Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №95989

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Понятие просодической стороны речи 5
1.2. Особенности речевого развития в младшем дошкольном возрасте 14
1.3. Приемы и методы развития просодической стороны речи у детей
младшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Диагностика начального уровня развития просодических компонентов речи у детей младшего дошкольного возраста 29
2.3 Комплекс игр и упражнений, направленный на развитие просодической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61

Актуальность работы обуславливается тем, что дошкольный возраст, как известно является периодом интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Одно из требований: развитие деятельных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих умение осознать и выразить в слове эмоциональные переживания, выразить свои потребности; общаться и вести себя в соответствии с культурными нормами; активно участвовать в совместных играх со взрослыми и сверстниками, учитывать их интересы. Правильная чистая речь является непременным условием успешного развития этих качеств
Просодическая сторона речи имеет большое значение для речевого развития ребенка дошкольного возраста, так как кроме смысловой, коммуникативной, эмоциональной функции просодии характеризуется компенсаторным действием.
Проблема просодической стороны речи отражена в работах В.М. Бехтерева, Н.А. Власовой, В.А. Гиляровского, В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Ю.А. Флоренской, Е.В. Чаяновой и др. Ученые отмечали, что просодика оказывает огромное влияние на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Вместе с тем, в научных исследованиях, недостаточно отражены методические основы развития просодических компонентов речи детей младшего дошкольного возраста.
Вышесказанные обстоятельства определили выбор темы исследования «Организация деятельности педагога по развитию просодической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста» и представляют актуальность для педагогов дошкольных образовательных организаций.
Объект исследования: процесс развития просодической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр и упражнений, направленный на развитие просодической стороны речи.
Цель исследования: разработать комплекс игр и упражнений, направленный на развитие просодической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить и проанализировать особенности развития просодической стороны речи детей младшего дошкольного возраста, ее влияние на развитие ребенка.
3. Провести диагностику уровня развития просодической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
4. Описать комплекс игр и упражнений, направленный на развитие просодической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: МАДОУ детский сад № 192 города
Екатеринбурга.
Практическая значимость исследования заключается том, что полученные выводы, диагностический инструментарий и комплекс игр и упражнений могут быть успешно использованы педагогами и специалистами дошкольных образовательных организаций, и родителями детей, занимающихся проблемой развития просодической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и описании комплекса игр и упражнений, направленных на формирование просодической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста
Исследование просодической стороны речи является актуальной проблемой, т.к. она является одной из составляющей фонетической стороны речи.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Существует несколько подходов к определению понятия «просодия», но все они объединены тем, что просодия представляет собой набор голосовых характеристик, совокупность ритмико-интонационных свойств (компонентов) речи. Просодическая сторона речи начинает складываться в дошкольном возрасте.
2. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к просодическим компонентам речи относятся речевое, дыхание, дикция, интонация. В это понятие включаются сразу несколько акустических элементов речи, которые можно выделить и как самостоятельные компоненты просодии, например: темп, паузы, тембр речи, тон речи, мелодика.
Интонация является основной составляющей просодии. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.
3. Развитие просодики, как и развитие речи в целом, происходит по определенным закономерностям, определяющим последовательное развитие просодической стороны речи.
У детей младшего дошкольного возраста наблюдаются следующие закономерности развития просодической стороны речи:
• ритмической структурой слова ребенок овладевает постепенно;
• в дошкольном возрасте ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту;
• темп речи вначале медленный, а затем ускоряется по мере овладения беглой речью;
• в этом возрасте дети искажают слоговой состав слова;
• дети младшего дошкольного возраста испытывают большие затруднения и допускают разнообразные ошибки в постановке ударения;
• дети усваивают интонационные рисунки предложений различных конструкций только по подражанию.
4. Одной из задач по развитию просодических компонентов речи является развитие артикуляционной моторики и мимики, общей и мелкой моторики.
Основными приемами и методами совершенствования просодической стороны речи у младшего дошкольного возраста являются: артикуляционный массаж (по В.В. Емельяновой), резонаторный массаж, фонопедические упражнения, самомассаж лица, самомассаж кистей и пальцев рук, аурикулярный массаж, плантарный массаж, речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики, с применением «внушения» формул правильной речи.
5. Диагностика просодических компонентов речи детей младшего дошкольного возраста ставила своими задачами выявить уровень умений у детей регулировать темп и ритм речи, выявить уровень умений изменять высоту и силу голоса, выявить уровень сформированности интонационной выразительности у дошкольников.
Автор диагностических методик, определяющих уровень развития компонентов просодической стороны речи О.И. Лазаренко [27].
6. Проведенная диагностика развития просодических компонентов речи во второй младшей группе по методике О.И. Лазаренко показала следующие результаты: высокий уровень выразительности речи имеют 3 ребенка или 16,7%. У этих дошкольников сформированность выразительности речи соответствует норме; 12 дошкольников (66,7 %) имеют средний уровень развития просодических компонентов речи, т.е. они испытывают затруднения в умениях работать с голосом, звуками, имеются проблемы с интонационной выразительностью; уровень выразительности речи ниже среднего у 3 детей или 16,7%, т.е. просодическая сторона речи развита у младших дошкольников на среднем уровне. В группе нет детей с низким уровнем развития просодических компонентов речи.
7. По результатам диагностики был разработан комплекс мероприятий по формированию компонентов просодической стороны речи.
Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что успех работы по развитию компонентов просодической стороны речи детей младшего дошкольного возраста имеет прямую зависимость от проведения специальных занятий с использованием комплекса игр и упражнений по развитию у детей компонентов просодической стороны речи.


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Антипова, А. М. О взаимодействии вербальных и невербальных средств общения в спонтанной разговорной речи [Текст] / А. М. Антипова // Сб. науч. тр. Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза.- 1989.- Вып.1.- С. 61-75.
3. Артемов, В. А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации [Текст] / В.А. Артемов. - М.: Изд-во МГПИ ИЯ, 1974. - 159 с.
4. Белякова, Л. И. Заикание [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. инст-в по спец-ти «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.
5. Беспоместных, О. А. Просодическая сторона речи и ее генез в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / О. А. Беспоместных. - URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039349 (дата обращения: 25.02.2019)
6. Бехтерев, В. М. Умом и сердцем [Текст] / В. М. Бехтерев.- М. Изд- во «Политической лит-ры», 1986.
7. Бирюков, А.А. Самомассаж отдельных частей тела [Текст] / А. А. Бирюков.- Вып.2.- М.: Физкультура и спорт, 1987.-22 с.
8. Блыскина, И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж [Текст]: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. В. Блыскина. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 125 с.
9. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. - М.: Прогресс, 1969. - 252 с.
10. Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика [Текст]: учебное пособие для студентов / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. - М.: АСТ: Астрель. 2005.
11. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика [Текст]: Пособие для учителя / Т.М. Власова. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2006. -240 с.
12. Григорьев, Е.И. Звуки речи и их коммуникативная функция [Текст] / Е.И. Григорьев, В.М. Тычинина; Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2006. - 122 с.
13. Гринер, В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников [Текст] : Пособие для работников логопедич. учреждений / В.А. Гринер. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1958. - 168 с.
14. Дедюхина, Г. В., Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом [Текст]: Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников / Г.В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 32 с.
15. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки [Текст]: Методическое пособие /Н. В. Дурова - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 112 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