Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование текстовых умений у младших школьников на уроках русского языка

Работа №96002

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей младшего школьного
возраста 10
1.3. Лингвистические основы совершенствования текстовых умений
у младших школьников 15
1.4. Методы и приемы совершенствования текстовых умений у
младших школьников на уроках русского языка 20
1.5. Анализ программного содержания и учебников в аспекте проблемы совершенствования текстовых умений у младших школьников на уроках русского языка 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 38
2.1. Диагностика сформированности текстовых умений у младших
школьников 38
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование текстовых умений у младших школьников на уроках русского 44
языка..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57

Одной из основных целей начальной школы является гармоничное развитие обучающихся, формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. К тому же Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует, чтобы к окончанию начальной школы ученики могли овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий» [1 с. 9]. Достижение данных требований невозможно без развития текстовых умений у младших школьников.
Обучаясь в начальной школе учащиеся получают знания о тексте, о его признаках, которые способствуют развитию текстовых умений, и к окончанию 4 класса обучающиеся должны уметь определять тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей, озаглавливать текст, правильно строить текст, располагая предложения в нужной по логике последовательности и связывая их между собой.
Развитие текстовых умений - сложный процесс, поскольку его успех зависит от многих факторов, например, особенностей психического развития каждого школьника, от работы учителя, приемов и методов, которые он использует и т.д.
Анализ программного содержания и учебников показал, что существуют различные подходы к формированию текстовых умений. Перед учителями стоит проблема выбора наиболее эффективных методов, приемов и средств по совершенствованию текстовых умений у младших школьников с учетом их психолого-педагогических особенностей.
В настоящее время проблема развития текстовых умений у младших школьников все больше привлекает внимание как исследователей, так и учителей-практиков, ищущих эффективные методы и приемы формирования и совершенствования текстовых умений. Изучению данной проблемы посвятили свои труды Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик и другие.
Несмотря на то, что проблема текстовых умений у младших школьников широко освещается в педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия, она и в настоящее время является актуальной, поскольку международные исследования показывают, что у российских учеников низкий уровень сформированности умений работать с текстом [18].
Объектом исследования: процесс совершенствования текстовых умений у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на совершенствование текстовых умений у младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически
разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование текстовых умений у младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую и
лингвистическую литературу в аспекте проблемы совершенствования тестовых умений у младших школьников;
2) Изучить особенности речевого развития детей младшего школьного возраста;
3) Изучить лингвистические основы совершенствования текстовых умений у младших школьников;
4) Рассмотреть методы и приёмы работы на уроках русского языка, способствующие эффективному формированию текстовых умений у младших школьников;
5) Проанализировать программное содержание и учебники в аспекте проблемы совершенствования тестовых умений у младших школьников;
6) Провести первичную диагностику сформированности текстовых умений у младших школьников;
7) Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование текстовых умений у младших школьников на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ педагогической, лингвистической литературы, сравнительный анализ программного содержания и учебников, диагностика сформированности текстовых умений у младших школьников, качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: учащиеся 4 «Б» класса МАОУ «Лицей № 56» города Новоуральска в количестве 26 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, одного приложения. Работа содержит 6 таблиц и один рисунок.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Педагогическая наука сегодня, с ведением ФГОС НОО, располагает большими возможностями, использование которых в практической работе помогает успешному овладению младшими школьниками текстовыми умениями.
Однако не стоит забывать, что в младшем школьном возрасте у детей происходят существенные изменения в психическом развитии. У них формируется словесно-логическое мышление, внимание становится произвольным, а память осознанной, к тому же в этом возрасте начинает развиваться вербально-мыслительное воображение. Данные изменения требуют большого усилия от учеников, но они способствуют эффективному овладению текстовыми умениями, дети легче и быстрее осознают и запоминают новую для них информацию, им становится проще работать с текстом.
