ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1 Сущность исследовательской деятельности в образовательном процессе. 7
Е2 Методика организации исследовательской деятельности 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ КРУЖКЕ 29
2.1 Учебные тропы как инструмент для организации исследовательской
деятельности 29
2.2 Описание учебно-экологических троп Белоярского района 44
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ КРУЖКЕ 56
3.1. Апробирование условий организации исследовательской деятельности в
работе туристско-краеведческого кружка 56
3.2. Анализ результатов по применению исследовательской деятельности в
туристско-краеведческом кружке 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
В условиях перехода общеобразовательных школ на федеральный государственный образовательный стандарт перед педагогами стоит задача формирование знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих школьникам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. В реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который позволяет на каждой ступени общего образования:
• представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
• на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
• выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития обучающихся.
Деятельностная форма результатов образования, основанная на системно-деятельностном подходе, затрагивает вопросы проектирования педагогами образовательного процесса с использованием современных технологий деятельностного типа, к которым можно отнести реализацию исследовательской деятельности, в том числе во внеурочной деятельности, где основная педагогическая задача - создание и организация условий, которые инициируют действия школьников. Исследовательская деятельность обучающихся прописана в стандарте образования, которой должен овладеть каждый. Занимаясь исследованием, дети самостоятельно выбирают его направление, изучают теоретический материал, проводят эксперимент, оформляют результат.
Классно-урочная система обучения не способна в полной мере создать оптимальные условия для достижения результатов, которые требуются стандартами, в полной мере осуществить деятельностный подход в обучении, воспитании и развитии школьников, формирования у них практике- ориентированных результатов образования. Для этого требуется дополнительное время, различные формы организации практического познания школьниками окружающего мира и закономерностей его развития. Пути решения этой проблемы школы ищут за счет использования ресурсов внеурочной деятельности.
Одним из таких ресурсов является туристско-краеведческая деятельность. Туризм - это специфический вид спортивной деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. В свою очередь, краеведение - это универсальный инструмент и проверенное средство в системе духовно- нравственного воспитания, являющимся эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом. Туристско- краеведческая деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на обучение, воспитание и оздоровление школьников. В ней заложены широкие возможности для проявления творческих способностей учащихся - спортивных, научных, художественных, технических и др. Также реализуется практике-ориентированные функции общего образования, формируя универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Используются научные методы познания окружающего мира (исторический, математический, информационный, лингвистический, моделирования, экспедиционный, наблюдения, прогнозирования, детерминизма и др.), где устанавливается взаимосвязь между содержанием, технологиями, методами и формами образовательной деятельности общего и дополнительного образования.
Таким образом, осуществляемый в процессе совместной туристско- краеведческой и исследовательской деятельности по направлениям развития личности обучающихся, позволяет ориентировать обучение на новые образовательные результаты, которые отражают не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности), но и овладение исследовательскими умениями, а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся).
Объект: Исследовательская деятельность школьников.
Предмет: Методические условия организации исследовательской деятельности школьников в работе туристско-краеведческого кружка.
Цель: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования исследовательских компетенций школьников в работе туристско-краеведческого кружка.
Задачи:
• анализ педагогической литературы, нормативных документов, диссертационных исследований в области предмета исследования.
• проанализировать роль и место исследовательской деятельности школьников в работе туристско-краеведческого кружка;
• выявить и обосновать педагогические особенности и условия успешного использования исследовательской деятельности школьников в работе туристско-краеведческого кружка;
• разработать и экспериментально проверить формы организации и проведения исследования в работе кружка.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ проблемы на основе изучения психологической, педагогической, методической, учебной литературы); эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование); статистические (обработка результатов исследования).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что исследовательская деятельность школьников результативна в работе туристско-краеведческого кружка, если:
• методически обоснованы условия организации школьных исследований в туристско-краеведческом кружке;
• разработаны формы и методы организации исследовательской деятельности в работе кружка.
Научная новизна: разработаны условия и формы организации исследовательской деятельности в туристско-краеведческом кружке.
