ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ 7
1.1. Значение знаний об окружающем мире для познавательного развития
дошкольников 7
1.2. Особенности формирования представлений об окружающем мире у
дошкольников 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ
МИРЕ 27
2.1. Характеристика уровней сформированности представлений об
окружающем мире у детей дошкольного возраста 27
2.2. Взаимодействие ДОО с родителями как условие формирования у
детей представлений об окружающем мире 32
2.3. Анализ и подведение итогов опытно-поисковой деятельности 47
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность: окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Ознакомление детей дошкольного возраста с фактами и явлениями окружающего мира- одна из задач умственного воспитания.
В общих чертах процесс познавательного развития, приобретения знаний об окружающем мире непосредственно связан с тем, что знания и опыт не только приобретаются, но и увеличиваются, модифицируются, трансформируются в морально - нравственные императивы. При этом чувственная, эмоциональная сторона представляет собой итог воспитания, поскольку у личности в его процессе закладываются правильные представления об отношениях природы и социума.
В настоящее время, перед педагогической наукой и практикой определяются новые задачи, отличившиеся обновлением знаний, методик, форм организации деятельности, а также требованиям к ним.
Данные требования регламентируются действующим в нашей стране Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющего значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
Анализ научной и методической литературы позволяет установить, что в современной дошкольной образовательно-воспитательной деятельности приобретает проблема умственного воспитания дошкольников, ядром, которого устанавливается ознакомление дошкольника с окружающим миром в ходе познавательного развития. В п. 2.6. ФГОС ДО отмечено, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы., представляющие определенные направления развития и образования детей: а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно- эстетическое развитие; д) физическое развитие.
Достижение перечисленных задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания дошкольников. И в первую очередь через экологическое воспитание ребенка, ФЭМП, экспериментирование.
При этом, в соответствии с ФГОС ДО, любые воспитательно - образовательные задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей дошкольников (ведущий вид деятельности, уровень сформированности психических характеристики т.д.), а также в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. При этом ребенок не только знакомится с окружающим миром, не только познает его реалии в области растительного, животного, мира живой и неживой природы, социума, но и учится с ним взаимодействовать , оперируя полученным опытом. В работах И.Б. Дуденко, А.Н. Захлебного и И.Д. Зверева отмечается, что современный критерий воспитанной и образованной личности включает в себя не только окружающем мире, но и умение жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Именно на это направлено познавательное развитие в современном ДОО. Проблема исследования: как развивать представления об окружающем мире у дошкольников.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических условий на процесс формирования представлений об окружающем мире у дошкольников.
Объект исследования - процесс формирования у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире.
Предмет исследования - педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение знаний об окружающем мире для познавательного развития дошкольников;
2. Дать характеристику и выявить уровень сформированное™ представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста;
3. Спроектировать и провести опытно - поисковую педагогическую работу по реализации выявленных условий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире.
Методическая основа данной работы представлена несколькими составляющими, которые носят комплексный характер [11]. Первые работы, в которых были высказаны мысли о возможности воспитания дошкольников средствами окружающего мира, принадлежат известнейшим зарубежным и отечественным ученым, среди которых: С.Т. Шацкий, Ж.Ж. Руссо и Ф. Фребель, К. Д. Ушинский и Я.А. Коменский, А. С. Макаренко и И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский и другие. Теоретические и методические стороны проблемы взаимоотношений человека и природы подняты в трудах В. И. Мясницевича и Л.С. Игнаткиной. Принципы формирования системы знаний о природе у дошкольников и вопросы взаимосвязей их труда в природной среде с диапазоном возможностей для полноценного развития поднимают труды: Е. И. Тихеевой, Д.В. Сергеевой и Н.К. Крупской, В. Г. Нечаевой и С.А. Веретенниковой, С. Н. Николаевой и других. Особенности создания представлений о росте и динамике развития на примере флоры описывала Т. В. Христовская. Совокупность стимулирующих детский познавательный интерес относительно окружающего мира приемов и методов собрана в трудах В. Г. Фокиной и С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой и Р. С. Буре, и другие. Игру как способ обучения и воспитания ребенка описывали Ф.Н. Блехер и Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и А. Н. Леонтьев, Л. В. Артемова и В.А. Аванесова, А. В. Запорожец и А. И. Сорокина, Г.Г. Григорьевна и другие.
