Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Работа №95988

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 5
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности речевого
развития детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Обучение грамоте как основной компонент общей готовности к школе
дошкольника 13
1.3. Особенности подготовки обучения грамоте детей старшего
дошкольного возраста 18
1.4. Анализ нормативных документов по подготовке дошкольников к
обучению грамоте 36
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 43
2.1. Диагностика готовности дошкольников к обучению грамоте 43
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленных на подготовку
детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
Приложение 1 91
Приложение 2 9

Подготовка детей к обучению в школе - это одна из ключевых задач системы дошкольного образования, при этом подготовка к обучению грамоте - как целенаправленный систематический процесс, занимает при решении данной задачи особое место.
Поскольку обучение грамоте - это комплексный процесс, который затрагивает лингвистические, педагогические, психологические, онтогенетические, нормативные аспекты, наиболее важным представляется освещение проблемы обучения грамоте с позиции различных сторон. Это обуславливает актуальность настоящего исследования.
Многие дошкольники на современном этапе демонстрируют неготовность к школе в целом, и в частности, к освоению грамоты. Это обусловлено как невниманием педагогов дошкольных организаций к процессу подготовки к обучению грамоте, так и неверными и недостаточно эффективными методами организации работы в области формирования готовности к обучению грамоте. Это обуславливает актуальность исследования процесса формирования готовности у дошкольников к обучению грамоте, в части его специфики, методов и средств организации.
На основании актуальности, цель работы - теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Объект - процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Предмет - комплекс педагогических мероприятий, направленный на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Исходя из цели, в рамках исследования поставлены следующие задачи:
1. Анализ возрастных и психолого-педагогических особенностей речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности и закономерности процесса обучения грамоте.
3. Проанализировать особенности организации процесса обучения грамоте для детей дошкольного возраста.
4. Провести анализ нормативных документов в области обучения грамоте.
5. Подобрать и описать диагностические материалы для определения уровня подготовки дошкольников к обучению грамоте.
6. Описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Методы исследования включают анализ литературных источников, анализ методической литературы по теме исследования, методы педагогического эксперимента, методы моделирования.
База исследования: дошкольная образовательная организация, где проведена работа с дошкольниками и педагогами ДОО, методический центр.
Структура работы включает в себя введение, заключение, две главы, заключение и список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках практической части работы выявлены три умения, диагностика которых отражает уровень готовности старших дошкольников к обучению грамоте.
Для выделенных умений разработана система показателей, по которым проведена диагностика воспитанников старшего дошкольного возраста в двух группах ДОУ.
В наименьшей степени у воспитанников исследуемых групп сформировано умение выделать ударение в словах, а в наибольшей - умение выделять слова в устной речи. При этом, уровень сформированности умений в целом выше у воспитанников первой группы, хотя разница между ними непоказательна.
Для контроля результатов проведена дополнительная диагностика тех же групп по утвержденной авторской методике. Диагностика по авторской методике показывает, что группа 1 показывает несколько более высокие результаты, а в целом результаты диагностики по авторской методике совпадают с полученной оценкой выделенных умений, отражающих готовность дошкольников к обучению грамоте.
По результатам диагностики были проанализированы наиболее подходящие для исследуемых групп методики подготовки дошкольников к обучению грамоте - исходя из особенностей сформированных умений.
В частности, разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование готовности к обучению грамоте (представлен в виде системы блоков).
Блоки комплекса мероприятий по развитию умений, обуславливающих готовность к обучению грамоте, предусматривают формирование (развитие) отдельной группы умений.
При этом, процесс формирования умений в рамках предлагаемого комплекса мероприятий подразумевает переход от легких в освоении к более сложным.
В рамках блока 1 - формирование интонационной стороны речи,
предусмотрены следующие задания для дошкольников:
1. Разучивание и чтение стихотворений.
2. Задание: «прочитай скороговорку с разной интонацией», например, скороговорку «проворонила ворона вороненка» с интонациями: упрека вороне, жалости к вороненку, возмущенно, с осуждением и т.д.