Практическая значимость - выявлены и экспериментально обоснованы условия, методы и приемы формирования исследовательских компетенций обучающихся с помощью работы туристско-краеведческого кружка. Разработаны маршруты учебных троп, к которым были составлены задания и примеры исследований. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности учителей географии и педагогов дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
• методически обоснованные условия для организации исследовательской деятельности школьников в туристско-краеведческом кружке;
• содержание, формы и методы работы туристско-краеведческого кружка в развитие исследовательских компетенций школьников;
Структура работы. Поставленные задачи определили логику и содержание работы. Материал работы изложен на 89 страницах. Она состоит из введения, 3-х глав, заключения, включает 7 рисунков, 3 таблицы, 4 приложения и список литературы, состоящий из 67 источников.
В данной работе была исследована тема «Исследовательская деятельность школьников в работе туристско-краеведческого кружка». Были рассмотрены теоретические основы исследовательской деятельности школьников; изучен педагогический опыт, накопленный по данной проблеме; проведена практическая работа, направленная на решение поставленных задач с использованием накопленного теоретического материала.
Туристско-краеведческая деятельность является результативным средством, которое комплексно оказывает воздействие на обучение и воспитание школьников. Посещая кружок, школьники имеют большие возможности для самореализации: спорт, наука, творчество. Помимо этого, работа туристско-краеведческого кружка имеет практико-ориентированный характер, где формируется универсальные учебные действия. В познание окружающего мира используются научные методы. В связи с этим формирование исследовательских компетенций в работе туристско- краеведческого кружка будет результативным и действенным. Распространенная форма организации исследований в кружке это работа на учебно-экологических тропах. Учебная экологическая тропа - это специально организованная территория для обучения школьников в окружающей среде. На тропе может осуществляться как экскурсии с заданиями исследовательского характера, так и организовываться сами исследования. При работе кружка на тропе могут проводиться следующие исследования:
• наблюдения за погодой;
• наблюдение за растительностью родного края;
• изучение рекреационных возможностей;
• измерение скорости течения реки, глубину, расход воды;
• проводить исторические исследования.
Взаимодействие туристско-краеведческой и исследовательской деятельности в развитии обучающихся, способствует ориентированию обучения на современные образовательные результаты, которые направлены освоение не только предметного содержания, но и на метапредметные умения.
Цель дипломной работы была достигнута. В результате изучения психолого-педагогической, методической, учебной литературы, наблюдения и анализа за ходом исследования школьников на экологической тропе сделано следующее:
1. разработаны экологические тропы, задания к ним; и примеры тем исследовательских работ;
2. выделены условия, при которых формирование исследовательских умений дает оптимальный результат:
• обучающимся даны знания алгоритма для выполнения работы;
• проведены методические указания, инструктаж, консультации;
• создана соответствующая техническая оснащённость.
Педагогический эксперимент подтвердил результативность разработанной модели для формирования исследовательских умений у обучающихся. В ходе работы было разработаны 3 экологические тропы, опубликовано 2 статьи и проведено исследования со школьниками.
Разработанные и апробированные методические условия для формирования у школьников исследовательских умений, могут быть использованы в работе туристско-краеведческого кружка, в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования.
1. Алексеев, С.В. Практикум по экологии [Текст]: учебное пособие С.В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996. - 192 с.
2. Афонин, А.В. Экологические тропы России [Текст] / А.В. Афонин. - М.: ПК Литфонда России, 1993. - 36 с.
3. Ашихмина, Т.Я. Экологический мониторинг [Текст]: учебно - методическое пособие / Т.Я. Ашихмина. - М.: Академический проект, 2005. - 416 с.
4. Бакланова, С.Л. Экологическая тропа: технология создания [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Л. Бакланова. - Бийск, 2007. - 63 с.
5. Бардин, К.В. Азбука туризма [Текст]: пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками / К.В. Бардин. -М.: Просвещение, 1981. - 197 с.
6. Беловолова, Е А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии [Текст] / Е.А. Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 234 с.
