Исследовательская деятельность школьников в работе туристско-краеведческого кружка
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1 Сущность исследовательской деятельности в образовательном процессе. 7
Е2 Методика организации исследовательской деятельности 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ КРУЖКЕ 29
2.1 Учебные тропы как инструмент для организации исследовательской
деятельности 29
2.2 Описание учебно-экологических троп Белоярского района 44
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ КРУЖКЕ 56
3.1. Апробирование условий организации исследовательской деятельности в
работе туристско-краеведческого кружка 56
3.2. Анализ результатов по применению исследовательской деятельности в
туристско-краеведческом кружке 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1 Сущность исследовательской деятельности в образовательном процессе. 7
Е2 Методика организации исследовательской деятельности 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ КРУЖКЕ 29
2.1 Учебные тропы как инструмент для организации исследовательской
деятельности 29
2.2 Описание учебно-экологических троп Белоярского района 44
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ КРУЖКЕ 56
3.1. Апробирование условий организации исследовательской деятельности в
работе туристско-краеведческого кружка 56
3.2. Анализ результатов по применению исследовательской деятельности в
туристско-краеведческом кружке 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
В условиях перехода общеобразовательных школ на федеральный государственный образовательный стандарт перед педагогами стоит задача формирование знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих школьникам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. В реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который позволяет на каждой ступени общего образования:
• представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
• на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
• выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития обучающихся.
Деятельностная форма результатов образования, основанная на системно-деятельностном подходе, затрагивает вопросы проектирования педагогами образовательного процесса с использованием современных технологий деятельностного типа, к которым можно отнести реализацию исследовательской деятельности, в том числе во внеурочной деятельности, где основная педагогическая задача - создание и организация условий, которые инициируют действия школьников. Исследовательская деятельность обучающихся прописана в стандарте образования, которой должен овладеть каждый. Занимаясь исследованием, дети самостоятельно выбирают его направление, изучают теоретический материал, проводят эксперимент, оформляют результат.
Классно-урочная система обучения не способна в полной мере создать оптимальные условия для достижения результатов, которые требуются стандартами, в полной мере осуществить деятельностный подход в обучении, воспитании и развитии школьников, формирования у них практике- ориентированных результатов образования. Для этого требуется дополнительное время, различные формы организации практического познания школьниками окружающего мира и закономерностей его развития. Пути решения этой проблемы школы ищут за счет использования ресурсов внеурочной деятельности.
Одним из таких ресурсов является туристско-краеведческая деятельность. Туризм - это специфический вид спортивной деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. В свою очередь, краеведение - это универсальный инструмент и проверенное средство в системе духовно- нравственного воспитания, являющимся эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом. Туристско- краеведческая деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на обучение, воспитание и оздоровление школьников. В ней заложены широкие возможности для проявления творческих способностей учащихся - спортивных, научных, художественных, технических и др. Также реализуется практике-ориентированные функции общего образования, формируя универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Используются научные методы познания окружающего мира (исторический, математический, информационный, лингвистический, моделирования, экспедиционный, наблюдения, прогнозирования, детерминизма и др.), где устанавливается взаимосвязь между содержанием, технологиями, методами и формами образовательной деятельности общего и дополнительного образования.
Таким образом, осуществляемый в процессе совместной туристско- краеведческой и исследовательской деятельности по направлениям развития личности обучающихся, позволяет ориентировать обучение на новые образовательные результаты, которые отражают не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности), но и овладение исследовательскими умениями, а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся).
Объект: Исследовательская деятельность школьников.
Предмет: Методические условия организации исследовательской деятельности школьников в работе туристско-краеведческого кружка.
Цель: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования исследовательских компетенций школьников в работе туристско-краеведческого кружка.
Задачи:
• анализ педагогической литературы, нормативных документов, диссертационных исследований в области предмета исследования.
• проанализировать роль и место исследовательской деятельности школьников в работе туристско-краеведческого кружка;
• выявить и обосновать педагогические особенности и условия успешного использования исследовательской деятельности школьников в работе туристско-краеведческого кружка;
• разработать и экспериментально проверить формы организации и проведения исследования в работе кружка.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ проблемы на основе изучения психологической, педагогической, методической, учебной литературы); эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование); статистические (обработка результатов исследования).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что исследовательская деятельность школьников результативна в работе туристско-краеведческого кружка, если:
• методически обоснованы условия организации школьных исследований в туристско-краеведческом кружке;
• разработаны формы и методы организации исследовательской деятельности в работе кружка.
Научная новизна: разработаны условия и формы организации исследовательской деятельности в туристско-краеведческом кружке.
