Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках рисования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .. 7
1.1 Характеристика понятия «изобразительные способности» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития изобразительных
способностей у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Рисование как средство развития изобразительных способностей у
детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностическое исследование уровня развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе проектировочной работы 34
2.2. Содержание работы по развитию изобразительных способностей у
детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках рисования ... 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .. 7
1.1 Характеристика понятия «изобразительные способности» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития изобразительных
способностей у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Рисование как средство развития изобразительных способностей у
детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностическое исследование уровня развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе проектировочной работы 34
2.2. Содержание работы по развитию изобразительных способностей у
детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках рисования ... 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одна из задач, поставленных в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (далее ФГОС ДО), звучит как «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка», и все программы дошкольного образования направлены на реализацию этой задачи. Содержание образовательной программы дошкольного учреждения должно обеспечивать развитие «способностей детей в различных видах деятельности», так говорится в этом же правовом документе, кроме того программа должна быть направлена на «развитие открывающихся возможностей» и «творческих способностей» ребёнка.
На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос о развитии различных способностей детей и в том числе изобразительных. Наиболее благоприятным для этого является возраст дошкольного детства. Проблема развития изобразительных способностей дошкольника достаточно проработана в теории. Однако практика дошкольного образования показывает, что на многие вопросы и в том числе на развитие способностей у детей в частности нет общего мнения в науке, а практикующие педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творчески применять общие теоретические знания в работе с детьми. Вопрос о развитии изобразительных способностей остаётся одной из основных проблем методики обучения детей рисованию.
Развитые изобразительные способности помогают человеку воспринимать окружающий мир, давать свою эмоциональную оценку и создавать что-то новое. Лучшим видом деятельности в детском саду для развития таких способностей является рисование - один из самых любимых видов деятельности дошкольников. В практике современных дошкольных учреждений уже давно закрепилось обучение детей рисованию в различных традиционных и нетрадиционных техниках, в том числе и смешению этих техник, которые интересны дошкольнику в любом возрасте. В своей работе мы остановимся именно на рисовании в смешанных техниках.
Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие изобразительных способностей является важным направлением художественно-эстетического развития ребёнка дошкольного возраста. Рисование различными способами доставляет ребёнку особенный интерес и удовольствие.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию изобразительных способностей у детей дошкольного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определяет выбор данной темы работы: «развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках рисования».
Объект исследования: процесс развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по рисованию в смешанных техниках направленный на развитие изобразительных способностей старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и частично реализовать комплекс занятий по рисованию в смешанных техниках, направленный на развитие изобразительных способностей старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «изобразительные способности».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности рисования в смешанных техниках в процессе развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить критерии, показатели, уровни развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста, подобрать диагностические задания и провести диагностику на констатирующем этапе проектировочной работы.
5. В ходе проектировочной работы разработать и частично провести комплекс занятий для детей старшего дошкольного возраста по рисованию в смешанных техниках, направленный на развитие изобразительных способностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Л.С. Выготского, Т.Г. Казаковой, В.Б. Косминской, Г.А. Урунтаевой, И.А. Лыковой, Т.С. Комаровай., Н.В. Шайдуровой и др.
Тема развития изобразительных способностей детей в рисовании затрагивалась такими учёными как: И.В. Дубровина, А.Г. Ковалев, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Кузин, И.А. Лыкова, С.В. Погодина, Н.П. Сакулина и др.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы. В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа продуктов изобразительной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ Детского сада «Детство», СП № 189 «Парус детства» города Нижнего Тагила, в котором приняли участие 20 воспитанников старшей дошкольной группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Проектировочная работа по развитию изобразительных способностей осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведён теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития изобразительных способностей старших дошкольников; определялись психолого-педагогические особенности, выявлялся потенциал развития изобразительных способностей в старшем дошкольном возрасте, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приёмы, направленные на развитие выделенных нами критериев изобразительных способностей, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос о развитии различных способностей детей и в том числе изобразительных. Наиболее благоприятным для этого является возраст дошкольного детства. Проблема развития изобразительных способностей дошкольника достаточно проработана в теории. Однако практика дошкольного образования показывает, что на многие вопросы и в том числе на развитие способностей у детей в частности нет общего мнения в науке, а практикующие педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творчески применять общие теоретические знания в работе с детьми. Вопрос о развитии изобразительных способностей остаётся одной из основных проблем методики обучения детей рисованию.
Развитые изобразительные способности помогают человеку воспринимать окружающий мир, давать свою эмоциональную оценку и создавать что-то новое. Лучшим видом деятельности в детском саду для развития таких способностей является рисование - один из самых любимых видов деятельности дошкольников. В практике современных дошкольных учреждений уже давно закрепилось обучение детей рисованию в различных традиционных и нетрадиционных техниках, в том числе и смешению этих техник, которые интересны дошкольнику в любом возрасте. В своей работе мы остановимся именно на рисовании в смешанных техниках.
Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие изобразительных способностей является важным направлением художественно-эстетического развития ребёнка дошкольного возраста. Рисование различными способами доставляет ребёнку особенный интерес и удовольствие.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию изобразительных способностей у детей дошкольного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определяет выбор данной темы работы: «развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках рисования».
Объект исследования: процесс развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по рисованию в смешанных техниках направленный на развитие изобразительных способностей старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и частично реализовать комплекс занятий по рисованию в смешанных техниках, направленный на развитие изобразительных способностей старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «изобразительные способности».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности рисования в смешанных техниках в процессе развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить критерии, показатели, уровни развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста, подобрать диагностические задания и провести диагностику на констатирующем этапе проектировочной работы.
5. В ходе проектировочной работы разработать и частично провести комплекс занятий для детей старшего дошкольного возраста по рисованию в смешанных техниках, направленный на развитие изобразительных способностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Л.С. Выготского, Т.Г. Казаковой, В.Б. Косминской, Г.А. Урунтаевой, И.А. Лыковой, Т.С. Комаровай., Н.В. Шайдуровой и др.
Тема развития изобразительных способностей детей в рисовании затрагивалась такими учёными как: И.В. Дубровина, А.Г. Ковалев, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Кузин, И.А. Лыкова, С.В. Погодина, Н.П. Сакулина и др.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы. В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа продуктов изобразительной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ Детского сада «Детство», СП № 189 «Парус детства» города Нижнего Тагила, в котором приняли участие 20 воспитанников старшей дошкольной группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Проектировочная работа по развитию изобразительных способностей осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведён теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития изобразительных способностей старших дошкольников; определялись психолого-педагогические особенности, выявлялся потенциал развития изобразительных способностей в старшем дошкольном возрасте, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приёмы, направленные на развитие выделенных нами критериев изобразительных способностей, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проведённое исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках рисования».
Очень важно развивать у ребёнка изобразительные способности. Прежде всего, потому, что развитые изобразительные способности это результат художественно-эстетического развития, а это одно из направлений развития и образования детей дошкольного возраста - образовательных областей. В свою очередь сформированные изобразительные способности являются следствием развития детской творческой деятельности.
Наша работа была ориентирована на определение и совершенствование условий, необходимых для выявления и развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия изобразительные способности, которые следует рассматривать как «систему врождённых и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество» (по И.М. Кондакову). Опираясь на опыт педагогов исследовавших эти виды способностей можно выделить следующие показатели: восприятие и связанное с ним представление, овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа), овладение техникой рисунка.
2. Изучив основные психолого-педагогические особенности развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок достаточно развит для приобретения новых изобразительных способностей, в этом возрасте происходят изменения психических процессов, меняется его деятельность. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется восприятие окружающих его предметов. В процессе развития восприятия дошкольник теперь использует, в основном, зрительный анализатор. Хотя нередко он может использовать и другие виды анализаторов, так, при знакомстве с новым для себя предметом, например, такое свойство как форма, может быть анализировано с помощью осязания. Ребёнок способен воспринимать предмет целиком, даже если не видит его полностью и отделять его части. Легко ориентируется в основной цветовой гамме, называя даже характер цвета. Ребёнок может определить величину предмета и его пропорции, а вот определение положения предмета в пространстве все ещё затруднительно.
Дошкольнику важно показать свои эмоции в творчестве и на помощь ему приходят выразительные средства. Ребёнок способен передать своё отношение через цвет, линии, композицию, где у ребёнка начинает появляться новое умение - изображение объекта в действии, движении. Очень важна оригинальность в детском рисунке, в его рассуждениях об увиденном и изображённом объекте. Однако педагоги выделяют и такое качество изобразительной деятельности детей как реализм, в том числе и потому, что дети и сами тяготеют к реалистичным изображениям, а педагоги в свою очередь считают, что только такой стиль деятельности может обеспечить развитие ребёнка. Ещё одним важным изменением в этом возрасте является способность детей к овладению техническими умениями в рисовании. Можно говорить о том, что развитие изобразительных способностей - это целенаправленный, планомерный процесс.
3. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать определение понятия «рисование в смешанных техниках» - это изображение предметов и явлений при помощи различных сочетаний техник рисования с применением различных материалов. Нами были рассмотрены методики Т.С. Комаровой, С.В. Погодиной, изучены подходы к развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста Н.П. Сакулной, Е.А. Флериной, Л.А. Раевой, и сделан вывод, изобразительные способности развиваются не стихийно. Это целенаправленный процесс, в котором важны как правильно подобранные методы и приёмы обучения, так и принципы систематичности и интеграции с другими видами деятельности дошкольника. На занятиях по рисованию в старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие изобразительных способностей.
На этих занятиях необходимо развивать главным образом технические навыки дошкольников, что будет способствовать и успешному овладению различных выразительных средств. Наряду с познавательным развитием в рисовании происходит более точное развитие восприятия дошкольника. Очень важна игра в процессе развития изобразительных способностей. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника способствует более комфортному развитию ребёнка, многое становится более доступным и понятным для него. Через разные виды и техники рисования дети приобретают новый опыт, что даёт толчок развитию их способностей. Возможность развития изобразительных способностей посредством рисования в смешанных техниках возникает кроме того при условии эмоционального отклика ребёнка. Также непосредственное влияние на развитие изобразительных способностей оказывает личность педагога и грамотно организованный педагогический процесс.
