Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию навыков этикетной речи у старшего дошкольного возраста

Работа №95974

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ 5
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития
старших дошкольников 5
1.2. Основные понятия и характеристика проблемы развития речи детей
старшего дошкольного возраста 16
1.3. Методы, формы и приёмы развития этикетной речи у детей старшего
дошкольного возраста 20
1.4. Анализ нормативных документов по исследуемой проблеме 36
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Диагностика уровня сформированной навыков этикетной речи
старших дошкольников 41
2.2. Комплекс методических мероприятий для формирования навыков
этикетной речи старших дошкольников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Главной задачей является формирование развития личности в воспитании растущего человека в современном обществе. Сегодня воспитание является главной проблемой. Формирование личности человека требует от общества осознанно организуемого улучшения концепции социального образования, преодоления традиционных, застойных, спонтанно-развитых форм. Эта практика немыслима без поддержки научно-теоретических психологических знаний о закономерностях развития ребёнка в процессе онтогенеза.
Французское слово «этикет» означает манеру поведения. К нему относятся правила вежливости и учтивости, принятые в обществе. Этикет наследует нравы абсолютно всех людей от древних до наших дней. В своей основе принципы поведения считаются всеобщими, ибо они соблюдаются представителями самых различных общественно-политических систем, которые существуют в современном обществе. Люди всех стран вносят в этикет собственные дополнения и поправки, которые обусловлены общественным строем страны, национальными обычаями и традициями, спецификой исторического строения. Ребёнок, усваивая этикетную лексику, овладевает культурно-речевыми эталонами. Введение в единую систему речевого взаимодействия дошкольника с ровесниками и окружающими взрослыми вербальных формул речевого этикета, содействует формированию коммуникативного поля и оказывает абсолютное влияние на нравственный мир ребёнка.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий по формированию навыков этикетной речи старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели, необходимо решить ряд следующих задач:
1. Обобщить и структурировать теоретический материал по теме формирование навыков этикетной речи у старших дошкольников.
2. Описать возрастные и психолого-педагогические особенности развития старших дошкольников в целом и особенности их речевого развития в частности.
3. Дать определение и охарактеризовать понятие «речевой этикет»
4. Выявить особенности реализации рассматриваемой деятельности в ФГОС и программах ДОУ.
5. Провести исследование уровня сформированной навыков этикетной речи старших дошкольников.
6. Разработать комплекс педагогических мероприятий формирования навыков этикетной речи.
База исследования: МАДОУ №190, г. Нижний Тагил.
Структура ВКР. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе мы познакомились с системой работы деятельности педагога по формированию навыков этикетной речи у старших дошкольников. Обосновали значение и роль этикетной речи в формировании коммуникации старших дошкольников на базе анализа лингвистической и психолого-педагогической литературы. Познакомились с приёмами, методами, формами развития речевого этикета такими как: образец, поощрение, разъяснение, беседа и т.д.
На наш взгляд, работа по формированию навыков этикетной речи у дошкольников может быть результативной, лишь в том случае, если использовать различные методы и примы. Например, дидактические игры, упражнения - для закрепления формул речевого этикета; сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации; театрализованные игры, для преодоления застенчивости и скованности у детей, с целью развития интонационной выразительности речи.
Формирование этикета речи у ребёнка в современном цивилизованном мире является приоритетной задачей. К речевому этикету причисляют: знакомство, обращение, привлечение внимания, признательность, приветствие, благодарность и др.
Речевая коммуникация - это аргументированный живой процесс взаимодействия между участниками общения, ориентированный на реализацию определённой целевой, жизненной установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.
Речевое общение имеет свою структуру, осуществляется между людьми, имеет свои неразрывно связанные компоненты:
- коммуникативную,
- интерактивную,
- перцептивную стороны речевого взаимодействия.
Ребёнку, который познаёт правила этикетной речи, необходимо помочь понять важность культуры речевой коммуникации, формировать умения, в зависимости от ситуации и участников общения, подбирать языковые средства, познакомить их с различными вариантами этикетных форм, воспитывать желание быть вежливым и цивилизованным человеком.