Практическая значимость - выявлены и экспериментально обоснованы условия, методы и приемы формирования исследовательских компетенций обучающихся с помощью работы туристско-краеведческого кружка. Разработаны маршруты учебных троп, к которым были составлены задания и примеры исследований. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности учителей географии и педагогов дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
• методически обоснованные условия для организации исследовательской деятельности школьников в туристско-краеведческом кружке;
• содержание, формы и методы работы туристско-краеведческого кружка в развитие исследовательских компетенций школьников;
Структура работы. Поставленные задачи определили логику и содержание работы. Материал работы изложен на 89 страницах. Она состоит из введения, 3-х глав, заключения, включает 7 рисунков, 3 таблицы, 4 приложения и список литературы, состоящий из 67 источников.
• представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
• на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
• выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития обучающихся.
Деятельностная форма результатов образования, основанная на системно-деятельностном подходе, затрагивает вопросы проектирования педагогами образовательного процесса с использованием современных технологий деятельностного типа, к которым можно отнести реализацию исследовательской деятельности, в том числе во внеурочной деятельности, где основная педагогическая задача - создание и организация условий, которые инициируют действия школьников. Исследовательская деятельность обучающихся прописана в стандарте образования, которой должен овладеть каждый. Занимаясь исследованием, дети самостоятельно выбирают его направление, изучают теоретический материал, проводят эксперимент, оформляют результат.
Классно-урочная система обучения не способна в полной мере создать оптимальные условия для достижения результатов, которые требуются стандартами, в полной мере осуществить деятельностный подход в обучении, воспитании и развитии школьников, формирования у них практике- ориентированных результатов образования. Для этого требуется дополнительное время, различные формы организации практического познания школьниками окружающего мира и закономерностей его развития. Пути решения этой проблемы школы ищут за счет использования ресурсов внеурочной деятельности.
Одним из таких ресурсов является туристско-краеведческая деятельность. Туризм - это специфический вид спортивной деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. В свою очередь, краеведение - это универсальный инструмент и проверенное средство в системе духовно- нравственного воспитания, являющимся эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом. Туристско- краеведческая деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на обучение, воспитание и оздоровление школьников. В ней заложены широкие возможности для проявления творческих способностей учащихся - спортивных, научных, художественных, технических и др. Также реализуется практике-ориентированные функции общего образования, формируя универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Используются научные методы познания окружающего мира (исторический, математический, информационный, лингвистический, моделирования, экспедиционный, наблюдения, прогнозирования, детерминизма и др.), где устанавливается взаимосвязь между содержанием, технологиями, методами и формами образовательной деятельности общего и дополнительного образования.
Таким образом, осуществляемый в процессе совместной туристско- краеведческой и исследовательской деятельности по направлениям развития личности обучающихся, позволяет ориентировать обучение на новые образовательные результаты, которые отражают не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности), но и овладение исследовательскими умениями, а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся).
Объект: Исследовательская деятельность школьников.
Предмет: Методические условия организации исследовательской деятельности школьников в работе туристско-краеведческого кружка.
Цель: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования исследовательских компетенций школьников в работе туристско-краеведческого кружка.
Задачи:
• анализ педагогической литературы, нормативных документов, диссертационных исследований в области предмета исследования.
• проанализировать роль и место исследовательской деятельности школьников в работе туристско-краеведческого кружка;
• выявить и обосновать педагогические особенности и условия успешного использования исследовательской деятельности школьников в работе туристско-краеведческого кружка;
• разработать и экспериментально проверить формы организации и проведения исследования в работе кружка.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ проблемы на основе изучения психологической, педагогической, методической, учебной литературы); эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование); статистические (обработка результатов исследования).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что исследовательская деятельность школьников результативна в работе туристско-краеведческого кружка, если:
• методически обоснованы условия организации школьных исследований в туристско-краеведческом кружке;
• разработаны формы и методы организации исследовательской деятельности в работе кружка.
Научная новизна: разработаны условия и формы организации исследовательской деятельности в туристско-краеведческом кружке.
Практическая значимость - выявлены и экспериментально обоснованы условия, методы и приемы формирования исследовательских компетенций обучающихся с помощью работы туристско-краеведческого кружка. Разработаны маршруты учебных троп, к которым были составлены задания и примеры исследований. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности учителей географии и педагогов дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
• методически обоснованные условия для организации исследовательской деятельности школьников в туристско-краеведческом кружке;
• содержание, формы и методы работы туристско-краеведческого кружка в развитие исследовательских компетенций школьников;
Структура работы. Поставленные задачи определили логику и содержание работы. Материал работы изложен на 89 страницах. Она состоит из введения, 3-х глав, заключения, включает 7 рисунков, 3 таблицы, 4 приложения и список литературы, состоящий из 67 источников.
