ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности речевого
развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие термина «обучение грамоте», структура, компоненты
1.3. Особенности подготовки к обучению грамоте в процессе обучения
моделированию у детей старшего дошкольного возраста 29
1.4. Анализ нормативных документов по исследуемой проблеме 34
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 44
2.1. Диагностика уровня готовности к обучению грамоте у детей
старшего дошкольного возраста 44
2.2. Комплекс мероприятий по подготовке к обучению грамоте
в процессе моделирования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Родной язык играет уникальную роль в развитии личности. Язык и язык традиционно рассматриваются в философии, психологии и образовании как «узел, в котором сходятся разные линии умственного развития: мышление, воображение, память, эмоции».
Язык - это самое важное средство общения и познания реальности, которое приносит человека к ценностям духовной культуры и является непременным условием образования и обучения. Развитие грамотной устной речи и способность отличать звуковую композицию слов в дошкольном детстве составляют основу успешного школьного образования.
Дошкольный возраст - это этап активной инкорпорации и принятия ребенком норм родного языка, формирования и развития всех аспектов языка: фонетического, лексического, грамматического, синтаксического. Изучение родного языка в дошкольном учреждении является необходимой предпосылкой для интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше начнется родной язык, тем более свободно ребенок использует его в будущем.
Исследования лингвистов, психологов, учителей позволили нам выявить предпосылки для формирования комплексного подхода к изучению языкового развития детей.
Исследования, проведенные на базе Лаборатории языкового развития Института дошкольного образования, отобрали три основные направления развития психологических и образовательных проблем в развитии языка детей дошкольного возраста, улучшения методов и содержания обучения родному языку.
Во-первых, структурные (формирование разных уровней языковой системы: фонетическая, лексическая, грамматическая);
во-вторых, функционал (формирование языковых навыков в его коммуникативной функции: развитие когерентной речи, речевого общения);
третья, когнитивная, познавательная (формирование навыков для элементарного понимания языка явлений и языка) [27, с. 245].
Существует взаимосвязь всех представленных направлений, поскольку проводятся исследования по различным аспектам языкового развития дошкольников на всех уровнях.
Теоретический анализ развития языка рассматривает следующие темы: связь между языком и языком, развитие основ языковой компетенции, взаимосвязь языка и мышления, понимание языка и языковой структуры дошкольника; Развитие языка - словесно и письменно, диалогически и монологически и их характеристики в разных типах высказываний (описание, повествование, рассуждение); Характеристика категорий и знаков текста, способы передачи предложений и частей высказывания.
По словам А.А. Леонтьева существует множество навыков в каждой речи: быстрая ориентация в условиях общения, возможность планировать вашу речь и выбирать контент, находить языковые инструменты для его передачи и предоставлять обратную связь, в противном случае общение будет неэффективным, а не ожидаемым результатом [19, с.112].
При обращении к языку дети готовятся к школе, беря за основу положения характера деятельности языка, отношения языка и мысли, роль имитации в изучении языка и языка, активную роль детей в процессе приобретение языка.
Следовательно, общее развитие языка детей является основой для чтения и письма дошкольников. Поэтому при подготовке к грамотности важно развитие всего процесса языкового развития детей в детском саду: развитие согласованного языка, словарного запаса, грамматической стороны речи, формирование звуковой культуры языка. Исследования и опыт учителей показали, что дети с хорошо развитым языком могут успешно овладеть не только грамотностью, но и всеми другими предметами.
Для обеспечения необходимой языковой подготовки для школы, конечно же, необходимо провести целенаправленную языковое обучение в классах для развития языка и других моментов режима в дошкольных учреждениях,
Готовность детей дошкольного возраста включает в себя развитие различных аспектов речи: звук, обогащение словаря, грамматическую правильность языка, выражение речи, формирование устной речи, умение рассказывать, передавать воспринимаемое в последовательной истории.
Особенно актуально это стало на современном этапе становления педагогической науки, нацеленной на поиск новых методов обучения, соответствующих запросам современных детей.
Объект исследования: процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий по подготовке к обучению грамоте в процессе моделирования.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучение основ обучения детей грамоте.
3. Определить особенности формирования основ подготовки к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ нормативных документов по методике обучению грамоте и моделированию.
5. Провести диагностику уровня сформированности основ подготовки к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста.
6. Описать комплекс мероприятий по формированию основ по подготовке к обучению грамоте в процессе моделировании.
База исследования: МАДОУ детский сад «Детство» детский сад №76.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений
Современные условия модернизации системы образования предъявляют достаточно высокие требования к речевой компетенции педагогов и детей.
Воспитатель должен хорошо ориентироваться в вопросах современных технологий, быть информационно грамотным в вопросах коммуникации и уметь комплексно, и творчески решать поставленные перед ним задачи речевого развития на высоком уровне.
