Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста

Работа №95987

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Возрастные и психолого-педагогические особенности речевого
развития детей среднего дошкольного возраста 5
1.2. Грамматический строй речи: характеристика понятия, структура 21
1.3 Особенности формирования грамматического строя речи у детей
среднего дошкольного возраста 25
1.4 Анализ нормативных документов по исследуемой проблеме 33
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1 Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи . 37
2.2 Комплекс педагогических мероприятий, направленный на
формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69

Актуальность исследования. На сегодняшний день каждое дошкольное образовательное учреждение находится на новом этапе развития, происходит пересмотр всего содержания дошкольного образования. Принятые новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из приоритетных своих направлений ставят работу с детьми дошкольного возраста, связанную с активизацией речевой деятельности, профилактикой и предупреждением появления различных речевых нарушений.
Лексика играет особо важную роль в развитии каждого ребёнка, в развитии его познавательной деятельности, а также мышления. Дошкольный возраст обладает наибольшей интенсивностью развития речевых функций человека. Сформированные речевые навыки являются необходимым условием осуществления межличностных контактов, что, в свою очередь, способствует расширению представлений дошкольника об окружающем его мире.
Актуальность работы заключается в необходимости определения наиболее эффективного средства развития грамматического строя речи дошкольников 4-5 лет на основе существующих образовательных программ в рамках ДОУ.
Теоретико-методологической базой исследования послужили:
• положения о речевой деятельности таких авторов, как
Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.;
• положения о формировании речевых умений таких авторов, как
Т. А. Ладыженская, Т. Г. Рамзаева, В. И. Капинос и др.;
• исследование по проблеме развития грамматического строя речи и формирования умений связного текста таких авторов, как Ш.А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, М. Р. Львов и др.
Объект исследования - процесс развития грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование грамматического строя речи средних дошкольников.
Цель - теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ.
Задачи исследования:
1.Описать возрастные и психолого-педагогические особенности
речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Раскрыть понятие грамматического строя речи, а также его структуры и особенностей формирования.
3. Рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Изучить уровень сформированности грамматического строя речи у дошкольников 4-5 лет.
5. Разработать комплекс педагогических мероприятий, направленных формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ.
База исследования: МКДОУ дс № 13 г. Тавды.
Выборка исследования: дети среднего дошкольного возраста в количестве 23 ребёнка в возрасте от 4 до 5,5 лет.
Структура работы. Данная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложением.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема «Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста» была определена как актуальная в силу того, что лексика играет особо важную роль в развитии каждого ребенка, в развитии его познавательной деятельности, мышления, а дошкольный возраст, в свою очередь, обладает наибольшей интенсивностью развития речевых функций человека.
Целью работ было изучение теоретических и практических основ для формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ. Данная цель достигнута благодаря решению задач исследования.
Описаны возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста на основе трудов таких авторов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин.
Раскрыто понятие грамматического строя речи, описана его структура и особенности формирования. Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Выявлено, что различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Также определено, что наиболее важным фактором, влияющим на развитие речи дошкольника в целом, и грамматической стороны речи в частности, является целенаправленное педагогическое воздействие.
Рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Выявлено, что эффективность работы, направленной на формирование лексико-грамматической стороны речи средних дошкольников посредством использования речевых дидактических игр и упражнений, обеспечивается при выполнении таких условий, как:
• многократность проведения одной и той же игры (до тех пор, пока дошкольники не справятся с поставленными речевыми задачами):
• разнообразие проводимых дидактических игр, направленных на реализацию определенных речевых задач (многообразие форм, различное лексическое содержание);
• гибкое использование дидактических игр в зависимости от грамматических проблем, имеющихся у детей;
• взаимосвязь при работе воспитателей и родителей.
В практической части работы изучены уровни сформированности грамматического строя речи у дошкольников 4-5 лет с помощью диагностических заданий, направленных на исследование умений словоизменения, словообразования и согласования.
В соответствии с полученными результатами диагностики разработан комплекс развивающих методов формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ, включающий в себя различные игры: настольно-печатные, словесно-дидактические и подвижные.
В рамках указанной программы было проведено родительское собрание, направленное на знакомство родителей с предстоящей программой, с ее особенностями, длительностью, предполагаемым результатом в достижениях детей и т.д.
При построении комплекса мероприятий по формированию грамматического строя речи средних дошкольников были учтены их возрастные особенности, согласно которым в данный период ребенку сложно удерживать длительное время внимание, дети часто отвлекаются, им необходимо довольно частое чередование видов деятельности, длительные неподвижные задания неприменимы, они должны разбавляться подвижными играми, должна присутствовать максимальная наглядность.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 №1155. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 32 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2013. - 448c.
4. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496с.
5. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. 1955. - Вып. 70. - С. 104-148.
6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. - 2 т.
7. Барабанова М. Ю. Формирование орфографических действий на основе языковых обобщений: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. -16 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
9. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика /Под ред. А. М. Шахноровича. М.: Прогресс, 1984. - С. 21 - 49.
10. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико­грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113-117.
11. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 с.
12. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. 510 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с.
14. Гаубих Ю., Липкина Ю. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов / [Авт.-сост. Ю.Г. Гаубих, Г.В. Косова, Ю.С. Липкина и др.]; Под ред. В.И. Селиверстова. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 1979. - 192 с.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.:
Сирин, 2009. - 308 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