3. Задание: проговори предложение, каждый раз делая ударение на следующем от начала слове. Предложение: «какие стихи о зиме вы знаете?». Как меняется смысл этого вопроса-предложения в зависимости от того, на каком именно слове сделано ударение?
В рамках блока 2 - развитие темпо-ритмической стороны речи,
предусмотрены следующие типы заданий:
1. Разучивание стихотворений различного типа - лирических, веселых, печальных. Их выразительное чтение на память.
2. Разучивание и чтение на память одного стихотворения группой - при этом, каждый воспитанник должен прочесть свою строчку, выдерживая общий ритм и темп стихотворения.
В рамках блока 3 - развитие навыка соотнесения буквы и звука воспитанникам предложены следующие задания:
1. Карточки, на которых изображены буквы и карточки, на которых изображены звуки (транскрипция), при этом, воспитанникам предлагается сопоставить их попарно, исходя из того, какая именно буква какой звук обозначает.
2. Воспитанникам произносится слово и предлагается назвать, какие буквы есть в слове.
3. Воспитанникам произносится несколько слов подряд, предлагается на слух определить самое длинное и самое короткое, назвать число букв в них.
В рамках блока 4 - развитие навыка чтения по слогам, воспитанникам предложены следующие задания:
1. Предложены карточки с написанными слогами, из карточек-слогов предложено составить слова.
2. Предложены написанные по слогам слова, которые предлагается прочитать, определить, на какой слог падает ударение.
3. Воспитанникам произносится слово, предлагается определить число слогов в слове.
В рамках блока 5 - развитие навыков элементарного фонетического разбора, воспитанникам предложены следующие задания:
1. Предлагается написанное на карточке слово, воспитанникам необходимо определить число букв в слове число слогов, найти ударный слог.
2. Предлагаются карточки с несколькими словами. Воспитанникам необходимо сравнить слова, найти самое длинное, самое короткое, определить в каком слове больше слогов, в каком меньше. Выявить, есть ли зависимость между длиной слова и числом слогов (не всегда).
3. Воспитанникам предлагается на слух записать слово, разделив его на слоги, либо записать слово, произнесенное по слогам и по буквам.
При реализации представленных выше заданий в рамках каждого из блоков особое внимание следует уделить условиям процесса обучения воспитанников - условиям организации учебно-воспитательного процесса и условиям образовательной среды в группе ДОУ.
В качестве условий учебно-воспитательного процесса необходимо предусмотреть следующее:
1. Использование информационно-коммуникационных технологий.
2. Использование игровых технологий, технологии проектного обучения.
3. Постоянная смена деятельности, ввиду того, что дошкольникам сложно концентрироваться на одном виде деятельности.
4. Использование элементарных форм рефлексии (в виде вопросов воспитанникам - получилось ли выполнить задание, почему получилось, что не получилось, какие возникли трудности или ошибки и т.д.).
5. Дополнение иными видами деятельности - изобразительной, ролевой, проектной.
В качестве условий образовательной среды при реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование готовности к обучению грамоте, можно использовать следующие:
1. Попросить воспитанников проиллюстрировать слово и украсить помещение группы иллюстрациями.
2. Провести фонетический разбор слова всей группой, проиллюстрировать его на большом плакате.
3. Использовать прослушивание стихотворений в аудиозаписи, просмотр фрагментов видео.
4. Создание среды-квеста, например, поиск спрятанных карточек со слогами в помещении группы и составление из найденных слогов слов.
Предлагаемый комплекс мер по повышению уровня готовности старших дошкольников к обучению грамоте включает в себя:
1. Собственно методическую разработку заданий для воспитанников.
2. Предложения по условиям модернизации образовательной среды ДОУ.
3. Предложения по модернизации учебно-воспитательного процесса ДОУ.


1. Авдеева, Н.Н., Мещерякова, С.Ю. Вы и младенец. - М., 1991.
2. Белякова, Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании // Вопросы психологии. № 3, 1993. - С.88-94.
3. Блонский, П.П. Развитие мышления школьника // Избранные пед. и психол. соч. : В 2 т. - М, 2009. - Т.2. - 5-117 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., Наука 1982.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с. 10. 88.4. Г121.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2 - М., 1982. - С. 436-455.
7. Голант, Е.Я. Некоторые принципиальные вопросы развития самостоятельности школьника. - Ученые записи ЛГПИ им Герцена. - Кыштым: 2004, т.2.
8. Горецкий, В.Г. О возможных вариантах обучения грамоте [Текст] / В. Г. Горецкий // Начальная школа. - 2000. - № 7.
9. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
10. Громова, О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 2006. - 27 с.
12. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи (переиздание с дополнениями) - М., НАУКА, 2004.
13. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания (издание 4-ое) - М., 2009.
14. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий в средней группе / О.Н. Лиманская. - М.: Сфера, 2016. - 128 с.
15. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