Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках рисования

Работа №95983

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .. 7
1.1 Характеристика понятия «изобразительные способности» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития изобразительных
способностей у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Рисование как средство развития изобразительных способностей у
детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностическое исследование уровня развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе проектировочной работы 34
2.2. Содержание работы по развитию изобразительных способностей у
детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках рисования ... 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ

Одна из задач, поставленных в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (далее ФГОС ДО), звучит как «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка», и все программы дошкольного образования направлены на реализацию этой задачи. Содержание образовательной программы дошкольного учреждения должно обеспечивать развитие «способностей детей в различных видах деятельности», так говорится в этом же правовом документе, кроме того программа должна быть направлена на «развитие открывающихся возможностей» и «творческих способностей» ребёнка.
На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос о развитии различных способностей детей и в том числе изобразительных. Наиболее благоприятным для этого является возраст дошкольного детства. Проблема развития изобразительных способностей дошкольника достаточно проработана в теории. Однако практика дошкольного образования показывает, что на многие вопросы и в том числе на развитие способностей у детей в частности нет общего мнения в науке, а практикующие педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творчески применять общие теоретические знания в работе с детьми. Вопрос о развитии изобразительных способностей остаётся одной из основных проблем методики обучения детей рисованию.
Развитые изобразительные способности помогают человеку воспринимать окружающий мир, давать свою эмоциональную оценку и создавать что-то новое. Лучшим видом деятельности в детском саду для развития таких способностей является рисование - один из самых любимых видов деятельности дошкольников. В практике современных дошкольных учреждений уже давно закрепилось обучение детей рисованию в различных традиционных и нетрадиционных техниках, в том числе и смешению этих техник, которые интересны дошкольнику в любом возрасте. В своей работе мы остановимся именно на рисовании в смешанных техниках.
Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие изобразительных способностей является важным направлением художественно-эстетического развития ребёнка дошкольного возраста. Рисование различными способами доставляет ребёнку особенный интерес и удовольствие.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию изобразительных способностей у детей дошкольного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определяет выбор данной темы работы: «развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках рисования».
Объект исследования: процесс развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по рисованию в смешанных техниках направленный на развитие изобразительных способностей старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и частично реализовать комплекс занятий по рисованию в смешанных техниках, направленный на развитие изобразительных способностей старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «изобразительные способности».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности рисования в смешанных техниках в процессе развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить критерии, показатели, уровни развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста, подобрать диагностические задания и провести диагностику на констатирующем этапе проектировочной работы.
5. В ходе проектировочной работы разработать и частично провести комплекс занятий для детей старшего дошкольного возраста по рисованию в смешанных техниках, направленный на развитие изобразительных способностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Л.С. Выготского, Т.Г. Казаковой, В.Б. Косминской, Г.А. Урунтаевой, И.А. Лыковой, Т.С. Комаровай., Н.В. Шайдуровой и др.
Тема развития изобразительных способностей детей в рисовании затрагивалась такими учёными как: И.В. Дубровина, А.Г. Ковалев, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Кузин, И.А. Лыкова, С.В. Погодина, Н.П. Сакулина и др.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы. В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа продуктов изобразительной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ Детского сада «Детство», СП № 189 «Парус детства» города Нижнего Тагила, в котором приняли участие 20 воспитанников старшей дошкольной группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Проектировочная работа по развитию изобразительных способностей осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведён теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития изобразительных способностей старших дошкольников; определялись психолого-педагогические особенности, выявлялся потенциал развития изобразительных способностей в старшем дошкольном возрасте, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приёмы, направленные на развитие выделенных нами критериев изобразительных способностей, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках рисования».
Очень важно развивать у ребёнка изобразительные способности. Прежде всего, потому, что развитые изобразительные способности это результат художественно-эстетического развития, а это одно из направлений развития и образования детей дошкольного возраста - образовательных областей. В свою очередь сформированные изобразительные способности являются следствием развития детской творческой деятельности.