На протяжении всего обучения в начальной школе речь детей тоже значительно изменяется, она становится содержательной, логичной, ясной, точной и выразительной. Так же дети осваивают новый вид речи - письменный, учатся читать и обогащают свой словарный запас.
На уроках русского языка младшие школьники знакомятся с текстом, с его признаками, что способствует развитию у них текстовых умений, и к окончанию начальной школы ученики должны уметь понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей, озаглавливать текст, располагать предложения в нужной (по логике мысли) последовательности и связывать их между собой.
Для совершенствования данных умений на уроках русского языка должны быть созданы все условия для самовыражения, развития учащихся. Необходимо учитывать специфику развития каждого ребенка и выбирать тот или иной способ работы на уроке. Упражнения, направленные на развитие текстовых умений, должны быть разнообразными, последовательными и соответствовать учебному плану и уровню развития детей.
На сегодняшний день учебно-методическая база формирования текстовых умений младших школьников разработана достаточно полно. Основным методом совершенствования текстовых умений является анализ текста, который позволяет определять содержание текста, его композиционное оформление, стилистические характеристики.
Работа с текстом предполагает его восприятие, воспроизведение и создание. Отсюда возникают три группы упражнений: аналитические упражнения, которые формируют умения, связанные с анализом готового текста; конструктивные упражнения, направленные на формирование умений, связанных с переработкой данного текста; продуктивные упражнения, формирующие умения, связанные с созданием текста.
Рассмотрев рабочие программы «Школа России» и «Перспектива», можно сделать вывод, что обе программы способствуют совершенствованию таких текстовых умений, как определять тему и главную мысль, озаглавливать текст, делить текст на части, составлять план, определять тип текста; воспроизводить последовательность и логику передаваемых в тексте- изложении или в тексте-сочинении событий, явлений, размышлений; создавать связный текст. Суммарно упражнений на формирование текстовых умений в учебниках «Школы России» больше, они распределены равномерно по всем темам. В учебниках «Перспективы» большинство упражнений, направленных на совершенствование текстовых умений, находятся в разделе «Текст».
Проведенное нами исследование показало, что у большинства младших школьников текстовые умения сформированы на среднем уровне. Лучше всего у учеников сформировано умение озаглавливать текст. Также диагностика выявила менее развитие текстовые умения у учащихся. У 42 % класса низкий уровень умения определять основную мысль текста, и у 46 % низкий уровень умения определять тип текста. Акцент в работе по совершенствованию текстовых умений у младших школьников стоит сделать на умении определять основную мысль текста, умении определить типовое значение текста.
Для совершенствования текстовых умений у младших школьников, а именно обучающихся в 4 классе, нами был разработан комплекс упражнений.
Комплекс состоит из 5 групп упражнений: упражнения, направленные на совершенствование умения озаглавливать текст; упражнения, направленные на совершенствование умения определять тему текста; упражнения, направленные на совершенствование умения определять основную мысль текста; упражнения, направленные на совершенствование умения выделять части текста; упражнения, направленные на совершенствование умения определять тип текста. В основу комплекса легли упражнения, разработанные М.С. Соловейчик, Т.Г. Рамзаевой, Т.А. Ладыженской.
Мы считаем, что систематическое, регулярное использование различных видов упражнений на уроках русского языка положительно повлияет на совершенствование текстовых умений у младших школьников.


1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования».
2. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе./ Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2001. - 364 с.
3. Баранов, М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - С. 283- 284.
4. Богданов, И., и др. Психология и педагогика. URL: http://imp.rudn.ru/ffec/psych-index.html (дата обращения: 15.11.2016)
5. Валгина, Н.С. Теория текста : учеб. пособие. М.: Логос. 2003.
6. Величко, Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка: пособие для учителя / Л. И. Величко. - М., 1983. - 196 с.
7. Гальперин, И. Р. Грамматические категории текста (Опыт обобщения) // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. Т. 36. 1977. - 524 с.
8. Гоноболин, Ф.Н. Психология. Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
9. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
10. Елисеева, М. Т. Работа над изложением и сочинением / М. Т. Елисеева // Начальная школа. - № 5. - 1981. - 26 с.
11. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. - М.: Флинта, Наука, 1998.
- 176 с.
12. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Русский язык. 4 класс. В 2-х ч.
13. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г., Бойкина, М. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1 - 4 классы.
14. Карсакова, В.В., Жесткова, Е.А. Обогащение лексического запаса младших школьников на уроках русского языка. Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2 - 1. С. 137-140.
15. Климанова, Л. Ф., Бабушкина, Т. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 - 4 классы...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