4. В ходе проектировочной работы нами был разработан, с учётом психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста и задач, направленных на развитие изобразительных способностей, и проведён комплекс занятий по рисованию в смешанных техниках. В содержание комплекса занятий по рисованию вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по теме «природа» - это растительный и животный мир. Выбор содержания, форм и методов организации занятий по рисованию в смешанных техниках уже на начальном этапе реализации комплекса занятий обеспечил положительный результат в развитии показателей изобразительных способностей, что было выявлено в процессе проектировочной работы и в результате анализа рисунков детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках.
Очень важно развивать у ребёнка изобразительные способности. Прежде всего, потому, что развитые изобразительные способности это результат художественно-эстетического развития, а это одно из направлений развития и образования детей дошкольного возраста - образовательных областей. В свою очередь сформированные изобразительные способности являются следствием развития детской творческой деятельности.
Наша работа была ориентирована на определение и совершенствование условий, необходимых для выявления и развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия изобразительные способности, которые следует рассматривать как «систему врождённых и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество» (по И.М. Кондакову). Опираясь на опыт педагогов исследовавших эти виды способностей можно выделить следующие показатели: восприятие и связанное с ним представление, овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа), овладение техникой рисунка.
2. Изучив основные психолого-педагогические особенности развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок достаточно развит для приобретения новых изобразительных способностей, в этом возрасте происходят изменения психических процессов, меняется его деятельность. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется восприятие окружающих его предметов. В процессе развития восприятия дошкольник теперь использует, в основном, зрительный анализатор. Хотя нередко он может использовать и другие виды анализаторов, так, при знакомстве с новым для себя предметом, например, такое свойство как форма, может быть анализировано с помощью осязания. Ребёнок способен воспринимать предмет целиком, даже если не видит его полностью и отделять его части. Легко ориентируется в основной цветовой гамме, называя даже характер цвета. Ребёнок может определить величину предмета и его пропорции, а вот определение положения предмета в пространстве все ещё затруднительно.
Дошкольнику важно показать свои эмоции в творчестве и на помощь ему приходят выразительные средства. Ребёнок способен передать своё отношение через цвет, линии, композицию, где у ребёнка начинает появляться новое умение - изображение объекта в действии, движении. Очень важна оригинальность в детском рисунке, в его рассуждениях об увиденном и изображённом объекте. Однако педагоги выделяют и такое качество изобразительной деятельности детей как реализм, в том числе и потому, что дети и сами тяготеют к реалистичным изображениям, а педагоги в свою очередь считают, что только такой стиль деятельности может обеспечить развитие ребёнка. Ещё одним важным изменением в этом возрасте является способность детей к овладению техническими умениями в рисовании. Можно говорить о том, что развитие изобразительных способностей - это целенаправленный, планомерный процесс.
3. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать определение понятия «рисование в смешанных техниках» - это изображение предметов и явлений при помощи различных сочетаний техник рисования с применением различных материалов. Нами были рассмотрены методики Т.С. Комаровой, С.В. Погодиной, изучены подходы к развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста Н.П. Сакулной, Е.А. Флериной, Л.А. Раевой, и сделан вывод, изобразительные способности развиваются не стихийно. Это целенаправленный процесс, в котором важны как правильно подобранные методы и приёмы обучения, так и принципы систематичности и интеграции с другими видами деятельности дошкольника. На занятиях по рисованию в старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие изобразительных способностей.
На этих занятиях необходимо развивать главным образом технические навыки дошкольников, что будет способствовать и успешному овладению различных выразительных средств. Наряду с познавательным развитием в рисовании происходит более точное развитие восприятия дошкольника. Очень важна игра в процессе развития изобразительных способностей. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника способствует более комфортному развитию ребёнка, многое становится более доступным и понятным для него. Через разные виды и техники рисования дети приобретают новый опыт, что даёт толчок развитию их способностей. Возможность развития изобразительных способностей посредством рисования в смешанных техниках возникает кроме того при условии эмоционального отклика ребёнка. Также непосредственное влияние на развитие изобразительных способностей оказывает личность педагога и грамотно организованный педагогический процесс.
4. В ходе проектировочной работы нами был разработан, с учётом психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста и задач, направленных на развитие изобразительных способностей, и проведён комплекс занятий по рисованию в смешанных техниках. В содержание комплекса занятий по рисованию вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по теме «природа» - это растительный и животный мир. Выбор содержания, форм и методов организации занятий по рисованию в смешанных техниках уже на начальном этапе реализации комплекса занятий обеспечил положительный результат в развитии показателей изобразительных способностей, что было выявлено в процессе проектировочной работы и в результате анализа рисунков детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанной технике рисования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аппликации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста средствами изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях настольной дидактической игры на материале произведений живописи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