Наша работа была ориентирована на определение и совершенствование условий, необходимых для выявления и развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия изобразительные способности, которые следует рассматривать как «систему врождённых и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество» (по И.М. Кондакову). Опираясь на опыт педагогов исследовавших эти виды способностей можно выделить следующие показатели: восприятие и связанное с ним представление, овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа), овладение техникой рисунка.
2. Изучив основные психолого-педагогические особенности развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок достаточно развит для приобретения новых изобразительных способностей, в этом возрасте происходят изменения психических процессов, меняется его деятельность. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется восприятие окружающих его предметов. В процессе развития восприятия дошкольник теперь использует, в основном, зрительный анализатор. Хотя нередко он может использовать и другие виды анализаторов, так, при знакомстве с новым для себя предметом, например, такое свойство как форма, может быть анализировано с помощью осязания. Ребёнок способен воспринимать предмет целиком, даже если не видит его полностью и отделять его части. Легко ориентируется в основной цветовой гамме, называя даже характер цвета. Ребёнок может определить величину предмета и его пропорции, а вот определение положения предмета в пространстве все ещё затруднительно.
Дошкольнику важно показать свои эмоции в творчестве и на помощь ему приходят выразительные средства. Ребёнок способен передать своё отношение через цвет, линии, композицию, где у ребёнка начинает появляться новое умение - изображение объекта в действии, движении. Очень важна оригинальность в детском рисунке, в его рассуждениях об увиденном и изображённом объекте. Однако педагоги выделяют и такое качество изобразительной деятельности детей как реализм, в том числе и потому, что дети и сами тяготеют к реалистичным изображениям, а педагоги в свою очередь считают, что только такой стиль деятельности может обеспечить развитие ребёнка. Ещё одним важным изменением в этом возрасте является способность детей к овладению техническими умениями в рисовании. Можно говорить о том, что развитие изобразительных способностей - это целенаправленный, планомерный процесс.
3. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать определение понятия «рисование в смешанных техниках» - это изображение предметов и явлений при помощи различных сочетаний техник рисования с применением различных материалов. Нами были рассмотрены методики Т.С. Комаровой, С.В. Погодиной, изучены подходы к развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста Н.П. Сакулной, Е.А. Флериной, Л.А. Раевой, и сделан вывод, изобразительные способности развиваются не стихийно. Это целенаправленный процесс, в котором важны как правильно подобранные методы и приёмы обучения, так и принципы систематичности и интеграции с другими видами деятельности дошкольника. На занятиях по рисованию в старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие изобразительных способностей.
На этих занятиях необходимо развивать главным образом технические навыки дошкольников, что будет способствовать и успешному овладению различных выразительных средств. Наряду с познавательным развитием в рисовании происходит более точное развитие восприятия дошкольника. Очень важна игра в процессе развития изобразительных способностей. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника способствует более комфортному развитию ребёнка, многое становится более доступным и понятным для него. Через разные виды и техники рисования дети приобретают новый опыт, что даёт толчок развитию их способностей. Возможность развития изобразительных способностей посредством рисования в смешанных техниках возникает кроме того при условии эмоционального отклика ребёнка. Также непосредственное влияние на развитие изобразительных способностей оказывает личность педагога и грамотно организованный педагогический процесс.
4. В ходе проектировочной работы нами был разработан, с учётом психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста и задач, направленных на развитие изобразительных способностей, и проведён комплекс занятий по рисованию в смешанных техниках. В содержание комплекса занятий по рисованию вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по теме «природа» - это растительный и животный мир. Выбор содержания, форм и методов организации занятий по рисованию в смешанных техниках уже на начальном этапе реализации комплекса занятий обеспечил положительный результат в развитии показателей изобразительных способностей, что было выявлено в процессе проектировочной работы и в результате анализа рисунков детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках.



1) Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 632 с.
2) Большой энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. А. М.
Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская
энциклопедия, 2000. - 1456 с.