Методы исследования: общетеоретический анализ педагогической и психологической литературы; педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Педагогическая диагностика, количественная обработка результатов.
Теоретическая значимость работы заключатся в обобщении основных аспектов исследуемой проблемы, отраженных существующей тематической литературе и программах по познавательному развитию дошкольников, в свете реализации ФГОС ДО.
Практическая значимость состоит в возможности использования материалов исследования педагогами дошкольных организаций и студентами-практикантами.
Экспериментальная база исследования: старшая группа «Капельки», МАДОУ ДОУ №89 г. Нижнего Тагила.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список из 40 источников, таблицы, диаграммы, рисунки и приложения.
Целью данной работы являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности комплекса педагогических условий,
В исследовании были последовательно решены следующие задачи:
- рассмотрено значение знаний об окружающем мире для познавательного развития дошкольников;
- определены особенности формирования представлений об окружающем мире у дошкольников;
- дана характеристика и выявлены уровни сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста;
- спроектирована и проведена опытно-поисковая педагогическая работа по взаимодействию ДОО с родителями и воспитанниками направленная на повышение у детей старшего дошкольного возраста уровня представлений об окружающем мире;
- проанализированы итоги опытно поисковой деятельности.
В результате проведенного литературного обзора темы исследования, мы пришли к следующим выводам:
- представления дошкольника об окружающем мире, являются очень значимыми в развитии когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста, они составляют азы познавательного развития, и связаны с различными факторами, среди которых познавательная заинтересованность, познавательный интерес, к объектам и явлениям природы;
- системность взглядов о естественном мире; осознанное действие в природной среде;
- возможность применять познания о потребностях активного организма для рациональной детской деятельности; обсуждение замечаемых явлений. При этом ФГОС ДОО, рекомендует для реализации познавательного развития в отношении окружающего мира такие виды деятельности, как решение познавательных задач, применение экспериментирования, использование проектирования и использование дидактических игр.
Целью эксперимента является доказательство гипотезы, которая заключается в том, что процесс познания окружающего мира детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при создании следующих педагогических условий:
1. Будет организована предметно-развивающая среда;
2. Будут использованы развивающие игры, наблюдения,
экспериментирование, направленные на формирование знаний о окружающем мире;
3. Будет организовано взаимодействие с родителями в направлении использования приемов развития знаний об окружающем мире дома.
Задача эксперимента состоит в сборе подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу фактов.
В организации познания окружающего мира в условиях ДОО, важно правильное создание предметно - развивающей среды, направленное на обогащение возможностей познавательного развития ребенка в таких видах деятельности, как экспериментирование, наблюдения, игровая деятельность, направленная на познание.
Наиболее эффективными методами и формами работы по ознакомлению с окружающим миром, в условиях ДОО, является организация опытно-экспериментальной деятельности, проектная деятельность и познавательные дидактические игры разной направленности.
При этом необходимо продуманное и тесное взаимодействие с родителями с привлечением родителей к познавательному развитию ребенка. Очень важно, чтобы у ДОО и родителей была единая линия на формирование правильных представлений об окружающем мире в познавательном развитии дошкольников и для этого в арсенале педагога существуют разнообразные формы взаимодействия с родителями, такие как консультации, круглые столы, родительские лектории и др.
Кроме того, утверждены главные положения, что дает возможность сделать последующие общие заключения.