Проблемами овладения, развития и совершенствования речевых процессов занимались российские и зарубежные исследователи, психологи и педагоги.
Обучение грамоте (письму и чтению) - сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Основой его является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Развитие речи в дошкольном детстве -это центральная задача современного воспитания. Становление и развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) это фундамент для усвоения родного языка.
Процесс речевого развития в дошкольном детстве органически связан с умственным развитием, интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку.
В образовательных программах дошкольных учреждений обязательным является направление речевого развития, где четко определен объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных периодах, уровень речевого развития, как модель выпускника детского сада.
В дошкольном образовании и образовательных программах прослеживается связь с ФГОС, затрагивающая различные стороны развития ребенка-дошкольника, в том числе и речевого.
Анализ содержания образовательных программ по направлению речевого развития показывает, что с основной задачей в дошкольном возрасте авторы считают качественную подготовку ребенка к школьному обучению.
В тоже время, программы оставляют выбор средств и приемов работы по речевому развитию за воспитателем, предлагая несколько своих, в том числе и моделирование. В процессе изучения данного вопроса, мы пришли к выводу, что процесс моделирования в обучении грамоте достаточно актуален и позволяет активизировать внимание детей, представить наглядно строение слогов, слов; описать характеристику звуков; графически оформить предложения и т.п. Таким образом, моделирование является психолого-педагогически обоснованным средством при обучении дошкольников грамоте.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1990. 624 с.
2. Алексеева М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях// Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. 2003. № 10. С. 27-43.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2006. 400 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для
воспитателей детского сада.М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
5. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: АСТ: Астрель, 2007. 224 с.
6. Аршавин А.Е. В королевстве звуков// Дошкольное воспитание.
2010. № 5. С. 4-9.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. 255 с.
8. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа. 2003. № 10. С. 41-44.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. М. Просвещение, 1982. 366с.
10. ГризикТ.И. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. М.: Просвещение, 2010. 198с.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академия, 1993. 76 с.
12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду[Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: 2006. 211с.
13. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. 107 с.
14. Использование моделирования при обучении грамоте детей с нарушениями речи/ [Электронный ресур]. Режим доступа: http://900igr.net/kartinka/russkij -j azyk/ispolzovanie-modelirovanij a-pri-obuchenii-gramote-detej-s-narushenijami-rechi-183588.html(дата обращения: 06.02.2018).
15. Кирейчева Е.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе / Е. Кирейчева, А. Кирейчев. К.: Пед. пресса, 2000. 98 с.
16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: УРАО, 1997. 176 с.
18. Лаврентьев В.В. Развлекательно-познавательные игры// Начальная школа. 2001. № 5. С. 14-15.
19. Леонтьев А.А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. М.: Просвещение, 1974. 112с.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Просвещение, 1983. 233с.
21. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов н/Д, 1998. 211с.
22. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (старший
дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. С. 53-54.
23. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 64 с.
24. Методика развития речи детей дошкольного возраста / [под ред. Л.Н. Федоренко, Г.А. Фомичевой, В.К. Лотарева]. М.: Просвещение, 1984. 241 с.
25. Нечаепа Н.В. Обучение грамоте. М.: Просвещение, 1994. 216 с.
26. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Под ред. В.С.Стёпина. М.: Мысль. 2001. 234 с.
27. Паклина А. В. Речевое развитие дошкольников в психолого-педагогических и лингвистических исследованиях// «Мир науки, культуры,образования». 2010. №3. С. 245-247.
28. Педагогический словарь.[Электронный ресурс]. Режим доступа: ййр://епс-&с.сош/рейадоц1с8/ОЬисйеше-Огашо1е-1192.й1ш1(дата обращения: 04.04.2017).
29. Программа «От Рождения До Школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС[Электронный ресурс]. Режим доступа:
/й11р://8ргЙ83.ейиш8ко.ги/ир1оаЙ8/3000/2486/8ес11оп/166954/Вокишеп11/о1 го7Ййеп1«а do shkoly 2014 ц.рйЦдата обращения: 04.04.2017).
30. Развитие речи и творчества/ Под ред. О.С. Ушаковой. М.: ВЛАДОС,
2011. 208с.
31. СидорчукТ.А. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений/ Т.А.Сидорчук, А.Б. Кузнецова. Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2000. 44 с.
32. Сохин Ф.А. Развитие речи детей / Ф.А. Сохин, Е. Тихеева. М.: Просвещение, 2005. 159 с.
33. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.
34. Ушакова О.С Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова,
Е.М. Струнина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 299 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерацииот 17 октября 2013 г. № 1155. М.:
Просвещение, 2014. 32 с.
36. Фимичева Т.Б. Развитие речи дошкольников / Т. Фимичева, А. Соболева. Екатеринбург, 1996. 345 с.
36. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: АПН РСФСР, 1958. 386 с.