7. Белоярский городской округ официальный портал [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://beloyarka.com(дата обращения: 30.01.2018)
8. Бешко, Н. Экологическая тропа: методическое пособие для учителей [Текст] / Н. Бешко, К. Иботова, У. Умарходжаева. - Ташкент, 2010. -59 с.
9. Борейко, В.Е. Дорога к заповеднику [Текст] / В.Е. Борейко. - М., 1996. - 120 с.
10. Варыгина, Т.Н. Содержание, методы, результаты исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/584859/(дата обращения: 07.04.2018)
11. Васина, О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры [Текст] / О.Н. Васина, О.Н. Паномарева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С.711-713.
12. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук. - М.: Академия, 2013. - 224 с.
13. Глазырина Н.Л. Организация учебной экологической тропы [Текст] / Н.Л. Глазырина // Вестник ЧГПУ. - 2014. - №5. - С. 38-49.
14. Голованов, В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях [Текст] / В.П. Голованов. - М.: Шк.книга, 2001. - 220 с.
15. Голованов, В.П. Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля [Текст] / В.П. Голованов, С. А. Стрельникова // Теория и практика дополнительного образования, - 2010. - №9. - С.35-36.
16. Горленко, Л.М. Организация исследовательской деятельности учащихся городских школ [Текст] / Л.М. Горленко // Биология в школе. - 2009. -№9.-С. 19-22.
17. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2010. -223 с.
18. Денисова, Т.С. Творческая работа как форма организации учебной исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Т.С. Денисова // Биология в школе. - 2009. - №9. - С.45-50.
19. Дерябо, С.Д., В.А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-480 с.
20. Дрогов, И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Дрогов - М.: ФЦДЮТиК, 2008.
21. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2012. - 207 с.
22. Захлебный, А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) [Текст] / А.Н. Захлебный. -М.: Знание, 1986. - 112 с.
23. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст]: пособие для учителей / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. -М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
24. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. - Ижевск - Москва, 2001. - 105 с.
25. Исследовательские работы победителей и призеров конференции Открытие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://otkrytie.edu.yar.ru/discover/14/win2014/(дата обращения: 20.02.2018)
26. Никонова, М.А. Методика преподавания региональной географии в школе [Текст]: учебное пособие / М.А. Никонова, О.А. Бахчева, И.В. Душина. -М.: Астрель, 2003. - 188 с.
27. Калихман, А.Д. Тропы природных территорий у Байкала [Текст] / А.Д. Калихман, Т.П. Калихман, В.В. Хидекель. - Иркутск: Оттиск, 2005. - 114 с.
28. Капустин, В.Г. География Свердловской области (Часть 1: Природа региона и проблемы экологии) [Текст]: Учебное пособие по курсу «География Свердловской области» / В.Г. Капустин. - Екатеринбург, 2010. - 223 с
29. Кассир, Е. И. Учебно-исследовательская деятельность в образовательной школе [Текст]: Методические рекомендации для учителей- предметников и учащихся общеобразовательных школ по написанию исследовательской работы / Е.И. Кассир - Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский дом Учителя», 2007. - 54 с.
30. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] / М.В. Кларин. - М., 1994. - 84 с.
31. Кондратьева, К. А. Дизайн и экология культуры [Текст] / К. А. Кондратьева. - М.: Московский государственный художественно- промышленный университет им. С.Г. Строганова, 2000. - 106 с.
32. Константинов, Ю.С. Роль туристско-краеведческой деятельности воспитании, обучении и оздоровлении учащихся [Текст] / Ю.С. Константинов // Дополнительное образование. - 2000. - №11. - С.33-35.
33. Константинов, Ю.С., Педагогика школьного туризма [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 208 с.
34. Константинов, Ю.С. Организационно-педагогические условия туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Ю.С. Константинов. -М.: Логос, 2011. - 191 с.
35. Коростелёва, В.И. Сущность исследовательской деятельности [Текст] / В.И. Коростелёва // Исследовательская работа школьников. - 2011. - №2.-С. 17-40.
36. Лебедева, О.В. ФГОС школьного образования: проектирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе [Текст] / О.В. Лебедева, И.В. Гребнев // Вестник нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. -2013. -№5. - С. 106-112.