Выяснено, что игра по своей сути есть главное содержание и выражение общения дошкольников, средство их взаимодействия в данном возрасте, то вполне логично максимально ее задействовать и в процессе ознакомления с окружающим миром. Для любого дошкольного возраста можно подобрать наиболее подходящий по возрасту и уровню развития комплекс дидактических игр не только для группы детей, но и индивидуально для каждого входящего в группу ребенка. Дидактические игры могут задействовать различные предметы, быть настольными печатными или же словесными.
Несмотря на то, что в области познавательного развития в дошкольных учреждениях проводится активная работа, исследование показало, что общий уровень сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста остается достаточно низким, что и показал констатирующий этап исследования. Дети показали средний - 33% и низкий уровень- 56% развития представлений об окружающем мире.
На формирующем этапе исследования мы обогатили развивающую среду ДОО средствами, направленными на игровую деятельность в познании окружающего мира. Спроектировали и апробировали серию развивающих дидактических игр, направленных на приобретение представлений о живой и неживой природе. Обогатили предметно - развивающую среду средствами для игровой деятельности (карточки с изображениями, игровые атрибуты). Подобрали и провели в течение двух недель развивающие дидактические игры разной направленности для развития представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста. Провели работу с родителями, включающую консультации и мастер-классы по использованию игр на развитие представлений об окружающем мире дома с детьми, согласно разработанному плану сопровождения семей. На контрольном этапе исследования, мы оценили результативность проделанной работы. Повторная диагностика показала, что после проведения дидактических игр на формирующем этапе, заметно выросло количество корректных (правильных) ответов и уменьшилось количество неправильных. Мы наблюдали, что большинство дошкольников проявили изменение своего отношения к окружающему миру. Изменилось нравственное поведение детей в отношении живых объектов окружающего мира, их поведение стало более корректным, адекватным и осмысленным. Это проявилось в заботе о растениях в группе, по результатам работы осталось всего два дошкольника с низким уровнем представлений об окружающем мире. Возможно, родители детей не применяли полученные на мастер-классе игры и советы дома. А, возможно это связано с отсутствием детей во время осуществления НОД по формированию представлений о животном мире в связи с болезнью. При этом средний уровень представлений об окружающем мире составил 50%, а высокий 40%, что существенно выше, чем на констатирующем этапе - 33% и 11% соответственно.
В ходе проведении эксперимента у дошкольников вырос уровень представлений об окружающем мире, изменились интересы и существенно поменялась мотивация поступков в природе, что в комплексе способствовало значительному повышению уровня сформированности важнейшего из компонентов экологической культуры дошкольников - экологической воспитанности. Таким образом, наши предположения о том, что разработанный и апробированный на практике комплекс дидактических игр и взаимодействие с родителями, оказало существенное положительное влияние на процесс формирования представлений об окружающем мире дошкольников, полностью подтвердились. В целом уровень сформированности представлений об окружающем мире стал значительно выше.
1. Акулова, Е. Ф. Дидактическая игра как переходная форма обучения старших дошкольников на этапе подготовки к школе [Текст] // Е. Ф. Акулова Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2009. - № 2. - С. 75-81.
2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх
дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/. - М.: Просвещение, 1992. - 96 с.
3. Бакина, Н. А. Роль природы в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Бакина, Т. А. Серебрякова, В. В. Шамина. // Астраханский вестник экологического образования. - 2012.
- № 3 (21). - С. 149-154.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] А.К. Бондаренко - М: Просвещение, 1991 - 160 с.
5. Васильева, К. В. Живая природа в нравственном воспитании дошкольников [Текст] / К. В. Васильева, Д. А. Гусев // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6.
6. Вишнякова, С. М. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст]: словарь. Профессиональное образование. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
7. Ворошилова, В. М. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания [Текст] / В. М. Ворошилова, Ю. П. Баглаева // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 2. - С. 13-29.
8. Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст].
- СПб: Союз, 1997. - 95 с.
9. Выгодский, Л. С. Мышление и речь [Текст] // Собрание сочинений: в 6 т. - Т2. - М.,1982. - С. 319-328.
10. Газина, О. М. Программно-методическое обеспечение содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Газина, О. В. Погожева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 15.
