Глава 1. Концептуальные основы международного сотрудничества в
Арктическом регионе в XXI веке 9
1.1. Основные параметры современной системы международных отношений 9
1.2. Арктический регион: геополитический аспект 21
1.3. Нормативно-правовая основа международных отношений в Арктическом
регионе 28
Глава 2. Тенденции и перспективы развития международного сотрудничества в Арктическом регионе 38
2.1. Стратегии государств в Арктическом регионе 38
2.2. Международные проекты, реализуемые на территории Арктики 56
2.3. Проблемы и перспективы международного взаимодействия в Арктике:
ситуационный анализ 65
Заключение 83
Список использованных источников и литературы 86
Приложения 92
Актуальность исследования. Арктический регион является чрезвычайно востребованной темой в мировом сообществе в конце XX - начале XXI вв. Одна из основных причин возросшего интереса: наличие значительных запасов нефти в условиях высоких мировых цен на энергоносители заставило многих обратить внимание на этот регион. Арктика является потенциальным регионом с нетронутыми обширными залежами нефти, газа и других природных биоресурсов (Приложение 1).
Другой причиной такого интереса является то, что Арктика - это обширная северная полярная область земли, обладающая геополитическим значением и включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, которые в общей сложности насчитывают площадь порядка 21 млн кв. км. [Лукин Ю.Ф., 2017, с.89].
Важно отметить, что это территория морской и воздушной коммуникаций. Северный морской путь - кратчайший путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; Северо-Западный проход - морской путь между Атлантическим и Тихим океанами), а Северный воздушный мост соединяет Северную Америку с Юго-Восточной Азией.
Важным фактором в изучении Арктического региона является также то, что освоение природных ресурсов Арктического региона может в значительной мере изменить как региональную, так и глобальную геополитическую обстановку в целом. Безусловно, основную геополитическую и геоэкономическую выгоду получают прибрежные страны региона: Россия, США, Канада, Норвегия и Дания/Гренландия.
Тема представляет особый интерес для российских исследователей: Россия может в значительной мере усилить свои геополитические позиции, обрести статус мощной морской державы с широким выходом в Мировой океан, в том числе для осуществления необходимых операций ее военно- морского флота, а также для судоходства судов гражданского назначения. Однако активизация политики России в Арктике неизбежно вызывает сопротивление со стороны других акторов. Таким образом, рост геополитического соперничества приарктической «пятерки» не оставляет сомнений в том, что Арктике в XXI веке суждено стать серьезным узлом международных противоречий.
Именно этим обусловлены актуальность и практическая значимость исследования.
Объектом исследования является Арктический регион как субъект современных международных отношений.
Предмет исследования - тенденции, проблемы, перспективы развития международного взаимодействия в Арктическом регионе.
Цель исследования: изучение проблем и перспектив международного сотрудничества в Арктическом регионе.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
1) выявить основные параметры современной системы международных отношений;
2) дать геополитическую характеристику Арктического региона, изучить его международно-правовой статус;
3) исследовать интересы ведущих государств и их направления внешней политики, влияющие на ситуацию в Арктике;
4) изучить международные проекты, реализуемые на территории Арктического региона;
5) проанализировать проблемы и выявить перспективы
международного взаимодействия государств в Арктическом регионе.
Хронологические рамки охватывают период с распада биполярной системы международных отношений в 1991 г. (распад СССР) по настоящее время, когда проблема взаимодействия и соперничества в Арктике выходит на первый план в мировой повестке дня. Однако, в рамках исследования, рассматриваются более ранние документы, регулирующие международно - правовые отношения в Арктическом регионе.
Территориальные рамки исследования. В рамках исследования рассматривается Арктический регион, а также страны, участвующие во взаимоотношениях данного региона: Россия, Дания, Норвегия, США, Канада, а также косвенные участники, такие как страны Азии (Китай, Япония, Южная Корея) и страны Северной Европы.
Степень изученности темы. Тема освоения арктического региона характеризуется достаточно широким освещением как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
В трудах российских исследователей, А.В. Торкунова и В.Г. Барановского ведущим сюжетом является становление современной системы международных отношений, а так же ее принципов.
Многие ученые уделили внимание анализу международного морского права и национального законодательства приарктических государств относительно морского пространства. Таким образом, мы попытались выделить ключевые проблемы правового регулирования морских вод в регионе, одной из которых является статус отдельных водных пространств Арктики, включая внешние границы континентального шельфа Российской Федерации и других арктических государств. Из российских исследований таковыми являются работы Сергунина А.Р., Вылегжанина А.Н., Губанова А.И., Гудева П.А., Казмина Ю.Б., Валеева Р.М., Абдуллина А., Дьяковой Н.А. и др. Различные правовые проблемы Арктики анализируются в работах западных ученых Байерза М., Антрим К. и др.