37. Леонтович, А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании [Текст] / А.В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование. - 2001. - №56. - С. 33-37.
38. Леонтьева, А.В. Проектно-исследовательская деятельность как форма развития творческого потенциала школьников [Текст] / А.В. Леонтьева // Биология в школе. - 2010. - №1. - С.53-57.
39. Маслов, А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Г. Маслов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 156 с.
40. Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mprso.midural.ru/(дата обращения: 10.02.2018)
41. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] / А.С. Обухов // Народное образование, -1999.-№10.-034-41.
42. Образцов, П.И. Методология и методы психолого¬педагогического исследования [Текст]: курс лекций / П.И. Образцов. - Орел, 2002.-291 с.
43. Огородникова, Н.В. Проектная деятельность старшеклассников [Текст] / Н.В. Огородникова //География в школе. - 2006. - №1. - С.55-61.
44. Остапец, А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся [Текст]: методические рекомендации / А.А. Остапец -М.:РМАТ, 2001.-87 с.
45. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: [Текст] пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
46. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддъяков. - М.; ПЕР СЭ-Пресс, 2006. - 22 с.
47. Понурова, В.А. Проблемный подход в обучении географии [Текст]: методическое пособие / В.А. Понурова. - М.: Просвещение, 1999. - 326 с.
48. Попова, Т.В. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних в российском обществе: история и современные реалии [Текст] / Т.В. Попова, Н.В. Быстрова // Вестник Мининского университета. - 2014. -№4.-С. 17.
49. Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А. Разагатова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2006. - № 3. - С.223-230.
50. Реймерс, Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды [Текст]: Слов. - справ./ Н.Ф. Реймерс -М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
51. Рябова, Л.Г. Исследовательская деятельность учащихся [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Режим 57 доступа:http://festival.lseptember.ru/articles/581619/(дата обращения: 13.02.2018)
52. Савенков, А.И. Как организовать эффективное исследовательское обучение в школе? [Текст] / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. -2011. -№2. - С.5-16.
53. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: [Текст] учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.
54. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. - М.: Просвещение, 2006. - 434 с.
55. Свиридова Е.М. Внеклассное занятие «Экологическая тропа» [Текст] / Е.М. Свиридова, Е.А. Романова // Эксперимент и инновации в школе. -2014. -№32. - С. 17-22.
56. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность
учащихся: [Текст] практическое пособие для работников
общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев -3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
57. Сластенина, Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя [Текст] / Е.С. Сластенина. -М.: Просвещение, 1984. - 134 с.
58. Слесарева Ю.Б. Детско-юношеский туризм в Москве: современное состояние и перспективы развития [Текст] / Ю.Б. Слесарева, Ю.У. Гуральник, А. И. Панов // Теория и практика дополнительного образования. - 2006. - №6. - С. 16-20.
59. Справочное пособие по организации поисково-
исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений [Текст] / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачёва. - Псков, 2001. - 46 с.
60. Тымко, Н. В. Интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско краеведческой деятельности детей [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Тымко; Институт содержания и методов обучения Рос. акад, образования. - Москва, 2009. - 192 с.
61. Тымко, Н.В. Организация конкурсов краеведческих исследовательских работ [Текст] / Н.В. Тымко // Вестник Академии детско- юношеского туризма и краеведения. -2015. - № 115.-С.135-149.
62. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] / Л.А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 4. - С. 14-22.
63. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии [Текст]: методическое пособие / Е.В. Тяглова. - М.: Планета, 2011. -256 с.
64. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn-80abucjiibhv9a.xn—р 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%Dl%8B/543 (дата обращения: 25.11.2017)
65. Чижова, В.П. Учебные тропы природы [Текст] / В.П. Чижова, А.В. Добров, А.Н. Захлебный. -М.: Агропромиздат, 1989. - 159 с.
66. Чижова, В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях [Текст] / В.П. Чижова - М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1997. - 128 с.
67. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей [Текст] /
Н.Б. Шумакова. - М.; Воронеж, 2004. - 120 с.