3) Варич Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного
возраста. [Электронный ресурс] Режим доступа //
http://ivanovomama.ru/articles-one7idM346(дата обращения: 20.10.2016)
4) Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
5) Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.-Л.: «Академия педагогических наук», 1948. - 132 с.
6) Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Л. А. Головчиц. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с. - (Коррекционная педагогика)
7) Гончарова, Е. В. Социально-культурологический подход как методологическая основа современного дошкольного образования [Текст]/ Е. В. Гончарова / ред. А.Ф. Аменд и другие // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Центр личностно-ориентированного развивающего обучения. Серия 3. Актуальные проблемы образования. Научный журнал. Челябинск: ЧГПУ, 2004. № 22. С. 99-106
8) Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 344 с.
9) Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст]/ О. А. Григорьева // Молодой учёный. - 2014. - №20. - С. 568-569.
10) Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка В 4-х т. [Текст]/ В. И. Даль. - М.: «Рипол Классик», 2007. - 3104 с.
11) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
12) Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя [Текст]/ И. В. Дубровина, А. Д. Андреева и др. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
13) Дырда Г. П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 69-70. [Электронный ресурс] Режим доступа // https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9036/(дата обращения: 23.10.2016).
14) Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2 т. [Текст]/ Т. Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. Т. 1: А - О - 1213 с., Т. 2: П - Я - 1084 с.
15) Иванова Л. В. Развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования/ Л. В. Иванова, Е. А. Пудеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 51-55. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://e-koncept.ru/2016/56088.htm(дата обращения: 21.10.2016)
16) Казакова, Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками [Текст]/ Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина./ Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
17) Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]/ Т. Г. Казакова. - М.: Владос, 2006. - 271 с.
18) Канащенкова, В. В. Хрестоматия по теории и методики развития детского изобразительного творчества [Текст] / В. В. Канащенкова. - Иркутск.: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. - 211 с.
19) Ковалев, А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности [Текст]/ А. Г. Ковалев // Проблемы способностей. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 155 с.
20) Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства [Текст] / С. К. Кожохина. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192 с.
21) Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов [Текст]/ Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 117 с.
22) Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада [Текст]/ Т. С. Комарова. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008. - 126 с.
23) Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст]/ Т. С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990. с. 142.
24) Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. - Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст]/ Т. С. Комарова. - М.: Просвещение, 1970. - 158 с.
25) Комарова, Т. С. Подготовка детей к школе в процессе занятий изобразительной деятельностью. [Электронный ресурс] Режим доступа // https://gigabaza.ru/doc/91610.html(дата обращения: 23.10.2016)
26) Коменский, Я. А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»): Со вступительной статьёй проф. А. А. Красновского [Текст]/ Я. А. Коменский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940. - 95 с.
27) Кондаков, И. М. Психологический словарь [Текст]/ И. М. Кондаков.
- М.: Наука, 2000. - 488 с.
28) Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной
деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов [Текст]/ В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.:
Просвещение, 1977. - 253 с.
29) Кузин, В. С. Психология [Текст]/ В. С. Кузин. - М.: Педагогика, 1976 г. - 256 с.
30) Куликанова Е. В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой учёный. - 2017. - №34.
- с. 106-108. - [Электронный ресурс] Режим доступа //
https://moluch.ru/archive/168/45461/(дата обращения: 12.04.2018).
31) Ландышев С. Ю. Сущность и содержание понятия «эстетические способности» [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.art-in- school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2015_03_landishev.pdf(дата обращения: 18.10.2016)
32) Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа [Текст]/ И. А. Лыкова. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. - 208 с.
33) Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст]/ И. А. Лыкова. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. - 208 с.
34) Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]/ А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
35) Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. [Текст] - М.: Эксмо, 2013. - 144 с. - (Законы и кодексы).
36) Олейникова Е. А. Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/17/osobennosti-razvitiya- voobrazheniya-v-starshem-doshkolnom-vozraste(дата обращения: 21.10.2016)
37) Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006 г. - 944 с.