В данной работе была исследована тема «Исследовательская деятельность школьников в работе туристско-краеведческого кружка». Были рассмотрены теоретические основы исследовательской деятельности школьников; изучен педагогический опыт, накопленный по данной проблеме; проведена практическая работа, направленная на решение поставленных задач с использованием накопленного теоретического материала.
Туристско-краеведческая деятельность является результативным средством, которое комплексно оказывает воздействие на обучение и воспитание школьников. Посещая кружок, школьники имеют большие возможности для самореализации: спорт, наука, творчество. Помимо этого, работа туристско-краеведческого кружка имеет практико-ориентированный характер, где формируется универсальные учебные действия. В познание окружающего мира используются научные методы. В связи с этим формирование исследовательских компетенций в работе туристско- краеведческого кружка будет результативным и действенным. Распространенная форма организации исследований в кружке это работа на учебно-экологических тропах. Учебная экологическая тропа - это специально организованная территория для обучения школьников в окружающей среде. На тропе может осуществляться как экскурсии с заданиями исследовательского характера, так и организовываться сами исследования. При работе кружка на тропе могут проводиться следующие исследования:
• наблюдения за погодой;
• наблюдение за растительностью родного края;
• изучение рекреационных возможностей;
• измерение скорости течения реки, глубину, расход воды;
• проводить исторические исследования.
Взаимодействие туристско-краеведческой и исследовательской деятельности в развитии обучающихся, способствует ориентированию обучения на современные образовательные результаты, которые направлены освоение не только предметного содержания, но и на метапредметные умения.
Цель дипломной работы была достигнута. В результате изучения психолого-педагогической, методической, учебной литературы, наблюдения и анализа за ходом исследования школьников на экологической тропе сделано следующее:
1. разработаны экологические тропы, задания к ним; и примеры тем исследовательских работ;
2. выделены условия, при которых формирование исследовательских умений дает оптимальный результат:
• обучающимся даны знания алгоритма для выполнения работы;
• проведены методические указания, инструктаж, консультации;
• создана соответствующая техническая оснащённость.
Педагогический эксперимент подтвердил результативность разработанной модели для формирования исследовательских умений у обучающихся. В ходе работы было разработаны 3 экологические тропы, опубликовано 2 статьи и проведено исследования со школьниками.
Разработанные и апробированные методические условия для формирования у школьников исследовательских умений, могут быть использованы в работе туристско-краеведческого кружка, в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования.
Туристско-краеведческая деятельность является результативным средством, которое комплексно оказывает воздействие на обучение и воспитание школьников. Посещая кружок, школьники имеют большие возможности для самореализации: спорт, наука, творчество. Помимо этого, работа туристско-краеведческого кружка имеет практико-ориентированный характер, где формируется универсальные учебные действия. В познание окружающего мира используются научные методы. В связи с этим формирование исследовательских компетенций в работе туристско- краеведческого кружка будет результативным и действенным. Распространенная форма организации исследований в кружке это работа на учебно-экологических тропах. Учебная экологическая тропа - это специально организованная территория для обучения школьников в окружающей среде. На тропе может осуществляться как экскурсии с заданиями исследовательского характера, так и организовываться сами исследования. При работе кружка на тропе могут проводиться следующие исследования:
• наблюдения за погодой;
• наблюдение за растительностью родного края;
• изучение рекреационных возможностей;
• измерение скорости течения реки, глубину, расход воды;
• проводить исторические исследования.
Взаимодействие туристско-краеведческой и исследовательской деятельности в развитии обучающихся, способствует ориентированию обучения на современные образовательные результаты, которые направлены освоение не только предметного содержания, но и на метапредметные умения.
Цель дипломной работы была достигнута. В результате изучения психолого-педагогической, методической, учебной литературы, наблюдения и анализа за ходом исследования школьников на экологической тропе сделано следующее:
1. разработаны экологические тропы, задания к ним; и примеры тем исследовательских работ;
2. выделены условия, при которых формирование исследовательских умений дает оптимальный результат:
• обучающимся даны знания алгоритма для выполнения работы;
• проведены методические указания, инструктаж, консультации;
• создана соответствующая техническая оснащённость.
Педагогический эксперимент подтвердил результативность разработанной модели для формирования исследовательских умений у обучающихся. В ходе работы было разработаны 3 экологические тропы, опубликовано 2 статьи и проведено исследования со школьниками.
Разработанные и апробированные методические условия для формирования у школьников исследовательских умений, могут быть использованы в работе туристско-краеведческого кружка, в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования.



