок, направленной помимо развития профессиональных навыков на развитие креативного потенциала обучающихся. Решению данной задачи мы посвятили третий параграф.
После того как мы обосновали новую форму творческого соревнования для ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства и схему педагогической модели системы ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства на основе подходов института педагогики и психологии периода детства, перед нами встала задача выявления их способности к освоению профессиональных компетенций. Для решения данной задачи необходимо организовать опытно-поисковое исследование.
Решение данной проблемы потребовало постановки и решения следующих задач:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок.
Проведенный анализ показал, что подготовка стилистов по прическам к профессиональной деятельности, выполняется в ходе реализации различных мероприятий (мастер-классы, курсы, программы ДПО, индивидуальные консультации и т.д.). Однако подавляющее большинство данных мероприятий направленно на развитие исключительно профессиональных навыков, в то время как развитию креативности слушателей в процессе моделирования причесок не уделяется должного внимания.
2) Проанализировать возможности организации развития креативности в процессе обучения по программа дополнительного образования, связанных с работой в сфере красоты. Были проанализированы программы дополнительного образования «Основы парикмахерского искусства», «Парикмахерское искусство» и «Юный стилист
Далее мы отметили, что по точной аналогии реализации данных программ, мы не можем разработать свою методику развития креативности слушателей программы дополнительного образования, поскольку они не ориентированы на развитие креативности учащихся.
В своей работе мы говорим о реализации креативного потенциала слушателей в процессе моделирования причесок, поэтому нами было уточнено определение «моделирование причесок».
Исходя из этого определения, мы проанализировали другие известные программы дополнительного образования. В них мы также не нашли отражения заявленной нами проблемы - они лишь развивают профессиональные навыки и не направлены на развитие креативности. Что поставило перед нами задачу по разработке новой методики развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок. Решению данной задачи мы посвятим следующий параграф.
3) Разработать методику развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок.
В параграфе 1.3 нами была обоснована, разработанная нами методика, направленная на развитие, как профессиональных навыков, так и креативности, реализуемая путем реализации программы дополнительного образования, а так же разработана «Таблица успехов», для фиксирования и дальнейшей диагностики результатов слушателей данной программы .
5) Разработать и обосновать критерии экспертной оценки методики развития креативности.
В ходе экспертного совещания, на основании анализа озвученных ранее программ [50, 67, 68, 83], а так же курсов по обучению моделированию причесок «Свадебный стилист» и «Стилист по прическам», были выделены критерии экспертной оценки развития креативности слушателей.
6) Реализация методики развития креативности слушателей в процессе обучения моделированию прически.
Опытно поисковая работа была проведена, в ней приняли участие 6 слушателей программы дополнительного образования, ранее не занимавшихся профессиональной деятельность в сфере красоты, реализуемой путем проведения курса «Начинающий стилист по прическам». Опытно поисковая работа подтвердила выдвинутую гипотезу.
Основные результаты и выводы.
1. Проведенный анализ методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок в условиях реализации программ дополнительного образования показал, что большая часть программ не рассматривает развитие креативности в качестве значимого компонента образовательного процесса.
2. В ходе анализа получила подтверждение возможность развития креативности слушателей программы дополнительного образования в процессе моделирования причесок.
3. Разработана и теоретически обоснована методика обучения моделированию причесок, как инструмент развития креативности, в условиях реализации программы дополнительного образования.
4. Выполнена организация и проведения методики развития креативности путем проведения курса по моделированию причесок среди слушателей программы дополнительного образования.
5. Разработанная методика, ориентированная на развитие, как профессиональных навыков, так и развитие креативности слушателей программы дополнительного образования, реализуемой путем проведения курса «Начинающий стилист по прическам» была проверена и рекомендована к использованию в условиях реализации программ дополнительного образования.