Культура речевого общения ребёнка - это выполнение им правил и норм общения со сверстниками и взрослыми, которые основаны на доброжелательности, уважении, с применением форм обращений и соответствующего словарного запаса, а также вежливое поведение в быту, общественных местах.
Речевой этикет - это система устойчивых, стереотипных, специфичных формул общения, которые приняты обществом для установления контакта собеседников, для его прерывания и поддержания.
Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в различных, стандартных ситуациях речевого общения, их несколько: извинение, приветствие, обращение и привлечение внимания, прощание, знакомство, благодарность и др.
Соблюдение этикета - это соблюдение непосредственных правил поведения. Ключевое правило: нельзя ставить человека в неудобное положение, поступать так, чтобы ему было комфортно рядом с вами. Благодаря уважению и любви к людям мы соблюдаем этикет.
Процесс формирования навыков этикетной речи у старших дошкольников будет эффективным при следующих педагогических условиях:
1. В процессе формирования этикетной речи применяются современные коммуникационные и информационные технологии;
2. Создаются педагогические ситуации, которые направлены на позитивное применение этикетной лексики в практике речевого взаимодействия старших дошкольников со сверстниками и взрослыми;
3. Педагогическое взаимодействие характеризуется коммуникативной направленностью.
Развивающая предметно-пространственная среда в плане речевого развития ребёнка организуется так, чтобы каждый воспитанник имеет возможность заниматься любимым делом. Хорошо организованная среда, в соответствие с требованием ФГОС ДО способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и удовлетворению его индивидуальных потребностей.
Ведущую роль в организации и проведении деятельности по формированию навыков этикетной речи в ДОУ, должен играть воспитатель/руководитель, который с учётом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста создаёт комфортную педагогическую среду, поощряет и направляет, готовит к усвоению правил и норм общения со сверстниками и взрослыми.



1. Азарова, О. А. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - URL: http://dohcolonoc.ru/stati/1957-psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html.(дата обращения 29.03.2018).
2. Акишина, А. А. Этикет русского письма [Текст] / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. - М. : Высшая школа, 1988. - 164 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
4. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические игры и беседы с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
5. Андреевских, И. В. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - URL:http: //nsportal. ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/08/31/vozrastnye-osobennosti-detey-starshego-doshkolnogo.(дата обращения 25.02.2017).
6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
7. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 2006. - 312 с.
8. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников [Текст]: Методическое пособие для воспитателей / О. Ю. Безгина. - М.: Мозаика- Синтез, 2004. - 40 с.
9. Безруких, М. М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.razym.ru/chelob/samorazvitie/158709-bezrukih-mm-ya-i-drugie-ya-ili-pravila-povedeniya-dlya-vseh.html(дата обращения 12.02.2018).
10. Бородич, А. М Методика развития речи детей [Текст] /
А. М. Бородич. - М. : Просвещение , 1981. - 31 с.
11. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] / О. А. Белобрыкина. - Ярославль: Акад. развития: Акад. Кя, 1998. - 239 с.
12. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение. [Текст] /
Л. П. Буева. - М. : Мысль, 1978. - 141 с.
13. Васильева-Гангнус, Л. П. Азбука вежливости [Текст] /
Л. П. Васильева-Гангнус. - М. : Педагогика, 1982. - 127 с.
14. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д : Феникс, 1999. - 466 с.
15. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988. - 328 с.
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологическое
исследование [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 416 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
18. Головин, Б. Н. Основы культуры речи. [Текст] : Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Б. Н. Головин. - 2-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 1988. - 320 с.
19. Детцова, А. В. Развитие осознания звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Детцова. - М. : Просвещение, 1953. - 80 с.
20. Драничникова, Е. А. Опыт работы «Активизация выразительности
речи детей дошкольного возраста посредством литературного рассказа» [Электронный ресурс]. - URL:http://dohcolonoc.ru/cons/1849-opyt-raboty-
aktivizatsiya-vyrazitelnosti-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-literaturnogo-rasskaza.html(дата обращения 20.02.2018).
21. Калягин, В. А. Логопсихология [Текст] : учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин. - М. : Академия, 2006. - 320 с.
22. Карпова, С. Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст] / С. Н. Карпова, В. В. Мамаева. - СПб. : Речь, 2007. - 144 с.