Выявить ключевые действия и приоритеты внешней политики в Арктике помогли труды Ивашенцова Г., Комиссиной И.Н., Конышева В.Н., Сергунина А.А., Селина В.С., Фадеева А., Филатова С. и др.
Проблемы, перспективы и текущее состояние ресурсообеспеченности региона являются ведущим сюжетом в работах следующих авторов: Богоявленского В.И., Богоявленского И.В., Боровского Ю., Истоминой А., Павловой К., Филатовой С., Борджерсона С.
Исследования, относящиеся к транспортному потенциалу Арктики проявили такие исследователи, как: Селин В.С., Конышев В.Н., Сергунин А.А., Кортунова М.В., Храмчихин А., Антюшина Н.М., Рукша В.В., Антрим К. и др.
Российскими экспертами, работающими в области морского права, опубликованы работы на тему будущего раздела Арктики. Здесь можно отметить статьи таких экспертов, как А.А. Ковалев, А.Л. Колодкин, Г.М. Мелков, которые принимали непосредственное участие в обсуждении и подготовке российской заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что вопрос международного сотрудничества и взаимодействия в Арктике изучен достаточно широко как в отечественной литературе, так и зарубежной. Однако принципы современной системы международных отношений не нашли единого четкого мнения в трудах ученых
Источниковая база исследования. В процессе работы нами использована следующая нормативно-правовая база. Прежде всего, это документы универсальных и региональных международных организаций: ООН, Арктического Совета, «Северного измерения» Европейского союза, НАТО и т.д. Фундаментальное значение для исследования имеют Конвенция ООН по международному морскому праву 1982 г. и Илулиссатская 6 декларация. Анализ этих документов позволил выявить особенности правового статуса и режима использования водных пространств Арктической зоны.
Правительственные документы приарктических стран представлены, прежде всего, национальными стратегиями в Арктическом регионе. В работе анализируются арктические стратегии государств, участвующих в международном взаимодействии в регионе: Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее, 2009 г.; Стратегия Королевства Дания в отношении Арктики на 2011-2020 гг.; Стратегия правительства в северных регионах, 2006, Норвегия; Директива США по Арктической политике, 12 января 2009 г.
Кроме этого, источниковую базу составляют нормативно -правовые акты, регулирующие политику Российской Федерации в данном регионе, а именно: Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.;
Инновационное развитие экономики Севера: проблемы и перспективы: материал интернет- конференции; Постановление Правительства РСФСР «О Государственной комиссии РСФСР по делам Арктики и Антарктики» от 26 декабря 1991 го. № 75; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Государственной комиссии Российской Федерации по делам Арктики и Антарктики и персонального состава Государственной комиссии Российской Федерации по делам Арктики и Антарктики» от 28 марта 1992 года, № 197; Постановление Правительства РФ «О Всероссийском научно - координационном центре по комплексным проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера Государственного комитета Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера» от 22 июня 1992 года, № 419.
Методы исследования. В работе использованы такие методы исследования как историко-описательный метод, с помощью которого были изложены основные события и процессы, формирующие создание международно-правовой базы, метод классификации, благодаря которому мы структурировали основные понятия; общенаучные методы, включающие в числе прочих подходов сравнение, обобщение, описание и сценарный анализ, благодаря которому нам удалось спрогнозировать возможные стратегии развития региона. Совокупность данных методов помогает подробно изучить рассматриваемый исторический период, выявить его особенности, выполнить поставленные задачи и достигнуть цели исследования
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из двух глав, в каждой из которых по три параграфа. В первой главе описываются концептуальные основы внешней политики государств в Арктическом регионе. В первом параграфе говорится об основных параметрах международных отношений, во втором рассматриваются геополитическая характеристика Арктики и ее международно -правовой статус, а в третьем исследована нормативно-правовая основа международных отношений в Арктическом регионе.
Во второй главе анализируются тенденции и перспективы развития международных отношений. В первом параграфе рассматриваются стратегии государств в Арктическом регионе, во втором рассматриваются международные проекты, которые реализуются в данном регионе, в третьем изучаются проблемы и перспективы международного взаимодействия в Арктике.
Глобальное потепление и его последствия оказывают сильное влияние на мировую политику и экономику, ставят в мировую повестку ряд серьезных проблем, такие как адаптация к изменениям климата, сведение к минимуму экономического ущерба, обеспечение глобальной энергетической безопасности и т.д. Повышение температурного режима в Арктике, открывающий новые возможности разведки и освоения ее огромных углеводородных и биоресурсов, а также использования Арктического бассейна в качестве мировой транспортной коммуникации, может в корне изменить геополитическую ситуацию в мире.
В результате исследования сделаны следующие выводы: Во-первых, изучение геополитического положения Арктики говорит о том, что страны будут отстаивать интересы, исходя из имеющихся у них сил, которые в свою очередь зависят от их ресурсов, численности населения и размера территории, экономического потенциала, военной мощи, политической стабильности и т.д.