38) Основные положения СанПиН 2.4.1.2660-10 [Электронный ресурс] Режим доступа // http://yarmalysh.ru/oficialno/sanitarnye-pravila-i-normy- dlja/osnovnye-polozhenija-sanpin-2412660-10(дата обращения: 17.10.2017)
39) Панагушина Е. А. Практические советы проведения занятия по
ФГОС ДОУ [Электронный ресурс] Режим доступа //
https://урок.рф/library/prakticheskie_soveti_provedeniya_zanyatiya_po_fgos_dou_090507.html (дата обращения: 18.10.2017)
40) Петухова, Л. В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Л. В. Петухова // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 2 (5) - С. 159-163.
41) Петухова Л. В. Развитие художественно-творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ [Электронный ресурс] Режим доступа // http://teoria- practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/9/pedagogika/petukhova.pdf (дата
обращения: 18.10.2016)
42) Погодина, С. В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов [Текст]/ С. В. Погодина // Дошкольное воспитание. - 2011 - №9 - С. 52-63
43) Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / С. В. Погодина. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 352 с., [8] с. цв. ил.
44) Погодина, С. В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников [Текст]/ С. В. Погодина. - М.: ВАКО, 2015. - 144 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
45) Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
46) Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
47) Пучкова, Е. В. О значении развития художественно-эстетических способностей дошкольника [Текст]/ Е. В. Пучкова // Молодой учёный. - 2016. - №7. - С. 695-697.
48) Рабцевич, Е. А. Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рисовании [Текст]/ Е. А. Рабцевич // Инновационные технологии в образовании и науке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 175-179.
49) Реан, А. А. Психология и педагогика: Учебник для вузов [Текст]/ А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб: Питер, 2002. - 432с.
50) Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. - СПб.: «Питер», 2002. - 720 с.
51) Серова, Е. О. Это важно - развитие мышления у ребёнка [Текст]/ Е. О. Серова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 2 - С. 32-39
52) Телегина, И. С. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании [Текст] / И. С. Телегина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 7. - С. 245-255.
53) Телегина, И. С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников [Текст] / И. С. Телегина // Вестник НГГУ. - 2010. - №1. - С. 2-6.
54) Теплов, Б. М. Проблема одарённости [Текст]/ Б. М. Теплов // Советская педагогика - 1940. - № 4-5. - С. 146-156.
55) Теплова И. С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации // Вопросы дошкольной педагогики. -
2015. - №1. - С. 49-52 - [Электронный ресурс] Режим доступа //
https://moluch.ru/th/1/archive/1/42/(дата обращения: 15.04.2018).
56) Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015 - 235 с.
57) Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст]/ Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - 368 с.
58) Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г. А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
59) Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка [Текст]/ Д. Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт, 2005. - 1216 с.
60) Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки. [Текст]/ А. А. Фатеева - Ярославль: Академия Развития, 2006. -96 с.
61) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, 2014 г. [Электронный ресурс] Режим доступа // http: //bda-expert.com/2014/01 /federalnyj - go sudarstvennyj-obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/(дата обращения: 17.10.2016)
62) Чепцова Н. А. Психологическая характеристика старших дошкольников // Прикладная психология [Электронный ресурс] Режим доступа // http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2099(дата обращения: 23.10.2016)
63) Шадриков В. Д. Способности человека. Фрагменты [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=794 (дата обращения: 23.04.2017)
64) Шайдурова, Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста [Текст]/ Н. В. Шайдурова. - М.: «Сфера», 2008. - 160 с.
65) Шарова В. Д. Изобразительная деятельность - как средство развития творческих способностей дошкольников. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/izobrazitelnaia- deiatelnost-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-doshkolnikov.html(дата обращения: 18.10.2016)
66) Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1990. - 197 с.
[Электронный ресурс] Режим доступа // http://psychlib.ru/mgppu/edp- 2007/edp-001.htm/(дата обращения: 24.10.2016)
67) Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
[Электронный ресурс Режим доступа //
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/18446/(дата обращения: 10.05.2018)
68) Эстетика: Словарь [Текст] / Под общ. ред. А. А. Беляева - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