23. Коменский, Я. А. Материнская школа или о заботливом
воспитании юношества в первые шесть лет [Электронный ресурс] - URL: http: //www. gumer. info/bibliotek Buks/Pedago g/galag/08. php (дата
обращения 03.04.2017).
24. Курочкина, И. Н. Этикет для взрослых и детей [Текст] : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. Н. Курочкина. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.
25. Лашкова, Л. Л. К вопросу формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scienceforum.ru/2015/ 912/9671(дата обращения 12.04.2017).
26. Леонтьев, А. Н. Психология общения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Тарту, 2002. - 365 с.
27. Лурия, А. Р. Речь и мышление [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Просвещение, 1985. - 341 с.
28. Львов, М. Р. Речевое развитие человека [Текст] / М. Р. Львов // Начальная школа. - 2000. - №6. - С. 98-105.
29. Малышева, В. К. Игры и упражнения для развития речевого
дыхания [Электронный ресурс]. - URL: http ://nsportal. ru/detskiy-
sad/logopediya/2013/01/31/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechevogo-dykhaniya(дата обращения 22.02 2017).
30. Марченко, О. И. Основы риторики [Текст] : учеб. пособие для студентов / О. И. Марченко. - М. : ГАОУ ВПО МИОО, 2012. - 112 с.
31. Матвеева, Т. В. Лексическая экспрессивность в языке [Текст]: дис. канд. пед. наук: 09.00.80 / Т. В. Матвеева; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Свердловск, 1986. - 91 с.
32. Орехова, Т. А. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. -URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-
rechi/2013/10/19/razvitie-rechi-detey-starshego-doshkolno go-vozrasta (дата
обращения 03.08.2017).
33. Пекарская, И. В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических фигур русского языка [Текст] : автореф. дис. ... д-ра. филол. наук: 09.00.01 / И.В. Пекарская. - М. : 2001. - 20 с.
34. Песталоцци, И. Г. Книга для матерей [Электронный ресурс]. -
URL: https: //detectivebooks .ru/book/42128945/?page=2(дата обращения
15.01.2017).
35. Программа «Детство» 2014. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.firo.ru/wp-cpntent/uploads/2014/02/Child.pdf (дата обращения 13.01.2017).
36. Программа «Истоки» 2014. [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www. firo. ru/wp-content/uploads/2014/02/Istoki. pdf (дата обращения
23.03.2018).
37. Программа « От рождения. До Школы» под ред. Н.Е Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс]. -
URL:http://sprds3.edumsko.ru/uploads/3000/2486/section/196954/dokumenti/ot rozhdeniya do shkoly 2014-g.pdf(дата обращения 02.02.2018).
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
39. Савкова, З. В. Искусство оратора [Текст] / З. В. Савкова. - М. : Высшая школа, 2001. - 211 с.
40. Савова, М. Р. Выразительность [Текст] / М. Р. Савова //
Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / под ред.
Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. - 2-е, испр. и доп. - М. : Флинта, Наука, 1998. - 312 с.
41. Солганик, Г. Я. Язык и стиль передовой статьи [Текст] / Г. Я. Солганик. - М. : Изд-во МГУ, 1973. - 58 с.
42. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. [Текст] / под. ред. М. Н. Кожиной. - М. : Флинта, Наука, 2011. - 696 с.
43. Ушакова, О. С. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №9. - С.71-78.
44. Ушакова, Т. Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т. Н.Ушакова // Психологический журнал. -1999. - Т.20. №3. - С. 59-69.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL:http: //www.firo .ru/(дата обращения 20.07.2017).
46. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н. И. Формановская. - М. : ИКАР, 2005. - 250 с.
47. Формановская, Н. И. Употребление русского речевого этикета [Текст] / Н. И. Формановская. - М. : Русский язык, 1984. - 193 с.
48. Хазагеров, Г. Г Риторика для делового человека [Текст]: учеб. пособие / Г. Г. Хазагеров, Е. Е. Корнилова. - М.: Флинта, 2012. - 136 с.
49. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1960. - 348 с.
50. Ядешко, В. И. Развитие речи от пяти до семи [Текст] / В. И. Ядешко. - М. : Просвещение, 2006. - 95 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