Во-вторых, в последние годы значительно возросло геополитическое значение Арктики в мире. Она играет все большую роль в глобальной политике и экономике, становится объектом территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств. Здесь в тесный клубок переплелись вопросы национального суверенитета, юрисдикции и безопасности арктических государств, сохранения уникальной природной среды и экосистем, баланса прав и интересов арктических и неарктических стран.
В недрах Арктики находится около трети всех мировых запасов природного газа огромные запасы нефти, угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца, других ресурсов. Ее воды богаты ценными биоресурсами. Рост зависимости мировой экономики от энергоресурсов подталкивает зарубежные страны к активной разработке новых стратегий продвижения своих национальных интересов в зоне Арктики.
Ситуации в Арктике также присуща противоречивость тенденций, определяющих современное состояние международных отношений в целом.
Основные акторы, имеющие притязания на Арктическом регионе:
1) пять официальных арктических государств: Россия, Норвегия, Дания, Канада и США;
2) страны, не имеющие прямого выхода к Северному Ледовитому океану, но находящиеся в непосредственной близости к Полярному кругу. Это Исландия, Швеция и Финляндия;
3) международные организации стран Запада;
4) страны АТР.
Существуют два подхода, к определению правового режима Арктического региона. С одной стороны, он может рассматриваться как открытое море со всеми вытекающими из этого понимания международно - правовыми последствиями. С другой стороны, Северный Ледовитый океан рассматривается как особый вид государственной территории пяти прилегающих к нему стран мира, которые разделили океан на полярные секторы, входящие в состав государственной территории.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила территориальное море шириной до 12 миль, на которое распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200-мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные органы заявку на разработку глубоководных ресурсов морского дна.
Исходя, из противоречия этих подходов, следует, что международно-правовой статус до сих пор не определен.
В-третьих, правовое пространство Арктики находится в процессе формирования, отсюда следует, международно-правовой статус Арктики по- прежнему остается неопределенным.
Рассмотрев некоторые особенности стратегий государств в Арктике, мы сделали вывод, что арктические и внеарктические государства имеют свою собственную политику, которая достаточно четко подкреплена национальными арктическими стратегиями. При этом мы можем видеть, что стратегии государств имеют некоторые точки соприкосновения и отсюда потенциальная возможность возникновения различного рода конфликтных ситуаций. Например, столкновение России и США на почве военного присутствия в Арктическом регионе, а так же столкновения интересов по поводу энергетических ресурсов. Более того неопределенный международно - правовой статус Арктического региона создает благодатную почву для возникновения конфликтных ситуаций.
Соответственно, противостояние в Арктике имеет достаточно противоречивый характер. С одной стороны, государства стремятся к международному сотрудничеству и мирному сосуществованию в регионе. С другой, каждая из стран пытается достичь своих собственных интересов в ущерб другим приарктическим акторам.
Итак, результатом исследования являются возможные сценарии развития ситуации в Арктическом регионе. Проанализировав международную обстановку и мнение компетентных исследователей, мы предположили 7 сценариев. Однако наиболее вероятными считаем «Норвежский» и «Китайский» сценарии. Это обуславливается тем, что Норвегия активно поддерживается ООН, а Китай сотрудничает с Норвегией.
Можно также предположить реализацию первого сценария. Вероятность сохранения текущего противостояния государств - высока. Кроме этого, никому из стран так и не удается получить удовлетворение заявки на расширение континентального шельфа.
Источники:
1. Академик. Словарь. Режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf7politology (дата обращения: 21.11.2018)
2. Выступление В. В. Путина на международном форуме «Арктика - территория диалога», 23.09.2010.
3. Выступление Д. А. Медведева на заседании Совета безопасности «О защите национальных интересов России в Арктике» в Кремле,17.09.2008.
4. Директива США по Арктической политике, 12 января 2009 г.
5. Договор между Российской Федерацией и Королевством
Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в
Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, 2010.
6. Русская Правда. Режим доступа: http://ruspravda.info/ (дата
обращения: 12.11.2018).
7. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, 20 февраля 2013, http://government.ru/news/432, (дата обращения: 20.01.2019).
8. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
9. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бей 10.12.1982) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 48. Ст. 5493.
10. Материалы заседания круглого стола на тему: «О мерах по ликвидации техногенных загрязнений в Арктике» / Федеральное Собрание Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. М., 2008.
11. О защите национальных интересов России в Арктике. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева на заседании Совета Безопасности 17 сентября 2008 г. Российская газета, 17 сентября 2008.
12. Основные положения стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2020 года и на более отдаленную перспективу. М.,
СОПС, с.37-38, 2009.
13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Государственной комиссии Российской Федерации по делам Арктики и Антарктики и персонального состава Г осударственной комиссии Российской Федерации по делам Арктики и Антарктики» от 28 марта 1992 года, № 197.
14. Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее, 2009 г.
15. Стратегия защиты окружающей среды Арктики, 1991
...