- С. 117-125.
11. Гуняга, Н. А. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста: на материале природы родного края [Текст]: дис. ... канд. Пед. Наук: 13.00.07 / Н. А. Гуняга. - Ростов н/Д, 2001. - 189 с.
12. Гюлушашян, К. С. Экологическое воспитание как важнейшая задача современной системы образования / К. С. Гюлушашян, А. И. Бабич, О. М. Газина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 15. - С. 142-149.
13. Дереполенко, М. А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания [Текст] // Инновационные проекты и программы в образовании. -
2011. - №1. - С. 76-80.
14. Дорошко, О. М. Формирование экологической культуры как направление педагогической деятельности [Текст] // Вестник ЧГПУ. - 2011. - № 11.- С.59-65.
15. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст]. - М.: Просвещение, 1981. - 80 с.
16. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: из опыта работы [Текст] / Е. И. Золотова; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1982 . - 93 с.
17. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст]. - Ярославль: [б. и.], 1997. - 238 с.
18. Керимов, Д. Ф. Понятие о социально-экологическом воспитании [Текст] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011. - № 1. - С.97-100.
19. Керимова, А. В. К вопросу подготовки будущих учителей к экологическому образованию детей дошкольного возраста [Текст] // МНКО.
- 2012. - №2. - С. 71-73.
20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А.
Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
21. Лаврентьева, Н. Г. Подходы и принципы экологического образования детей дошкольного возраста в условиях природного и социокультурного окружения детского сада [Текст] // Фундаментальные исследования. - 2014. - №11-3. - С. 616-620.
22. Лаврентьева, Н. Г. Системообразующая роль экологического воспитания в педагогическом процессе детского сада [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 44-50.
23. Любина, Г. А. Гармоническая атмосфера Монтессори [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 47-52.
24. Маркова, М. Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления [Текст] // Вестник ПАГС. - 2011. - № 2. - С. 199-203.
25. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя [Текст]. - Екатеринбург, 1996.
26. Нескучаева, Л. Игра-путешествие как форма развития познавательной активности детей [Текст] / Л. Нескучаева, И. Пискунова, Ю. Черненко. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10. - С. 15-22.
27. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] - М.: Владос, 2006. - 135 с.
28. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] : работа с детьми сред. И ст. групп дед. Сада.: 59Н. Для воспитателей дед. Сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
29. Павлова, Л. Ю. Дидактические игры как средство эколого¬эстетического воспитания детей 5-7 лет [Текст] : дис. ... канд. Пед.наук: 13.00.01, 13.00.07 / Л.Ю. Павлова. - М., 2002. - 203 с.
30. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл.ред.Б.М.Бим- Бад. — М. : Большая Рос.энцикл., 2003. — 528с. Поваляева, М. А. Развитие речи при ознакомлении с природой [Текст] / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 416 с.
31. Сидякина, Е. А. Историко-педагогический анализ проблемы формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста в России и зарубежом [Текст] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 4 (11). - С.272-275.
32. Тарабанова, Т. И. И учеба, и игра: природоведение [Текст]. - Ярославль: [б. и.], 1997. - 129 с.
33. Тимирова, Г. И. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -
2012. - № 2. - С. 68-69.
34. Турабаева, Г. К. Экологическое воспитание как социально педагогическая проблема [Текст] // Успехи современного естествознания. - 2014. -- №5-2. - С. 178-180.
35. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении
дошкольников [Текст]. - Минск: [б. и.], 1976. - 219 с.
36. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова; Под ред. А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1980. - 237 с.
37. Щербо, Е. В. Интегрированный метод обучения в экологическом воспитании дошкольников [Текст] // Успехи современного естествознания. - 2010. - №1. - С. 144-145.
38. Эльконин Д. Б. Психология развития [Текст]. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
39. 50 игр с буквами и словами [Текст] / Худ. М. Душин, В. Янаев. - Академия развития: Академия. - Ярославль, 2001. - 112 с.